Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Советские бутерброды с ливерной колбасой, духовой оркестр и труп-манекен в атриуме театра: московская Студия театрального искусства завершила гастроли в Казани спектаклем «Самоубийца»

Советские бутерброды с ливерной колбасой, духовой оркестр и труп-манекен в атриуме театра: московская Студия театрального искусства завершила гастроли в Казани спектаклем «Самоубийца»
В Казани завершились гастроли московской Студии театрального искусства под руководством Сергея Женовача. Финальным аккордом стал спектакль «Самоубийца» по произведению Николая Эрдмана, который произвел фурор на театралов. Чем на этот раз удивил режиссер казанскую публику? Корреспондент ИА «Татар-информ» побывал на спектакле и творческой встрече с руководителем СТИ и задал ему ряд вопросов.

Бутерброды с ливерной колбасой на «кухне» советской коммуналки

Труппа Студии театрального искусства во главе с режиссером Сергеем Женовачем приехала в столицу Татарстана в рамках Международного театрального фестиваля «Европа — Россия — Азия» и федеральной программы «Большие гастроли». На суд казанских зрителей москвичи представили спектакли по произведениям Антона Чехова «Три сестры» и «Записные книжки». «Вишенкой на торте» стала постановка «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Она привела в восторг даже тех театралов, которые не любят длинные спектакли, к слову длилась она немногим более 3-х часов.

Зрители, которые уже бывали на постановках Женовача, знают, что режиссер старается удивить не только качественной театрализацией произведений – сюрпризы начинаются c атриума храма искусства. Так, на «Трех сестрах» гости попали на именины главной героини Ирины и отведали чай с вареньем и штруделем, в антракте на «Записных книжках» их угостили мороженым.

Спектакль «Самоубийца» не стал исключением – пришедшие на постановку театралы попали на кухню советской коммуналки. На этот раз им предложили перекусить бутербродами со сливочным маслом или ливерной колбасой, которая впоследствии стала камнем преткновения между главными героями. «Маша, ты спишь? У нас от обеда ливерной колбасы не осталось», - вопрошал Семен Подсекальников, роль которого исполнил молодой актер Вячеслав Евлантьев. «А это для кого? А нам можно?», - удивлялись те зрители, которые еще не знакомы с творчеством режиссера. Их заботливо консультировали уже вкусившие театральных яств: «Конечно, это для нас! У Женовача перед каждым спектаклем так».

Старые двери для декорации собирали по всей стране

Отужинав, подготовившись к трехчасовому спектаклю, гости отправились в зрительный зал. Их внимание сразу привлекла декорация, занимавшая все пространство авансцены – массивная конструкция из старых дверей с потертыми ручками, закрашенными краской стеклами и скрипящими замками окунала в атмосферу суровой советской действительности.

Двери, ровно, как и березы в «Трех сестрах», вызвали массу вопросов у театралов. Зрители интересовались их количеством и происхождением. По словам Сергея Женовача, все они настоящие, у каждой был свой владелец.

«Наш художник Александр Боровский специально собирал по всей России эти старые обшарпанные двери, все они настоящие», — отметил режиссер «Самоубийцы».

Чтобы ответить на вопрос интересующихся зрителей, корреспондент «Татар-информ» подсчитал количество дверей – ровно 24. То и дело из-за них слышались ругань, перешептывание и даже аутентичные звуки туалетной комнаты, которые вызвали волну смеха в зрительном зале. Да, режиссер предусмотрел даже такие интимные подробности – из-за двери сортира периодически вылетала бабка, держащая в руке сиденье от унитаза, а иногда зрители лицезрели сидящего на нем мужчину со свежим номером газеты «Известия» в руках.

Помимо дверей декораций на сцене почти не было, лишь старые табуреты, металлический ушат с водой и неугодный фикус, который то и дело впопыхах роняла неугомонная теща Подсекальникова Серафима Ильинична. Однако за каждой дверью скрывался маленький мир того или иного персонажа.

Духовой оркестр развлекал зрителей в антракте «Самоубийцы»

Все первое действие, которое длилось около двух часов, зрители смеялись и плакали вместе с актерами, удивлялись и восхищались. Спектакль продолжился и во время антракта. Женовач снова приготовил сюрприз для казанцев – в фойе театра их встретил оркестр. Театралы снимали его на видео, однако танцевать под заводную музыку никто так и не решился. «Эх, жаль, что мужчин здесь мало, и никто не приглашает на танец. А так хочется потанцевать, музыка красивая», - обратилась к корреспонденту одна из пришедших на постановку дам.

Внимательные зрители заметили, что оркестр по большей части состоял из духовых музыкальных инструментов, и нашли в этом некий символизм – провели параллель между названием «Самоубийца» и вспомнили, что «духовиков» принято приглашать на похоронные процессии.

Оркестр не только развлекал зрителей во время перерыва, но и сопровождал актеров на протяжении всего спектакля. Кстати, в постановке прозвучал и всем известный «Траурный марш» из Сонаты №2 Фредерика Шопена. По большей части благодаря этому произведению и возникли параллели между духовыми оркестрами и похоронами, на которых оно часто звучит. Кстати, стать частью музыкального коллектива и научиться играть на трубе пытался и главный герой Семен Подсекальников. Духовой инструмент ему достался не бутафорский, а самый настоящий. Сцена, в которой он разучивает гамы и пытается выдуть звук, прикладывая на язык отобранные у притаившегося в туалетной комнате мужчины «Известия», вызвала в зале волну смеха.

Гроб на сцене и труп «Самоубийцы» в атриуме театра

Во втором действии зал все также был полон и нисколько не поредел. Зрители жаждали увидеть продолжение и были готовы сидеть до конца спектакля. Следующие 75 минут театралы провели в напряжении – они переживали за Семена Семеновича, который то и дело пытался застрелиться. За дверью раздался выстрел… «Ах!», - вздохнули зрители и с замиранием сердца ждали, что герой окажется жив. «Ух!», - выдохнули они, увидев Подсекальникова в добром здравии. Но не тут-то было – вот уже официанты несут бездыханное тело героя. Зал снова напрягся, однако уже через пару минут засмеялся – Семен Семенович был пьян. Сцены следовали одна за другой, держа зрителей в тонусе.

Больше всего театралов заставил переживать появившийся на сцене гроб. Незадолго до конца спектакля дверь, за которой он был установлен, выдвинулась вперед к краю сцены. В гробу лежал Подсекальников в классическом костюме, заботливо отглаженном тещей и женой. Вокруг него собралась похоронная процессия, оплакивавшая «покойника». Но плакали по усопшему недолго – Семен Семенович оказался цел и невредим. Вдруг из зала послышалось: «Федя Питунин застрелился!». Имя героя, кстати, упоминается единожды за спектакль.

Зал долго рукоплескал актерам, не желая отпускать их со сцены, а те скромно улыбались, обрадованные теплым приемом казанцев. Казалось бы, на этом все должно было закончиться. Зрители вышли из зала, как вдруг кто-то воскликнул: «Смотрите, здесь труп!». Толпа кинулась в фойе и увидела, как за столом сидел тот самый «Самоубийца» с револьвером в окружении хмельных напитков и разорванных в клочья «Известий». Манекен издалека выглядел как настоящий.

Сергей Женовач: «В Казани чуткие зрители и душевная атмосфера»

Театралы высоко оценили игру Вячеслава Евлантьева, исполнявшего главную роль. Он выкладывался на столько, что в первых рядах было видно капли пота, стекавшие по вискам молодого актера. А во время заключительного монолога из налитых кровью глаз и вовсе покатились слезы. К слову, Евлантьев известен не только своими театральными ролями. За свою, пока еще небольшую карьеру, он отметился и в различных кинокартинах. Так, одна из самых известных ролей Вячеслава – Макар в сериале «Восьмидесятые». В «Самоубийце» сыграли и другие известные актеры: Алексей Вертков, исполнивший роли в более 50-и различных российских фильмах, Григорий служитель – написал ставший бестселлером роман «Дни Савелия», опытный актер Сергей Качанов, сын российского артиста Сергея Пускепалиса Глеб и многие другие.

В завершении гастролей актеры московской Студии театрального искусства и лично Сергей Женовач поблагодарили казанцев за гостеприимство и отметили, что гастроли получились «невероятными». Режиссер также выразил благодарность КАРБДТ им. Качалова, на сцене которого труппа провела целую неделю.

«Здесь чуткие зрители, которые открыто воспринимают [спектакли]. Смешно – они смеются, грустно – они грустят. Здесь душевная атмосфера, играется очень легко. Вы сами видите, что артисты играют в радость и отдаются зрителям», - заключил режиссер СТИ.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Сергей Васильевич Женовач - художественный руководитель «Студии театрального искусства», художественный руководитель-директор Московского художественного театра им.А.П.Чехова, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств России, профессор, завкафедрой режиссуры РАТИ-ГИТИС - о нашем театре, о гастролях "Студии театрального искусства" @sti_theatre на нашей сцене, о казанских зрителях #театр #казань #годтеатра #годтеатравроссии #татарстан #театральнаяказань #качаловский #качалов #актер #артист #казанскаяафиша #кудапойтивказани #казань2019 #деньтеатра #настроениекачаловский #казань #татарстан #афишаказань #афишаказани

Публикация от ТЕАТР имени В.И. Качалова (@teatrkachalov)

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев