«У нас почему-то не принято “провожать” спектакль»
– Зульфия, в последнее время вы не так часто появляетесь на сцене Тинчуринского…
– Согласна. И роли вроде есть, два года назад с режиссером Резедой Гариповой выпустили спектакль «В третьей комнате живет собака». Я исполнила одну из главных ролей. Только вот уже два сезона мы этот спектакль не играем, поэтому хочу заметить: у нас почему-то не принято объявлять, что спектакль идет в последний раз. Я не знаю, буду ли еще играть эту роль, и каждый месяц с надеждой жду, что он появится в афише. В Камаловском театре, например, принято объявлять, что спектакль сходит с репертуара. И зритель знает, и может напоследок сходить, «попрощаться» со спектаклем, и артистам легче, не надо надеяться и ждать, как я сейчас это делаю. Получаются своеобразные красивые «проводы» спектакля.
– А вам не сообщают? И вы все ждете?
– Да, например, так получилось и со спектаклем «Угасшие звезды». Я прождала его несколько сезонов…
– Сколько всего ролей вы сыграли в театре?
– С нашим главным режиссером Рашидом Загидуллиным восемь лет назад выпустили «Ночь горит в костре». Затем Резеда Гарипова порадовала меня тремя ролями: в спектаклях «Озелгэн яфраклар» («Листопад»), «Скрытые следы» и «В третьей комнате живет собака». Первые два спектакля, слава богу, еще идут хотя бы по одному разу в месяц. А если третий захотят вернуть, я думаю, его нам с коллегами придется начать учить заново (улыбается).
– Это очень мало. В чем же дело?
– Знаете, в чем, я думаю, причина?! Давно хотела затронуть эту тему, думаю, сейчас могу сказать: в нашем театре в определенный период прервалась преемственность поколений. Мы молодыми учились у артистов старшего поколения. Относились к ним с огромным уважением. И сейчас я сама лично к старшим коллегам отношусь с восхищением и почтением.
«Деньги не были главной целью»
– 4 июня вы представили зрителю спектакль «Нэзер» («Обет»), в котором кроме вас заняты Рустам Гайзуллин, Гульчачак и Ирек Хафизовы. Вы все артисты Тинчуринского театра, но премьера прошла в ДК им. Ленина. Это был какой-то специальный проект, с участием всего четырех актеров?
– Да, это новый формат не только для нашего театра, в других театрах тоже проектов такого типа еще не делали. Мы пришли к директору театра и сказали, что хотели бы представить нашу идею министру культуры. Ирада Хафизяновна (Аюпова, глава Минкульта РТ. – Ред.) встретила нас очень доброжелательно и с вниманием выслушала.
– Получилось так, как вы задумали? Вы довольны своей работой?
– Да, и зрителю понравилось. Когда долгое время сидишь без роли, начинаешь сомневаться в своих творческих возможностях. А после этого проекта сомнения улетучились, стало как-то легко. Самое главное – мы сами остались довольны. В нашей команде были настоящие профессионалы. И эту команду мы собрали сами, нашли танцоров, художника по свету, художника-постановщика, композитора, вплоть до режиссера.
– Почему именно четыре актера?
– У нас были общие взгляды, и всем нам хотелось создать этот проект. Поговорили, обсудили. Нашли пьесу для четырех актеров, позвали режиссера Зиннура Сулейманова. Главное – желание! Приходилось и по ночам работать.
– Зиннур Сулейманов для вас человек новый. Не сложно было с ним работать?
– Зиннур профессионал. Режиссер должен чувствовать каждого артиста. Раскрыть образ и артиста – это не так-то легко. Для Зиннура также важно и мнение артиста. Он нас услышал, смог изучить наш внутренний мир и раскрыть нас. Если артист входит в роль и начинает в ней жить, значит, режиссер на высоком уровне выполнил свою задачу. Он, словами героини пьесы Магиры, сумел «заново зажечь наш тлеющий костер».
– Роли сами распределяли?
– Да, и это было совсем нетрудно. По сюжету один из героев больной и истощенный возвращается с войны, отбыв 15 лет в лагерях. Значит, он должен быть худым, даже немного истощенным. Рустам Гайзуллин сразу полушутя-полусерьезно заявил, что до премьеры похудеть не сможет. И все встало на свои места. А что касается моей роли и роли, которую исполняет Гульчачак, тут решающим фактором было владение ей татарским языком в совершенстве. В ее роли больше текста. Вот так. Конечно, учитывалось и мнение режиссера. Он согласился, что роли распределены правильно.
– Смогли заработать на этом проекте?
– Заработанные средства покрыли расходы. В новом сезоне планируем выехать на гастроли. То есть мы еще надеемся на доходы от проекта и что он у нас будет продолжительным и успешным. Хотя мы спектакль показали всего один раз, он вызвал у зрителя большой интерес.
– Почему премьера прошла не на сцене Тинчуринского?
– У театра свои спектакли, не нашлось свободного дня. Репетиции вообще шли в другом здании. Но мы, конечно же, хотели бы показать этот спектакль на сцене нашего родного Тинчуринского театра.
«Мудрая женщина не будет давить на то, что больше работает»
– Зульфия, я знаю, что вы получили профессию психолога. Почему именно психология?
– Ни разу не пожалела, что отучилась на психолога. Поняла многие вещи, которые полезно знать и можно применить в жизни. Сегодня люди осознают, что наряду с физическим здоровьем надо заботиться и о ментальном, духовном здоровье. В сорок лет многие переживают кризис. Я тоже прошла через это. Сейчас у меня всё на своих местах.
– Как у вас лично проявлялся этот кризис?
– Появилось чувство неудовлетворения в работе, выступления с группой стали реже, и во внешности моей начали происходить изменения, а это тоже важно для женщины. До сорока человек живет в надежде осуществить свои мечты, строит планы. А после сорока уже понимает, что от каких-то желаний придется отказаться, что-то он уже не в силах выполнить.
– От чего отказались вы, например?
– Например, не стала оперной певицей. Даже в консерваторию поступала, но, видимо, не судьба.
– Вы говорите, всё на своих местах. А что для вас на первом месте?
– Я сегодня точно знаю, что у меня важно в жизни. На первом месте – семья. Раньше старалась на первое место ставить всё подряд – думала, что всё успею… Как учит наука психология, на первом месте должна быть ты сама. Это – правильно. Если человек сам о себе не заботится, не любит себя, отношение остальных к тебе будет такое же. И мужчины себя должны ставить на первое место. Для женщины на втором месте – муж, а у мужей на втором месте – работа. Женщина должна хранить тепло внутри семьи, а мужчина отвечает за внешнюю среду.
– Муж разделяет вашу точку зрения?
– Поначалу мы спорили. Я как большинство женщин, говорила ему, что работаю так же, как и он, и почему же я еще и дома после работы должна трудиться – убирать, за детьми ухаживать, готовить и так далее. Но потом я поняла: не надо всю энергию оставлять на работе. Женщина должна тратить свою энергию в семье.
– Сегодня есть и такие семьи, где женщины работают больше мужчин.
– Если такое нравится им обоим, пусть живут. Каждая семья – отдельный мир. Мое представление может не совпадать с их взглядами.
– Вы когда-нибудь зарабатывали больше мужа?
– Было. Мудрая женщина никогда не станет давить на то, что зарабатывает больше. Если об этом все время говорить, это убьет в мужчине желание быть мужчиной. Я этого не показывала. Я могла за один раз принести домой 50 тысяч гонорара. Мой муж Талгат работает режиссером по свету. Он стабильно приносит деньги, а у меня сегодня есть, завтра нет. Хочу отметить, что Талгата как профессионала уважают все казанские артисты, даже московские рады, когда им приходится с ним работать.
«Зу-Ляй-Ля» не распалась
– Почему выступлений у группы стало меньше?
– Я осталась перед выбором: или театр, или группа. «Зу-Ляй-Ля» не распалась, просто я ушла из филармонии. Мы и сегодня выступаем, вот недавно съездили на Европейский Сабантуй в Эстонии. Моя основная работа в театре Тинчурина, а в группе я вне основной работы. Девчонки (солистки трио Лейсан Закирова и Лейсан Махмутова. – Ред.) работают в казанской городской филармонии, поэтому на мероприятиях филармонии поют вдвоем.
– Вы дружны между собой?
– Да, все хорошо. Пусть и не каждый день встречаемся, во время концертов мы очень дружны.
«Парней особо к себе не подпускала»
– С мужем вы уже двадцать лет. Были тяжелые моменты?
– Нет, тяжелых моментов не было, мой муж человек очень терпеливый и выдержанный. Я никогда к Талгату не относилась слишком жестко. Женщина часто чувствует себя жертвой и начинает слишком многого ожидать от мужа. Женился – должен сделать меня счастливой. Это неправильно. Расцветет семья или распадется – всё в руках женщины. Делать вид, что ты сильнее мужа, – это вообще глупость.
– Вы согласны, что сегодня женщины слишком самостоятельные?
– Согласна, и мне кажется, большинство из них лишены женского счастья. Потому что сильные женщины, они в глубине души слабые, и они это скрывают. Находить мужчину им трудно, потому что мужчины боятся сильных женщин.
– Вы старше мужа на семь лет. Не пугала разница в возрасте? Вам не пришлось казаться сильнее мужа уже даже из-за этого факта?
– Сначала я постоянно напоминала Талгату, что я старше. А однажды он стукнул по столу и сказал: «С этого момента тему закрываем». С тех пор прошло 20 лет. Серьезность человека не зависит от возраста. Надо сказать: с первого поцелуя я поняла, что это мой человек. До сих пор рядом с мужем чувствую себя немного глупой прекрасной девушкой.
– До двадцати шести лет не встретили свою любовь?
– В двадцать шесть лет я уже дала себе обещание не выходить замуж. Я думала, что никто мне не подходит. Решила, что полностью надо посвятить себя искусству. А что касается любви, я никогда парней особо к себе не подпускала. Уже с первой встречи понимала, что человек мне не подходит.
– Парни предлагали просто «погулять»?
– Да, были и такие случаи. Кому-то, возможно, только это и было нужно. Понимаю, к чему вопрос. Я не была беспутной. Я была гордой, мужчинам открывалась не сразу. Понимала, что не мое, – с парнем тут же прощалась.
«Спасались сиропом для попкорна за 3 рубля 40 копеек»
– Считается, что артисты сейчас люди богатые…
– Это стереотип. После того как поженились, мы с Талгатом сначала жили у моих родителей. А потом семь лет в общежитии. У нас был только никах, и когда пришли заселяться в общежитие, нам сказали, что мы разного пола и нам не положено жить в одной комнате. Тут мы побежали писать заявление. Через месяц расписались. Свадьбу не справляли.
– Не захотели надеть свадебное платье?
– Мы, артисты, и так всю жизнь в разных нарядах, поэтому особого желания не было.
– А когда уже стали жить… Без денег иногда приходилось сидеть?
– Да, были времена, когда питались сиропом для попкорна за 3 рубля 40 копеек. Пачку масла должны были растянуть на неделю. Но сейчас всё по-человечески, спасибо Всевышнему.
– Вы живете в городе?
– Да, двенадцать лет назад купили двухкомнатную квартиру в ипотеку. И земля у нас есть. Наверное, уже знаете: когда погиб мой младший брат, мы вырастили его дочь. Как многодетная семья мы получили землю.
– Муж не возражал против приемного ребенка?
– Нет, еще одно великое качество мужа – он человек с большим сердцем. Мой муж полностью поддержал меня.
«Человек сам усложняет свою жизнь»
– Вы любите жизнь?
– Да, но чтобы понять, что надо любить жизнь, окружающий тебя мир, людей, понадобилось долгое время. Не надо жить в жалости к себе. Войдешь в состояние жертвы – начнешь на всё жаловаться. Надо любить себя, людей, мир. Надо красиво одеваться, угощать себя, баловать.
– Но не у всех есть деньги на красивую одежду…
– Надо работать, стараться. Если ты любишь мир, мир тоже тебе улыбнется. Жизнь, она сама по себе простая, только человек ее усложняет.
– Вы верующий человек?
– Верю и поклоняюсь. Долго не могла забеременеть вторым ребенком, поэтому решила подержать уразу. Через два месяца после месяца поста забеременела.
– Бывают желающие испортить вам настроение?
– Есть, но я стараюсь их не замечать. Негативных людей рядом не держу. Стараюсь скорее отдалиться от них. Объясню на примере: вот есть мухи и есть пчелы. Первые обычно летают ближе к земле, их привлекает грязь, а цветов они даже не видят. А пчелы садятся только на прекрасные цветы. И люди так же: надо просто уметь видеть красоту.
Нет комментариев-