Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Солистка «Зу-Ляй-Ля» Зульфия Валеева: «После долгих лет мой костер творчества вновь загорелся»

Солистка «Зу-Ляй-Ля» Зульфия Валеева: «После долгих лет мой костер творчества вновь загорелся»
Солистка легендарного музыкального трио «Зу-Ляй-Ля», актриса театра Тинчурина Зульфия Валеева в интервью ИА «Татар-информ» рассказала о созданном вместе с единомышленниками новом вдохновляющем театральном проекте, опыте получения профессии психолога и о том, как научиться видеть хорошее и избегать негатива в жизни.

«У нас почему-то не принято “провожать” спектакль»

– Зульфия, в последнее время вы не так часто появляетесь на сцене Тинчуринского…

Согласна. И роли вроде есть, два года назад с режиссером Резедой Гариповой выпустили спектакль «В третьей комнате живет собака». Я исполнила одну из главных ролей. Только вот уже два сезона мы этот спектакль не играем, поэтому хочу заметить: у нас почему-то не принято объявлять, что спектакль идет в последний раз. Я не знаю, буду ли еще играть эту роль, и каждый месяц с надеждой жду, что он появится в афише. В Камаловском театре, например, принято объявлять, что спектакль сходит с репертуара. И зритель знает, и может напоследок сходить, «попрощаться» со спектаклем, и артистам легче, не надо надеяться и ждать, как я сейчас это делаю. Получаются своеобразные красивые «проводы» спектакля.

А вам не сообщают? И вы все ждете?

Да, например, так получилось и со спектаклем «Угасшие звезды». Я прождала его несколько сезонов…

Сколько всего ролей вы сыграли в театре?

С нашим главным режиссером Рашидом Загидуллиным восемь лет назад выпустили «Ночь горит в костре». Затем Резеда Гарипова порадовала меня тремя ролями: в спектаклях «Озелгэн яфраклар» («Листопад»), «Скрытые следы» и «В третьей комнате живет собака». Первые два спектакля, слава богу, еще идут хотя бы по одному разу в месяц. А если третий захотят вернуть, я думаю, его нам с коллегами придется начать учить заново (улыбается).

Это очень мало. В чем же дело? 

– Знаете, в чем, я думаю, причина?! Давно хотела затронуть эту тему, думаю, сейчас могу сказать: в нашем театре в определенный период прервалась преемственность поколений. Мы молодыми учились у артистов старшего поколения. Относились к ним с огромным уважением. И сейчас я сама лично к старшим коллегам отношусь с восхищением и почтением.


«Деньги не были главной целью»

– 4 июня вы представили зрителю спектакль «Нэзер» («Обет»), в котором кроме вас заняты Рустам Гайзуллин, Гульчачак и Ирек Хафизовы. Вы все артисты Тинчуринского театра, но премьера прошла в ДК им. Ленина. Это был какой-то специальный проект, с участием всего четырех актеров?

Да, это новый формат не только для нашего театра, в других театрах тоже проектов такого типа еще не делали. Мы пришли к директору театра и сказали, что хотели бы представить нашу идею министру культуры. Ирада Хафизяновна (Аюпова, глава Минкульта РТ. – Ред.) встретила нас очень доброжелательно и с вниманием выслушала.

Получилось так, как вы задумали? Вы довольны своей работой?

Да, и зрителю понравилось. Когда долгое время сидишь без роли, начинаешь сомневаться в своих творческих возможностях. А после этого проекта сомнения улетучились, стало как-то легко. Самое главное – мы сами остались довольны. В нашей команде были настоящие профессионалы. И эту команду мы собрали сами, нашли танцоров, художника по свету, художника-постановщика, композитора, вплоть до режиссера.

Почему именно четыре актера?

У нас были общие взгляды, и всем нам хотелось создать этот проект. Поговорили, обсудили. Нашли пьесу для четырех актеров, позвали режиссера Зиннура Сулейманова. Главное – желание! Приходилось и по ночам работать.

Зиннур Сулейманов для вас человек новый. Не сложно было с ним работать?

Зиннур профессионал. Режиссер должен чувствовать каждого артиста. Раскрыть образ и артиста – это не так-то легко. Для Зиннура также важно и мнение артиста. Он нас услышал, смог изучить наш внутренний мир и раскрыть нас. Если артист входит в роль и начинает в ней жить, значит, режиссер на высоком уровне выполнил свою задачу. Он, словами героини пьесы Магиры, сумел «заново зажечь наш тлеющий костер».

Роли сами распределяли?

Да, и это было совсем нетрудно. По сюжету один из героев больной и истощенный возвращается с войны, отбыв 15 лет в лагерях. Значит, он должен быть худым, даже немного истощенным. Рустам Гайзуллин сразу полушутя-полусерьезно заявил, что до премьеры похудеть не сможет. И все встало на свои места. А что касается моей роли и роли, которую исполняет Гульчачак, тут решающим фактором было владение ей татарским языком в совершенстве. В ее роли больше текста. Вот так. Конечно, учитывалось и мнение режиссера. Он согласился, что роли распределены правильно.

Смогли заработать на этом проекте?

Заработанные средства покрыли расходы. В новом сезоне планируем выехать на гастроли. То есть мы еще надеемся на доходы от проекта и что он у нас будет продолжительным и успешным. Хотя мы спектакль показали всего один раз, он вызвал у зрителя большой интерес.

Почему премьера прошла не на сцене Тинчуринского?

У театра свои спектакли, не нашлось свободного дня. Репетиции вообще шли в другом здании. Но мы, конечно же, хотели бы показать этот спектакль на сцене нашего родного Тинчуринского театра.


«Мудрая женщина не будет давить на то, что больше работает»

– Зульфия, я знаю, что вы получили профессию психолога. Почему именно психология?

Ни разу не пожалела, что отучилась на психолога. Поняла многие вещи, которые полезно знать и можно применить в жизни. Сегодня люди осознают, что наряду с физическим здоровьем надо заботиться и о ментальном, духовном здоровье. В сорок лет многие переживают кризис. Я тоже прошла через это. Сейчас у меня всё на своих местах.

Как у вас лично проявлялся этот кризис?

Появилось чувство неудовлетворения в работе, выступления с группой стали реже, и во внешности моей начали происходить изменения, а это тоже важно для женщины. До сорока человек живет в надежде осуществить свои мечты, строит планы. А после сорока уже понимает, что от каких-то желаний придется отказаться, что-то он уже не в силах выполнить.

От чего отказались вы, например?

Например, не стала оперной певицей. Даже в консерваторию поступала, но, видимо, не судьба.

Вы говорите, всё на своих местах. А что для вас на первом месте?

Я сегодня точно знаю, что у меня важно в жизни. На первом месте – семья. Раньше старалась на первое место ставить всё подряд – думала, что всё успею… Как учит наука психология, на первом месте должна быть ты сама. Это – правильно. Если человек сам о себе не заботится, не любит себя, отношение остальных к тебе будет такое же. И мужчины себя должны ставить на первое место. Для женщины на втором месте – муж, а у мужей на втором месте – работа. Женщина должна хранить тепло внутри семьи, а мужчина отвечает за внешнюю среду.

Муж разделяет вашу точку зрения?

Поначалу мы спорили. Я как большинство женщин, говорила ему, что работаю так же, как и он, и почему же я еще и дома после работы должна трудиться – убирать, за детьми ухаживать, готовить и так далее. Но потом я поняла: не надо всю энергию оставлять на работе. Женщина должна тратить свою энергию в семье.

Сегодня есть и такие семьи, где женщины работают больше мужчин.

Если такое нравится им обоим, пусть живут. Каждая семья – отдельный мир. Мое представление может не совпадать с их взглядами.

Вы когда-нибудь зарабатывали больше мужа?

Было. Мудрая женщина никогда не станет давить на то, что зарабатывает больше. Если об этом все время говорить, это убьет в мужчине желание быть мужчиной. Я этого не показывала. Я могла за один раз принести домой 50 тысяч гонорара. Мой муж Талгат работает режиссером по свету. Он стабильно приносит деньги, а у меня сегодня есть, завтра нет. Хочу отметить, что Талгата как профессионала уважают все казанские артисты, даже московские рады, когда им приходится с ним работать.

«Зу-Ляй-Ля» не распалась

– Почему выступлений у группы стало меньше?

Я осталась перед выбором: или театр, или группа. «Зу-Ляй-Ля» не распалась, просто я ушла из филармонии. Мы и сегодня выступаем, вот недавно съездили на Европейский Сабантуй в Эстонии. Моя основная работа в театре Тинчурина, а в группе я вне основной работы. Девчонки (солистки трио Лейсан Закирова и Лейсан Махмутова. – Ред.) работают в казанской городской филармонии, поэтому на мероприятиях филармонии поют вдвоем.

Вы дружны между собой?

Да, все хорошо. Пусть и не каждый день встречаемся, во время концертов мы очень дружны.

«Парней особо к себе не подпускала»

– С мужем вы уже двадцать лет. Были тяжелые моменты?

Нет, тяжелых моментов не было, мой муж человек очень терпеливый и выдержанный. Я никогда к Талгату не относилась слишком жестко. Женщина часто чувствует себя жертвой и начинает слишком многого ожидать от мужа. Женился – должен сделать меня счастливой. Это неправильно. Расцветет семья или распадется – всё в руках женщины. Делать вид, что ты сильнее мужа, – это вообще глупость.

Вы согласны, что сегодня женщины слишком самостоятельные?

Согласна, и мне кажется, большинство из них лишены женского счастья. Потому что сильные женщины, они в глубине души слабые, и они это скрывают. Находить мужчину им трудно, потому что мужчины боятся сильных женщин.

Вы старше мужа на семь лет. Не пугала разница в возрасте? Вам не пришлось казаться сильнее мужа уже даже из-за этого факта?

Сначала я постоянно напоминала Талгату, что я старше. А однажды он стукнул по столу и сказал: «С этого момента тему закрываем». С тех пор прошло 20 лет. Серьезность человека не зависит от возраста. Надо сказать: с первого поцелуя я поняла, что это мой человек. До сих пор рядом с мужем чувствую себя немного глупой прекрасной девушкой.

До двадцати шести лет не встретили свою любовь?

В двадцать шесть лет я уже дала себе обещание не выходить замуж. Я думала, что никто мне не подходит. Решила, что полностью надо посвятить себя искусству. А что касается любви, я никогда парней особо к себе не подпускала. Уже с первой встречи понимала, что человек мне не подходит.

Парни предлагали просто «погулять»?

Да, были и такие случаи. Кому-то, возможно, только это и было нужно. Понимаю, к чему вопрос. Я не была беспутной. Я была гордой, мужчинам открывалась не сразу. Понимала, что не мое, – с парнем тут же прощалась.

«Спасались сиропом для попкорна за 3 рубля 40 копеек»

– Считается, что артисты сейчас люди богатые…

Это стереотип. После того как поженились, мы с Талгатом сначала жили у моих родителей. А потом семь лет в общежитии. У нас был только никах, и когда пришли заселяться в общежитие, нам сказали, что мы разного пола и нам не положено жить в одной комнате. Тут мы побежали писать заявление. Через месяц расписались. Свадьбу не справляли.

Не захотели надеть свадебное платье?

Мы, артисты, и так всю жизнь в разных нарядах, поэтому особого желания не было.

А когда уже стали жить… Без денег иногда приходилось сидеть?

Да, были времена, когда питались сиропом для попкорна за 3 рубля 40 копеек. Пачку масла должны были растянуть на неделю. Но сейчас всё по-человечески, спасибо Всевышнему.

Вы живете в городе?

Да, двенадцать лет назад купили двухкомнатную квартиру в ипотеку. И земля у нас есть. Наверное, уже знаете: когда погиб мой младший брат, мы вырастили его дочь. Как многодетная семья мы получили землю.

Муж не возражал против приемного ребенка?

Нет, еще одно великое качество мужа – он человек с большим сердцем. Мой муж полностью поддержал меня.


«Человек сам усложняет свою жизнь»

– Вы любите жизнь?

Да, но чтобы понять, что надо любить жизнь, окружающий тебя мир, людей, понадобилось долгое время. Не надо жить в жалости к себе. Войдешь в состояние жертвы – начнешь на всё жаловаться. Надо любить себя, людей, мир. Надо красиво одеваться, угощать себя, баловать.

Но не у всех есть деньги на красивую одежду…

Надо работать, стараться. Если ты любишь мир, мир тоже тебе улыбнется. Жизнь, она сама по себе простая, только человек ее усложняет.

Вы верующий человек?

Верю и поклоняюсь. Долго не могла забеременеть вторым ребенком, поэтому решила подержать уразу. Через два месяца после месяца поста забеременела.

Бывают желающие испортить вам настроение?

Есть, но я стараюсь их не замечать. Негативных людей рядом не держу. Стараюсь скорее отдалиться от них. Объясню на примере: вот есть мухи и есть пчелы. Первые обычно летают ближе к земле, их привлекает грязь, а цветов они даже не видят. А пчелы садятся только на прекрасные цветы. И люди так же: надо просто уметь видеть красоту.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев