Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Согласовать гастроли, расширить репертуар, Салавата – в председатели!»: артисты татарской эстрады хотят объединиться в профессиональный творческий союз

«Согласовать гастроли, расширить репертуар, Салавата – в председатели!»: артисты татарской эстрады хотят объединиться в профессиональный творческий союз
Могут ли артисты татарской эстрады объединиться в свой собственный профессиональный союз? Для чего необходима такая организация, нужна ли артистам «крыша»? Это облегчит им жизнь или, напротив, контроль государства создаст дополнительные проблемы? Тему обсуждали известные эстрадные исполнители на круглом столе в ИА «Татар-информ».

На встречу пришли народная артистка Татарстана Зайнаб Фархетдинова, заслуженные артисты РТ ИлСаф, Фирдус Тямаев, заслуженный артист Республики Башкортостан Ришат Тухватуллин, а также популярные татарские исполнители Ризат Рамазанов, Ильвина, Лилия Хайруллина.

О необходимости создать объединение работников татарской эстрадной сцены заговорили после интервью Ришата Тухватуллина ИА «Татар-информ», где артист высказал предположение, что появление такой организации позволило бы артистом сообща решать многие вопросы. Какого мнения его коллеги?


«Надо настроить график гастролей»

Ришат Тухватуллин: 

– Насколько я знаю, у поэтов есть свое сообщество, они всегда на связи в Ватсапе, вместе обсуждают и решают общие вопросы. Я считаю, что нам тоже стоит объединиться.

Хочу, чтобы все правильно понимали: речь не идет о том, чтобы контролировать артистов. Это надо, чтобы объединить усилия в решении проблем. А те, что не в нашей компетенции, доносить до государственного уровня.

Объединение положительно сказалось бы и в качестве татарской эстрады. Ведь хочется, чтобы иностранный слушатель, допустим, американец, приехавший в гости в Татарстан, послушал наши песни и они им понравились. Хочется сделать из татарской песни хороший качественный продукт, чтобы он мог быть представлен и в мире, например, как творчество известного турецкого артиста Таркана.

Если мы объединимся и выберем руководителем кого-то из уважаемых артистов, то он мог бы доносить нашу позицию по многим актуальным проблемам. Надо ли нам объединяться и создавать организацию или это будет пустой тратой времени – хочется услышать ваше мнение. Существует проблема языка, качества татарской песни, создания будущего татарского искусства без потери исторических корней. Мне кажется, эти вопросы нельзя решать в одиночку. Для этих целей можно было бы объединиться.

Это будет не надзорный орган, а объединение для оказания помощи друг другу.

Меня в первую очередь беспокоит проблема аренды залов в городах России. Из-за высокой стоимости аренды мы, татарские артисты, не можем себе позволить хорошие, престижные залы, а вынуждены выступать в каких-то старых ДК на окраине города. Почему наш татарский зритель должен смотреть концерт в плохих залах? Мне кажется, это служит против имиджа всего татарского народа.

Есть проблема с гастрольными графиками. Артисты не согласуют даты своих концертов, в итоге в одном и том же районе или деревне могут быть три концерта подряд. Зрителю столько не нужно. В результате страдают не только люди, но и сами артисты, отбивая друг у друга зрителя, – отметил Ришат Тухватуллин.

Артист предложил согласовывать график так, чтобы на время серии концертов одного артиста другие не планировали свои, и не только в том же городе, но и в окрестностях.

«Союз мог бы заботиться о старшем поколении артистов»

Зайнаб Фархетдинова:

Я работала в филармонии и знаю, что такая организация может быть, и она действительно может быть полезной. Она, например, может заниматься заботой о старшем поколении артистов. Конечно, пока артист молод и силы у него есть, он держится, а некоторые и другим помогают. И здесь есть такие. Ришат, Фирдус, вы молодцы, помогаете друг другу. Даете другим выступать на своих концертах – это тоже признак какой-то сплоченности. То есть какие-то шаги уже есть. Объединение может быть полезно с этой точки зрения.

Возможно, его нужно создавать немного в другом ракурсе. Например, привлекать туда юристов, специалистов, которые помогут лучше организовать деятельность артистов. К примеру, артистам старшего поколения нужно помогать с получением званий, показать им, как это можно сделать, куда и как подавать документы, и так далее. Если подумать, и нашим татарским артистам хочется признания в мире. И самодеятельным артистам, и профессионалам хочется на сцену. В первую очередь надо владеть языком. В этом случае артист сам должен работать над собой.

Фирдус смотрит с сарказмом, кажется, он не согласен…


Фирдус Тямаев

– Вот слушаю все это и думаю – мы, артисты, ведь и так живем дружно. Если какой-то благотворительный концерт, никто из нас не отворачивается. Если у кого-то проблема в семье, приходим на помощь.

Правда, у нас нет конкретного объединения, но и никто и не враждует. Я еще не видел, чтобы артист открыто конфликтовал с артистом.

Проблема артиста – это вопрос аренды. Аренда дорогая. Если в одном месте даешь по пять-шесть концертов, «пригласительные» даются на все пять дней. Вот в Казани в «УНИКСе» пригласительные на 700 тысяч рублей просто пустили на ветер. Если бы их потратили на налог или отдали детскому дому, пользы было бы больше.

Насчет согласования гастролей. Сегодня артистов много, ничего с этим не поделаешь. Всем хочется давать концерты, это сезонное время. Я сам 11 лет проработал директором в районном Доме культуры. Там у района есть свои праздники, мероприятия главы района. Пусть будет много концертов. Пусть ходят на татарские концерты, пусть дети ходят.

Если концерты идут подряд, безусловно, кто-то соберет больше зрителя, а кто-то – меньше. Желательно, чтобы между концертами была хотя бы неделя паузы. Правда, администраторы и так стараются согласовывать даты. Но не все от нас зависит. Мы не можем прийти и сказать, например, «дайте мне 28 марта».

Объединяться надо, правильно. Соберешься вместе, просто чай попьешь – и то приятно.

ИлСаф: 

– Ришат вышел с таким предложением, очень хорошо. Думаю, нужен такой союз.

Но мне кажется, если он не будет в государственном статусе, как Союз писателей, смысла в нем не будет. Мы и так сейчас, можно сказать, объединенные – работаем вместе, обсуждаем главные проблемы, помогаем друг другу при необходимости. Но есть глобальные вопросы, их без помощи государства не решить. Вот для того, чтобы их доносить до нужных инстанций, я думаю, нужен союз.

Но надо начинать с малого. Конечно, Ришату и Фирдусу наши концерты не помешают, мы не так популярны. Но они верно говорят – если они соберут полный зал, наш может остаться неполным. Надо навести какой-то порядок.

Идея витала в воздухе, я все думал, кто первый осмелится высказать. Это оказался Ришат. Если честно, и по гастрольному графику, и по репертуару пока идет полный хаос.

Фирдус Тямаев: 

– Чтобы объединиться, нужна помощь государства. Если государство не поможет, как бы мы не собирались, нас могут не услышать. Если Президент или министр культуры сами не поймут это, не разместят этот союз где-нибудь с выделением штатов, смысла не будет.

Вот я в день рождения Тукая в Арске собрал народ на площади, и мы пели «Туган тел». Но если бы кто-то донес об этом, могли бы расценить как несанкционированный митинг… А когда идет распоряжение «сверху», другое дело. Просто объединившись между собой, ничего не получим. Это должно решать только государство. Собираться на улице в Арске – это, я считаю, крайняя мера, не должны мы стоять на площадях, для таких акций должны быть выделены приличные места.

Ришат Тухватуллин: 

– Приведу только один пример. В этом году проходили мои юбилейные концерты. Пригласительные я занес во все государственные структуры. Как «занес» – меня даже во двор не пустили. Даже до канцелярии не дойдешь. У двери коробка, кладешь письмо туда. Оно поступает в канцелярию. Дошло до адресата или нет – кто знает?

К сожалению, на мой концерт не пришел ни один представитель власти. Даже ответа от них не поступило. Понимаю, может быть, они очень заняты. Но артист в одиночестве не может решать большие проблемы.

«Татарской эстраде не хватает ассортимента»

Не опасаетесь, что при объединении в формате госструктуры на вас будут оказывать административное давление?

Фирдус Тямаев: 

– Зато будет порядок.

Лилия Хайруллина: 

– Я считаю, что наши артисты никогда цензуру не нарушали. Каждый артист ведет творчество, как сам чувствует, как сам знает, в рамках культуры. Поэтому я думаю, что просто так между собой объединяться нет смысла, оно должно быть организовано государством. Только в этом случае могут решаться какие-то проблемы.

Вообще я вижу проблему не только в гастрольном графике. На эстраде проблема очень широкая. Та же нехватка ассортимента. Потому что многие не знают, что эстрада – это не только песни, это многогранное понятие. Оно включает в себя юмор, танцы, цирк и другие области.

А что касается сохранения языка. Чтобы молодежь впитывала через песни родной язык, нашей эстраде не хватает актуальности. Не подражание Америке, Европе. Конечно, мы многое берем у них. Может быть, если мы будем ориентироваться на них в качестве аранжировок, подачи, наша молодежь тоже с удовольствием слушала бы. Но таких песен практически нет, поэтому молодое поколение татар предпочитает русскую и зарубежную музыку. Часть проблемы я вижу также и в этом.


«Государство не будет против»

В какой форме должно быть объединение? В виде какого-то координационного центра? Или это должна быть стратегическая организация?

Ришат Тухватуллин: 

– Я вижу очень много проблем на эстраде. Вот вопрос языка. В Чечне зашли в дорогой ресторан. Сидит молодежь. Ресторан полон. Как заиграла кавказская музыка, все сняли обувь и стали танцевать свой национальный танец. У нас даже профессионалы так не станцуют. А теперь представьте, что в Казани в ресторане поставили татарскую плясовую. Думаете, кто-нибудь выйдет потанцевать? Сомневаюсь. Это меня беспокоит.

А ведь раньше было. Я сам видел, как в Казани молодежь вставала в круг, танцевала и пела под татарскую плясовую из маленького магнитофона. Вот это исчезает. Это большая проблема и для артиста, потому что именно артист пропагандирует нашу исконно народную культуру. Если у нас, артистов, получится вместе обдумать и решить эти проблемы, думаю, государство поддержит нас в этом.

«Нам не помогают сверху»

Ильвина: 

– Вопрос мы подняли вовремя. Я думаю, такая организация нужна. Но, мне кажется, она должна быть создана государством и на уровне Министерства культуры. Потому что сейчас надо решать проблему качества в татарской эстраде. Но артист старается, по-своему работает, пытается вносить что-то новое, что-то перенять из эстрады других народов.

Но мы, к сожалению, остаемся один на один с этой проблемой, никакой помощи «сверху» в этом вопросе не получаем. Ведь на самом деле мы хотим поднимать качество татарской эстрады, чтобы она была на уровне. На свои концерты приглашаем представителей власти, но они не приходят. Ну ладно, пусть и не приходят.

Чтобы на телевидение попасть, нужны большие деньги. Мы сами делаем концерт, организовываем съемки, стараемся, чтобы была красивая картинка. Предлагаешь телевидению – нам говорят, что это реклама, что мы должны за это платить. Своими силами готовим такой богатый материал, контент, и то отклоняют.

Ришат Тухватуллин: 

– Действительно, стоит это не пять тысяч. Надо добавить еще два нуля. Артист много работает, но расходов у него тоже много.

Ильвина: 

– Если бы нам помогало государство, не ради коммерции, а для сохранения нашего языка, наших песен, тогда уровень нашей эстрады станет заметно выше. Думаю, у нас есть хорошие артисты, профессиональные, которые могут делать качественно.


«Все проблемы эстрады возлагаются на артиста»

Ризат Рамазанов: 

– Действительно, все на одного артиста. Ты своими силами поднимаешься, платишь за ротацию, аренду, группе, за аранжировку. Покупаешь песню, шьешь костюм.

Наденешь один костюм два концерта подряд – зрители уже замечают. Группе надо платить, у каждого семья, кредит. Покупка солярки, размещение на ночь – все ложится на плечи одного артиста.

В некоторых залах есть неучтенные места, мы среди артистов знаем, что они есть, обсуждаем это. Приходится не замечать, думаешь, в следующем году снова надо будет приехать, а если не пустят? Боишься. В Башкортостане после каждого концерта если не глава района, то хотя бы директор клуба выходит, благодарит, вручает благодарственное письмо. А в Татарстане считают, что концерты мы делаем ради денег и что благодарить нас за них не надо.


«Язык сохраняется через песню»

В прошлом году, когда возникла ситуация с языком, СМИ писали с укором, что артисты остались в стороне.

Ризат: 

– Это неправда. Во главе всего этого стоял Фирдус, и на Баумана собирались. Но вопрос языка не решить в один день. Его надо продвигать все время.

Вот мы недавно ездили в регион Сибири – Тюмень, Тобольск. Администраторы говорят, что Элвин Грей смог привести на свои концерты даже русских девчонок.

Если здесь в Татарстане зрителю больше нравятся юмористические номера, то в других регионах люди ждут от нас татарскую песню. Верно говорят и Фирдус, и Ришат. Мы своими концертами собираем аудиторию, стараемся делать более современные аранжировки, привлекать молодежь, тем самым работаем на сохранение родного языка.

ИлСаф: 

– Я не увидел особого смысла в митинге и хождении с флагами. Наша работа в том и заключается – первым к народу идет песня, а с песней – язык. Человек языка не знает, а поет «Кубэлэгем», «Алмагачлар».

Ильвина: 

– Те, кто «наверху», нас ругают, говорят, что мы петь не умеем, не можем петь вживую. И Президент высказался о татарской эстраде. Но мы не видим от них никакой помощи. Нас ругают, а помощи нет.

Сделали большой проект «Узгэреш жиле». Если бы и нам, проживающим в Татарстане исполнителям, дали бы такие же возможности, мы делали бы продукт не хуже, чем в эстраде других народов.

А просили о такой помощи?

Ришат: 

– Нет, не просили. Для этого и нужна организация.

Ильвина: 

– А как может просить один артист? К одному артисту разве прислушаются…

«В районах к артистам нет уважения»

Фирдус Тямаев: 

– Артисты едут в районы – нас ни глава не встречает, ни начальник управления культуры. Мы не голодные, дело не в этом. Ну поставь ты чайник, посидим вместе, чай попьем, поговорим. Нет вот такого общения. «А, приехали, ну ладно, зарабатывают, пусть делают что хотят», – вот такое отношение. У нас перестали относиться к артистам с уважением.

Зайнап Фархетдинова: 

– Работники домов культуры забыли свою главную культуру. Может быть, потому, что там люди часто меняются. Но в очаге культуры даже чаем не угостят. Но они ведь должны встречать, организовать всё.

Фирдус Тямаев: 

– Вторая проблема: раньше ведь были топовые артисты. Мы знаем, у человека осталось несколько лет творческой жизни. Есть народные артисты. Если на них зритель ходит с трудом, почему государство не помогает?

Далее артисты предложили продолжить общение на тему объединения в следующих встречах, расширить круг заинтересованных коллег, а также попробовать вместе решить какую-нибудь одну конкретную проблему.

Что касается руководителя организации, то артисты видят в этой роли автора идеи объединения – Ришата Тухватуллина. В то же время было отмечено, что это должен быть человек, близкий к руководству республики, хороший переговорщик – например, Салават Фатхутдинов. «К каждому его слову прислушиваются. Если Салават абый поднимет какую-нибудь тему, мы все его поддерживаем», – напомнил ИлСаф. Ришат Тухватуллин отметил, что под руководством такого человека артисты будут чувствовать себя увереннее. Артисты договорились в ходе одной из ближайших встреч избрать руководителя будущего союза.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев