ЕГЭ без стресса: как родители, учителя и психологи могут помочь ребенку морально подготовиться к экзаменам

Основной период Единого государственного экзамена в России начинается 27 мая и продлится до 13 июня. Для школьников, родителей и учителей подготовка к экзаменам вызывает множество переживаний. Как минимизировать стресс перед страшным ЕГЭ задолго до его наступления и перед заполнением бланков, корреспонденту ИА «Татар-информ» рассказали психологи, классный руководитель, мама выпускницы и бывший школьник, который столкнулся с этим в прошлом году.

Преодолеть трудности и страх помогла восьмичасовая подготовка к экзаменам в школе

Шамиль Хастиев окончил IT-лицей при КФУ в 2018 году. Самостоятельно готовиться к экзаменам он начал в конце 10 класса. А в 11 классе началась усиленная подготовка в школе. Ребята по 8 часов в день решали пробники, прорабатывали каждое задание. В итоге юноша набрал больше 80 баллов по каждому предмету. По словам Шамиля, трудности он преодолел благодаря поддержке учителей и родителей, которые вселяли в него уверенность и подбадривали.

«Директор говорил нам: „Не вы первые, не вы последние. Вы справитесь!“ Учительница по русскому прямо нам сказала, что средний балл в нашем классе должен быть 95. После ее слов я ощутил ответственность и уверенность в своих силах. Я верил, что у нее эта цифра не просто так возникла. Она ведь знает наш потенциал. Родители, в свою очередь, тоже помогали словами: „Нам не важно, как ты сдашь. Мы все равно будем любить тебя!“», – вспоминает выпускник.

Если на пробных кто-то не проходил порог или не справлялся с определенными заданиями, то учителя начинали усиленно готовиться с этим учеником, рассказал Шамиль. Например, с отстающими учениками педагоги отдельно прорабатывали первую часть экзамена по математике.

Сейчас Шамиль учится в Университете Иннополис на программиста. Нынешним школьникам он рекомендует побольше практиковаться и постараться абстрагироваться от лишних переживаний.

Волна запугивания детей ЕГЭ и почему учителя и ученики становятся заложниками системы

Однако учителя не всегда встают на сторону ребенка. Известный психолог Сергей Петрушин обратил внимание на тенденцию запугивания школьников в учебных заведениях.

«Я вспоминаю сценку из юмористической программы «Уральские пельмени». Там в полугестаповской форме отдают приказы, грозят хлыстом, чуть ли не обыски устраивают. А в конце объясняют – это ЕГЭ».

Дискуссии по поводу процедуры Единого государственного экзамена продолжаются не первый год. Бытует мнение, что форма экзаменов направлена не на приобретение знаний, а миссия учителей – натаскать детей на решение стандартных задачек и запугать процедурой ЕГЭ. Как считает Петрушин, волна запугивания детей пошла именно со стороны педагогов учебных заведений.

«С одной стороны, проблема в учителях. Возможно, это связано с тем, что педагогов запугивают директора. И это идет по цепочке. Если учителя пугают детей, это говорит о том, что они сами боятся нареканий в свой адрес. Боятся, что они что-то пропустили или не увидели. Это не проверка знаний получается, а процедура на стрессоустойчивость и лояльность», – отмечает психолог.

Тенденция такова, что в большинстве случаев оценка учителя зависит от оценок учеников: если они получают хорошие оценки – значит, учитель хороший. Сами ученики не всегда волнуют учителя, считает Петрушин.

«Разве у учителей есть запрос помочь детям меньше волноваться перед ЕГЭ? Они хотят, чтобы ребенок сдал лучше, а какой ценой – их не волнует», – высказывает свое мнение он.

Отношение к ученику как к своему ребенку в школах

Как известно, в каждом правиле есть свое исключение. Классный руководитель женской гимназии-интерната № 4 Наиля Кэрулы не согласна критикой учителей и системы образования. Для нее ученики прежде всего дети, к которым она относится как к родным.

«Мы переживаем за каждого ребенка. Мы ведь не только учителя, мы и матери. Мой ребенок тоже прошел через это, а второму это еще предстоит. Поэтому мы переживаем за них не только как за учеников, а как за людей».

Наиля рассказала, что в их гимназии подготовка к экзаменам начинается минимум с 7 – 8 класса. Тогда дети знакомятся с форматом ОГЭ, ЕГЭ. По ее мнению, знакомство с процедурой экзамена – это не способ запугать детей, а возможность ученикам приобрести уверенность.

«Пробники нужно проводить, потому что чем больше информированность, тем больше появляется уверенности в себе. В нашей школе родители сами попросили, чтобы мы как можно чаще проводили пробные ЕГЭ. Благодаря этому на реальном экзамене у учеников уже не возникает страха», – рассказывает учитель.

На вопрос, как педагоги со своей стороны могут помочь ребенку меньше волноваться, Наиля ответила: «На уроках важно обращать внимание на те темы, которые явно выйдут на экзамен. Настраивать детей, что ЕГЭ — это обычное мероприятие, которое просто нужно пройти. До самого экзамена я бы рекомендовала детям побеседовать со школьным психологом, чтобы минимизировать волнение».

Если ребенок расслабился, обязанность учителей проинформировать родителей о проблеме и попросить о помощи. Главное, проявлять заинтересованность в подготовке ребенка.

Освобождение ребенка от всех домашних забот как один из вариантов помощи родителей

Мама Камили, выпускницы Арской гимназии № 5, также отмечает важность роли учителя в подготовке ее дочери к ЕГЭ. Разина Ризванова вспомнила родительские собрания, на которых учителя приглашали школьников заниматься до и после уроков.

«Учителя в любое время были готовы помочь. На собраниях нам говорили: „Пусть приходят заниматься. Хоть к 7 утра, хоть после уроков“. Моя дочь сдавала английский. В этом я ей не помощница. А наш учитель по английскому языку усиленно с ней занималась. В итоге Камиля сдала предмет на 97 баллов. В нашей школе были созданы все условия, за что я им очень благодарна».

В свою очередь родители Камили освободили ее от всех домашних дел, подбадривали дочь и обсуждали с ней альтернативные варианты. Камиля мечтала поступить в КФУ на бюджет на «Международные отношения», для чего ей нужно было сдать экзамены на самые высокие баллы. Своего одна добилась и сейчас успешно оканчивает второй курс обучения.

Разина Ризванова, опираясь на свой опыт, дала рекомендации родителям, ребенок которых только собирается проходить через этап ЕГЭ: «Родителям важно держать себя в руках и не нагнетать ситуацию. Учителям стоит пожелать терпения, указывать ребенку на его ошибки и прорабатывать их с ними. Наконец, объяснить, что ЕГЭ — это не конец света».


Эффективность сдачи ЕГЭ зависит от трех сторон: учителя, ученика и родителей

Заведующая кафедрой психологии «Центр социального гуманитарного образования» Снежана Шмелева обращает внимание на то, что эффективность сдачи ЕГЭ зависит от трех сторон: учителя, ученика и родителей.

Она считает, что и педагоги, и родители могут создать благоприятные условия для психического состояния выпускника. Благоприятными являются состояния собранности, уверенности, спокойствия, заинтересованности.

«Родителям нужно понимать, что нет ничего дороже здоровой психики ребенка. Школа не является показателем эффективности ребенка в этой жизни. Это одно из испытаний в жизни».

Для высоких результатов в долгосрочной перспективе психолог рекомендует выстроить безопасную и благоприятную среду в доме, исключить критику и подавление значимости ученика. Также важно вызвать у ребенка заинтересованность к предмету и работать на увеличение потенциала, повторяя: «У тебя получится», «В этот раз ты решил задание лучше»».

«Ученик должен быть заранее знаком с процедурой ЕГЭ. Также можно обратиться к психологу, например, в школе. Специалист поможет овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, упражнениями и психотехниками, позволяющими управлять своим психическим состоянием. Конечно, поможет здоровый образ жизни и здоровое питание», – дает рекомендации психолог.

Перед экзаменом с ребенком можно обсудить все исходы и подготовить его к провалу. «Родители могут поддержать ребенка словами: “Ты сделаешь всё, что ты сможешь”, “Мы всегда тебя поддержим, что бы ни произошло” и подсказать альтернативные пути», – считает психолог.

Для уверенности и концентрации до экзамена и во время него можно попробовать метод экспресс-регуляции. Для этого нужно сесть прямо, плечи поднять к ушам, направить их чуть назад, опустить и расслабить руки. Затем проделать несколько циклов дыхания. Для обретения спокойствия вдох должен быть короче выдоха, а для мобилизации — выдох короче вдоха. Также не повредит съесть дольку шоколадки и грецкие орехи и выпить стакан воды.

Наконец, неожиданный способ справиться с тревогой перед ЕГЭ – переименовать состояние тревоги во взволнованность. Чувство тревоги запускает ряд негативных мыслей о том, что все может пойти плохо. Новая формулировка «взволнованность» помогает мыслить в конструктивном ключе.


Советы, как сдать ЕГЭ на высокий балл:

Надеть удобную одежду спокойных тонов, избегать слишком вызывающих деталей, чтобы не спровоцировать отрицательные эмоции у экзаменаторов.

 За день до экзамена постараться отвлечься от зубрежки и позволить себе отдохнуть в кругу близких людей.

Перед экзаменом хорошо выспитесь в течение 7 – 8 часов.

Смело входи в аудиторию экзамена, соберись с мыслями и сядь удобно. Выпрями спину, плечи подними к ушам, направь их чуть назад, опусти и расслабь руки.

Выполни несколько дыхательных упражнений. Глубоко вдохни через нос, задержи дыхание на 4 – 6 секунд и выдохни воздух через рот.

 Съешь дольку шоколадки с парой-тройкой грецких орехов, выпей воды.

Внимательно выслушай инструкцию по заполнению бланка, чтобы не задавать лишних вопросов и потом не отвлекаться от выполнения заданий.

Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Просмотри все задания и определи те, которые ты можешь выполнить сразу.

Если не можешь выполнить задание, переключись с него на более простое. Так мозг перестанет зацикливаться на одном варианте, и ты быстрее найдешь правильный подход к заданию.

Оставь время для проверки своей работы для того, чтобы найти и исправить свои ошибки.