Айрат Фаррахов: 780 млрд дополнительных доходов в бюджет РФ планируется направить в резервы

Правительство РФ внесло в Государственную Думу поправки в бюджет 2017 года на 1,5 тысячах страниц, депутат Госдумы от РТ, рассказал ИА «Татар-информ», на что предполагается потратить доп доходы.
26 мая Правительство РФ внесло поправки в бюджет России, которые предполагают распределение почти 1,2 трлн рублей. Депутат Государственной Думы от Татарстана Айрат Фаррахов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал, каким образом Правительство предлагает распределить эти средства, дал свой прогноз относительно главных тем дискуссий в Парламенте которые развернутся уже на следующей неделе. «События» публикуют полный текст интервью с народным избранником. 

Правительство России внесло в Думу большой пакет поправок к бюджету этого года, когда Парламент приступит к их рассмотрению, какова процедура принятия этих поправок?

— Спасибо за вопрос. Хочу сказать, что с учетом накопившихся законопроектов внесенных еще прежней Думой в работе законопроектов более чем на 1 год, но вместе с тем, внесенные поправки в бюджет будут рассмотрены в первоочередном порядке. 

Все, что качается, внесения изменений в существующий бюджет, регулируется бюджетным законодательством, это 23 глава бюджетного кодекса. Как только Правительство вносит изменения в бюджет, а Правительство предварительно проводит очень много согласительных процедур, одобряет эти изменения на своем заседании, начинается работа над бюджетом. Законодательство говорит о том, что бюджет должен быть рассмотрен в течение 25 дней. Е

Если в прошлую пятницу (26 мая) в 11 часов бюджет поступил в Государственную Думу, то через 25 дней он должен быть либо одобрен, либо начнутся какие-то другие процедуры. 

Бюджет рассматривается в трех чтениях, первое чтение — это общие параметры бюджета: расходы, доходы, дефицит, инфляция.

Второе чтение это целевые статьи, текстовые статьи, анализ государственных программ, закрытые расходы. В случае одобрения изменений в бюджет Государственной Думой в трех чтениях, он направляется в Совет Федерации, где он должен быть рассмотрен не более чем за 14 дней. 

Если Совет Федерации отклоняет изменения, а Государственная Дума одобрила, начинаются согласительные процедуры. После Совета Федерации бюджет утверждает Президент, с этого момента он становится он федеральным законом. В целом вот такая процедура. 

Каким образом поправки рассматриваются в Думе?

— После того как поправки в бюджет поступили Государственную Думу, мы незамедлительно на комитете провели основные слушания, далее все комитеты Государственной Думы рассматривают свои государственные программы и рассматривают то, каким образом меняются показатели. Например, Комитет по здравоохранению, Комитет по транспорту, смотрят свою государственную программу, оценивают предложения профильного министерства, привлекают авторитетных экспертов.

Безусловно у многих возникают вопросы: если есть дополнительные доходы, почему мы не увеличиваем свою расходную часть? Обращается особое внимание на достижение показателей государственных программ — индикаторов программ.Далее каждый комитет пишет заключения на внесенные изменения, свое согласие или не согласие, и все заключения поступают в комитет по бюджету. Комитет по бюджету проводит слушания на первом, на втором, на третьем этапе и готовит заключения, и мы готовим проект постановления Государственной Думы. 


И далее начинается непосредственно пленарное заседание, на котором поправки обсуждаются. Все поправки к действующему и внесенному проекту федерального закона вносятся субъектами законодательной инициативы ко второму чтению и рассматриваются комитетом по бюджету. Эти материалы выносятся на пленарное заседание второго чтения. Вот примерно такая процедура.

Хочу сказать о том, объем федерального бюджета, составляет более 4000 страниц, изменения в закон примерно 1500 страниц.

Какие параметры бюджета будут рассматриваться?

— Вместе с изменениями в бюджет Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы целый ряд очень важных документов. Это исполнение уже принятого бюджета с января по апрель месяц, это первое. 

Второе это прогноз социально экономического развития на 2017 год, это основные параметры бюджета, характеристики. То, что рассматривается в первом чтении: это доходы, расходы, инфляция и уровень дефицита. 

В целом, ближайшие 25 дней, предстоит очень напряженная и ответственная работа. Эта работа как на уровне комитетов, так и работа на уровне фракций. 

Каким образом, как вы полагаете, будут реагировать ваши коллеги-депутаты?

— Наряду с работой комитетов, оценивать внесенный документ а следовательно и работу Правительства будут фракции.

Конечно же, оппозиционные фракции будут говорить о том, что нет экономического роста, что положительная динамика в доходах связана с хорошей конъюнктурой цен на нефть, Правительство не имеет стратеги и т д. В целом будет поле для политических заявлений, дискуссий, споров, слушаний. Я думаю что это объяснимо с учетом вхождения в очередной электоральный период.

Представители субъектов будут возвращаться к проблеме своих субъектов и недостатку финансовых ресурсов. Уверен будут обсуждать инициативы Президента о необходимости индексации заработной платы тех, кто не относится к указным категориям. Это своевременная и правильная инициатива.

Был этап, когда Минфин предлагал консолидацию бюджета, когда мы строго хотели фиксировать расходы, внесенные предложения — увеличение расходной части. Следовательно, за этим экономисты будут говорить о том, что есть риск увеличения инфляции, и целевой показатель 4 процента, (уже сейчас 3,8) не будет достигнут. Но в целом, я хотел обрисовать ту картину, которая я полагаю, будет сейчас в пределах этих 3 недель.

С чем связан такой значительный объем изменений?

— Это, во-первых коррекция основных показателей, поскольку доходы прогнозируются на 8,5 процента больше, чем были запланированы действующим бюджетом. 

Если бы доходы были меньше, и прогнозировались до конца года меньше, Правительство также должно было бы вносить изменения в закон о бюджете. Государственная Дума — основной орган который утверждает бюджет, рассматривает предлагаемые изменения, контролирует его исполнение. Парламентский контроль — главный и действенный инструмент эффективности бюджетных расходов.



Если параметры дохода увеличиваются, а увеличиваются они почти на 1,2 триллиона рублей, это очень важно. Следовательно, мы должны это зафиксировать уже в новом документе, внося изменения в действующий бюджет.

Если увеличиваются доходы, конечно можно вернуться и к расходам. В прежнем бюджете (действующем документе) были обозначены ряд позиций финансирование которых было возможно только в случае роста доходов.

Вместе с тем, необходимо понимать , что изначально федеральный бюджет был принят с очень большим дефицитом, почти 3 триллиона рублей. 

Все дополнительные доходы пойдут на покрытие дефицита?

— По бюджетному законодательству, нефтегазовые доходы (это более 700 миллиардов рублей), они пойдут в резерв. Резервный фонд точно не закончится в этом году (как это говорили многие). Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, будут пополняться за счет дополнительных нефтегазовых доходов. 

А что будет с не нефтегазовыми доходами?

— Не нефтегазовые доходы, это почти 400 миллиардов рублей, они пойдут на увеличение расходов.

Конечно же, основная дискуссия начнется по вопросу, какие статьи бюджета увеличивать, на что направлять расходы, безусловно, разделятся все на то, что надо помочь тем, кто больше нуждается, в большей степени. Те, кто думает об экономике, будут настаивать на том, что дополнительные ассигнования необходимо направлять на инвестиции, потому что инвестиции в последующем будут определять наши доходы.

Будет ли покрываться дефицит бюджета?

Мы должны скорректировать уровень дефицита бюджета. Дефицит бюджета, это 3 триллиона рублей. Если мы имеем дополнительные доходы нам его желательно снизить. Почему? Потому что это прямой показатель стабильности нашей экономики. Это прямой показатель инвестиционной привлекательности. Чем меньше дефицит, тем больше уровень доверия нашей стране. 

Поэтому дефицит бюджета будет снижен на существенную сумму, и будет даже ниже чем прогнозировался ранее в 2018 году. Если вы помните, когда утверждался действующий федеральный закон о бюджете была стратегия медленного снижения дефицита. Мы говорили, что в 2017 году будет 3 процента, в 2018 — 2 процента, в 2019 — 1 процент. Так вот мы теперь уже в 2017 году приходим к двум процентам дефицита бюджета. Это хорошая новость. 

Затрагивалась тема инфляции, каковы прогнозы по этому показателю?

  — Целевой показатель, который мы ставили по инфляции (такого никогда не было в нашей стране) достигнут — 4 процента. На сегодняшний день в бюджете предложена цифра 3,8 процента, это очень хорошо.

Можете сказать, на что правительство предлагает направить эти 360 миллиардов?

  — Я бы согласился с Правительством, что в преддверии таких крупнейших мероприятий как Чемпионат мира по футболу, Кубок конфедераций, достаточно большая доля расходов идет на решение вопросов обязательств Российской Федерации, в том числе на финансирование обязательств перед силовыми структурами. Это индексация заработной платы и решение этих вопросов. Потому что это вопрос безопасности, и с точки зрения государства, это сейчас ключевое. 

В преддверии таких крупнейших мероприятий как Чемпионат мира по футболу, Кубок конфедераций, достаточно большая доля расходов идет на решение вопросов обязательств Российской Федерации, в том числе на финансирование силовых структур.

В целом, увеличение расходов не покрывает всех тех потребностей, которые есть, но в целом оно решает ключевые вопросы большинства ведомств. Например, увеличение расходов планируется для министерства здравоохранения, министерства образования, пенсионного фонда.

Насколько велики внешнеполитические риски?

— С точки зрения экономической, я бы сказал так — у нас нет полной определенности в том насколько геополитическая ситуация, насколько ситуация с ценами на энергоносители, нефть и газ будет такой же как в прежнее время. Следовательно, любое увеличение расходов это еще и дополнительные риски. 



А сможем ли мы обеспечить эти расходы дополнительными доходами (понимая, что мы все-таки имеем дефицитный бюджет)? Федеральный бюджет балансируется при цене 70 долларов за баррель. А такой цены на сегодняшний день ожидать не приходится, дай Бог, если цена не упадет ниже 50. Вот, например, собрались представители стран ОПЕК, договорились о том, что мы продлеваем те договоренности, которые были приняты (о сохранении ограничений на добычу), а цена на нефть не выросла. Удивительно ведет себя рынок.

Риски всегда есть, и на самом деле мирровый рынок растет не высокими темпами, мы предполагаем что до конца года уровень экономического роста составит может быть 1-2 процента в Российской Федерации, но всегда есть какие то геополитические риски, всегда есть вероятность ситуации, которая приведет к снижению цены на нефть, прежние годы показывают что это очень тяжело прогнозировать. 

Каковы параметры исполнения бюджета в первом квартале 2017 года?

— Мы имеем стабильную цену на нефть, конечно же, эта не та цена, которая была 4 года назад, 120 долларов за баррель. Но и не та цена которая была совсем недавно 20-30,. Федеральным законом о федеральном бюджете была утверждена прогнозная цена в 40 долларов за баррель, и в принципе ниже 50 она не опускалась за все это время, что обеспечивало дополнительный объем не нефтегазовых доходов — 780 миллиардов рублей, конечно же, это очень и очень хорошо. 

По бюджетному правилу эти доходы пойдут в Резервный фонд, следовательно, как мы уже обсуждали, Резервный фонд пополнится дополнительными доходами, которые будут, в общем-то, стабилизировать ситуацию в случае будущих потрясений. 

С точки зрения экономики, мы за первый квартал фиксируем, даже с учетом сезонного фактора, рост на пол процента валового внутреннего продукта. Отмечается рост практически по всем направлениям и отраслям. На 3,5 процента рост в автомобильной промышленности, по-моему, единственное это только строительство находится на нуле. Я не фиксирую спад, но вместе с тем нет такого роста. 

Наверное, просто не настал сезон для активной работы строителей?

— Возможно к третьему кварталу показатель по строительству скорректируется. Возможно это статистическая погрешность. Но вместе с тем мы совершенно точно отмечаем рост по всем отраслям. Это очень хорошо. Нашей стране необходим рост. Безусловно, рост есть. Единственно хотелось бы иметь значительно более высокие цифры.

По вашему опыту, пакет документов в 1,5 тыс страниц, когда дойдет до пленарного заседания?

— Ближайшее пленарное заседание состоится 6 и 9 июня. Я думаю, что 9 июня состоится рассмотрение законопроекта в первом чтении. При этом это тоже отдельная процедура, которая прописана бюджетным законодательством, перед рассмотрением будет выступать представитель Правительства, скорее всего это будет министр финансов.

Как проходит защита поправок?

— Представитель Правительства будет докладывать в целом об экономической ситуации, он будет говорить об основных параметрах, почему Правительство предлагает именно такие изменения, и будет просить Государственную Думу поддержать в первом чтении. 

Вторым всегда так выступает руководитель Счетной палаты Российской Федерации. Счетная палата очень корректно и очень обоснованно будет представлять свою версию основных параметров. Она даст информацию, о том каким образом исполнялся принятый бюджет, каким образом Правительство перераспределяло средства.

Очень важным в бюджете является парламентский контроль. И фактически все расходы Правительства сразу же разделяются по разделам, подразделам и целевым статьям. И любое перемещение этих расходов оно возможно только внесением изменений в бюджет. То есть это делают парламентарии, это делают депутаты с подачи Правительства. И есть только очень небольшие расходы, где в силу целого ряда причин, Государственная Дума дает право и полномочия Правительству самому перераспределять вносить изменения в так называемую бюджетную роспись. 

Мы еще должны заслушать, каким образом Правительство использовало свое право на эти полномочия, как эффективно это перераспределилось. 

После того как выступит официальный представитель Правительства, после того как выступит Счетная палата, начнется обсуждение. Выступает наш комитет, далее выступают все фракции, свою позицию говорят, и начинается голосование. Ориентировочно это будет 9 июня. 


Совсем скоро, потому что по закону времени не так много. После первого чтения, будет где-то 7 дней на то, что бы депутаты вносили поправки. Дальше идет обсуждение поправок в каждом комитете. 

Основные дискуссии будут между 1 и 2 чтением?

— Самая главная дискуссия это первое чтение. Когда выступают все фракции, звучит оценка Правительства... Сам по себе обсуждаемый вопрос, он не большой, но глобальный. Это основные параметры бюджета доходы и расходы, потому что цена вопросы очень высока. Если мы проголосовали за эти расходы, мы в пределах только этих расходов можем обсуждать. Т.е. мы можем не согласиться, например, с предложением Правительства направить туда-то и говорим, что есть и другая тема. В целом вот так это проходит.



Отходя в сторону от бюджета, какие варианты изменения налогообложения сейчас обсуждаются? В чем суть предложений Минфина? Какая позиция по этим предложениям у депутатов? Как изменения (в случае принятия) могут сказаться на гражданах?

— Правительство не вносило в Государственную Думу никаких документов по этому вопросу. Было очень много обсуждений в прессе, и даже замечание Президента было в том, что может быть неподготовленные документы не стоит обсуждать. 

Я не думаю, что до осенней сессии, и даже в осеннюю сессию нам придется обсуждать какие то глобальные изменения налоговой системы. 
Небольшие изменения они в любом случае будут, и они будут связаны с предстоящим формированием бюджета на 2018-2019 годы и на 2020 год. Но это небольшие изменения, которые будут не столь значимы.

Таких изменений, которые обсуждали, «22 на 22», увеличение НДС, снижение величины страховых взносов, снижение нагрузки на труд, увеличение нагрузки на потребление, я полагаю, что в весеннюю сессию точно не будет. И в осеннюю, я предполагаю, что тоже нет. 

Для бизнеса чрезвычайно важна предсказуемость. Предсказуемость это оставление тех порядков, которые были. 

Как только мы начинаем обсуждать какие-то налоговые изменения, это уже непредсказуемо. 

Единственное, во всей этой ситуации, чрезвычайно важный вопрос межбюджетных отношений и напрямую затрагивает налоги, которые есть. Мы с вами уже говорили о том, что все-таки мы негативно реагируем на перераспределения налога на прибыль в сторону федерального бюджета и снижение налога с 18 до 17 процентов в субъектах Российской Федерации.

Примерно 12 июля, состоится пленарное заседание Государственной Думы, на котором будет выступать официальный представитель Правительства, министр финансов и тема этого заседания будет полностью посвящена межбюджетным отношениям. И вот в рамках этого заседания, в рамках отчета Правительства, будет объявлено о видении Правительства в развития межбюджетных отношений. Там вопрос перераспределения налогов, формирование налоговой базы субъектами, конечно же, будет обсуждаться.


Есть надежда на то, что отменят изъятие одного процента?

— Есть надежда на то, что будут откровенные обсуждения и откровенный разговор по этой теме. Отменят... на этом заседании точно ничего не отменят, но можно будет официально и четко заявить свою позицию, позицию субъекта и, в общем, то несогласие может быть с целым рядом вопросов по межбюджетным отношениям. Поскольку они с одной стороны не поддерживают и субъект, который в авангарде находится, развивает собственную базу и при этом недостаточно эффективно помогает тем субъектам, у которых достаточно сложные проблемы, связанные с собственными полномочиями в виду нехватки собственной налоговой базы. Т.е. они не решают и их проблемы, поэтому надо искать более эффективные пути решения данного вопроса.

Как относитесь к инициативе ввести страхование вкладов юридических лиц? С какими издержками может быть связано принятие такого решения, почему раньше этот вопрос не поднимался?

— Наверное, ситуация с Татфондбанком поспособствовала более быстрому эффективному решению этого вопроса, и скажем так, тому что бы на данный вопрос все финансовые экономические ведомства обратили внимание. Это я имею в виду Правительство, в первую очередь, Минэк, Минфин, Центробанк, . Потому что, если определенное время назад, категорически не принимался этот вопрос и была консолидированная позиция что такие меры приведут к увеличению стоимости кредитов (АСВ формируется за счет отчислений), сейчас найден консенсус и, в общем-то, все поддерживают эту позицию и понимают, что она актуальна в условиях высокой волатильности финансового рынка в Российской Федерации. Поэтому я уверен, что данный законопроект будет рассмотрен и, наверное, это решение будет поддержано всеми.

Уже внесен законопроект?

— Данный законопроект озвучен, он в любом случае, надеюсь, будет вноситься депутатами, (в полномочия Центробанка не входит право законодательной инициативы, и, как правило, за ЦБ данные законопроекты вносятся целыми группами депутатов). У меня есть определенные вопросы, каким образом изменятся стоимость кредита?

Но в любом случае мы все предполагаем вследствие снижения инфляции, вот сейчас 4 процента, а в параметрах мы будем принимать инфляцию в 3,8 процента. Следовательно, мы предполагаем, что Центробанк далее последовательно будет снижать ключевую ставку. Если он будет снижать ключевую ставку, будет снижаться стоимость кредита. Каким образом данный законопроект повлияет вот на эту позицию надо еще оценить, поскольку есть ряд цифр, на который пока нет ответа. Но в целом, концептуально, мне кажется, идея принята, и она будет идти вперед.

Я думаю, что первое чтение может состояться уже в эту сессию. Депутаты его готовят.

Я не видел информации о том, что он внесен, тем более что я не видел отзыва Правительства на этот документ. Будем ожидать. Но концептуально все поддерживают данный подход.