«Новые возможности для каждого»: КНИТУ-КХТИ приглашает желающих бесплатно повысить квалификацию

Для кого и как будет проводиться обучение, по каким направлениям и программам — обо всем этом в интервью ИА «Татар-информ» рассказал директор Института дополнительного профессионального образования КНИТУ Мансур Галиханов.

Жители Татарстана и других регионов страны смогут бесплатно повысить квалификацию на базе КНИТУ-КХТИ. Второй год подряд вуз становится победителем конкурсов Минобрнауки РФ. В этом году Казанский национальный исследовательский технологический университет получит субсидии в размере более 30 млн рублей для обучения слушателей по двум пакетам программ дополнительного профессионального образования благодаря федеральному проекту «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование».

Программы повышения квалификации, подготовленные в КНИТУ, соответствуют кадровым потребностям предприятий Татарстана и России, а также новым реалиям системы высшего и дополнительного образования. Первый пакет программ называется «Подготовка работников вузов, научных организаций и промышленных предприятий Российской Федерации к разработке и реализации программ непрерывного образования». Обучиться по 12 предложенным программам смогут научно-педагогические работники, административно-управленческий персонал вузов, сотрудники научных организаций и преподаватели внутрифирменного обучения предприятий.

Второй пакет программ — «Развитие кадрового потенциала для организаций нефтегазохимической отрасли Российской Федерации». Благодаря ему квалификацию смогут повысить работники предприятий нефтегазохимической и других отраслей промышленности, а также люди с высшим или средним профессиональным образованием, заинтересованные в своем профессиональном развитии. Желающим пройти обучение стоит поторопиться — до конца набора в группы осталось меньше недели.

Мансур Флоридович, добрый день! Второй год подряд КНИТУ-КХТИ в лидерах по итогам федеральных конкурсов. Изменились ли условия обучения по вашим программам в этом году?

Основной упор в условиях конкурса был сделан на то, чтобы расширить охват населения. Если в прошлом году первый пакет программ касался только профессорско-преподавательского состава, то в этом году по этому проекту можно обучать еще и администрацию вузов, и научных работников. По второму проекту по-прежнему будем обучать всех граждан и сотрудников предприятий. Однако здесь появилось новое условие: в реализации этих программ должно участвовать как можно больше преподавателей вуза. В пакет программ мы включили самые современные разработки, новейшие сведения и технологии. Отмечу, что в этом году всего два вуза республики выиграли эти конкурсы. КФУ выиграл конкурс на обучение граждан, а мы выиграли два конкурса: для научно-педагогических работников, а также для сотрудников предприятий и граждан.

Как вы думаете, почему вы сумели выиграть конкурс на реализацию таких масштабных проектов?

Во-первых, потому что система дополнительного профессионального образования, построенная в КНИТУ на научной основе, имеет хорошие традиции, она известна по всей России, нам доверяют вузы-партнеры и предприятия, наши программы весьма востребованы. Во-вторых, мы показали отличные результаты в прошлом году, обучив более 6500 человек в соответствии со всеми требованиями Минобрнауки России.  

Изменится ли количество слушателей ваших программ в этом году?

Изменится. Если по первому конкурсу в прошлом году было 1100 обучающихся, то сейчас мы взяли обязательство повысить квалификацию не менее 1300 человек (мы, естественно, этот план перевыполним). По второму гранту в прошлом году мы должны были обучить 5000 человек, а обучили почти 5500 тысяч. В этом году из-за сжатости сроков набора слушателей нам дали задание обучить 3100 человек. Это практически в полтора раза меньше, чем в прошлом году, но и времени нам оставили меньше. Набор в этом году проводится до 7 декабря текущего года.

В год коронавирусной пандемии многие вузы перешли на дистанционку. В какой форме пройдет обучение? 

В прошлом году по условиями конкурса не меньше половины занятий должны были быть проведены в очной форме и примерно половина — в дистанционной. В этом году нас никто не ограничивал, поэтому большую часть курсов будем проводить в дистанционном формате. Слушатель в режиме самостоятельной работы в любое удобное для него время, с любого устройства может зайти в нашу систему электронного обучения, где размещен учебный материал, и изучить тексты лекций, посмотреть презентации, видеоролики, изучить учебные пособия, ответить на вопросы тестов, выполнить практические задания. Около восьми часов составят очные занятия, которые возможны в двух вариантах. Первый вариант: наш преподаватель, имея все необходимые медицинские справки, выходит в аудиторию (в вузе или на территории предприятия) и проводит занятие (читает лекцию, ведет лабораторный практикум). Второй вариант: преподаватель проводит обучение в режиме онлайн. Если кто-то не смог подсоединиться к занятию в это время, то запись останется в электронной системе и слушатель в любое время сможет зайти и прослушать занятия. Занятия рассчитаны на 36-72 часа и будут продолжаться от пяти до девяти дней.

Будут ли слушатели курсов освобождены от работы?

Преимущество наших программ в том, что заниматься можно без отрыва от работы. Система электронного обучения построена таким образом, что слушатель может заниматься в любое удобное для себя и работодателя время. Если это заявка предприятия, то его руководство может попросить нас расширить время ознакомления с курсом с недели до двух, чтобы работники могли заниматься в субботу и воскресенье, а также по вечерам. На очные занятия или те, что проводятся в режиме онлайн, предприятия освобождают своих работников на один день — 8 часов, либо на два дня по 4 часа, либо на 4 дня по 2 часа.

Как проходит заявочная кампания?

До 30 ноября мы принимали заявки от предприятий, организаций, до 7 декабря принимаем заявки от физических лиц, записываем их на курсы. Сейчас составляется расписание. Если заявка от предприятия на обучение полной группы — это примерно 20 человек, то мы составляем расписание, удобное для них. Если кто-то не успеет до 7 декабря заявиться на курсы, ничего страшного. Можно обратиться к нам позже, мы запишем желающих на более поздние группы при условии, что у нас останутся свободные места. По условиям предоставления субсидий мы можем увеличить количество слушателей в группе.

Какие предприятия с вами сотрудничают? К вам уже поступили первые заявки?

По первому пакету программ, где речь идет о повышении квалификации преподавателей вузов, мы принимаем заявки и от казанских вузов, и от вузов всей России. Уже прислали свои заявки КФУ, КНИТУ-КАИ, аграрный университет, КГАСУ, ТИСБИ. Из-за пределов республики заявки подали вузы Йошкар-Олы, Чебоксар, Сочи, Тамбова, Кирова, Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Уфы и др. По условиям конкурса мы должны охватить не менее семи регионов страны. В прошлом году мы охватили 12 регионов. В этом году по требованиям должно быть не менее 12 вузов, в прошлом году мы обучили представителей 23 вузов. В этом году мы не хотим снижать планку — перевыполним и план, и прошлогодние показатели!

А что с заявками по второму блоку программ?

Мы назвали наш второй проект «Развитие кадрового потенциала для организаций нефтегазохимической отрасли Российской Федерации». Понятно, что программы здесь соответствуют профилю нашего университета. Он адресован работникам крупнейших нефтехимических производств республики и других регионов страны. В числе наших предприятий-партнеров — «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», «Татнефть». Однако большие заявки приходят и от предприятий, не относящихся к нефтегазохимической отрасли, они тоже нашли свой интерес в этих программах. Среди них, к примеру, «КАМАЗ», вертолетный и машиностроительный заводы, «Казанькомпрессормаш». Мы поняли в прошлом году, что наши программы интересны не только для предприятий нефтегазохимического комплекса. К примеру, программа «Основы технологии производства лакокрасочных материалов». Не только химические предприятия используют лакокрасочные материалы, но и многие другие, где красят свое оборудование, машины, телевизоры, холодильники и пр., им это тоже интересно. За пределами республики есть большое количество дочерних предприятий компаний «Газпром», а также «Уралоргсинтез», «Роснефть» и другие компании.

В прошлом году вы принимали индивидуальные заявки на обучение от фермеров, предпенсионеров и безработных. Принимаете ли вы такие заявки в этом году?

Да, конечно. Раз мы говорим о том, что субсидия выделяется на обучение граждан, то любой житель нашей республики и вообще страны, кроме иностранца, может стать слушателем любой нашей программы. Любой гражданин России может подать заявку на обучение по этим программам при условии, что вовремя это сделает.

У слушателей обязательно должно быть высшее техническое образование?

Это должен быть человек, который окончил училище, техникум или вуз, — у него должно быть законченное профессиональное образование. Это ведь повышение квалификации, а не получение новой специальности. Любой человек с высшим или средним профессиональным образованием может прийти к нам на курсы. Не секрет, что многие сегодня работают не по специальности. Выпускники гуманитарных вузов иногда работают на промышленных предприятиях. Им не хватает каких-то сведений, может быть, о технологиях, аппаратах, поэтому они, имея высшее образование по одной специальности или направлению, могут повысить квалификацию по другой, это не запрещено.

Химзавод им. Карпова, КЗСК им. Кирова или «Азот» из Менделеевска тоже будут?

Химзавод им. Карпова готовит сейчас заявку на обучение. С гендиректором КЗСК Алексеем Контуровым я разговаривал буквально три минуты назад. На предприятии положение тяжелое, но руководство все-таки заботится о кадрах и технологиях, поэтому у них также есть интерес к этим программам. Если предприятие дает заявку на целую группу, мы имеем право учебный процесс немного отредактировать, модифицировать под конкретное производство. Поэтому когда мы будем готовить лекции для конкретных предприятий, корреляция будет, и мы уверены, всем будет интересно.

Обучение бесплатно абсолютно для всех или же предприятия вносят свой вклад?

Все программы проводятся на бюджетные средства. Минобрнауки России выделило субсидию, поэтому финансирование предприятий не требуется. Правда, Министерство науки и высшего образования РФ оставляет нам возможность для софинансирования этого процесса. С физических лиц мы точно не возьмем никаких средств, а предприятиям мы объясняем, что если у них есть возможность и желание поддержать этот проект, есть желание модифицировать и адаптировать программу под конкретное производство, то тогда мы эту работу сделаем на условиях софинансирования. Но по большей части это будет абсолютно бесплатно для людей, которые к нам обращаются.

Каков размер предоставленных субсидий?

Первая субсидия подразумевает подготовку не менее 1300 преподавателей и научных работников, а также сотрудников предприятий, которые занимаются внутрифирменным обучением. Размер этой субсидии составляет примерно 20,5 млн рублей, это достаточно большая сумма, возникает вопрос — почему? Потому что неимоверно трудно подготовить преподавателя для работы именно со слушателями предприятий. Одно дело подготовка студентов, когда их нужно, подхватив со школьной скамьи, довести до уровня инженера, бакалавра, магистра. Здесь есть федеральные образовательные стандарты, утверждены программы, учебный план. А когда мы говорим о слушателях предприятий, то сталкиваемся с совершенно разными людьми. Это могут быть сотрудники, только что пришедшие на предприятие и отработавшие много лет, со специальным образованием или гуманитарным, люди, занимающие высокие должности, и рядовые работники. И нам нужно для них раскрыть сущность технологических процессов на предприятии или показать самые современные технологии, материалы и оборудование. Это, конечно, сложнейшая задача, поэтому обучение преподавателей для такой категории слушателей намного сложнее.

Если говорить о пакете программ для работников предприятия, то здесь нужно обучить как минимум 3100 человек, и размер субсидии составляет примерно 10,5 миллиона. Здесь мы представляем не абсолютно новые, но современные и апробированные на производстве программы, которые пользуются спросом. Мы часто бываем на предприятиях и знаем, что им нужно, какие проблемы там возникают и даже каких преподавателей они хотят видеть. Поэтому работа здесь сложная, но интересная.

В прошлом году вы предупреждали, что если кто-то не будет заниматься, а просто присутствовать, то его удалят с программы. Были ли такие случаи?

В прошлом году были, от этого никуда не денешься. Кстати, слушатели-преподаватели, как правило, более дисциплинированные. Мы исключили из 1100 человек примерно 15 человек. По второму проекту у нас было больше 6000 заявок, завершили обучение с получением удостоверения 5447 человек. Более 500 человек мы отчислили за прогулы. В этом году все будет жестче, потому что слушатели будут иметь дело с дистанционными технологиями. Раньше преподаватель, приходя на предприятие, отмечал: «Иванов здесь, Сидорова нет, почему?» — «Его директор послал срочно устранять аварию». Мы все люди, понимаем, что можно в этом случае поставить плюсик. Сейчас у нас беспристрастная система, которая четко регулирует, зашел человек в систему или нет, сколько времени провел в ней, какие разделы смотрел, как ответил на тесты. И если этих электронных следов не будет, система подведет итог: слушатель не прошел курс, и мы не имеем права выдать ему удостоверение. Это очень дисциплинирует сотрудников предприятий. В конце курсов мы высылаем общий протокол по всем слушателям, и это важно для руководства, посылающего их на обучение.

Обучающие программы дают только теоретические навыки или практические тоже?

В прошлом году они были в основном практико-ориентированными. Мы составляли учебный план так, чтобы половина времени отводилась на лекции, а половина на практику на производстве. В этом году в создавшейся ситуации таких вещей мы требовать не можем. Но наши дистанционные технологии позволяют давать практические кейсы, которые слушатели должны решать. Есть задания, в которых схематически показано (на видео или графически), как работает тот или иной узел, и человек должен решить, правильно ли он работает, что нужно изменить и т.д. Мы в этом году закупили и запустили 3D-тренажеры виртуальной реальности. Человек, надев очки и взяв манипулятор в руки, может работать на нарисованном производстве. Слушатели, которые придут к нам на очные занятия, воспользуются этой системой. Для слушателей на дистанционном обучении у нас есть специально модифицированная в 2D программа. Они при помощи мышки смогут двигаться, нажимать кнопки, крутить вентили. В условиях борьбы с коронавирусом мы пытаемся внедрить новые технологии, чтобы максимально приблизить работу на компьютере к работе на реальном производстве.

Какими стимулами руководствуются участники программы? Им потом повышают зарплату или они становятся более конкурентоспособными на рынке труда?

Если мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, а повышение квалификации к нему относится, программы разделяются на два вида — обязательные дополнительные и развивающие. Обязательных программ допобразования здесь не может быть, только развивающие. Поэтому на предприятиях и в вузах нет никаких дополнительных нормативных стимулов. Другое дело, что руководители предприятий следят за тем, как развивается их сотрудник. Это является дополнительным критерием продвижения человека по карьерной лестнице, причем необязательно вверх, можно и вширь, горизонтально.

Какую технику должны иметь слушатели для прохождения дистанционных программ?

Система позволяет использовать любое устройство с выходом в интернет: телевизор, мобильный телефон, планшет, ноутбук, стационарный компьютер. У участника программы должен быть адрес электронной почты, на который мы присылаем логин и пароль. Получив пароль, он заходит в систему и изучает материал.

Какие изменения в вузе произошли за последний год в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение?

Мы начали эту работу заблаговременно, еще пять лет назад стали развивать дистанционные образовательные технологии. Нам очень помог в части материального обеспечения ПАО «Газпром», опорным вузом которого мы являемся. Мы постоянно ездим на международные конференции Международного общества по инженерному образованию, слушаем разноплановые доклады о развитии педагогических технологий. Например, в сентябре 2019 года 80% всех докладов были посвящены развитию информационных технологий в преподавании, хотя никакого коронавируса тогда еще не было. И мы тоже этим озаботились, провели у себя конференцию «Синергия», которая была посвящена цифровизации образования, в этом году на конференции добавилась тема промышленной революции. Эта система не застала нас врасплох, мы уже изучили мировой опыт и были подготовлены технически. Если в феврале у нас было около 70 дистанционных программ, то только за прошедшие месяцы мы создали еще столько же.

Какие документы получат слушатели программ?

По закону об образовании есть три вида документов, которые получают в дополнительном профессиональном образовании. Один из них – удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Это номерные удостоверения, сведения о которых вводятся в базу Рособрнадзора России, а копии хранятся в вузе не менее 50 лет. Если кто-то потеряет диплом или удостоверение, он может его восстановить. Для этого, во-первых, нужно дать в СМИ объявление об утере документа, а во-вторых, подать заявление о его восстановлении. Мы восстанавливаем документ с новым номером, но с прежней фамилией и названием программы.

Сколько преподавателей будет задействовано в программах?

За реализацию двух субсидий в университете отвечает Институт дополнительного профессионального образования, в составе которого работают 83 человека, включая административных сотрудников. К чтению лекций будет привлечен каждый пятый преподаватель вуза. Кроме того, мы привлекаем на эту работу людей со стороны. В частности, если мы проводим обучение в Сочи, то нанимаем там людей, которые будут следить за учебным процессом, собирать документы, работать со слушателями и с нашей учебной программой. В прошлом году нанимали около 30 человек.

Существуют ли возрастные ограничения для слушателей?

Нижний возрастной предел участников программ не ограничен, лишь бы у человека был документ о высшем образовании. В основном, конечно, это 21-22 года. Верхний предел тоже не ограничен. В прошлом году самому зрелому слушателю было 67 лет. Это говорит о том, что люди хотят учиться.

Куда нужно обращаться людям, желающим пройти обучение?

На официальном сайте КНИТУ-КХТИ есть вся информация, которая хорошо структурирована. На главной странице сайта университета есть кнопка (баннер) «Новые возможности для каждого. Повышение квалификации и переподготовка за счет бюджета». Для приема заявок указан телефон для справок в Казани: +7 (843) 279-40-49 и электронная почта idpoknitu@mail.ru. Как только заявитель пришлет заявку на конкретную программу, руководитель или менеджер программы с ним свяжется, соберет сведения, сообщит о расписании и будет держать в курсе событий.

Большое спасибо за подробный рассказ. Что бы вы хотели сказать в заключение?

Хочу отметить, что в прошлом году несколько республиканских министерств (Минпромторг, Минтруд и Минобрнауки РТ) вынесли благодарность коллективу нашего института за реализацию федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование». Около двадцати наших сотрудников получили почетные грамоты, благодарственные письма, благодарности от пяти министерств, в том числе от Минэкологии РТ за хорошую экологическую программу, а также от Минэкономики РТ. Мы рады, что причастны к работе в национальных проектах, подходим к ней умело, ответственно, творчески и делаем всё, чтобы руководство республики нами гордилось!

 В настоящее время группы сформированы. Коллектив КНИТУ-КХТИ выражает благодарность всем, кто проявил интерес к программам.