Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Если бы она была с нами, справляла бы юбилей»: исполнилось 60 лет со дня рождения Хании Фархи

«Если бы она была с нами, справляла бы юбилей»: исполнилось 60 лет со дня рождения Хании Фархи
30 мая – день рождения народной певицы Татарстана и Башкортостана Хании Фархи, скончавшейся почти три года назад. Корреспондент ИА «Татар-информ» Гульназ Хабибуллина связалась по телефону с дочерью певицы Алией Гараевой и родной сестрой Фирюзой Ибатуллиной.

Любимая певица всего татарского народа Хания Фархи родилась в необычайно красивое время года – в момент, когда весна переходит в лето. Она ушла от нас почти три года назад. Накануне дня рождения артистки мы пообщались с ее самыми близкими людьми – старшей дочерью Алией Гараевой и родной сестрой из Татышлинского района РБ Фирюзой Ибатуллиной. 

«Внуки тоскуют по своей «җырлы әннә»

Алия, прошло уже почти три года, как ушла ваша мама. Говорят, время лечит…

Не знаю, чьи это слова, но время не лечит… Наоборот, с годами тоска по родной душе становится еще больше, еще сильнее. Мне очень тяжело отвечать на эти вопросы. Потому что у меня сердце разрывается, когда я не то что рассказываю о маме, даже когда думаю о ней…

Три года прошли очень быстро. Когда мама ушла, я не могла поверить, что ее больше не будет с нами. Полгода моей жизни прошли будто во сне. Я даже не помню день похорон. Детали этого дня я вспомнила гораздо позже по видеозаписям, сделанным во время процессии. Нашла в себе силы посмотреть эти записи только спустя несколько месяцев. И то я до сих пор не досмотрела до конца. Концерты памяти мамы в филармонии и Москве для меня как сон. Это было самое тяжелое время, когда я не чувствовала себя из мира сего, не могла принять действительность. Долгое время не могла слушать мамины песни, даже смотреть на ее фотографии. Даже слушать по радио татарские песни для меня было пыткой. 

Мама как будто все равно с нами. Она ведь всегда ездила по гастролям. Может быть, потому что мы с детства редко видели маму дома… И сейчас я живу с теми же чувствами. Ожидаю ее, как будто бы она на гастролях в каком-нибудь далеком городе и вот-вот с радостной улыбкой вернется домой. Когда возвращаюсь в реальность, очень тяжело…

На радио, телевидении постоянно звучат ее песни, показывают ее клипы. Зрители не забывают ее, разговоры о ней не сходят с уст. Мы искренне благодарны ее друзьям в интернете, сообществам, созданным в память о маме, за то, что ее вспоминают и не забывают. 

У меня есть семья, трое детей. Я должна была взять себя в руки ради них. Я не имею права раскисать. Мама не одобрила бы, узнав, что я растерялась перед жизненными трудностями. Жизнь продолжается. Нужно жить. Я должна быть опорой, красивой, счастливой, сильной мамой, женой для свой семьи, для своих детей. 

Как вы отмечали мамины дни рождения, как проходили эти дни?

Мама всегда ждала свой день рождения. В этот день она собирала нас – детей, друзей и родных, приглашала ансамбль. Мы отмечали мамин праздник все вместе, очень весело и красиво. Когда мы жили в Челнах, у нас был сад. В том саду мы собирались с близкими за круглым столом. В последние годы она взяла за традицию отмечать дни рождения со своими преданными зрителями, ставила на этот день концерт. 

День рождения нашей мамы – 30 мая, а папа родился 1 июня. 30 мая также отмечает свой день рождения родная сестренка папы. Через неделю – 8 июня – мой день рождения. Вот так, один за другим, в нашей семье сменялись праздничные события. И вот 31 мая 2017 года, придав нашим дням рождения еще большую радость, появился на свет мой сын Рамазан. Мама так сильно обрадовалась! Она мне всегда говорила: «Вот родишь нашего джигита на мой день рождения». В этот год 30 мая у мамы тоже был концерт. «Эх, сегодня не получилось, значит, подаришь внука на папин день рождения», – сказала она тогда. А внук появился на свет между двумя днями рождения, сделав большой подарок и маме, и папе. «Три дня подряд будет праздник в нашей семье», – радовалась мама. К сожалению, недолго ей удалось понянчиться с внуком. 

Когда мы разговаривали с подругой Хании апа – Гульшат ханум, она сказала: «Кабинет Хании очень красиво сделали». Что хранится в этом кабинете, Алия? Насколько я знаю, ваша сестра Алсу теперь живет в этом доме…

После смерти мамы Алсу с семьей переехала из Уфы в Казань. Они живут в квартире на Дубравной, там раньше жили мама и папа. Сделали там отличный ремонт. Но они сохранили все как раньше, так, как было у мамы. А в артистической комнате мамы он сделали легкий косметический ремонт. Он остался как и прежде – комнатой мамы, сохранившей ее тепло, ее память. Там находятся все концертные наряды мамы, обувь, вещи. Все знают, мама была лауреатом бессчетного количества конкурсов, мы установили специальный стенд с наградами – статуэтками, Благодарственными письмами Президента, медалями. Мы бережно храним эти вещи как память о маме. 

Алсу тоже очень тяжело. Она сильно тоскует по маме. Они особенно любили секретничать с мамой. Ей тоже не хватает мамы. Наверное, эта комната греет Алсу душу. Потому что каждый раз, когда я прихожу к ним, первым делом захожу в эту комнату, дотрагиваюсь до ее вещей, одежды, здороваюсь с ней…

Как чувствует себя ваш папа?

Папа, слава Всевышнему, хорошо поживает. Он всегда мечтал встретить свою старость в своей родной деревне. Сейчас он живет в селе Куюк. По-своему с любовью ухаживает за домом, садом. Мы постоянно ездим к нему в гости, он к нам приезжает, мы постоянно общаемся. 

Внуки вспоминают свою бабушку?

Старшая дочка Амина сдерживает свои чувства в себе. Когда мамы не стало, как-то о на подошла ко мне и говорит: «Мама, вот была бы такая кнопка, мы бы на эту кнопочку нажали, и дау ани вернулась бы к нам снова». Какое-то время мечтала об этом… У средней дочери Ясмины очень тонкая нежная душа, я даже боюсь смотреть при ней мамины видеозаписи. Когда по телевизору начинают показывать маму или слышит ее песни, на ее глазах тут же появляются слезы. «Я скучаю по нашей “җырлы әннә”», – говорит она. «Җырлы әннә» (в дословном переводе – поющая мама. – Ред.) – так они называли любимую дау ани. Она очень скучает. 

Рамазану, нашему младшенькому, было всего два месяца, когда умерла мама. Он, конечно же, ее не помнит. Но знает, что у них была дау ани. «Это моя дау ани, она поет», – рассказывает о ней. Ясмина очень любит нашего папу – своего дедушку. Когда они встречаются, Ясмина не отходит от него ни на шаг. Обнимает его и любит сидеть на его коленках в обнимку долго-долго. Ей всего шесть лет, но она все понимает. Когда мы уезжаем в город, тяжело переживает расставание с дедулей. 

Говорят, что права на песню Хании апа – у ее семьи. К вам обращались с просьбой исполнять ее песни?

Ко мне с такой просьбой никто не обращался. Но они ведь постоянно звучат. Песни мамы бессмертны, как и ее имя. Музыканты ансамбля «Байрам» пришли к нам и спросили, разрешаем ли мы им работать ансамблем. Мы им уступили. Мы только рады тому, что ансамбль, созданный мамой, работает так же дружно. 

Алия, у вас остались какие-либо сожаления, связанные с мамой?

Сожаления, конечно, есть. Мы в молодости постоянно гонимся за чем-то, спешим скорее выйти замуж, строить карьеру, найти работу. Я поняла одно: в погоне за мирскими прелестями нужно находить время для общения с родными и близкими людьми. Когда мама приезжала к нам погостить, я начинала бегать и суетиться. Думала, что нужно успеть сделать все дела, пока мама у нас. Мама говорила: «И, кызым, устала ведь уже, присядь, потом закончишь свои дела». 

Еще она всегда хотела вместе фотографироваться. А я почему-то не особо люблю это делать. «Ой, давай лучше я сфоткаю тебя одну», – говорила я и не фоткалась. Поэтому у нас очень мало совместных фото. Почти нет. 

Мы с Аминой ходили на танцевальный кружок, который требовал от нас очень много времени. Занятия по танцам украли у меня столько времени, которое я могла бы провести с мамой. Мама на гастролях. Она приезжала на два-три дня и скорее спешила к внукам. Если приезжала ночью, приходила к ним прямо с утра. Иногда из-за занятий по танцам мы не могли увидеться с мамой, даже когда ей удавалось вырвать выходные в плотном концертном графике. Когда мамы не стало, мы бросили этот кружок. Порой мы так стремимся развивать таланты своих детей – чересчур стараемся – и тем самым не находим времени на взаимоотношения в семье. Оказывается, нужно оставлять время, чтобы поговорить с ними, поиграть. Сейчас мы посещаем только те кружки, которые не отнимают у нас слишком много времени. 

Мама так любила своих внуков. В день, когда Рамазана выписывали из родильного дома, у мамы был концерт в другом городе. «К выписке успею приехать. Часок побуду с вами и снова поеду», – сказала она. Я ее отругала, сказала, чтобы не ездила ради одной выписки. Нет, она не послушалась. Приехала к нам из другого города, посидела час-другой и уехала обратно. Она прошла столько километров только ради того, чтобы встретить внука и повидаться с нами. Это показывает, насколько сильно мама любила своих внуков. 

Перед тем как устроить Рамазану «бәби чәе» (прием в честь новорожденного), у мамы начались гастроли. Мы назначили день так, чтобы мама смогла участвовать в празднике. За несколько дней до события мама заболела и легла в больницу. И почему-то мы не стали переносить праздник. Наверное, думали, что еще сможем собраться все вместе. После выписки из больницы мама сразу же поехала в Татышлы. Мама не смогла быть с нами на первом празднике Рамадана, и это стало самым большим сожалением в моем сердце. 

«Хания апа не выходит из моей памяти ни на минуту»

Когда мы позвонили Фирюзе апа, она красила заборы, обновляла фасад дома. «Близится юбилей. Хотелось бы собраться с родными, вспомнить Ханию апа в кругу близких», – сказала она. 

10 июня 50 лет исполняется самому близкому человеку Хании Фархи – родной сестренке Фирюзе ханум. 

«Если бы она была с нами, Хания справляла бы в этом году 60-летний юбилей. Юбилейные концерты памяти Хании должны были состояться 29, 30, 31 мая в Казани, Уфе, Самаре. Во всех этих городах всего за несколько дней были распроданы все билеты. Мы собирались отметить широко, используя на концерте современные технологии. Сценарий сделали так, как будто бы Хания апа сама ведет этот концерт. Были видеозаписи из нашего семейного архива. Например, перед моим выходом на сцену должны были показать запись, где она говорила: «Давай-ка, сестренка, спой-ка нам». 

Говорили, что концерты будут перенесены на 17 сентября. Так хочется, чтобы к этому времени в стране все утряслось и мы смогли бы воплотить задуманное в память о сестре. 

В первый год, когда сестры не стало, мы провели Межрегиональный конкурс исполнителей башкирской и татарской песни памяти Хании Фархи «Онытылыр димә». В том году количество участников и география конкурса была широкой. Имя Хании Фари не сходило с уст. Приехали из Уфы, Казани, Челнов, даже из Тюмени. Тогда мы договорились устраивать этот конкурс один раз в два года. В этом году по известным всем причинам мы были вынуждены провести конкурс заочно, в онлайн-режиме. В нем приняли участие более 80 конкурсантов из Оренбурга, Нефтекамска, Казани, Уфы и близлежащих районов. На днях мы пересмотрели все записи и сейчас выносим результаты. 

Все эти мероприятия, как ни странно, не столько греют душу, сколько ее ранят. Прошло почти три года с момента смерти моей сестры, и за это время Хания апа не выходила из моей памяти ни на минуту. Не описать словами мою тоску по сестре. Она очень любила малую родину, постоянно бывала здесь. Мы созванивались по пятнадцать раз на дню. Мы даже не писали друг другу СМС. Красивые слова мы говорили друг другу вслух, во время многочисленных разговоров. Да и мама рядом с нами, несколько раз в день Хания апа звонила узнать, как дела у мамы. 

Мама тоже сильно сдала. Болеет. Да и возраст дает знать, 90 исполнилось. В год, когда мы проводили Ханию апа, Габдулхай җизни повез маму в Казань, показал ее могилу на кладбище. Сейчас мы стараемся не вывозить ее так далеко. Мама живет с нами. Периодически ходим с ней в ее дом. 

В этом году вирус помешал нам провести мероприятия, посвященные памяти Хании апа. Дети столько времени не могли приехать!

Каждый день начинается с воспоминаний о сестре. С кем бы ни созванивались – сперва вспоминаем ее. Она была солнцем лучезарным. Мы все еще живем ее словами, ее мелодией. Умом мы понимаем, а сердце не желает принять. Постоянно показывают по телевизору, рассказывают о ней. Если бы она была обычным человеком, может быть, в череде дней в суматохе мы не так сильно ощущали бы эту горечь. Выйдешь на улицу – проедет машина, где звучит песня Хании апа. Зайдешь магазин – снова ее песня… 

В прошлом году супруг сделал скворечник. Скворец туда и не заглянул. Этой весной вижу: рядом со скворечником сидит соловей и так заливисто поет! Хания вернулась к нам поющей соловушкой... 

Мы потеряли многих родных, не стало двух братьев, старшей сестры. Рядом остался только брат Салават. Он тоже живет в селе Татышлы. Так хочется, чтобы впредь Всевышний берег нас от горьких утрат.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев