Пенсия, личный кабинет и бесплатная парковка: что могут оформить в ПФР инвалиды Татарстана

Татарстан вошел в число пилотных регионов, где пенсии по инвалидности назначаются дистанционно и без заявлений. В целом по России проект заработает только к 2022 году. О выплате пенсий и информационной работе с инвалидами в интервью «Татар-информу» рассказал управляющий ОПФР по РТ Эдуард Вафин.

Эдуард Яфасович, какие виды пенсий получают татарстанцы, имеющие инвалидность?

Жители республики с инвалидностью получают в Пенсионном фонде РФ три вида пенсий: страховую, государственную и социальную. Страховая пенсия по инвалидности полагается тем, кто имеет страховой стаж. В среднем ее размер составляет 10,2 тыс. рублей. Такую пенсию получают более 54 тыс. человек. Социальная пенсия по инвалидности назначается тем, кто никогда не работал. В основном это инвалиды с детства, которых в республике более 11,4 тыс. человек. Пенсии по инвалидности детям-инвалидам установлены в размере 13,4 тыс. рублей. Группу инвалидности с детства определяют сотрудники бюро медико-социальной экспертизы, когда молодые люди достигают 18-летнего возраста. От этого зависит размер социальной пенсии. Представители первой группы получают пенсию в размере более 13,4 тыс. рублей, второй группы – более 11,2 тыс. рублей, а третьей – более 4,7 тыс. рублей. Людям, которые стали инвалидами в результате военной службы, подготовки или выполнения космических полетов, из-за радиационных или техногенных катастроф, также выплачивается государственная пенсия по инвалидности.

Какие информационные системы и базы данных используются при назначении пенсий жителям республики?

Республика переходит к проактивному режиму назначения пенсий по инвалидности благодаря федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов». Она содержит полные сведения о жителях республики, признанных инвалидами, в том числе о детях-инвалидах. С конца июля прошлого года ежемесячная денежная выплата людям с инвалидностью оформляется Пенсионным фондом РФ по данным реестра. 

В реестре собрана и систематизирована вся информация о назначении социальных льгот – федеральных и региональных. Информация в базу данных поступает из профильных учреждений и ведомств. В их числе Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, Федеральное медико-биологическое агентство, Фонд соцстраха; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по труду и занятости, Минздрав, регионы России, ну и, конечно же, Пенсионный фонд. Благодаря информативному наполнению системы работники государственных служб, предоставляющие людям с ограниченными возможностями услуги и консультации, могут это делать быстрее, качественнее и не запрашивая дополнительные документы.

Есть ли в федеральной базе открытая информация об инвалидах?

Да, в федеральном реестре есть аналитический раздел. Его создание существенно облегчило работу сотрудников Пенсионного фонда РФ. Благодаря открытому доступу к ресурсу каждый пользователь может узнать статистическую информацию по разным показателям: число инвалидов по возрасту, полу, группе инвалидности. Информация раздела всегда актуальна и ежемесячно обновляется. Благодаря этому у профильных ведомств отпадает необходимость писать запросы в наш адрес. По данным Федерального реестра инвалидов, сейчас назначаются все виды пенсий людям с ограниченными возможностями. На сегодняшний день в республике назначено более 8 тыс. пенсий без посещения людьми клиентских служб ПФР. На беззаявительной основе ЕДВ назначена для 7 тыс. человек. 

Какую полезную информацию могут получить люди с ограниченными возможностями благодаря интернет-ресурсам?

На сайте Федерального реестра инвалидов – https://sfri.ru люди с ограниченными возможностями могут открыть личный кабинет инвалида. В Татарстане доступ к нему уже имеют около 291 тыс. человек, большая часть которых активно пользуется этими возможностями. В кабинете люди могут посмотреть актуальную информацию по действующим программам медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и абилитации.

Пользователь ресурса может узнать дату проведения медико-социальной экспертизы, получить информацию о полагающихся ему социальных услугах и выплатах, в том числе Роструда, а также о санаторно-курортном лечении. В личном кабинете люди с ограниченными возможностями республики также могут оценить качество полученных соцуслуг, пройти соцопросы.

Для входа в личный кабинет достаточно иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА и быть зарегистрированным на портале Госуслуг. Если речь идет о ребенке-инвалиде, то завести личный кабинет для него может его законный представитель. Это позволит получать всю необходимую информацию для реализации прав ребенка-инвалида и защиты его интересов. Для удобства людей с инвалидностью разработано мобильное приложение Федерального реестра инвалидов.

Из-за коронавирусной пандемии в 2020 году были внесены коррективы в работу социальных служб и ведомств. Насколько для жителей республики была упрощена процедура установления и продления инвалидности?

С 1 марта 2020 года действует временный порядок определения инвалидности, согласно которому вся процедура происходит исключительно на основе документов медицинских учреждений, инвалидам не нужно приходить в бюро медико-социальной экспертизы. Продление инвалидности также проводится заочно. При наступлении даты, до которой была установлена инвалидность по итогам освидетельствования, ее срок автоматически продлевается, как и право на пенсию и другие выплаты. Временный порядок продлен в нашей стране до 1 октября 2021 года.

Кроме того, с конца июля 2020 года Пенсионный фонд РФ в беззаявительном порядке назначает ежемесячные денежные выплаты инвалидам и детям-инвалидам. Социальная выплата назначается со дня признания гражданина инвалидом по сведениям, поступившим в ПФР из Федерального реестра инвалидов. Уведомления о назначенной пенсий и ЕДВ поступают в личные кабинеты людей на портале Госуслуг.

Где и как жители республики с ограниченными возможностями могут оформить разрешения на бесплатную парковку автомобилей?

Приходить для этого в Пенсионный фонд не нужно. Заявление можно подать тремя способами: в личном кабинете на портале Госуслуг, в личном кабинете инвалида на сайте Федерального реестра инвалидов или непосредственно в МФЦ. В заявлении следует указать номер, марку и модель автомобиля, на котором планируется поездка. После внесения данных в Федеральный реестр инвалидов любым из указанных способов сведения об автомобиле появляются в базе данных и имеют силу в любом регионе на территории всей страны. Доступ к реестру получают органы власти всех субъектов, которые и определяют количество льготных парковочных мест в общественных местах.

Как была организована в ПФР работа контакт-центра во время пандемии? Увеличилось ли количество звонков от инвалидов?

Контакт-центр помогает сотням граждан республики получать оперативную информацию по вопросам пенсионного и социального обеспечения, входящих в компетенцию ПФР. Поток телефонных обращений граждан ежегодно увеличивается. В 2020 году операторами было отработано более 213,5 тыс. звонков. В период ограничительных мер, когда личные посещения клиентских служб сократились, основную нагрузку по информированию граждан принял на себя контакт-центр. Судите сами: если ранее операторы обрабатывали в среднем тысячу звонков в день, то в отдельные дни количество звонков доходило до 2 тыс. в день. Специалисты в индивидуальном порядке отрабатывали каждое поступившее обращение, стараясь решить вопросы дистанционно. С сентября 2020 года ОПФР по РТ участвует в пилотном проекте по созданию Единого федерального контакт-центра ПФР. Позвонив на номер единого контакт-центра, люди смогут получить развернутую консультацию по всем вопросам, связанным с мерами социальной поддержки. Он объединит информацию Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, учреждений медико-социальной экспертизы, Роструда.

Эдуард Яфасович, какие еще технические и другие новшества вы используете в работе?

Хочу рассказать о Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Она объединяет информационные системы разных ведомств, запуская персональное проактивное информирование жителей республики о положенных социальных льготах, в том числе при установлении инвалидности. В 2020 году данные, содержащиеся в этой системе, впервые использовались на практике для определения нуждаемости людей при назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В прошлом году особое внимание уделялось созданию в единой системе федерального банка данных о законных представителях людей, имеющих право на меры соцподдержки. В систему уже внесены данные более чем о 44 тыс. граждан. Республиканское отделение ПФР координирует деятельность поставщиков информации по наполнению базы данных и проводит мониторинг загрузки.

Также хочу отметить, что Пенсионный фонд ведет активную разъяснительную работу в соцсетях. Как оформить пенсионные выплаты, что нужно знать о социальных льготах, как подать заявление о доставке пенсии – на все эти вопросы вам ответят в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram. Кроме того, мы разработали «личного помощника» в пенсионных вопросах. Начать работу с ботом просто: достаточно добавить номер телефона 8-960-088-30-74 в свои контакты, а после в приложении WhatsApp отправить любое текстовое сообщение, например «привет». Мы всегда открыты для обращений граждан.