«Эта книга — аргумент против тезиса о том, что в татарских деревнях жили этнические башкиры»

В Казани презентовали книгу, которая должна ответить на вопросы о прошлом татар в соседней республике, — «Уезд, который мы потеряли».

«Уезд, который мы потеряли»

Предстоящая в 2021 году Всероссийская перепись населения уже стала ареной интеллектуальной битвы между учеными Татарстана и Башкортостана. Об этом можно судить хотя бы по тому, как часто вспоминали здесь своих коллег из соседней республики спикеры прошедшей в ИА «Татар-информ» пресс-конференции, посвященной книге «Татары Уфимского уезда».

Состав ее участников был очень представительный — заместитель директора Института истории Марджани Марат Гибатдинов, руководитель центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Радик Исхаков, историки из центра исследований Золотой Орды — Лилия Байбулатова и Анвар Аксанов.

«Татары Уфимского уезда» — эта книга о «России, которую мы потеряли», о временах Петра Первого и царицы Елизаветы Петровны. Почему эта книга, которая, судя по названию, интересна узкому кругу специалистов, оказалась такой важной, что ей посвятили целую пресс-конференцию? Обо всем по порядку.

«Вас тут не стояло»

Сами историки, похоже, не очень рады, что оказались на публике. Все-таки ученые предпочитают тишину кабинетов и жаркие дискуссии закрытых собраний, которые не балует вниманием широкая общественность. Но, как становилось ясно из речей спикеров, коллеги из братской Башкирии перешли из научной дискуссии в политическую.

«Наши коллеги из Башкортостана пытаются показать историю с тенденцией. Мы показываем объективную картину. Сегодня мы представили документы о налогообложении XVIII века. А эти данные наиболее объективные. Поскольку качество данных в этом случае контролирует само государство, то итоги переписи считаются надежным документом, — рассказал Марат Гибатдинов

Хотя участники встречи и старались всячески нивелировать этот конфликт и говорить в духе татарской «чайной» дипломатии, стало ясно, что всему виной «горячие головы». А именно радикальное течение среди части башкирских историков, которое утверждают, что татар в принципе не существовало на территории Башкирии до XIX — начала ХХ века.

«Разделяй и властвуй»

Всероссийские переписи населения периодически становятся вызовом не только для интеллектуалов, но и для региональных властей. Достаточно вспомнить первую постсоветскую перепись 2002 года, которую курировал этнолог, экс-министр по делам национальностей РФ Валерий Тишков. Она прошла под знаком движения малых групп. Тогда татар-кряшен предлагали фиксировать как самостоятельный этнос. И как признавался Тишков, по итогам той переписи 100 тысяч татар Башкортостана были приписаны к титульной нации. Так, что перепись населения 2021 года, судя по всему, будет не менее жаркой.

Безусловным символом переписи-2021 станет эвфемизм под названием «северо-западный диалект», которым башкирские ученые обозначили говор татарского населения Башкортостана. Понятно, что все эти интеллектуальные построения необходимы для практической задачи — увеличить число башкирского населения соседней республики за счет, к примеру, татар.

Поэтому в эпоху победившей постправды татарстанским историкам пришлось покинуть теплые кабинеты и заняться по примеру соседей пиаром своих научных трудов.

На более 200 страницах книги представлены итоги четырех переписей населения (1722–1782 гг.), которые прошли в Российской империи в XVIII веке.

«Какие ваши доказательства»

Российский царь Петр Алексеевич имел обширные планы и смотрел далеко за горизонт, а в этих мероприятиях, как известно, невозможно обойтись без денег. А денег всегда не хватает. Поэтому Петр I обратился к доброй российской традиции увеличить налоги. Если раньше его подданные платили в казну с каждого двора, то при правлении царя-реформатора решили, что платить надо с каждого представителя мужского пола. Так родилась «подушная подать». А чтобы получить «биг дату» в то время нужно было всех посчитать вручную.

Как известно, результаты переписей (ревизий) в Российской империи достаточно активно используются башкирскими историками, которые на основе этих данных объявляют те или иные татарские деревни истинными башкирскими (ысын башкорт). Но, по словам одного из авторов сборника — Радика Исхакова есть одно «но».

 «Мы изучили результаты первые четырех ревизий. Именно в этих документах не упоминаются башкиры („башкирцы“). Почему их нет в первых четырех ревизиях? Потому что башкирцы (на тот момент) не платили подати. Они появляются лишь в 5-10 ревизиях», — объясняет Исхаков.

Таким образом, на территории Башкирии обнаруживается сотни татарских деревень. В частности, по итогам первой ревизии 1722 года существовала 284 населенных пункта основанные служилыми и ясачными татарами, а также служилыми мещеряками. «Это объективное доказательство того, что современные татарские деревни северо-запада Башкортостана и востока Татарстана основаны татарами. Здесь испокон веков жили татары. Эта книга будет аргументом против того тезиса, который выдвигают наши коллеги из Башкирии о том, что жители этих населенных пунктов были этническими башкирами. Документально показано, что это было этнические татары», — резюмировал Радик Исхаков.

«Кто ты, чемоданный татарин?»

Оказывается, таблицы и пояснения к ним могут быть достаточно интересным материалом. Особенно для жителей востока Татарстана, татарских районов Башкирии, Удмуртии, Оренбургской и Свердловской областей. Именно эти территории включал в себя в прошлом Уфимский уезд.

Как известно, поиск корней сейчас достаточно модная штука. Кто не мечтал похвастаться своей родословной? И в этом деле все начинается с надежды найти среди своих предков какого-нибудь мурзу или даже хана (к слову, в этой книге можно найти данные о возможно царском роде Гиреев). Но обычно в результате составления генеалогии твой пращур оказывается из «ясачных татарин», то бишь крестьянин или торговец, а то и вообще может быть «чемоданным татарином». За последним скрывается не аналог «челночников», а татары-почтальоны. Развозить почту было не таким простым делом, и эта обязанность ложилась грузом на подданных Российской империи среди иноверцев.

«Проверочное задание»

Это издание может стать и проверочным как для профессиональных историков и краеведов, так и для простого обывателя.

«В этой книге вы можете увидеть, к примеру, что родная деревня муфтия Ризы Фахредина указана как татарская, а татарский писатель Галимжан Ибрагимов, которого некоторые ученые объявили башкиром, выходец из мещерякской деревни», — объяснял ценность труда Радик Исхаков.

В ходе ваших изысканий вы можете найти, что в переписи XVIII века ваши предки записаны ясачными татарами или мещеряками (мишаре), а в

 последующих ревизиях оказываются «башкирцами». Эти превращения имеют, как правило, достаточно приземленные причины. Как объясняли на пресс-конференции, башкиры в составе Российской империи имели достаточно привилегированный статус (проще говоря, они платили меньше налогов и имели больше земли), и многие люди старались получить этот статус и перейти в «башкир». Помимо этого, позже было создано башкиро- мещерякское войско, и многие татары, состоявшие в нем, после некоторых преобразований, автоматически оказались в сословии «башкир».

P. S. Кстати, на пресс-конференции было объявлено, где состоится следующий раунд интеллектуальной битвы — 15 — 16 января на межрегиональной конференции в Актаныше.