Мультимедиа на службе старообрядчества Казани: в столице РТ откроется музей приверженцев «старой веры»

После летнего праздника обретения Казанской иконы Божией Матери, отмечаемого 21 июля, в столице Татарстана откроется Музей старообрядчества, оснащенный мультимедийными панелями.

Об этом в интервью «Татар-информ» рассказал заместитель управляющего Казанско-Вятской епархией Русской Православной старообрядческой Церкви Василий Кириллов. Как идет работа по созданию музея, какие разделы в нем будут представлены и почему приверженцы «старой веры» для создания экспозиции подружились с современными технологиями – в нашем материале.

«Древние иконы, литье, множество ценных книг, предметы церковного богослужения, народные костюмы – старообрядческой сарафаны, азямы (длинные кафтаны из толстого сукна домашнего приготовления – прим. Т-и); лестовки – четки из кожи или замши, бисера, жемчуга или даже холстины… Все это можно будет увидеть у нас. В нашем распоряжении также есть просто уникальные своей историей экземпляры. Книги старообрядческих купцов Лисицыных, в доме которых родился Шаляпин или фотографии, которые снимали сами Оконишниковы. Они хранились в семьях больше столетия, а теперь все это культурное богатство передано их потомками для экспозиций в наш музейный фонд. Мы будем рады показать эти уникальные артефакты», – анонсировал Василий Кириллов.

Как пояснил заместитель управляющего Казанско-Вятской епархией Русской Православной старообрядческой Церкви, существует согласованная с Президентом Татарстана программа организации старообрядческого музея. В декабре 2016 года на открытии памятника митрополиту РПсЦ Московскому и всея Руси Андриану (Четвергову), который с 2001 по 2004 годы служил епископом Казанским и Вятским, Рустам Минниханов поручил отобразить в музее и факты из биографии известных старообрядцев – попечителей, купцов, меценатов Казани и современной территории Татарстана. К слову, в свое время четверть Казани была построена старообрядцами, и до сих пор еще сохранилось много известных домов представителей этой веры.

Начало Музея старообрядчества уже сформировано в подвальной части Казанского Богородицкого храма (центрального собора Казанско-Вятской епархии известного как Кафедральный Покровский Собор РПсЦ на Ульнова, 11/17 – прим. Т-и). Для этого был проведен огромный комплекс работ по гидроизоляции – прежде под собором долгое время стояла вода высотой в метр. На первом этапе сделали стенды, собрали древние образа и книги, которые смогли сохранить. Уже сейчас на обозрение посетителей в храме выставили небольшую часть этого собрания. Основная же экспозиция разместится в новом полноценном музее.

На данный момент для создания музея под кафедральным собором заканчиваются строительно-монтажные работы, выполняется проект музеефикации. Смонтированы системы охраны, пожарной безопасности и экспонирования – все, что нужно, чтобы экспонаты были в соответствующих витринах. Ведь, скажем, книга, которой более двухсот лет, не может выставляться открыто, ей нужны особые условия хранения, свой температурный режим, соответствующий бокс хранения и даже нужный наклон. Кроме того, в музее старообрядчества будет задействовано много мультимедийных устройств – по этому вопросу нас консультируют лучшие специалисты страны, а так же известные эксперты в области иконописи, книжного дела, историки, реставраторы», – рассказал Василий Кириллов. 

При этом собеседник подчеркнул, что главной особенностью музея будет его мемориальная часть под открытым небом – старообрядческие погребения на Арском кладбище Казани. Интерактивные панели в самом музее как раз позволят представить наиболее полную информацию по купцам-старообрядцам и их уникальным захоронениям, а при желании помогут найти необходимую информацию по фамилии. 

К слову, старообрядческие погребения на территории современного Арского кладбища известны еще с XVIII века. Этот участок единственный из древних, чудом сохранившийся в Казани до наших дней. Всего, кроме части Арского кладбища, в городе еще пять старообрядческих погостов, в том числе четыре действующих и одно разрушенное на полуострове Локомотив. Причем раньше эта часть Арского погоста была самостоятельным кладбищем, отделенным от общего ограждением и оврагом.

Объединение в одно Арское кладбище произошло в 60-х годах, в 80-е захоронения на нем были полностью запрещены, но возобновились в 90-е. Советский и постсоветский периоды стали непростым испытанием для всего кладбища: в это время многие могилы, в том числе и старообрядцев, как самые древние и ценные, подвергались разграблению. Однако подобные инциденты происходят до сих пор: за неделю до Пасхи на могиле купца-старообрядца Павла Суслова неизвестные болгаркой выпилили двухметровую кованную ограду

«Основная беда в том, что исчезают старинные захоронения. Благоустройство этого старообрядческого кладбища, восстановление захоронений мы обсуждаем с Аппаратом Президента РТ с 2013 года. Чтобы сохранить для истории, для жителей Казани и приезжих все старинные захоронения и надгробия, мы хотим сделать его не просто старообрядческим, но и мемориальным. Многие могилы все же сохранились, и мы хотим облагородить их. Тогда люди, придя в наш музей и после при желании на кладбище, смогут отдать дань памяти известным историческим личностям, нашим землякам. 

Например, тем же купцам Фоминым. Приказчиками в их семье начинали Богданов, Никитин, Иван Петрович Оконишников и Яков Филиппович Шамов. Фомины более двухсот пятидесяти лет состояли попечителями и духовными лидерами в старопоморской старообрядческой общине. Для всех остальных горожан были известными попечителями, хлеботорговцами, благотворителями. Или Коровины, Романовы, Четверговы, Барабановы, Афанасьевы, Свечниковы, Пастуховы, возглавлявшие старообрядческую общину, приемлющую священство белокриницкой иерархии, ныне Русскую Православную старообрядческую Церковь. Они строили социальные столовые, богадельни, мосты, мельницы и дороги. Интересное можно узнать и о старообрядческом священстве и духовных отцах, начетчиках. Такие захоронения станут как-бы продолжением нашего музея, ведь это все людские судьбы, жизни со своими трагедиями и радостями, не выдуманное – свое, настоящее, родное. Это история нашего города и страны», – пояснил заместитель директора НКО «Русская Старина» Роман Царевский.

Чтобы совместно своими силами организовать присмотр за могилами предков, старообрядческие согласия Казани объединились еще несколько лет назад. Помимо создания музея, общины инициировали процедуру перевода Арского кладбища с историческими захоронениями, а так же других муниципальных погостов с могилами своих единоверцев в статус обособленных – вероисповедальных кладбищ.

Такие участки предназначены для погребения умерших одной веры, в данном случае старообрядцев. В нашем регионе, например, к вероисповедальным относятся повсеместно распространенные мусульманские кладбища. При этом они остаются в ведении органов местного самоуправления, но функционируют по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.

«Буквально в прошлом году митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви – прим. Т-и) дал поручение перевести все старообрядческие кладбища в статус вероисповедальных. Тогда у нас возникнет юридическое право, чтобы вместе с МУП "Ритуал" на данной части проводить уборку, регистрацию захоронений, в целом контролировать порядок. Для этого от всех согласий старообрядцев, по предложению МУП, в его состав войдет один человек, который будет участвовать во всех внутренних процессах и мероприятиях, планирующихся на старообрядческих кладбищах», – прокомментировал заместитель управляющего Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви Василий Кириллов.

При этом собеседники заверили, что в планы ни в коем случае не входит перенос могил тех людей, кто не являлся старообрядцами, но тоже были захоронены на этой территории.

«Мы хотим только восстановить историческую справедливость, сохранить последнее. Никакого вандализма и дикости. Ни заборов, ни каких-то оград, ни недопусков людей другой веры, все должно быть максимально открыто и понятно. Наша задача – восстановить вид этих захоронений, чтобы не было горько смотреть на них самим и не стыдно за такое состояние перед приезжающими из других регионов и стран гостями. Ведь, например, в той же Прибалтике все захоронения, старинные кладбища, могилы сохранены. Это и наш долг перед ушедшими», – сказал Роман Царевский.

Так, в прошлом году силами общины отреставрирован склеп Якова Шамова (об этом читайте в следующем материале «Событий»). Огромный деревянный крест Агриппины Хрисанфовны Шамовой, его жены, пришел со временем в негодность и был заменен на новый. В планах воссоздать на прежнем месте склеп Оконишниковых, ближайших родственников Шамовых. 

В этом году завершится реставрация возвращенной старообрядцам долгое время находящейся в запустении старопоморской часовни поминовения усопших. Она была заново освящена в честь Спаса Всемилостивого и Святого Образа Богородицы Седмиезерной. Общими усилиями здесь восстановили поврежденную временем медную крышу, купол и лепнину (подробнее в следующем материале «Событий»).

Кроме того, на баланс Казанско-Вятской епархии РПсЦ передано заброшенная в настоящее время бывшая церковная сторожка. После реставрации это будет часовня для проведения богослужений. На ее торце с восточной стороны появится мемориальная доска с фамилиями известных упокоившихся на Арском кладбище старообрядцев.

«Все дела, не касающиеся богослужений, но относящиеся к деятельности общины, строительные работы по собору и на кладбище, организация музея, другие корпоративные, назовем их условно так, интересы, взяла на себя НКО " Русская старина". Первое, с чего мы начали, – детский лагерь, строительно-ремонтные работы на комплексе кафедрального собора. На данный момент одно из наших основных направлений – создание музея, в связи с чем, в том числе, и ведется работа на кладбище, процедура передачи зданий, поскольку НКО изначально возникло для помощи Казанско-Вятской епархии РПсЦ», – отметил Василий Кириллов.

По словам собеседников, вопрос с юридическим статусом нового музея остается открытым, хотя первоначально было намерение ввести его в структуру Министерства культуры РТ. Отсутствие окончательного решения по данному вопросу подтвердила и помощник Президента РТ Олеся Балтусова. В связи с этим основными сотрудниками музея станут его нынешние создатели, представители старообрядческих общин, и штат в дальнейшем будет пополняться из своего же круга.  

«Люди должны обладать определенной информацией и базой знаний, чтобы рассказывать об этих темах. Но самое главное, что за время этой работы о нас узнали потомки старинных семейств, с кем мы прежде были не знакомы. Ведь невозможно же всех знать. Теперь люди идут нескончаемым потоком, делятся информацией, привозят фотографии и вещи. У нас собрана огромная база данных в том числе и по захоронениям. Мы обнаруживаем теперь даже такие захоронения, которые и не ожидали отыскать. Например, священоиерея, упокоенного в 1790 году, или надгробную плиту родоначальника семьи Коровиных 1841 года. Вот и на Радоницу (Родительская, день поминовения усопших и приобщения вместе с ними к Пасхе – прим. Т-и), я был на кладбище целый день, встретил великое множество интересных людей, потомков старых семей – они тоже дадут фотографии и воспоминания для нашего музея», – заключил Роман Царевский.

На территории самой Казанской Богородицкой церкви, где создается Музей старообрядчества, в специальной крипте (крытое стеклом погребение для почитания мощей – прим. Т-и), по аналогии с захоронением ханов в Казанском Кремле, представлены погребения епископа Казанского и Вятского Иоасафа (Ивана Зеленкина)  и отца Петра Залетова.