Роботы на дорогах Татарстана: как умные машины повышают безопасность

Сегодня в столице республики Президент Татарстана открыл V Международную научно-практическую конференцию ITS Forum – Kazan «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры». Во время своей приветственной речи Рустам Минниханов отметил, что создание умных машин является одной из современных тенденций, развитием которой активно занимается ПАО «КАМАЗ».

Мысль о том, что транспорт с собственной «головой на плечах» и новые камеры помогут в безопасности на дорогах, сегодня прошла красной нитью через выступления многих спикеров конференции.

«Современные тенденции — это создание “умных” машин, обладающих системой навигации, обмена информацией с дорожной средой. Использование новых экологических типов двигателей и создание инфраструктуры для них. Это не будущее – это делается уже сегодня. Такими разработками занимаются ведущие мировые автомобильные компании. У нас в республике этот проект воплощает автомобильный завод “КАМАЗ”», ­– подчеркнул Рустам Минниханов.

Министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов, отвечая на вопрос прессы о внедрении современных технологий в сферу общественного транспорта, поведал, что сейчас в Казани выстроено стабильное расписание городского транспорта, кроме того – через мобильное приложение можно узнать, как далеко находится тот или иной «экипаж». Но это лишь основа системы недалекого будущего.

«Есть четыре основных этапа движения беспилотного транспортного средства. И сегодня уже осуществляется программирование последних этапов – третьего и четвертого. Это когда автоматизированная система помогает водителю и может управляться без водителя», – отметил Роман Шайхутдинов.

Но, по словам министра, для того чтобы эта система заработала в полной мере, мало выпустить на дорогу «транспорт с мозгами» – необходимо еще и создать единое пространство для его перемещения. Например, выделенные полосы.

«Сегодня в области роботизированных транспортных средств реализуется несколько проектов на территории Татарстана: беспилотный грузовик – это совместный проект Министерства образования Российской Федерации и ПАО “КАМАЗ”, проект “Шатл” от НАМИ, тоже на базе “КАМАЗ”», – поведал министр информатизации и связи РТ.

К слову, беспилотный грузовик участникам конференции продемонстрируют во второй день – на плацу около здания ГИБДД.

Проект «Шатл» от Научно-автомоторного института (НАМИ) и челнинского автогиганта позволит перевозить людей в автоматическом режиме, без водителя. Единое пространство даст возможность человеку с помощью мобильного приложения полностью спланировать весь свой маршрут вплоть до минуты, а выделенные полосы позволят «Шатлам» игнорировать пробки, заторы и прочее.

По словам министра, полный контроль над дорожной ситуацией подвигнет людей отказываться от машин и пересаживаться в автобусы. Но и это не всё, Иннополис занимается сейчас созданием беспилотников на базе сельскохозяйственной техники. Так что в ближайшем будущем по полям Татарстана могут начать ездить полностью автоматизированные комбайны.

Мнение Шайхутдинова о едином пространстве поддержали и другие эксперты, принявшие участие в конференции.

«Независимо от того, насколько “умный” автомобиль, если не изменить дорожную инфраструктуру, они все будут стоять в одной большой пробке», – заявил в своем выступлении вице-президент по информационным технологиям СП «Форд Соллерс» Илья Стрыгин.

Сейчас «Форд» занимается производством и внедрением новых технологий в массовые автомобили. Это и система помощи при торможении – машина сама сканирует дорожную обстановку и при приближении объекта сбрасывает скорость или и вовсе останавливается, если есть в этом необходимость. Мгновенно принятое компьютером решение позволяет в том числе и сократить повреждения на высоких скоростях.

Или взять систему активной помощи при парковке – машина сама определяет, поместится она или нет, и сама начинает рулить. Водитель лишь нажимает педали газа и тормоза.

Сейчас «Форд» занимается разработкой системы, которая позволит передавать данные о поворотах колес автомобиля и скорости его движения. Таким образом, даже в местах, где нет приема сигнала со спутника, необходимого для определения геопозиции, водитель все равно будет знать, где он находится.

Иными словами, используя некоторые данные, машина сама будет просчитывать, где она находится, и для этого в том числе будет использоваться технология облачного хранения данных.

Но это индивидуальные особенности каждого концерна. В целом более простые технологии уже давно стали обязательными в Европе. В частности, все современные автомобили оснащены кнопкой, позволяющей позвонить в экстренную службу.

Например, если водитель попал в аварию, достаточно нажать кнопку, и тут же появится связь с оператором «112». А в случае если авария серьезная, вплоть до переворота, то машина сама совершит вызов и передаст координаты местонахождения, которые оператор сможет принять, и характер повреждений.

«Мы ведем активное сотрудничество как с Россией, так и с Татарстаном в частности. И нашими общими усилиями удалось добиться того, чтобы сейчас эта технология внедрялась и в России», – заметил Якоб Бангсгаард, генеральный директор ЭРТИКО ИТС Европы.

Но не только машины, но и дорожные камеры влияют на безопасность на дорогах. В Татарстане уже никого не удивить камерами, которые фиксируют превышение скорости, а в Казани еще и камерами, контролирующими автобусную полосу. По мнению первого заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Владимира Швецова, ни один водитель не хочет лишний раз платить деньги.

А потому автовладельцы стали более внимательно относиться к скоростному режиму, что не могло не повлиять на статистику. По данным Швецова, после внедрения этих камер на 4 процента снизилось количество аварий, а количество пострадавших – на 6,5 процента.

«Начался контроль за выездом на встречную полосу. Но пока у нас тяжелое положение на перекрестках и на пешеходных переходах. Аварийность на пешеходных переходах в прошлом году возросла. Этих приборов очень мало – они изобретены, они есть, но их еще слишком мало», – отметил Владимир Швецов.

Ранее ИА «Татар-информ» сообщало о том, что в Казани на перекрестке улиц Декабристов и Вахитова, напротив КГЭУ установлена новая камера. Она должна не только фиксировать превышение скорости, но также проезд на красный сигнал светофора и непредоставление преимущества пешеходам.

Устройство было запущенно в тестовом режиме, и пока автомобилисты писем счастья за то, что не пропустили пешеходов, не получали.

По мнению Владимира Швецова, до тех пор, пока человек остается за рулем, институт инспекторов ДПС с улиц не исчезнет, потому что есть еще много нарушений, которые камера выявить не в состоянии. Как только роботы заполонят дороги и человек станет лишь пассажиром, необходимость в полицейских с жезлами пропадет.