Осторожность как домашнее задание
Однажды после школы сын встретил меня вопросом: «Мам, а ты знаешь, что первое нужно сделать, если ты потерялся в магазине?» Затем последовали, словно на экзамене, выпытывающие и конкретизирующие: «Второе что нужно сделать? А если тебя в машину заталкивают, что надо делать?..» Малыш удивлялся знанию верного решения, но справедливости ради стоит сказать, что некоторыми вопросами все-таки ставил меня в тупик и тогда с гордостью декламировал мне «инструкцию безопасности». В конце сын предъявил именной диплом участника специальных курсов от поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт Татарстан».
Как оказалось, в этот день в школе проходил урок «выживания», результатом которого стала не только условная грамота, но и практические знания, которыми, судя по эмоциональному рассказу, сын был очень впечатлен.
Волонтеры «Лиза Алерт» проводят уроки безопасности в детских садах и школах Татарстана. Проект стартовал в мае, еще до множества страшных происшествий с детьми этой осенью. Летом занятия по безопасности проходили в парках Казани, в октябре уроки возобновились за партами. О том, что делать, если потерялся в лесу или торговом центре, не успел выйти из транспорта или, наоборот, сесть в транспорт за родителем, детям рассказывают добровольцы, имеющие опыт поиска людей.
«Отряд существует 9 лет. Работая в разных регионах страны, волонтеры нашего движения пришли к выводу, что, помимо самих поисковых ситуаций, очень нужно направление профилактики. И мы очень надеемся, что после наших уроков у детей что-то останется в голове. В возрасте 5-6-7-8 лет им нужно постоянно повторять информацию. В садики мы, например, отправляем дополнительно картинки-слайды, чтобы была возможность и дальше с детьми прорабатывать эти правила. В школе проще: они могут воспринимать новое уже как домашнее задание – например, выучить телефон мамы, иметь записки в кармашках с номерами родителей, договориться с родственниками, как поступить, если ты сел в автобус, а мама не успела… Это тоже способ, чтобы дети запомнили, как вести себя в конкретной ситуации»Руководитель направлений СМИ, «Школа «Лиза Алерт» Эльвира Дорофеева
Занятия рассчитаны на детей от 5 до 10 лет, но, как подчеркнула собеседница агентства, есть спрос и на подобные лекции для школьников старшего возраста. Они должны появиться после нового года.
Советы выживания/самосохранения
Дети, констатировала волонтер, теряются в торговых центрах, в транспорте или по пути к однокласснику, когда завернули не туда и запутались в одинаковых дворах… Вот простые правила, которые необходимо обозначить ребенку и главное – регулярно напоминать их, проговаривая.
1. Выучите с ребёнком ваши номера телефонов и регулярно интересуйтесь, помнит ли он их (и вы тоже).
2. Для самых маленьких подготовьте наклейки с контактами родителей на внутренней стороне одежды или записки с номерами телефонов в карманах.
3. Если потерялся, нельзя уходить с того места, где ты это понял.
«Ноги растут от практики самого отряда. Мы столкнулись с тем, что, например, эта девочка Зарина в Нижегородской области (5-летняя Зарина Авгонова, потерявшаяся в лесу этой осенью, найдена живой – Ред.), перемещалась в лесу, поэтому ее несколько дней искали. По идее, если бы она понимала, что не надо никуда ходить, поиски были бы более быстрыми. Так что первое правило – «Остановись!» Вы поняли, что вы потерялись, не надо искать выход – звоните 112. Чем больше вы бродите, тем сложнее вас потом искать. Вы от точки входа отдаляетесь, думаете, что у вас все правильно, а на самом деле, либо ходите кругами, либо попадаете, условно, в лесную ловушку. В лесу их много. Так что мы детей учим: если вы потерялись в лесу, остановитесь, никуда не идите и с места никуда не уходите», – подчеркнула Эльвира Дорофеева.
4. Обратите внимание ребенка: если он потерялся в городе, торговом центре, в парке и т.д., просить помощи нужно у полицейских, людей с детьми, а также у сотрудников места своего нахождения (магазина, парка и т.д.).
5. Ни в коем случае не уходить со взрослыми без разрешения родителей!
6. Научите ребенка громко кричать в экстренной ситуации (и лучше этому хорошо потренироваться).
7. Договоритесь о безопасности на транспорте:
уехал один – выходи на ближайшей (следующей) остановке и жди там родителей; уехали родители, ребенок остался – стой на месте, за тобой скоро вернутся.
8. Выберите самый безопасный маршрут «дом – школа». Даже если дорога будет чуть длиннее, объясните, что очень важно идти именно этим маршрутом.
9. Фиксируйте время: если ребёнку идти от школы до дома 30 минут, а, например, спустя 60 минут он еще не пришёл, выясните, что случилось. При этом не стоит стесняться искать ребенка, если он задержался – звонить учителям, родственникам, друзьям, потому что главное – не упустить время, если он действительно попал в сложную ситуацию.
10. Приучите звонить вам, выходя из школы/дом и дойдя до пункта назначения.
11. Обязательно придумайте слово-пароль, с помощью которого ребенок сможет убедиться, что именно вы звоните ему с незнакомого номера или на телефон других людей (знакомых, соседей).
12. Не только с учителем, но и с ребенком обговорите заранее, кто будет встречать его из школы. Если вы не можете это сделать сами, а попросили знакомого, предупредите об этом ребёнка, используя слово-пароль.
13. Научите ребенка ярко и тепло одеваться в лес, брать с собой заряженный телефон, воду, перекус.
14. Объясните, что нельзя подходить к водоемам и выходить на лед.
15. Установите на телефон ребенка программу по отслеживанию его местоположения или приобрести для него GPS-трекер. Не забывайте регулярно заряжать подобные гаджеты.
Важно объяснить ребенку, что все это необходимо не для контроля за ним, а для безопасности и может спасти ему жизнь. И помните, что учат не слова, а пример взрослых, поэтому сами не забывайте следовать этим правилам.
Как пригласить на урок безопасности?
С конца сентября на бесплатный круглосуточный номер 8 800 700 54 52 поступило 52 заявки на проведение уроков безопасности. Волонтеры провели уже 47 встреч, рассказав о правилах сохранения жизни более чем 1100 детям.
«Любой родитель может позвонить на нашу горячую круглосуточную бесплатную линию. Звоните и говорите: “Я хочу лекции”, оставляете телефон. Заявка приходит к нам, мы ищем свободного лектора и максимум через неделю отвечаем. Куда зовут – идем», –сказала Эльвира Дорофеева.
При этом она отметила, что рекомендации движения «Лиза Алерт» имеют подтвержденный практический характер в отличие, например, от уроков ОБЖ, схемы которых по факту нерабочие.
«По мху север-юг сейчас не обнаружишь. Я сама училась, сама проходила это ОБЖ – ничего оттуда не помню. Там не дают четкого указания, что делать. “Посмотри на муравейник – с этой стороны он такой, с той такой”. Откуда знает ребенок или даже взрослый человек, куда ему идти – на север или на юг, даже если он знает, где находятся север и юг?» – резюмировала собеседница агентства.
Нет комментариев-