«Больше восьми — только с лицензией»: в сфере пассажирских перевозок ужесточаются требования

О предстоящих нововведениях говорили в Набережных Челнах на встрече руководства Средне-Волжского межрегионального Управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН) с перевозчиками, представителями местных властей и контрольно-надзорных органов в транспортной сфере.

Руководитель Средне-Волжского МУГАДН Борис Смирнов в начале встречи признался, что сегодня контрольные и надзорные структуры находятся в непростой ситуации. С одной стороны, в России с 2016 года идет реформа контрольно-надзорной системы. Она предполагает снижение количества проверок и повышение их эффективности. Поскольку установлено, что в стране проводится 2 млн проверок в год, но лишь в 15 процентах случаев они выявляют реальную угрозу безопасности людей. Между тем уровень смертности от несчастных случаев, инфекций и других ЧС в России гораздо выше, чем в Европе.

В своей деятельности контролеры должны в первую очередь руководствоваться принципом «рискоориентированности». Там, где уровень рисков высокий, проверки проводятся чаще, там, где низкий, можно и один раз в десять лет, прозвучало на совещании.

С другой стороны, риски в сфере автомобильного и дорожного хозяйства остаются весьма высокими. И здесь никаких послаблений ожидать не приходится. Скорее наоборот: с 2019 года в России вводится лицензирование транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров свыше восьми человек.

Как сообщил заместитель руководителя Средне-Волжского Управления автодорожного надзора Олег Ядренкин, за девять месяцев с начала года на территории четырех подведомственных регионов сотрудники МУГАДН провели 1072 проверки, из них 697 рейдов непосредственно на дорогах. При проверке 7 тысяч автомобилей инспекторы выявили 2,3 тысячи нарушений. Сумма наложенных штрафов составила 4 млн рублей.

По словам Ядренкина, основные нарушения касаются режима труда и отдыха водителей, отсутствия порядка в путевой документации, неаттестованности должностных лиц.

«Большинство нарушений устраняются легко, не требуют больших затрат. Тем более досадно, что в некоторых случаях пришлось фиксировать вторичные нарушения», — отметил замруководителя Средне-Волжского Управления автодорожного надзора.

Ядренкин отметил, что в 2019 году будет ужесточено транспортное законодательство в части перевозки пассажиров — все предприятия, автобусы которых осуществляют перевозку пассажиров более восьми человек, должны будут пройти процедуру лицензирования.

При этом неважно, перевозятся ли работники собственного предприятия, «под заказ» или речь идет о коммерческих перевозках, подчеркнул представитель МУГДАН.

Лицензия обязательно должна быть включена в соответствующий реестр. За работу без лицензии будут налагаться штрафы от 50 до 400 тысяч рублей, при повторном нарушении в перечень санкций добавляется еще и право на конфискацию транспортного средства. При этом не будет делаться различия между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, послаблений не будет никому, предупредили на совещании.

Что же касается местной ситуации, то, по словам заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по Набережным Челнам Ильдара Аюпова, на дорогах города увеличилось число ДТП с участием автобусов.

В Автограде за 9 месяцев с начала года по вине водителей автобусов произошло 11 ДТП, в которых пострадали 12 человек. Всего в городе за этот отрезок времени с участием пассажирского транспорта произошло 24 ДТП. В них травмы получили 39 человек. К слову, в прошлом году на этот период приходилось 20 ДТП с 23 пострадавшими.

По словам Аюпова, рейды на автобусных маршрутах проводятся регулярно. Дважды в год проходит операция «Автобус». Так, за семь дней операции в августе сотрудники автоинспекции выявили 511 нарушений на линии, при этом 14 автобусов пришлось отправить на штрафстоянку, поскольку они вышли на линию с серьезными техническими неисправностями.

Всего в августе со стороны автобусников было зафиксировано 4,2 тысячи нарушений ПДД, причем 2,8 тысячи из них связаны с техническими неисправностями транспорта. Также, по словам представителя челнинской ГИБДД, 107 нарушений связаны с перевозками пассажиров, 50 —со скоростным режимом, 79 — с проездом на красный свет светофора.

«Сегодня утром опять был рейд по автобусам. И вновь выявили 77 нарушений ПДД, — сказал Аюпов. — Получается, сколько ни проверяй, нарушений меньше не становится. Перевозчики бездействуют, с водителями не работают».

Выступая на совещании, начальник отдела транспорта и связи исполкома Набережных Челнов Руслан Ибрагимов поднял ряд актуальных проблем в сфере контроля над деятельностью перевозчиков.

«В нашем городе остро стоит проблема нелегальных перевозчиков. Существует план по проверкам, согласно которому каждый четверг с восьми часов утра на протяжении двух часов мы должны проверять автобусы на предмет правомерности нахождения на маршрутах. Вы удивитесь, возможно, но утром в четверг нелегальных перевозок в Челнах не найдешь (реплика вызвала смех среди сидящих в зале перевозчиков. — Прим. авт.). Потому что каждый нелегал знает о предстоящей проверке. Эффективность наших ревизионных вылазок равна нулю, а проблем, связанных с партизанской деятельностью „левых“ автобусников, в городе меньше не становится. Может, есть смысл сделать график проверок плавающим и чаще прибегать к внеплановым проверкам?» — предложил Ибрагимов.

Также представитель исполкома Автограда затронул тему оснащения автоматизированными системами контроля в сфере пассажирских перевозок.

«К сожалению, в сфере общественного транспорта вообще никакие автоматизированные системы не используются, — заявил Ибрагимов. — У нас ГИБДД успешно использует видеокамеры по своей линии. И даже если в поле зрения их камер попадают случаи посадок-высадок пассажиров нелегальными перевозчиками, применять эти доказательства для привлечения нарушителей к ответу мы не можем».

«Мы хотим стать „Умным городом“, а вопрос автоматизированного контроля за деятельностью в сфере общественного транспорта у нас до сих пор не решен», — добавил чиновник.

Ибрагимов также пожаловался на сложности, связанные с согласованием межгородских маршрутов.

«Вот у нас такой случай произошел. Официально работающий перевозчик заявился для работы на маршруте Челны – Бугульма. Ему сказали: “Согласуйте маршрутную карту с муниципалитетами, по которым проходит транспортная схема”. Полгода согласовывали. Направили документы в Минтранс, а там нам говорят — этот приказ уже не действует. И что делать перевозчикам после этого? Как он должен работать?» — резонно задался вопросом представитель муниципалитета.

Глава Средне-Волжского МУГАДН Борис Смирнов обещал все предложения и вопросы, озвученные на совещании, взять в разработку.