Полувековое наследие Валентины Пановой: Казанский цирк спустя 4 года после смерти своего архитектора

Сегодня четвертая годовщина со дня смерти руководителя мастерской, архитектора здания Казанского цирка Валентины Пановой. Из всей команды проектировщиков здания только она дожила до эпохи подготовки и проведения Универсиады, но осенью того же года, на 84-м году жизни, скончалась – словно успокоившись, что созданная ею «летающая тарелка», ставшая символом города, устояла во время многочисленных и масштабных строительных работ у подножия Казанского Кремля и в непосредственной близости от цирка.

Почитая память Валентины Даниловны Пановой, ИА «Татар-информ» напомнит об истории здания и его 50-летнем юбилее, наконец сподвигшем власти провести капитальный ремонт удостоенного статуса объекта культурного наследия республики инженерного чуда.

В своем последнем интервью в апреле 2013 года Валентина Панова говорила, что мы рискуем потерять цирк, ведь при строительстве он не был рассчитан на такие нагрузки.

«Вокруг цирка много строят, много отверстий, нагрузка большая на грунты, и поэтому есть опасения, что теперь уже конструкция как бы плавающая. Полной гарантии несущей конструкции цирка дать нельзя. На наш век хватит, но вот что будет после...», – переживала за свое детище удостоенная серебряной медали ВДНХ СССР и премии Совета Министров СССР архитектор, имея в виду проложенное неподалеку много лет спустя метро и продолжающуюся современную застройку города. 

Напомним, к Универсиаде в непосредственной близости от цирка был построен еще и подземный переход, расширена Ленинская дамба, претерпела изменения даже береговая линия Казанки. Сейчас все ближе подходит строительство набережной. 

При этом с момента своего открытия в 1967 году цирк никогда капитально не ремонтировался. Между тем об острой необходимости реконструкции последние десятилетия говорил не только катастрофически устаревший моральный облик здания, но и сама Валентина Панова.

«Наша проектная организация неоднократно обращалась с просьбами закрыть цирк и немедленно поставить его на капремонт, чтобы снять излишнюю нагрузку с купола! Без конца писали во все инстанции, что гром может грянуть! За почти 40 лет существования этого здания нагрузка на купол увеличилась в несколько раз! Обследование нужно проводить немедленно!», – била в колокола еще в 2006 году, на тот момент продолжая работать в институте ГУП «Татинвестгражданпроект», главный инженер проекта цирка.

По мнению Валентины Даниловны, многократное наложение слоев герметика со временем могло существенно увеличить нагрузки на купол и несущие конструкции, поэтому еще 11 лет назад она заявляла о потребности провести капительный ремонт здания, чтобы заменить утеплитель крыши на более легкий и современный и таким образом облегчить нагрузку. 

К слову, техническая экспертиза цирка – в 2000 году, а также попытки провести ее все же предпринимались – в 2005 году дирекция цирка также подавала документы в Кабмин РТ для проведения обследования. Однако до нынешнего года находилось то или иное объяснение для самоуспокоения: так, в 2006-м остановились на том, что эксперты лаборатории «Мостстройотряда», ликвидировавшие аварию моста на Ленинской дамбе, заверили, что цирк по-прежнему обладает многократным запасом прочности.

Однако, начавшиеся летом этого года полномасштабные ремонтные работы в здании цирка не только порадовали казанцев, но и частично подтвердили опасения его создателя. Утеплитель на куполе действительно заменяют, выстилая несколькими слоями современных материалов (и, как удалось узнать корреспонденту ИА «Татар-информ», причиной тому, в том числе, протекание крыши), а по периметру здание закрепляют шурфами (к слову, это приходилось проделывать и ранее – из-за подтекания близкорасположенных подземных вод конструкция теряет стабильность).

Кроме того, в обновляемый цирк уже завезли новые холодильные установки, которые будут обеспечивать льдом арену во время соответствующих ледовых представлений. Модернизируют привычную поколениям казанцев круглую сцену и под безопасное наполнение водой на время водных шоу.

Старые зрительские кресла уже демонтированы, и вместо них в скором времени установят новые современные сиденья; обновят вольеры для животных и установят современную систему кондиционирования в фойе. Также принято решение в процессе текущего капительного ремонта обновить и фасадные стекла, которые несколько лет назад уже заменяли на пластиковые. В неостекленной части фасад будет отделан крошкой сероватого оттенка.

Полномасштабная реконструкция затрагивает помещения от подвала до крыши здания. При этом весь огромный объем работ, по поставленной перед рабочими задаче, должен быть выполнен до конца 2017 года – к 50-летнему юбилею официального открытия цирка.

Однако, как выяснилось 18 сентября, после осмотра хода ремонта Президентом РТ, объем работ очень большой и рабочие рискуют не успеть к символической дате. Рустам Минниханов остался недоволен темпами проводимых работ и поручил ускориться. В связи с этим, как выяснил корреспондент ИА «Татар-информ», уже на следующий день после визита главы республики в цирк направили еще пять дополнительных бригад рабочих рук.

К настоящему моменту в цирке успели демонтировать устаревшие элементы, установить систему автоматического пожаротушения, смонтировать более, чем на половину, коммуникации внутреннего водоснабжения, канализации и отопления, лишь на четверть выполнить работы по утеплению и гидроизоляции купола и начать работы над фасадом.

Стоимость капитального ремонта здания, согласно размещенному ранее тендеру, составит 530 млн рублей. При этом гарантийный срок на проведенные работы – 5 лет, в течение которых при возникновении препятствий для дальнейшей эксплуатации подрядчик будет обязан без дополнительной оплаты их устранить.

По версии одного из источников ИА «Татар-информ», капитальный ремонт цирка на первом этапе коснется только части, представленной знаменитой «летающей тарелкой», а ремонт в подсобно-административной части запланирован на второй этап реконструкции, о сроках которого пока ничего неизвестно. По версии другого информатора, ремонт административной части здания (прямоугольное строение со стороны набережной Казанки, соединенное длинным коридором с фасадной «тарелкой» цирка) будет проводиться в один заход с корпусом для представлений.

Напомним, здание казанского цирка считается гением инженерной мысли того времени. Его конструкция получила всемирное признание и позволила разработавшим ее инженерам быть удостоенными Премии Совета Министров СССР и комплекта медалей ВДНХ СССР. Золотую получил Узбек Алпаров, директор института, серебряную – Валентина Панова, руководитель мастерской, и бронзовую – Геннадий Пичуев, архитектор.

Однако до своего воплощения проект цирка прошел множество экспертиз и согласований, выдержал скептическую критику сомневавшихся в устойчивости конструкции специалистов. Монолитная бетонная глыба, нависающая без опор над зрительным залом, вызывала недоверие.

«После проведения всех расчетов мы советовались с автором Останкинской башни, знаменитым инженером-конструктором Николаем Никитиным. Многие в Казани сомневались, что такая форма будет надежной, а он посмотрел и сказал:”Такой конструкции быть!”», – рассказывала Валентина Панова в своем последнем интервью.

До конца жизни в светлой памяти архитектора, которая вошла в эту профессию лишь в 30 лет, была ночь с 4 на 5 ноября 1967 года. Перед открытием вся работавшая над   созданием здания цирка команда проверяла его на прочность лично, в буквальном смысле рискуя своими жизнями.

«Ночью к зданию пригнали грузовики с 2,5 тысячи солдат. Архитекторы и проектировщики встали под куполом, а солдаты по 500 человек заполняли зрительские места, а потом также группами покидали их. Я очень переживала, даже близким в тот день сказала, что ухожу и могу не вернуться. Тогда конструкция выдержала и уже много десятилетий служит людям. А вот теперь я переживаю за ее судьбу в связи близким расположением метро», – спустя годы призналась Валентина Панова.

Проработав до 81 года в проектном институте, за полгода до кончины она призналась, что всю жизнь не высыпалась, увлеченная своими проектами.

«Я отдала профессии полвека и ушла на пенсию пустая. У меня хранятся награды и благодарственные письма за 30 объектов.  Каждый из них дорог мне (детская и взрослая республиканская больницы, дом актера, реконструкция Петропавловского собора, художественного фонда на Карла Маркса и театра в Бугульме и др. – прим. Т-и.). Сейчас я наконец-то могу выспаться! Я всегда недосыпала. Работа очень захватывающая, полностью расходует человека», – призналась Валентина Панова.

К слову, создатель казанского цирка вовсе не потомственный архитектор. Родившись в Кукморе, она приехала поступать в Казань вместе с одноклассником. Ранним летним утром, сидя на ступеньках сельхозинститута, приятели решали, какую профессию выбрать. Остановились на том, что главное, чтобы людям было, где жить. И юная Панова пошла учиться на строителя. И трудовой свой путь  начала с  простого рабочего, затем стала вести планерки, при этом внимательно вслушиваясь, всматриваясь, запоминая. Так, к 30-ти она стала и сама проектировать здания.

«Но мне всегда помогал коллектив. Я работала в составе мастерской, мои сотрудники сделали не меньше, чем я. Один человек никогда ничего великого не сможет сделать. Сейчас зодчих очень много, они молоды и талантливы. Пусть гордятся своим трудом и будут счастливы от осознания того, что работают для людей и оставляют след в истории Казани», – напутствовала потомков Валентина Панова.

К слову, особенное для Казани здание цирка в историю города было вписано практически молниеносно и «вне очереди». Уже через пять с половиной лет после открытия, 17 мая 1973 года, Постановлением Совета Министров ТАССР казанский цирк был включен в список памятников архитектуры местного значения. 15 апреля 1993 года Постановлением Кабинета Министров уже Республики Татарстан зданию присвоен статус объекта культурного наследия республиканского значения (по действующему законодательству, вновь построенные объекты могут быть признаны объектами культурного наследия не раньше, чем спустя 40 лет после их создания – прим. Т-и).

К сожалению, обновленным свое детище Валентина Панова уже не увидит (архитектор похоронена на Архангельском кладбище в секторе 1 – прим. Т-и.). Капитальный ремонт в здании продолжается, а на сайте нетерпеливых посетителей встречает сообщение:

«Уважаемые зрители! В Казанском государственном цирке продолжаются ремонтно-реставрационные работы. Ждём вас на наши представления по окончании работ в обновленном здании цирка…»