Выдержит ли Интернет в Татарстане «карантинные» нагрузки?

Во время «удаленки» татарстанцы чаще потребляли развлекательный контент.

Из-за угрозы распространения коронавируса многие компании и предприятия в Татарстане перевели сотрудников на удаленный режим работы, а учащиеся вузов и колледжей перешли на «дистанционку». Как следствие, вырос и сетевой трафик. При этом самый значительный рост трафика у видео (включая порнографию), средств для видеокоммуникаций (Skype, Zoom и тд), онлайн-игр.

Следующую неделю Президент России Владимир Путин объявил нерабочей. Глава государства призвал россиян не надеяться «на авось» и побыть дома. Так что в ближайшее время также стоит ожидать роста интернет-трафика. Готовы ли операторы связи в Татарстане к таким нагрузкам, — в материале ИА «Татар-информ».

Инфраструктура связи в Татарстане рассчитана на высокую загрузку

Взрывного роста трафика в Татарстане нет. Совместно с операторами связи власти республики держат ситуацию на контроле. Если карантин и удаленная работа затронет большинство татарстанцев, будут приниматься дополнительные меры, заверили ИА «Татар-информ» в Минцифре РТ.

«Инфраструктура связи в Татарстане рассчитана на высокую загрузку — особых проблем мы не ожидаем», — говорится в сообщении.

Количество пользователей в Интернете безусловно повышается, однако существующие сети проектировались на пиковую нагрузку, рассказал агентству директор института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Сергей Мосин.

«Устойчивость интернета должна быть. Другое дело, что не все информационные ресурсы готовы к такому количеству одновременных пользователей. Но это уже вопрос организации серверов и соответствующих площадок», — отметил он.

Провайдеры могут снижать скорость для пользователя

Работа любого оператора предусматривает разные сценарии. Чтобы обеспечить всех необходимых доступом, провайдеры могут искусственно снижать скорость для каждого конкретного пользователя.

«При этом несколько будет снижаться время доступа к информации, но сама возможность получить ее будет. Если ситуация становится более благоприятной, эти ограничения снимаются. Сценарии надо рассматривать в каждом конкретном случае. Но у поставщиков есть возможность обеспечения устойчивой связи для любого жителя республики», — подчеркнул Мосин.

У операторов трафик вырос на 20%

У крупных российских операторов трафик за последнее время вырос в среднем на 20%. Значительно растет и число новых абонентов — также на 20-25%, поделился с ИА «Татар-информ» главный аналитик Института исследований Интернета Карен Казарян.

«Глобальных сбоев или даже снижения качества изображения не отмечено. Наоборот, сервисы продолжают всячески стимулировать приток пользователей на свои платформы. В частности, онлайн-кинотеатры увеличивают число бесплатного контента. Негативное влияние идет, скорее, со стороны офлайна (отсутствие курьеров, нехватка наиболее ходовых товаров и т.д.), — отметил он.

В период с 12 по 23 марта в Республике Татарстан «ЭР-Телеком Холдинг» (Дом.ру) наблюдал прирост интернет-трафика на уровне 6%. Там также отметили рост подключений к сети домашнего интернета и ТВ.

«Со своей стороны мы готовы к кратному увеличению нагрузки, так как еще в прошлом году начали модернизацию своей сети», — рассказали ИА «Татар-информ» в компании.

В ПАО «Таттелеком» также наблюдают определенное увеличение потребления голосового и интернет-трафика. Что касается проводной сети, рост интернет-трафика за последнюю неделю составил 8,6 % (по сравнению с данными в феврале), по мобильному интернет-трафику — 5,9 %.

Компания при строительстве сетей внимательно относится к вопросам пропускной способности каналов, их надежности, так как обеспечивает потребности социально значимых объектов на территории Республики Татарстан, рассказали агентству в пресс-службе оператора связи.

«Поэтому сегодня телекоммуникационная сеть компании обладает большим запасом пропускной способности передачи данных и готова практически к полуторакратному росту их объема. Существующих возможностей компании будет достаточно для обеспечения потребностей клиентов», — говорится в сообщении «Таттелекома».

Инфраструктура ПАО «Ростелеком» обладает прочным запасом пропускной способности, обеспечивающим потребителям услуг качественную интернет-связь. Магистральные и региональные сети передачи данных продолжают работать в штатном режиме, в пиковые часы нагрузка не превышает 70%, ответили в компании на запрос агентства.

Перераспределение нагрузки

В последние дни в ПАО «МТС» наблюдают незначительный рост нагрузки на сеть — рост голосового трафика и трафика передачи данных колеблется в пределах от 5 до 10 процентов, рассказали в пресс-службе компании.

«Но стоит отметить тенденцию перераспределения — мы отмечаем небольшое снижение трафика в местах с ранее большим скоплением людей — в крупных торговых центрах, на вокзалах и в аэропорту», — говорится в сообщении.

Инфраструктура МТС построена с учетом многократного роста и способна выдерживать резкий рост трафика в течение длительного времени, добавили в пресс-службе.

Последнюю неделю трафик показывает прирост выше прогнозных значений и в сети Tele2. C переводом частью предприятий сотрудников на удаленную работу меняется сама модель потребления трафика, прежде всего в разрезе геопозиционирования, рассказали ИА «Татар-информ» в пресс-службе Tele2.

«Из центра города в будние дни часть трафика сместилась в спальные районы. Операторская сеть с точки зрения емкости и пропускной способности рассчитана на изменение модели трафика. Наша инфраструктура регулярно доказывает свою работоспособность в условиях повышенных нагрузок, например, во время зимних праздников. Мы готовы менять настройки сети в соответствии с этой моделью», — отметили в компании.

Трафик растет за счет развлекательных сервисов

В основном интернет-трафик растет за счет развлекательных сервисов, цифрового телевидения, мессенджеров и социальных сетей, отметили операторы связи.

«Видео (включая, кхм, порнографию), средства для видеокоммуникаций (Skype, Zoom и тд), онлайн-игры — в абсолютных лидерах. Ну и резкий рост числа онлайн-заказов, это правда не трафик», — отметил Карен Казарян.

В МТС рассказали о преобладании трафика из социальных сетей: You Tube, Instagram, VK, при этом основной трафик приходится именно на видеоконтент. «За последнюю неделю мы также наблюдаем рост доли интернет-трафика в платформе МТС ТВ», — отметили в компании.

Бесплатные доступы к образовательным платформам

Операторы связи проявляют высокую социальную ответственность во время пандемии коронавируса. Например, Мегафон впервые дает бесплатный доступ к собственной платформе «МегаФон Образование», на которой представлены онлайн-курсы для студентов, молодых специалистов и школьников старших классов по четырем направлениям: IT, менеджмент, маркетинг и финансы, рассказали в пресс-службе Минцифры РТ.

Кроме того, школьники получили возможность подключиться к образовательной платформе «Ростелеком Лицей» за символическую плату (1 рубль), чтобы улучшать свои знания по предметам и готовиться к ЕГЭ.

Льготы на время пандемии

Все абоненты МТС могут принимать входящие вызовы на своем мобильном устройстве, даже если на счете недостаточно средств и номер попал в блокировку. Оператор организовал бесплатные звонки из любой точки мира на телефоны горячих линий и авиаперевозчиков

«Наши клиенты могут смотреть МТС ТВ и пользоваться домашним интернетом, даже если закончились деньги на счете. Так будет как минимум до 30 апреля и при необходимости мы продлим срок действия предпринятых мер. В ближайшее время пользователям будут бесплатно доступны ряд цифровых сервисов, включая образовательные, медицинские и развлекательные», — добавил провайдер.

«Ростелеком» повысил скорость передачи данных до максимального уровня без увеличения платы, ввел безлимитные звонки со стационарных телефонов на мобильные номера «Ростелекома» и Tele2 по России, открыл бесплатный доступ к ряду отечественных фильмов и сериалов в видеосервисе Wink.

Абонентам Дом.ру увеличили скорость домашнего интернета до максимальных значений без доплаты, а новым клиентам сократили время подключения услуг до 24 часов с момента обращения. «Мы обеспечили пользователей бесплатным доступом к развлекательному и образовательному телевизионному контенту, а также с помощью услуги „отложенный платеж“ оставаться на связи при нулевом балансе и многое другое», — рассказали в «ЭР-Телеком Холдинг».

Еще в январе компания «Таттелеком» предоставила своим абонентам — физическим лицам бесплатный доступ в тестовом режиме к ряду социально значимых интернет-сервисов. Пользование ими не тарифицируется и возможно даже при нулевом или отрицательном балансе. Речь идет о доступе к федеральному и татарстанскому порталам госуслуг, соответствующим мобильным приложениям — «Госуслуги» и «Госуслуги РТ», доступе к сайтам органов власти.

«В настоящее время прорабатываются дополнительные меры — по поддержке в связи с ситуацией с коронавирусом», — подытожили в компании.