Поводом для материалов ТНВ стала конференция в Zoom, которую организовали глава Татышлинского района Башкортостана Фаннур Шайхисламов, кандидат исторических наук Юлдаш Юсупов и кандидат философских наук Рафиль Асылгужин из Института стратегических исследований АН РБ. С краеведами, работниками образования и культуры Татышлинского района Башкортостана спикеры обсудили исторические факты и перепись населения. Общий смысл дискуссии свелся к тому, что основные ее участники утверждали, что население этих мест является преимущественно башкирским.
«Я знал, что в Башкортостане в связи с предстоящей переписью населения творится нечто невообразимое, но не знал, что настолько. Меня очень беспокоит будущее наших братских по духу, языку и вере народов, веками живущих вместе. Я, прекрасно осознавая всю ответственность за свои слова, вынужден заявить: „В соседнем Башкортостане в некоторых районах на жителей, говорящих на татарском языке, осуществляется мощное административное давление“», — сказал гендиректор телерадиокомпании «Новый век» и ведущий передачи «7 дней» Ильшат Аминов.
В доказательство своих слов руководитель компании продемонстрировал кадры выступления Бахтигарея хазрата Арманшина.
«В 1940 году в этих школах учились только по-татарски. Наша самая главная беда, что башкирский язык мы уже потеряли в 1923 году. До этих лет три-четыре поколения учились по-татарски. Из-за этого сегодня возникает вопрос: "Мы татары, а не башкиры"», — утверждает Арманшин.
Спикер напомнил об архивных материалах, согласно которым в северных районах Башкортостана учились только на татарском языке. Выросло несколько поколений, которые учились исключительно на татарском языке, забывая при этом башкирский, отметил хазрат.
«Мы читали книги и все делали на татарском языке. Сейчас это нужно исправить. Архивные материалы есть, и мы знаем, что мы башкиры», — сказал Бахтигарей Арманшин.
Также участник конференции рассказал, что в XIX веке согласно переписи населения башкиры считали башкирский своим родным языком. В истории сел и деревень Башкортостана описаны населенные пункты Татышлинского района, среди которых были башкирские и удмуртские деревни, подчеркнул спикер.
«Не было татарских деревень. Когда в школах учили на татарском языке, все перешли на него. Никакого северо-западного диалекта нет. У нас был башкирский язык, который мы потеряли. Это проблема будет решаться не один день, потому что поколение ушло, которое тоже училось на татарском, и возврата, наверно, не будет. Сейчас нас хотят обратно башкирами сделать, а время уже прошло», — добавил Арманшин.
Аминов подчеркивает, что три поколения жителей Татышлинского района говорили на татарском языке, что сейчас стало проблемой для Шайхисламова, Юсупова и Рафиля Асылгужина.
«Бахтигарей хазрат явно говорит на татарском и справедливо считает, что нет никакого северо-западного диалекта башкирского языка, который ему навязывают уфимские эмиссары во главе с Юсуповым», — добавил ведущий передачи «7 дней».
Звезды татарской сцены, тяжелый грех и неправильная жизнь
В то же время ведущий сделал акцент на том, что часть участников конференции утверждала: татарских деревень в Татышлинском районе не было. При этом звезды татарской эстрады Салават Фатхетдинов и Хания Фархи родом как раз из вышеназванного района, обратил внимание Аминов.
«Простодушный Бахтигарей хазрат всю жизнь пел и плясал по-татарски, как его дед и прадед. Теперь ему нужно объяснять людям, что хоть они и в третьем поколении говорят по-татарски, любят татарскую культуру, но на самом деле они не татары и говорят на каком-то выдуманном диалекте», — отметил гендиректор телерадиокомпании «Новый век».
С помощью таких безответственных действий происходит слом веками сложившегося самосознания людей, которые считали татарский своим родным языком, обратился к зрителям гендиректор.
«Самый тяжелый грех, который берут на себя новые башкирские идеологи, — это разрушение национальной идентичности огромного количества людей <…> Они хотят стереть память трех поколений <…> Потомки этих людей могут стать маргиналами и будут беспощадно ассимилированы в процессе глобализации. Татары не станут по щелчку башкирами. Они просто исчезнут в кипящем котле народов», — поделился Ильшат Аминов.
Просьба говорить на татарском и приказы «сверху»
Аминов поразился и выступлению на онлайн-конференции директора Татышлинского краеведческого музея Айсылу Шарифьяновой, которая в начале разговора попросила разрешения говорить на татарском языке.
«Радует, что в последние годы много говорят об истории нашего района. Жители, учителя в последнее время стали все больше ей интересоваться, составляют родословные с родителями», — сказала Шарифьянова.
Обновляются в районе фонды музеев, школ и библиотек, для того чтобы передать эти материалы будущим поколениям, добавила краевед.
«Айсылу Шарифьянова уже не просит говорить на родном — татарском языке. Потому что непонятно, то ли это татарский, то ли диалект», — отметил Аминов.
Ведущий утверждает, что на протяжении всей конференции участники говорили исключительно на русском и татарском языках.
«Я прошу всех участников, чтобы путь, который вы показали, где нашли эти материалы, могли оттуда их извлечь и распространять среди друзей и знакомых», — сказал глава Татышлинского района Фаннур Шайхисламов.
«В устах главы администрации района это не просто разговор краеведов и ученых об истории, это элемент государственной политики. Зачем некоторым башкирским ученым потребовалось развязать войну против татарского языка, придумывать башкирский диалект, зачем ради статистики ссорить два братских народа? Неужели это важнее многовековой дружбы? Неужели мы позволим столкнуть лбами братьев? Эти вопросы не дают мне покоя», — подытожил Ильшат Аминов.
«Записался башкиром — полезай в кузов»
Во втором видеоролике корреспондент телеканала ТНВ утверждает, что в селе Тузлыкуш Белебеевского района, по последним данным переписи населения, проживают исключительно башкиры. Татар согласно официальной статистике там всего несколько человек. С корреспондентами согласилась пообщаться одна жительница села, татарка по национальности Римма Исхакова.
«Говорят [жители] на татарском языке, считают себя башкирами <…> Наше произношение слов совпадает с казанским произношением. В основном тузлыкушевское население говорит именно на таком наречии», — сказала Исхакова.
Историк и этнограф Нурмухамет Хусаинов поделился с ТНВ о преподавании детям на татарском языке.
«Если ты записался башкиром, то полезай в кузов. Ты должен своим детям преподавать башкирский язык. Они же теперь башкиры. Не лишай их родного языка. Вот ведь какая политика. Теперь многие татары беспокоятся, говорят: „Мы же татары“, „Нет, вы записались, вы согласились“. Но многие даже не знали, что так получилось. Их записали без их ведома», — рассказал Хусаинов.
По словам авторов программы ТНВ, работа по искажению истории татарского народа в Башкирии вошла в активную фазу после массового издания книг по новой истории башкирского народа. В книге ведется отсчет с 1795 года, то есть по итогам пятой переписи, которая прошла в царской России, башкирские ученые и выстроили свою доказательную базу, отмечает корреспондент.
«В пятой переписи впервые появляется термин „башкирцы“, который не имеет никакого отношения к национальности. „Башкирцы“, или, говоря современным языком, „армейцы“, — это название военного сословия. Так в XVIII веке называли людей на территории, прилегающей к Уралу, любой национальности, вступивших в царскую армию. Вот в пятой переписи и сосчитали количество служивых людей», — рассказала репортер ТНВ.
Также в ходе видео упоминается, что в предыдущих четырех переписях, начиная с 1719 года, упоминается переписчиками и национальный состав. «На эту информацию башкирские этнологи по понятным причинам закрывают глаза», — говорит корреспондент.
«Татарстан, Башкортостан, Самара, Пермь, Челябинск и Свердловская область. Историю деревень этих регионов написали башкиры. Возникает только один вопрос: почему Татарстан этим не занимался? Вот в чем трагедия. Люди находят информацию в интернете, пишут историю своего села и думают, что их деревня была башкирской. Это же от безысходности», — сказал этнограф Нурмухамет Хусаинов.
Нет комментариев-