Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Единственные в России: музей Казани приобрел картины итальянского художника позднего Средневековья

Единственные в России: музей Казани приобрел картины итальянского художника позднего Средневековья
Полотна были приобретены в 2013 году на аукционе как портреты неизвестных господ испанской школы живописи. Автор картин был определен лишь недавно.

Две картины, купленные на французском аукционе выходцем из Казани миллиардером Алексеем Семиным, которому принадлежит Международный институт антиквариата и Большое собрание изящных искусств компании ASG, прошли атрибуцию. Это определение авторства художественного произведения, а также описание экспоната по названию, материалу, технике и времени изготовления.

Полотна позднего Средневековья приобретали в 2013 году на аукционе как портреты неизвестных господ испанской школы живописи XVII века для собрания ASG. Атрибуция показала, что это картины итальянского художника позднего Средневековья Санте (Санто) Перанда. По заверениям директора Международного института антиквариата Алины Булгаковой, эти произведения уникальны не только для Казани и Республики Татарстан, но и стали первыми и единственными картинами кисти Перанда в России.

«Мы ими какое-то время не занимались, потому что объем нашего собрания большой — около 2 тысяч единиц живописи. Но сейчас я занялась каталогом, атрибутирую многие вещи, составляя перечень. Когда я дошла до этих портретов, с первой попытки не смогла атрибутировать их, получилось только со второго подхода. Кто изображен, я поняла, а кто автор — не сразу смогла найти», — призналась собеседница корреспонденту «Татар-информ».

По представительным портретам сразу было понятно, что изображены на них именитые люди прошлого, поэтому лоты заинтересовали коллекционера.

«В верхних частях картин есть надписи на итальянском языке с именами тех, кто изображен. Это Чезаре д’Эсте — первый герцог Модены, Ферраре и Реджо, и его сын Альфонсо III д’Эсте. Я думаю, французы просто поленились расшифровать эти надписи, потому что здесь довольно легко понять, о чем речь: кто была его жена, в каком году он родился, умер…» — пояснила Алина Булгакова.

Имя герцога-отца Чезаро д’Эсте вывело на самый известный в среде искусствоведов его портрет авторства художника Чезаре Аретуса. На этом полотне герцог запечатлен в возрасте 36 лет, произведение хранится в галерее итальянского города Модена. Следующими обнаружились два так называемых парадных портрета (в полный рост) тех же герцога-отца и герцога-сына.

Владимир Васильев

«Наши портреты погрудные — для домашней галереи, более интимные, что ли. Два парадных и два погрудных портрета этих герцогов нельзя рассматривать как эскизы одни для других, это два полноценно существующих варианта. Между ними есть некоторые различия: на парадном портрете у герцога-отца отложной воротник, а на нашем, как называли в Испании такие воротники, горгера — „мельничный жернов“. И я думаю, что французы, когда относили эти портреты к испанской школе живописи, ориентировались именно на этот воротник».Алина Булгакова

Большие парадные портреты герцога Чезаре д’Эсте и его сына Альфонсо III д’Эсте находятся в Палаццо Дукале (Герцогский дворец) в итальянском городе Мантуя. Их автор — итальянец Санте (Санто) Перанда. Сходство лиц и манеры исполнения с портретами, оказавшимися в Казани в собрании ASG, явное. Портретной живописью Санте Перанда занимался с 1607 по 1627 годы, после — писал только на религиозные темы. Так и были установлены авторство и датировка погрудных портретов представителей одной из самых древних, знатных и к тому же коварных династий Италии.

«У них одинаковые рамы, они в одной и той же манере написаны, схожие воротники, одежда, зеленоватые фоны — понятно, что это были парные работы. Они обязательно войдут в музейную экспозицию после реставрации. Повреждений нет, холст в порядке, понадобится только расчистка и укрепление — это месяца два. Под ультрафиолетом будут хорошо видны поздние реставрации, потому что в XIX веке их однозначно реставрировали. Причем если отец, Чезаро, отреставрирован более-менее хорошо, то у Альфонсо, сына, лицо сильно пострадало, что хорошо видно в сравнении с парадным его портретом. Нужно будет снять позднейшие записи и потемневший лак. В целом после реставрации проступит колорит — качество живописи Санте Перанда будет лучше», — обрисовала дальнейшую судьбу полотен Алина Булгакова.

К слову, биографические надписи, по которым удалось установить личности изображенных на портретах, также были нанесены позже, уже после смерти герцогов. Скорее всего, полагает собеседница информагентства, так подписали портреты уже в XVIII веке потомки рода д’Эсте для фамильной галереи. Реставрацию полотен доверят мастеру Андрею Сульдину.

Идентификация полотен Санте Перанда в Казани, вероятно, может помочь связать имя этого художника с еще одной его работой, которая находится в частной коллекции на родине в Италии, но до сих пор точно не атрибутирована.

«В 2010 году галеристом Пьетро Канторе в Модене был куплен портрет Чезаре д’Эсте в таком же воротнике горгере, где тоже есть [биографическая] надпись. Пока исследователи не пришли к общему мнению, кто автор этого портрета. Есть варианты, что это Чезаре Аретус либо Франс Пурбус Младший (был такой знаменитый фламандский художник, который много работал в Италии). Я собираюсь написать письмо Пьетро Канторе на его электронный адрес, указанный в его галерее, чтобы они рассмотрели версию, что автором и их полотна может быть также Санте Перанда», — заключила Булгакова.

Главный редактор журнала «Мир искусств», пресс-секретарь компании ASG Светлана Бородина подчеркивает, что любой музей — это целостный организм, поэтому, когда находится новая информация, она по-своему упорядочивает все его элементы.


Галерея: Атрибуция картин в международном институте антиквариата

«Зная имя художника, мы теперь будем искать связь — нет ли у нас его предшественника, последователя. Художник Санто Перанда, как установила Алина Вячеславовна Булгакова, очень редкий для российских коллекций, и это тем больше делает его уникальным в нашем собрании. Когда мы устанавливаем, какое лицо изображено на полотне, радуемся, но собственник коллекции всегда подчеркивает, что для нас важнее не лицо изображенное, а художник. А здесь двойная находка: мы установили, что это зловещая династия д’Эсте (чего там только не было в Средневековой Италии, борьба за власть — друг друга подушками душили, и травили, и интриговали, были в родстве с Медичи), и знаем имя художника. Это делает это открытие еще более значимым», — отметилаона.

По предварительным оценкам, каждый из оказавшихся в Казани портретов герцогов д’Эсте кисти Санте Перанда может стоить до нескольких десятков тысяч евро.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев