Наиль Магдеев: «У нас снизился уровень преступности – все работают, времени на "приключения" нет»

Территория особого экономического развития, дольщики, дороги и родственные связи. «Татар-информ» поговорил с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым о проблемах и успехах города, а также о медийном скандале.

– Предлагаю начать с темы, на сегодня одно из самой важной для Набережных Челнов. Территория опережающего социально-экономического развития у вас работает 1 год. Какие изменения вы уже чувствуете в городе, который причисляют к моногородам?

– Набережные Челны является одним из крупнейших промышленных центров нашей страны, неслучайно его называют автоградом. В стране нет таких городов, где работало бы 2 автомобильных завода по выпуску грузовых автомобилей КАМАЗа и легковых автомобилей Ford. Наш город – это автомобильный центр страны с высокими профессиональными компетенциями в области машиностроения и точка роста для экономики.

Прежде чем говорить о территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), хотелось бы вспомнить историю. В 2014 году была непростая экономическая ситуация: главный конвейер ПАО «КАМАЗ» работал всего два дня в неделю, увеличилась безработица, снизилась заработная плата и жизненный уровень граждан. Все это повлияло на принятие решения Правительством России, направленного на развитие нашего моногорода. Сегодня в России 319 моногородов, из них сегодня 17 городов (не считая Дальнего Востока) являются территориями опережающего социально экономического развития, так называемые ТОСЭР. Набережные Челны одними из первых получили этот статус. С января 2016 года мы этим статусом обладаем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какие они? Первое – это минимальные ставки федеральных и республиканских налогов: на прибыль, землю и имущество. Значительно уменьшены платежи в социальные фонды у резидентов ТОСЭР – 7,6% вместо сегодняшних 30 процентов. Это привлекает малый, средний и крупный бизнес в наш город.

По итогам 2016 года мы смогли привлечь в город семь предприятий-резидентов и 8,5 миллиардов рублей инвестиций, создали cвыше 1800 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Подобные изменения оказали положительное влияние на социально-экономическую обстановку в городе: стали повышаться зарплаты, увеличилась собираемость средств во все уровни бюджетов. Мы считаем, что ТОСЭР – это «второе дыхание» и новые уникальные возможности для дальнейшего социально-экономического развития Набережных Челнов.

– Есть ли сегодня компании, которые стоят в очереди на вхождение в ТОСЭР? Кто они –  местные производители или зарубежные?

– Если говорить о тех 7 предприятиях-резидентах, которые сегодня успешно работают, то это как иностранные, так и российские компании. Например, металлургический завод ТЭМПО, АПК «Камский» по выпуску мясной продукции, завод по выпуску хоккейных клюшек «Заряд», мировая компания Haier по выпуску бытовой техники и ряд других. На заседании Правительства республики было принято решение включить еще двух резидентов в рамках ТОСЭР – это будут 8-ой и 9-ый резидент. Челнинская компания «Венские вафли» Сергея Акульчева вложит 268,5 млн рублей и создаст 53 рабочих места. Подмосковная компания «Татклиматмаш» по выпуску климатического оборудования анонсирует инвестиции в размере 170 млнрублей и создание 33 новых  рабочих мест.

Таким образом, сегодня в ТОСЭР «Набережные Челны» 9 компаний-резидентов. Предварительно заявили о своих намерениях 30 предприятий, из них 11 компаний уже сдали документы для рассмотрения на заседании комиссии. Одним словом, работа над реализацией данного проекта идет активно. О нас, может быть, еще не так хорошо знают в масштабах России, о том, что есть федеральные и республиканские преференции. Поэтому мы работаем по многим направлениям: выезжаем с командировками за рубеж, участвуем в важнейших экономических форумах для того чтобы представить в полной мере возможности нашего города –территории опережающего развития.

Могу сказать, что сейчас ведутся переговоры с крупными инвесторами, которые собираются прийти вслед за китайской компанией Haiеr. В Набережных Челнах планирует запуск промышленного парка в 124 гектар, где будет размещена площадка по выпуску стиральных машин компании Haier и другое производство резидентов. С ТОСЭР мы в полной мере разворачиваемся, и в ближайшие годы количество компаний-резидентов увеличится. Мы находимся на правильном пути своего развития.

Сегодня уровень безработицы в Набережных Челнах– 0,58, а по республике Татарстан – 0,7. Это результат нашей совместной работы, в том числе и с «КАМАЗом». Нужно отдать должное генеральному директору КАМАЗа Сергею Анатольевичу Когогину и его команде – на данный момент они активно работают, появился новый модельный ряд автомобилей. Естественно, вслед за этим стал развиваться и малый бизнес. Все это положительно влияет на выплату заработной платы, занятости горожан и, в целом, на настроение в нашем городе.

Мы заметили одну особенность: уровень высокой занятости и соответственно низкой безработицы положительно влияют на состояние общественного порядка. По итогам оперативно-служебной деятельности управления внутренних дел МВД России по Набережным Челнам за I квартал 2017 года у нас совершено на 38,6 процентов преступлений меньше, чем за аналогичный период 2016 года. 

Вывод очевиден: чем больше люди заняты, тем меньше у них времени и соблазнов заниматься противоправными вещами. Понятно, что, чаще всего, если мужчина работает всего два раза в неделю, то на третий день он от безделья начинает искать «приключения» и чаще всего это заканчивается печально. Поэтому наши первостепенные задачи – обеспечить челнинцев работой, которая приносит достойный доход и создать в городе комфортные условия проживания.

– Можно озвучить среднюю зарплату по городу? Вы упомянули, что был рост ее в связи с открытием ТОСЭР.

– Она сегодня около 29 тыс. рублей. Возможно, ее уровень не слишком высок, но могу подтвердить, что заработная плата выплачивается вовремя.

– Открытие такой территории, как ТОСЭР, оно подразумевает и привлечение большого количества профессиональных кадров. В республике с этим всегда была проблема. Именно с рабочими профессиями, именно с теми, кто владеет техническими специальностями. На сегодня как обстоит дело в ситуации с кадрами в Набережных Челнах и хватает ли кадров для  ТОСЭР?

– Кадры в любом городе страны в целом, и в Европе, и мире являются всегда самым непростым вопросом. Например, компания Haier, запустившая производство год назад, из 3 тысяч претендентов приняла на работу первоначально лишь 300 сотрудников. Откуда эти люди? Это наши челнинцы. В том числе и с КАМАЗа, потому что на предприятии идет техническое перевооружение и на многих производственных процессах внедряются автоматические линии и промышленные роботы. В Набережных Челнах есть высококвалифицированный рабочий класс, и он сегодня востребован.

Спустя год в том же Haier отмечают, что здесь смогли укомплектоваться лучшими кадрами. Cегодня работники завода обеспечены достойным социальным пакетом и высокой заработной платой. Таким образом, происходит естественный переход  работников из одного предприятия  в другое. Мы понимаем, что только за счет перехода кадров эту проблему не решить. Крупные компании, «КАМАЗ», Haier и другие, сегодня имеют свои учебные центры. Содействует развитию рабочих кадров и программа по созданию ресурсных центров, которая активно реализуется Президентом нашей республики Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Прием и подготовка необходимых специалистов происходит, в том числе, и из жителей соседних городов и районов. Кроме этого, предприятия приглашают высококвалифицированных специалистов из других регионов страны. Это топ-менеджеры, инженерно-технический персонал. Например, на заводы Haierи по производству хоккейных клюшек «Заряд» приехали руководители и специалисты с семьями и детьми. Условия в Набережных Челнах достойные: создаются и развиваются общественные пространства, обеспечена высокая общественная безопасность, создана качественная среда для досуга и отдыха. Безусловно, все это привлекает профессионалов и высококвалифицированных работников из других регионов России в наш город. Этот факт.

– Вы отметили, что одной из проблем ТОСЭР можно назвать недостаток информации у людей о проекте. Немногие знают, немногие понимают, что это значит, как туда войти. На Совете по предпринимательству при Президенте РТ была озвучена еще одна – долгое оформление земли для резидентов ТОСЭР, которую Президент поручил решать. Какие трудности, связанные с привлечением резидентов, вы выделяете и каким образом видите их решение?

– Во-первых, компании, будущие резиденты ТОСЭР, в полной мере проинформированы об условиях вхождения в территорию опережающего социально-экономического развития нашего города. Нами подготовлено около 500 новых земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Вопрос, который поднимался на республиканском Совете по предпринимательству, касался параллельной процедуры. Например, если предприятие подаёт заявку в ТОСЭР, то может получить земельный участок под свое производство по указу Президента. В тоже время ещё не получив землю по указу Президента, невозможно включить этот актив в свой инвестиционный план. Сложившуюся двойную процедуру Рустам Нургалиевич разрешил своим решением на заседании Совета по предпринимательству. Мы считаем, это хорошее решение для будущих резидентов ТОСЭР.

Кроме этого благоприятным фактором для вхождения в ТОСЭР являются наши индустриальные парки. В Камском индустриальном парке «Мастер», самом крупном индустриальном парке страны, работает более 200 предприятий, это свыше 5 тыс. работников. Поэтому, размещая своё производство в промышленном парке, компания получается двойной эффект. Эта готовая площадка, полностью обеспеченная электроэнергией, газом и водой. Арендная плата невысокая – чуть более 100 руб.за квадратный метр. Такой цены и таких условий нигде нет. Это несомненный плюс! Второе преимущество – статус резидента ТОСЭР со всеми налоговыми преференциями и льготами. Таким образом, создаётся хороший синергетический эффект.

Мы считаем, что промышленные площадки Набережных Челнов – это серьезная поддержка предприятиям, приходящим на ТОСЭР.

Важным шагом, сделанным нами является приведение в порядок дорог в промышленной зоне. Если инвестор приходит на площадку, и там нет нормальной дороги, то о каком бизнесе может идти речь? Поэтому более 600 млн рублей мы смогли получить из федерального бюджета. Часть средств выделил Президент нашей республики. По последним современным стандартам отремонтированы улицы в промышленной части города: Моторная, Металлургическая, Трубный и Производственный проезды. Рядом с этими дорогами находятся территории резидентов ТОСЭР: металлургический комбинат ТЭМПО, АПК «Камский», компания Haier. К слову, китайские партнеры,увидев нашу инфраструктуру, промышленные парки, их инженерную обеспеченность, хорошие дороги, общественную безопасность, естественно, готовы вступать со своим бизнесом в ТОСЭР- Набережные Челны. Как-то один из авторитетных бизнесменов произнес: «Деньги – это ленивая штука, они идут туда, куда их приглашают, но условия их размещения должны быть очень комфортными». Понятно, что инвестор не будет необдуманно вкладывать собственные средства. Поэтому наша задача – предлагать, показывать и создавать хорошие условия для развития бизнеса в Набережных Челнах.

– В конце прошлого года стало известно об идее строительства завода по производству трамваев вместе с партнерами из Белоруссии. На сегодня на каком этапе находится этот процесс?

– Этот проект в практическую плоскость пока не перешел. Есть ряд непреодолимых условий, которые не устраивают нас. Стоимость трамвайных вагонов получается по цене выше, чем сегодня предлагают на Усть-Катавском заводе. Продукция, выпускаемая в России, в определенной мере субсидируется. Трамваи, которые мы планировали выпускать с нашими минскими партнерами, под эти меры поддержки, к сожалению, не попадают. Соответственно, цена уже не становится такой привлекательной по продукту, который мы могли бы создать у себя в городе. Поэтому на данный момент этот вопрос не решен. Подчеркну, что обозначены лишь подходы. Мы работаем в этом направлении, но дальше наших договоренностей дело не идет. Вопрос в цене.

– Был вопрос и по земельным участкам. Когда  выяснилось, что бюджет Набережных Челнов теряет средства в силу того, что земельные участки незаконно используются. Что предпринимается для предотвращения подобной ситуации  в дальнейшем? Как на сегодня обстоит дело с этой ситуацией?

–Если говорить о земле, то она является привлекательным ресурсом для любой городской территории, в том числе и для такого полумиллионного города,как наши Набережные Челны. Я не буду рассказывать историю, что произошло, какие были судебные процессы в этой части. Правоохранительные органы все точки над «i» расставили. Мы же, засучив рукава, в этом вопросе по поручению нашего Президента Рустама Нургалиевича Минниханова, начали наводить порядок. Вывод один – работать нужно по закону, и в 2015 году определенные шаги в этом плане были предприняты.

Разрешению ситуации способствовало и федеральное законодательство, которое строго очертило, что все земельные участки должны реализовываться только через аукцион и никакого акта выбора участка быть не может. За эти 2,5 года возвращено в муниципальную городскую собственность порядка 17 га земельных участков на общую сумму более 170 миллионов рублей. Где-то участки выдавались без аукциона, по акту выбора участка, где-то были определенные технические нарушения. Мы эту претензионную работу в рамках существующего законодательства, при поддержке прокуратуры города, прокурора Республики Татарстан проводим. Хочу поблагодарить Илдуса Саидовича Нафикова и его команду за ту серьезную правовую поддержку, которую они нам оказывают, работая по возврату земельных участков в муниципальную собственность. Помогает нам в этой важной работе и руководитель Управление федеральной антимонопольной службы Александр Станиславович Груничев.

Нет никаких причин, чтобы эту работу не довести до логического завершения. Как говорят: наше дело – правое, результат будет за нами. Мы стремимся, чтобы челнинские предприниматели могли бы работать и развиваться в рамках правового поля. 

К сожалению, есть примеры, когда компании попали в сложную ситуацию по строительству жилых домов. Они обращаются за получением  разрешения на строительство своего объекта. Мы начинаем изучать первичные документы и обнаруживаем, что земельный участок приобретён или получен незаконно. Говорим: «Уважаемый собственник, участок, который вы имеете, был получен в свое время с нарушением действующего законодательства!» В каком положении оказывается инвестор? Конечно, в незавидном. Земли должны выделяться в установленном законом порядке: публично и гласно. В то же время городская казна должна пополняться, так как все эти денежные средства от продажи земли идут на решение городских проблем. Где-то дорогу, больницу или школу нужно отремонтировать, детский сад привести в порядок. Большинство предпринимателей относятся к нашим действиям с пониманием, потому что они тоже осознают, что юридические сделки должны быть чистыми. В свою очередь прокуратура республики и города осуществляют постоянный надзор и контроль над нами в этом вопросе, поэтому управление имущественных и земельных отношений изо дня в день совершенствует свою работу. Сегодня можно сдать документы без общения со специалистами в режиме одного дня и через определенный промежуток получить весть пакет документов. Все эти хождения по кабинетам, шушукания один на один канули в лету. Мы считаем, что это абсолютно справедливо! Нам скрывать нечего. Конечно, разные на этот счет есть мнения, но я хотел бы сказать, что важно жить и работать в рамках существующего законодательства.

– Все-таки интересует что будет с предпринимателями, которые с этой землей попали в непростую ситуацию. Идет процесс возврата земель. Как воспринимается ситуация? Все ли понимают судебные решения?

– Никакого волюнтаризма и административного нажима со стороны Исполнительно комитета нет. Понятно, что неприятно возвращать ту землю, которая получена бесплатно. Но нужно было понимать риски. Поэтому, в данном случае, все вопросы мы решаем только в суде. Арбитражный суд первой инстанции, второй, третьей… Только пройдя эти процедуры, а это год, полтора или два, мы возвращаем эти земли в город только по решению суда. После их возвращения земли могут выставляться на аукцион. Те, кто получил первый раз землю бесплатно, могут приобрестиее затем на открытом аукционе. Не факт, что он станет владельцем – может приобрести (возвращенный участок – прим.ред) любой, у кого есть деньги.

Если есть спорные моменты, связанные с возведением объектов в зеленых зонах, то мы с такими предпринимателями договариваемся. Подобные случаи есть. Для того, чтобы не обострять отношения горожан и бизнеса мы предлагаем инвесторам, у которых есть непонимания с жителями по месту строительства, альтернативные участки в другой части города. Многие из бизнесменов на это соглашаются. Так часть проблемных участков мы перевели в зону рекреации и там ничего не будет строиться.

Разве справедливо, когда перед вашим окном буквально в 10 метрах возникает какой-то объект? Конечно, нет. Все это приводит к конфликту и мы, в свою очередь, нацелены на его разрешение. Это очень непростая работа. Если у предпринимателя все с документами в порядке, но он не находит общего языка с жителями, мы выступаем в данном случае арбитрами и пытаемся эти стороны примирить и найти компромисс. Но в приоритете для нас – интересы наших жителей. В подавляющем большинстве случаев предприниматели нас понимают и идут навстречу.

– УФАС по РТ недавно постановила демонтировать около 600 рекламных конструкций. Понятно, что это в рамках закона,  но все-таки речь здесь идет тоже о развитии бизнеса...

– Необходимо признать, что УФАС по РТ абсолютно справедливо вынесло нам соответствующее предписание, для того, чтобы мы в этом вопросе навели порядок. Этот вопрос с давней историей, процесс идет с 2013 года. Нет необходимости рассказывать о тех сложностях, которые были с 2014 по 2016 годы. Существовали определенные недоработки со стороны Исполнительного комитета, требовалось определённое время по созданию проекта организации дорожного движения.Сегодня этот вопрос полностью решён. В рамках существующего законодательства проводились аукционы на право размещения рекламных конструкций. Любой желающий из любого города страны подает заявку на аукцион и приобретает столько щитов, сколько сможет. Средства от аукционов идут в городской бюджет. Раньше этого не происходило.

– Средний и малый бизнес. По итогам 2016 года можно ли сейчас рассказать о динамике развития? По всей России все-таки было некоторое падение для малого и среднего бизнеса.

– По количеству предприятий малого и среднего бизнеса мы немного выросли на 1,5-2 процента. Сегодня более 30 процентов поступлений в городской бюджет осуществляются за счет малого и среднего бизнеса. В настоящее время в Набережных Челнахработает более 50 тыс. человек в малом и среднем бизнесе. Это больше, чем на КАМАЗе.

Безусловно, ситуация в экономике страны, республики и на КАМАЗе напрямую влияет на состояние малого и среднего бизнеса. Так, одно рабочее место на КАМАЗе создает дополнительно 7 рабочих мест в городе. Это сфера досуга, коммерческого транспорта, торговля и так далее. Поэтому, если смотреть на итоги работы 2016 года в сфере малого бизнеса, то они удовлетворительные. Сокращения количества предприятий малого бизнеса нет, но и большого роста пока не наблюдается.

Конечно же, ситуация в банковской сфере («Татфондбанк», «Камский горизонт» и другие) определенным образом повлияла на состояние малого бизнеса в Набережных Челнах. Сколько угодно можно ставить высокие задачи по развитию малого бизнеса, но если основной крупнейший банк в одночасье становится банкротом, то,что может сделать в данной ситуации мэр города? Если большое количество наших предпринимателей обслуживались в «Татфондбанке», то как город может повлиять на эту ситуацию и помочь? Все те усилия, которые мы предпринимаем по развитию малого бизнеса в городе, в такой ситуации нивелируются.

В тоже время в этой ситуации мы пошли навстречу нашим предпринимателям в рамках муниципальных полномочий. Правда, эти полномочия не слишком большие. Город готов зачесть те платежи за аренду земли в городской  бюджет, которые оказались в «Татфондбанке». Сейчас к нам обратилось порядка 5-6 предприятий.

В настоящее время Президентом и Правительством нашей республики предпринимаются  серьезные меры для поддержки предприятия малого бизнеса в сложившихся непростых условиях. Есть внешние факторы, которые влияют на состояние малого бизнеса, есть и внутренние, они зависят от нас. Мы работаем и с теми, и с другими. В первом случае у нас возможностей меньше. Во втором случае – возможности в наших руках. Сегодня в городе – более 19 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Эта большая армия малого бизнеса, это подготовленные люди, прошедшие серьезные испытания в жизни, имеющие хорошую кредитную историю, солидный жизненный опыт. Поэтому считаем, что малый бизнес достоин уважения, понимания и всемерной поддержки.

– Как сегодня в Набережных Челнах обстоит ситуация с дольщиками?

– Если говорить в целом по проблеме обманутых дольщиков Набережных Челнах, то мы можем сказать, что она разрешается. На 1 января 2015 года у нас было 939 обманутых дольщиков. Ровно через 2 года, на 1 января 2017 года, их осталось 356, то есть на 60 процентов проблема разрешилась. За этой цифрой стоят судьбы людей и челнинские семьи. Все они – дольщики «ФОНа». Замечу, что вопрос c обманутыми дольщиками не решался в течении 10 лет. Мы благодарны Президенту Рустаму Нургалиевичу Минниханову за серьезную поддержку в этом вопросе. В ближайшие годы мы ставим цель – закрыть эту проблему окончательно. Есть ряд юридических процедур, которые мы должны пройти, но у нас есть воля и решимость, чтобы ликвидировать эту проблему.

– В начале апреля стало известно, что коллектор в одном из микрорайонов Челнов, который строила компания «Фон» не работает, несколько микрорайонов осталось без горячей воды, возникли перебои с холодной водой. Насколько эта ситуация может быть затянута и почему так получилось? Какие решения могут быть предприняты в этой ситуации?

– Канализационный коллектор в 65-м микрорайоне – это тоже довольно длительная история. Она пока, к сожалению, не имеет своего завершения. Тот коллектор, который был построен, оказался малоэффективным и работает частично. Весенний перепад температур сыграл с ним злую шутку. Часть трубы на глубине 9 метров сложилась. То ли в силу неправильного проектного решения, то ли некачественного исполнения строителями. Все это привело к аварии. Однако в жизни бывают разные ситуации. Да, мы 2-3 дня жили без горячей воды, но эту сложность разрешили.

Сегодня дом 65/03 и соседние дома этого микрорайона обеспечены горячей водой в полном объеме. Мы обратились в Правительство РТ, Резервный фонд, для того, чтобы нам выделили определенные финансовые и материальные ресурсы для исправления этой ситуации. Несмотря на принадлежность канализационного коллектора данной компании, параллельно работаем над строительством новой линии. Мы не можем оставить людей в этом микрорайоне без горячей и холодной воды, канализации.

Хочу уточнить историю этого коллектора, потому что по версии «Фона» она звучит так: был коллектор объемом на определенную мощность, но администрация города попросила в связи с перспективами развития района построить коллектор большей мощности и объема. В связи с этим, сооружение не выдержало, потому что инфраструктура изначально была старая. Сейчас, что будет с этим сооружением, кому на баланс он перейдет и в результате кому достанется ремонт и содержание этого коллектора? Думаю, вы с первого раза можете сами дать ответ: он перейдет на баланс города со всеми вытекающими вопросами, которые возникли и возникают в ходе его эксплуатации.

Первый звонок уже прозвенел. Разговоры о том, что, мол, мы, «ФОН» построили коллектор, и он соответствует проектным решениям, продемонстрировали, что все сделано не так, как положено. Через год после строительства трубы в коллекторе не складываются. Мы будем эксплуатировать этот коллектор, а вопрос его передачи и документального оформления – вопрос второй. Сегодня людям нужно жить. Я как практик всем коллегам сказал: «Давайте мы не будем рассуждать вокруг этого коллектора и с бумагами бегать, давайте будем его ремонтировать и эксплуатировать».

– Сколько нужно средств для решения вопроса с дольщиками?

– 750 млн рублей. Где их найти? Мы этим вопросом занимаемся. Мэр их не потерял, но мэр эту задачу должен решить, на то он и руководитель города, чтобы решать такие непростые головоломки.

Мы уже затронули тему дорог, но эта тема была связана с бизнесом. Сейчас, если перейти в социальную плоскость, то как с дорогами обстоит ситуация? Будут ли ремонтные работы в этом году? Каков их объем? В каких районах они пройдут?

–  Если говорить о состоянии дорог, то это злободневная тема для нашей страны, актуальная тема для республики и нашего города. В целом, если оценивать по 5-балльной шкале, то состояние дорог можно оценить как удовлетворительное. Хотя за последние 2 с половиной года Набережным Челнам было выделено более 5 миллиардов рублей из различных уровней финансирования. Таких финансовых ресурсов город Набережные Челны давно не видел. Безусловно, эта практическая поддержка Президента Татарстана Рустама Нургалиевича, позиция Правительства республики и Российской Федерации.

В первую очередь, мы нацелены на приведение в порядок основных магистралей. В прошлом году это был проспект Чулман (cумма ремонта – 600 млн рублей) и дорога в промышленную зону (200 млн рублей). Ежедневный трафик там внушительный. В 2015 году отремонтировали проспект Сююмбике и привели в порядок дорогу в промышленной зоне на Лесоцех (200 млн руб). Этим летом на очереди Московский проспект. Протяженность проспекта в обе стороны – 32 км. Стоимость работ – около 800 млн руб. Дополнительно мы планируем привести в порядок улицу Промышленную (в промышленной части города).

На 2017 год на челнинские дороги выделено порядка 1,6 млрд рублей. Мы считаем, что эта цифра неокончательная. Поэтому будем искать дополнительные возможности, чтобы приводить дороги в нормативное состояние. Эта тема бесконечная. Мы пока еще не заходили во дворы, а ведь город построен 40 лет назад и асфальт, положенный в комплексах нашего города тоже имеет 40-летнюю историю. Поэтому в ближайшие годы нам нужно будет заняться ремонтом межквартальных дорог и навести порядок и в этом вопросе.

– Есть речь в республике заходит о газомоторном топливе, то сразу вспоминаются Набережные Челны. Потому что в Челнах, судя по всему, с этим все хорошо. А перспективы в этом направлении на этот год как вы можете описать? Сколько транспорта переведено на газомоторное топливо?

– Есть очень хорошая поговорка: «Хочешь изменить мир – начни с себя!». В данном случае, муниципалитет начал с себя, переведя общественный транспорт, автобусы большой вместимости на газомоторное топливо. На данный момент у нас есть специалисты, хорошая материально-техническая база, газовые заправочные комплексы. За газомоторным топливом – будущее. Многие страны в Европе и мире им активно пользуются. Главное преимущество заключается в экологичности. Для нашего полумиллионного города с высокой техногенной и экологической нагрузкой это очень важно. Еще одно достоинство – контроль топлива, его невозможно забрать или слить.

Мы ставим задачу в этом году, чтобы наши муниципальные и унитарные предприятия, которые являются нашими подведомственными учреждениями, полностью перешли бы на газомоторное топливо.

– На ваш взгляд, каковы перспективы футбольного клуба «КАМАЗ»?

– Перспективы в футболе всегда радужные, но не всегда они имеют место быть для нашего татарстанского футбола. Мы тоже на нашу главную команду, я имею в виду Татарстана, большие надежды возлагаем. Но не всегда получается тот результат, который необходим. В силу разных причин. То же самое и с челнинским футболом.

Если быть объективным, то родиной татарстанского футбола является наш город, город Набережные Челны. Если бы челнинский футбол финансировался также, как казанский, мы бы точно играли в Премьер-лиге, я вам точно говорю. У нашего челнинского футбола есть характер, самолюбие, упорство. Сейчас команда получила второе дыхание, идет период становления.

Мы благодарны Президенту РТ за ту серьезную поддержку, которая оказывается челнинскому футболу. Стадион подвергся реконструкции, выделены серьезные финансовые ресурсы для того, чтобы команда нормально играла и выигрывала.

В приоритетах – комплектация команды на 90% местными воспитанниками. Ни в одном городе России, уверяю вас, нет такого количества футболистов, вошедших в разные времена в сборную СССР и России. 20 игроков из автограда в разное время играли в сборной страны, такого показателя нет даже у «Рубина». И Бухаров наш, и Нигматуллин наш. Этот список будет пополняться!

Еще раз повторюсь, что мы делаем ставку на челнинских ребят. У нас неплохая детско-юношеская спортивная школа, ее содержит ПАО «КАМАЗ». Сергей Анатольевич Когогин с пониманием относится к этому вопросу. Также есть серьезные спонсоры, которых мы привлекаем, поэтому будущее у челнинского футбола есть.

Название мы не поменяли и не собираемся. Мы с «КАМАЗом» договорились, потому что за этим названием, за этим брендом, есть солидная и прекрасная история. Такой историей футбола любой футбольный клуб страны  мог бы гордиться. Поэтому футболу жить, футболу быть и футбол в Набережных Челнах будет развиваться!

– Помощница Президента РТ Наталия Фишман открывала очередной торжественный весенний марш,  где рассказала, о том какие общественные пространства будут преобразованы в этом году. В Набережных Челнах общественные пространства также были преобразованы. Открытия обновленных территорий были и в прошлом, и в позапрошлом году. В этом году что-нибудь планируется?

– Напомню, что за последние годы у нас появились парки в поселке Сидоровка, парк Комсомольский. Благодаря финансовой помощи и поддержке руководства республики и местного бюджета был капитально отремонтирован парк Победы. Открыли в прошлом году прекрасную набережную Габдуллы Тукая на реке Мелекеска. В этом году мы планируем реализовать проект второй очереди, продолжение набережной, дополнив ее реконструкцией расположенного поблизости сквера Тинчурина. Этим летом также планируем привести в порядок Шишкинский бульвар и приступить к реконструкции главной площади города Набережные Челны – площади Азатлык.

Планов у нас громадьё, сумма реализации – более 500 млн рублей (по разным программам). Мы пытаемся привлечь и спонсоров, работаем и за счет республиканского и федерального финансирования. Благодаря этому нам удается приводить в порядок общественные пространства. Это позитивно воспринимается жителями города. Сегодня эти места, наши парки и скверы, стали излюбленным местом отдыха челнинцев и гостей нашего города. Это очень нужная, важная программа и эффект уже есть.

– Разрабатываются ли проекты в связке с командой Наталии Фишман?

– Все те проекты, которые я назвал, были реализованы в прошлом году при поддержке и под непосредственным руководством Наталии Фишман. Бульвары Шишкинский и Тинчурина, набережная Тукая также будут строиться под патронажем и контролем команды Наталии Львовны Фишман и исполкома нашего города.

В прошлом году в связи с вашим именем вдруг всплыла такая фраза, как «родственные связи». И хотя прокуратура не подтвердила их наличие, я все-таки прошу прокомментировать эту ситуацию вас как непосредственно участника процесса.

– Вот вы сами сказали, «не подтвердили». А кто может подтвердить? Прокуратура не подтвердила родственные связи, я тоже не подтверждаю. Что я еще должен сделать, для того чтобы сказать, что это не правда?

Мы работаем вместе с Ринатом Азгаровичем Абдуллиным добрых полтора десятка лет. Мы познакомились, когда он трудился главным инженером в городском водоканале, позже стал директором тепловых сетей, был моим первым заместителем в Бугульме. В Набережных Челнах он прошел конкурс на замещение вакантной должности руководителя исполкома города. Вы же понимаете, что прежде, чем допустить его на конкурс, необходимо было пройти все проверки в контролирующих органах?! Он проходил собеседование с руководителем аппарата президента Асгатом Ахметовичем Сафаровым. Вы можете себе представить человека, который имеет хоть какие-то родственные связи с мэром города, а аппарат Президента допускает его к работе? Не надо быть наивным! Мы же знаем, что в аппарате Президента нашей республики работают высококвалифицированные специалисты. И в прокуратуре города и республики трудятся профессионалы. Какие еще проверки нужны для того, чтобы доказать, что нет этих родственных связей? Я уже сказал,что случилось так, как случилось.

Тем, кто пишет неправду, я дал пищу для их дальнейших «романов». Мой папа волею судьбы женился в 1956 году на девушке по фамилии Абдуллина. Он с Азнакаевского района, а мама – с Лениногорского. В 1984 году я волею судьбы женился на девушке по фамилии Абдуллина. Бывают такие в жизни совпадения? Бывают! В данном случае, фамилии Абдуллин и Абдуллина – не редкость, примерно то же, что и фамилия Иванов. Поэтому делать по этому поводу «охи и ахи», удивленные глаза, не стоит. Мы же взрослые люди. Я никому не давал повода себя в чем-то подозревать. Проверка это подтвердила .

И гражданин Абдуллин, и гражданин Магдеев имеют право в рамках существующего закона работать в руководстве Набережных Челнов. Понятно, что кому-то это не нравится. Например, тем людям, которые пишут, что мы не решаем их коммерческие вопросы, но это уже их дело.

Нужно задать вопрос, кому это выгодно? Это выгодно группе людей, которым мы наступили на «хвост» в плане наведения порядка в земельных вопросах. Поэтому они такими методами пытаются дискредитировать руководство города в глазах горожан и общественности. Это грязные методы, они общеизвестны и применяются по отношению к некоторым политикам и городского, республиканского и федерального масштаба. Я думаю, что СМИ, с учетом полученных объективных данных, тоже должны иметь свою позицию.

Я вспоминаю слова первого президента РТ Минтимера Шариповича Шаймиева. Он всегда говорил: «Со слабыми нервами во власть ходить не надо». У нас крепкие нервы. Мы понимали, куда мы шли и на какую работу. В данном случае, ответ четкий и понятный: никаких нарушений действующего законодательства с нашей стороны нет!