Шашлычная на месте колыбели татарстанского профсоюзного движения
Сейчас на улице Профсоюзная, 44 в Казани располагается кафе «Башкала». Сюда посетители приходят за широким выбором блюд из мяса, которые можно приготовить самостоятельно на столах с жарочной поверхностью. Ничего не напоминает о том, что в эпоху первой революции здесь зарождалось региональное профсоюзное движение. В 1905-1907 гг. в здании находилось нелегальное центральное бюро профсоюзов Казани, за что дом получил статус объекта культурного наследия.
На здании нет никаких памятных табличек или указателей — от богатого прошлого сохранилось разве что название улицы (до 30-х гг. прошлого века это была Малая Проломная), получившей свое название в память о первых профсоюзах.
Внутри шашлычной совсем пусто, мы не заметили ни одного посетителя. Директор заведения на вопрос, знает ли он об истории здания, ответил, что об этом ему ничего не известно. Также мужчина наотрез отказался комментировать, какие ремонтные работы проводились в доме в 2013 году, что после них объект культурного наследия был уничтожен. По словам менеджера, они лишь арендуют здание, называть собственников мужчина тоже не стал.
Штраф в 1,4 млн рублей за гибель объекта культурного наследия
Как оказалось, здание принадлежит нижнекамской компании ООО «Парк Хауз Батурина». Фирма выкупила его в 2013 году. Стоит отметить, что дом еще в 1993 году был признан ветхим, но лишь 20 лет спустя Министерство культуры Татарстана решает заключить с собственником охранное обязательство, в соответствии с которым компания обязалась обеспечить сохранность объекта культурного наследия регионального значения. Однако вместо этого компания разрушила здание и построила на его месте кафе.
Ущерб власти города оценили в 1,4 млн рублей, добровольно предприниматели отказались выплачивать сумму, в связи с чем Комитет земельных и имущественных отношений города обратился в Арбитражный суд РТ.
Согласно картотеке дел суда, представители ответчика ни разу не появлялись на заседаниях. В итоге арбитраж встал на сторону истца.
Таким образом, за гибель культурной ценности нижнекамская компания отделается 1,4 млн рублей плюс 27 тыс. рублей госпошлины.
Ответчики — бизнес-партнеры Метшиных
Руководитель ООО «Парк Хауз Батурина», согласно информации из открытых источников, — Владислав Подболоцкий. Он же возглавляет действующую компанию — «Парк Хауз Большая Красная», 100 процентов которой принадлежат мэру Нижнекамска Айдару Метшину.
Также Владислав Подболоцкий является руководителем в ООО «Зеленый мир». 55 процентов компании принадлежат сыну мэра Казани Тимуру Метшину, и 35 процентов — Айдару Метшину.
На этом связи нижнекамской компании с казанской мэрией не заканчиваются. Согласно материалам Вахитовского районного суда, ООО «Парк Хауз Батурина» приобрело здание на Профсоюзной в 2013 году у компании ОАО «Плазма-Мед», которая полностью контролировалась казанскими городскими властями. Последняя была ликвидирована еще в 2014 году, ее учредителями значились структуры исполкома Казани. Компания приватизировала недвижимость в 2012 году под предлогом «улучшения архитектурного облика и сохранения исторической части объектов культурного наследия Казани».
До ликвидации «Плазма-Мед» засветилась в антимонопольном разбирательстве. УФАС по РТ признало исполком Казани и Комитет земельных и имущественных отношений нарушившим закон о конкуренции. По мнению ведомства, власти города без проведения торгов и ненадлежащего контроля внесли в уставной капитал ОАО «Плазма-Мед» участок на ул. Карла Маркса.
Пресс-службы мэрии Казани и Минкульта РТ хранят молчание
За объяснениями мы обратились в пресс-службу мэрии Казани. В частности, вызывало интерес то, на каком основании 4/5 доли квартиры № 2 на ул. Профсоюзная, 44 являются муниципальной собственностью (из решения Арбитража РТ), когда Вахитовский районный суд признал право собственности города отсутствующим. Также мы поинтересовались, почему ущерб оценили в 1,4 млн рублей и на что пойдут эти средства. На это в пресс-службе ответили, что «в настоящее время от комментариев воздерживаемся, поскольку процесс еще продолжается, у ответчика есть право обжаловать решение суда».
Проигнорировали вопросы и в Министерстве культуры Татарстана, пресс-служба которой попросила «официального» запроса, затем перестала выходить на связь, при том, что на сайте ведомства утверждается, что девиз пресс-службы — «оперативность, профессионализм и постоянная готовность к диалогу». Аналогичный запрос в приемную министра остался без ответа. Так что дальнейшая судьба здания остается неясной, как и информация о похожих случаях.
«Я бы хотела, чтобы это здание было за профсоюзами»
Здание, как пояснила ИА «Татар-информ» директор музея истории профсоюзов РТ Ольга Мокейчева, имеет огромную историческую ценность. Именно здесь в 1905-1907 годах проходили заседания первых организационных структур профсоюзов Татарстана, Казанского Центрального нелегального бюро профсоюзов, правлений союзов фармацевтов, металлистов, деревообделочников, нелегальные собрания большинства профсоюзов Казани эпохи первой революции.
«Прежде всего, это память о первых организаторах профсоюзов, о лидерах профсоюзного движения Татарстана, которые стояли у истоков профсоюзного движения нашей Казанской губернии. Это были люди из стали, которым приходилось заниматься профсоюзной деятельностью на нелегальных условиях», — поделилась с нами Мокейчева.
В 1926 пленум Татпрофсовета заслушал сообщение комиссии по истории профдвижения о деятельности Казанского Центрального нелегального Бюро профсоюзов эпохи революции 1905 года. Пленум постановил: «Деятельность нелегального межсоюзного Центра ...... считать чрезвычайно важной... Увековечить деятельность профорганизаций Казани эпохи первой пролетарской революции 1905 года».
Мокейчева призналась, что проезжает мимо этого здания каждый день и у нее все время возникает желание войти внутрь, «подышать этим воздухом, посмотреть на это здание изнутри».
«Но я это не сделала. Мне больно идти туда. Я бы хотела, чтобы это здание было за профсоюзами, в свое время хотела, чтобы наш музей был в этом здании», — продолжила собеседница агентства.
Сейчас музей располагается в маленьком помещении Учебно-исследовательского центра Федерации профсоюзов РТ на Бутлерова, 30.
«В любом случае у нас стоит задача, чтобы к этому зданию прикрепили памятную доску профсоюзного движения», — подытожила директор музея.
«Угрозы от неизвестных лиц» и споры о несуществующей квартире
Перипетии вокруг памятника культуры возникли еще в конце 2016 года. Тогда некая Наталья Гайфуллина обратилась в Вахитовский районный суд Казани с иском к ООО «Парк Хауз Батурина» и Министерству культуры РТ о восстановлении жилого помещения общей площадью 30 кв. м. в этом же здании.
Согласно материалам дела, женщина и ее дочь Радмира получили квартиру № 2 по ул. Профсоюзная, 44 в наследство после смерти мужа Натальи. После оформления наследства в 2011 году в адрес истца стали поступать угрозы от неизвестных лиц с целью заставить продать принадлежащие ей в спорном здании доли. Подав заявление в полицию, Гайфуллина обнаружила, что из-за действий ООО «Парк Хауз Батурина» квартира перестала существовать. Поэтому женщина через суд пыталась заставить компанию восстановить жилье.
Вместе с тем, исполком Казани также обратился в суд с иском против семьи Гайфуллиных о признании права собственности отсутствующим. Из-за того, что компания разрушила и заново отстроила здание, исполком решил, что «жилое помещение утратило свойство объекта гражданских прав». Два иска были объединены в одно производство.
Вахитовский суд лишил семью (равно как и городские власти) доли в квартире, и, соответственно, отказал в удовлетворении иска Натальи Гайфуллиной к ООО «Парк Хауз Батурина» о восстановлении разрушенного жилья.
На этом дело не закончилось, и Гайфуллина подала апелляционную жалобу в Верховный суд РТ, в которой просила отменить решение «как незаконное и необоснованное». Она отметила, что незаконное уничтожение жилого помещения не может являться основанием для удовлетворения исковых требований властей города о признании права собственности семьи отсутствующим.
Судебную коллегию доводы не убедили, и решение Вахитовского районного суда было оставлено без изменений, а семья Гайфуллиных — без унаследованной квартиры.
Нет комментариев-