Инцидент на форуме татарских краеведов в Башкортостане: провокация или просто недоразумение?

Форум татарских краеведов в Туймазинском районе Башкортостана был прерван сторонниками идеи «башкиризации» татарских районов республики. Среди них был объявивший себя башкиром татарский музыкант Альберт Исмаил. Корреспондент Sntat разбирался в ситуации.

21 мая в селе Тюменяк Туймазинского района Башкортостана прошел семинар для татарских краеведов на тему изучения истории сел и городов Приикского региона. Это был второй этап Всероссийской конференции татарских краеведов, первый состоялся в Уфе в марте.

Форум в Тюменяке пришлось прервать из-за неадекватного поведения некоторых присутствующих там людей. Позже выяснилось, что они проникли на мероприятие без приглашения и не были зарегистрированы как участники. Азат Ярмуллин и Рафиль Асылгужин, известные своими антитатарскими высказываниями, криками из зала перебивали докладчика, отказывались задавать свои вопросы после выступления, как полагалось по регламенту. В итоге мероприятие татарских краеведов оказалось на грани срыва.

Среди зачинщиков скандала оказался также и ранее известный в Казани музыкант, бывший активист татарского молодежного национального движения Альберт Исмаил. Многие еще помнят его патриотическую песню «Яшэ, татар!» («Да здравствуют татары!»). Позже певец переехал жить в родной Башкортостан и объявил себя башкиром.

17 марта в Уфе проходил V Всероссийский форум татарских краеведов «Татарские населенные пункты в Евразийском пространстве: история и современность». В интервью Sntat один из организаторов форума, историк Альберт Бурганов выражал удовлетворение тем, что каких-либо инцидентов, связанных с башкирскими активистами, тогда не случилось. Удалось это во многом благодаря конфиденциальности информации о мероприятии — о его проведении заранее нигде не сообщалось, было решено рассказать СМИ о форуме только после того, как он уже состоялся.

«В прошлом году приходил один, пытался поскандалить»

Один из участников форума, краевед, бывший директор знаменитой татарской гимназии города Белебей Нурмухамет Хусаинов рассказал, что это не первый случай подобного поведения башкирских активистов.

«В Тюмянеке такие мероприятия постоянно проходят. В прошлом году во время форума тоже приходил один, безобразничал. Теперь втроем объявились. Это еще те, кого я видел. Может быть, их было и больше. Я их узнал. Один — Азат Ярмуллин, сотрудник Академии наук Башкортостана, второй — Рафиль Асылгужин. Этот в интернете пишет всякую чушь, только позорит свой башкирский народ, настраивает татар и башкир друг против друга. Третий — Альберт Исмаил, который переехал из Татарстана. Этот вел себя немного воспитаннее, что бы там ни было, все равно видно, что татарин. Он со мной пообщался», — отметил Нурмухамет Хусаинов.

Собеседник считает, что это была запланированная провокация. «Вчера в Муслюмове на конференции пришла информация, что, возможно, продолжить работу в Тюменяке не получится, «могут возникнуть какие-то проблемы». Теперь я понял. Такие провокации в Башкортостане очень хорошо умеют делать. Как они тут вставляют палки в колеса татарам — целую неделю могу рассказывать. Очень сильно нам вредят. Если бы на таких мероприятиях подобные вещи не происходили, это было бы что-то новое», — рассказал краевед.

Нурмухамед Хусаинов описал, как все произошло: «Конференция проходила спокойно, по плану. Для ее проведения было выбрано красивое, спокойное место — этнографический комплекс «Бабай утары». Сюда приезжают отдыхать жители республики и туристы. Не мог даже представить, что здесь может случиться такое.

Я был там, на момент начала ссоры отошел немного, ждал своего выступления. Слышу — начали говорить на повышенных тонах, какой-то шум, крики. Я уже ожидал, что что-то может случиться. Зашел внутрь. Смотрю, эти люди сорвали конференцию и учинили спор. Якобы у них вопрос к докладчику, на самом деле пытаются продавить свою точку зрения. Если задаешь вопрос — надо подождать ответа. Видя, что творится, я им ответил. Потом они ушли. Когда вышли, я спросил у одного: «По какому праву сюда зашли? Кто вас звал? Вы — неизвестные лица. Вас никто не приглашал». Потом они потихоньку ушли.

«Собирался вызвать полицию»

Есть такая вещь, как техника безопасности. Не должны всякие вот так заходить на мероприятия и безобразничать. А может, у них с собой взрывчатка? Сначала даже подумал: «Сейчас с ребятами их повяжем, вызовем полицию и отправим отсюда». Мы полиции сказали бы, что на форум проникли неизвестные, вдруг у них в кармане оружие или взрывчатка. Пожалуйста, проверьте. Если бы добровольно не ушли, ей-богу, сдал бы их полиции.

Можно же было по-человечески сказать — мы пришли, хотим участвовать, дайте нам слово. А они без предупреждения, без регистрации пришли на конференцию. Надо же быть такими невоспитанными и наглыми. Думаю, что они пришли с целью сорвать конференцию. Хотели ее свести к скандалу, конфликту. Их выкрики были с подтекстом «Это земля башкир, что вы тут делаете?»

По итогам первой, второй, третьей и четвертой переписи большинство жителей татарских деревень Башкортостана записали башкирами. В Башкортостане татарам навязывают мнение, что они — башкиры, что они должны любить башкир, что это башкирская земля. Наконец, в последнее время татары стали защищать свои права. Вот с этим они не могут смириться», — полагает Нурмухамед Хусаинов.

Альберт Бурганов: «Башкортостан — общая земля всех народов»

Историк, председатель «Общества татарских краеведов» Альберт Бурганов ничего страшного в произошедшем не увидел, он считает, что на самом деле до скандала не дошло.

«Там пришли три человека. Они попытались спровоцировать конфликт. Мы их остановили. Я сказал им, что вопросы можно будет задать после доклада. Ничего страшного не произошло. Это мелочь. И с башкирским народом это не надо связывать. Это просто комплекс неполноценности данных людей.

Я сказал Альберту Исмаилу: «Сначала ты работал на татар, был против башкир, теперь с башкирами». Он сам не зашел, просто посмотрел программу конференции. Остальные двое зашли. Им тоже объяснил: «Проблемы у татар и башкир общие. Мы два воротника одной рубашки. Мы не разделяться должны, а помогать друг другу. Спасибо, что приняли, спасибо, что пришли». Они ведь не были приглашенными. Можно было заранее подать заявку на участие. Наверное, специально пришли, чтобы затеять ссору.

Один из них нам говорит: «Приехали к нам на Родину и умничаете тут, учите нас как жить». Я им: «Извините, мы живем в России. У меня и супруга из Башкортостана, сын женился на девушке из Башкортостана. Это общая для всех народов земля. Мы народы не разделяем».

Сама конференция прошла хорошо, в прекрасной атмосфере. Было около девяноста участников. Я остался очень доволен. Приехали из разных регионов», — рассказал Альберт Бурганов.

Альберт Исмаил: «Мне сказали уйти оттуда»

Альберт Исмаил родился и вырос в Башкортостане, в 90-х переехал в Казань, активно участвовал в молодежном татарском движении за сохранение языка и национальной идентичности татар. К примеру, в 2017 году Исмаил значился как арт-директор фестиваля современной татарской музыки «Яңа дәвер» («Новая эпоха»), проходившего в Казани. В 2019 году татарский музыкант и общественный деятель решил перебраться обратно в Башкортостан. В ноябре 2019 года в эфире башкортостанского канала БСТ он заявил, что по национальности является башкиром.

По словам Альберта Исмаила, он пришел на конференцию, потому что темы показались ему интересными.

«Съезд это был или конференция, я до конца не понял. Слышал только, что в «Бабай утары» будет Всероссийская конференция, что тема — история края и туризм. Я сам краевед в Туймазинском районе и интересуюсь туризмом, поэтому решил сходить. С трудом нашел программу. Регистрация шла с полвосьмого до половины девятого. Где идет регистрация — не указано. Сначала сходил в татарский культурный центр, там регистрации нет. Потом пошел в «Бабай утары» — там тоже нет. Пока так ходил, время регистрации уже вышло.

Участники еще только собирались на конференцию. Организаторы сказали мне — тебя нет среди приглашенных, тебе нужно уйти. Поэтому я ждал на улице. Пообщался со знакомыми. Поговорил с Нурмухаметом-абый (Хусаинов – ред.). Взгляды у нас разные, но всегда говорим по-дружески. Между нами нет никакого конфликта. И в этот раз не было.

Скандала я не слышал. В тот момент мы общались в Нурмухаметом абый. Услышали громкие голоса, зашли. Насколько понял, в президиуме был Бурганов. С ним мы давно знакомы. Ребята попытались какие-то вопросы задать, Бурганов в микрофон громко заявил, чтобы вопросов не задавали, — так вроде. Точно не знаю.

Мне позвонил помощник главы Туймазинского района, спросил, что это за мероприятие. «Не совсем понятно, кажется, Всероссийская конференция. Вроде идет на частной территории. Мне велели уйти», — ответил я. Вот так, что за мероприятие там идет, не знало даже руководство района. В администрацию отнес программу. Никому не сказали, не объявили, провели мероприятие российского уровня. Как закрытый клуб.

Эти двое ребят — мои знакомые. Азат Ярмуллин работает в Академии наук Башкортостана, Рафиль Асылгужин в архиве.

Я сам начал работать главным специалистом Историко-культурного центра Туймазинского района. Когда услышал, что ожидается такое хорошее мероприятие, стало интересно, решил сходить. Никакого злого умысла у меня не было. Познакомился с местными краеведами. Очень понравилось.

А скандал, связанный с Азатом и Рафилем, думаю, возник из-за взглядов татар и башкир к истории. Потому что взгляды татар и башкир отличаются. Это надо говорить откровенно», — сказал он.

По словам музыканта, он никогда не унижал ни башкир, ни татар. «Посмотрите посты в Фейсбуке многолетней давности, там можно увидеть старинные башкирские фото, их национальную одежду. Я работал в Татарстане. Позже, когда по родословной выяснилось, что я башкир, услышал негатив со стороны казанских историков. Это меня удивило. Сам я никогда ни один народ не оскорблял. Наоборот, всегда выступаю в защиту всех тюркских народов», — рассказал Альберт Исмаил.

Sntat попытался связаться с двумя участниками инцидента — Рафилем Асылгужиным и Азатом Ярмуллиным, чтобы узнать их позицию, однако ни один из них на наши телефонные звонки не ответил.