«Магия хастла», или «Грязные танцы» в Казани

Зачем люди танцуют на набережных, как выглядят в реальности герои Патрика Суэйзи и Ричарда Гира, что такой хастл и как его танцевать, выяснял корреспондент ИА «Татар-информ».

Многие казанцы слышали про сальсу, бачату и танго, а вот слово «хастл» чаще всего вызывает недоумение и вопрос «А что это?»

«Грязные танцы»

Танец хастл напрямую связан с культовым фильмом «Грязные танцы» с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грей. Зажиточная семья отдыхает на горном курорте, и юная Бэби Хаусман после «стариковских» танцев, где даже мамбо выглядит верхом неприличия, попадает на «закрытую» вечеринку (stuff party), где уже по-настоящему шокируется увиденным.

С английского языка слово «hustle» переводится как «суматоха» и «толкотня», что подтверждают герои фильма, привлекая внимание зрителей своим страстным танцем на крохотной танцевальной площадке среди таких же разгоряченных пар.

Картина, вышедшая 30 лет назад, дала такой толчок популярности танцу, что возникла целая культура, посвященная ему, которая не обошла стороной и Казань.

Хастл — это парный социальный танец, который танцуется на 4 счета. В его основе лежат импровизация, ведение и взаимодействие. В ряду латиноамериканских танцев он считается одним из наиболее простых и доступных для людей, не имеющих специальной хореографической подготовки.

Джонни Кастл в современной России

Джонни Кастл (герой Патрика Суэйзи в «Грязных танцах»)  профессиональный танцор, который зарабатывает, тем, что в сезон работает в отелях и ресторанах (там он, собственно, и встречает свою любовь Бэби Хаусман). Один из современных последователей героя Патрика Суэйзи,  который с не меньшим мастерством обучает этому искусству, недавно приезжал в Казань.

Сергей Салтыков, вице-чемпион Европы по латино-шоу 2007 и 2010 годов, победитель Кубка чемпионов по шоу-хастлу, в 2010 году провел в нашем городе мастер-класс по хастлу. Корреспондент ИА «Татар-информ» посетила занятие и побеседовала с ним.

«В каждом танце есть своя магия, — рассказал Салтыков. — Магия сальсы — это ритм, магия аргентинского танго — это объятия, магия хастла — это свобода».

Это очень точная характеристика хастла, ведь в него совершенно свободно привлекаются элементы из других стилей: сплетения рук и «веревочки» — из бачаты, эффектные поддержки — из бальных танцев и акробатических представлений, также шаги и «очо» —  из танго. Кроме того, хастлу подвластна музыка любого стиля. 

И по сей день танцевальные площадки  не покидает заглавная песня фильма «Грязные танцы» — «(I've Had) The Time of My Life». Композиция удостоилась «Оскара» и «Золотого глобуса» в номинации «Лучшая песня», а также премии Грэмми за лучший дуэт.

Самые смелые молодожены нередко выбирают ее для постановки своего первого свадебного танца. 

«Грязные танцы» в Казани

В Казани культура хастла развивается не первый год. В течение всего прошедшего лета на Кремлевской набережной и возле Колеса обозрения у «Ривьеры» проводились опэн-эйры, где обычно играла популярная музыка, которая звучит на радио, тем самым у хастла появилось много новых поклонников. Также там нередко звучала музыка из знаменитого фильма.

Хастл называется «социальным», потому что его можно танцевать с любым, даже незнакомым партнером, в отличие от спортивного хастла, где партнеры заранее разучивают программу и готовятся выступать на конкурсе только друг с другом.

На хастл-вечеринках приглашать на танец могут и партнер, и партнерша, при этом инициатива девушки не будет считаться зазорной. Это отличает хастл от, например, исторических бальных танцев, где дамы вынуждены ждать, когда их пригласят.

Особое доверие в поддержках

Хастл славится своими эффектными поддержками. Вспомните завистливый огонек в глазах героини «Грязных танцев» Бэби, когда она впервые увидела танец профессиональных танцоров Джонни и Пенни (ту самую «неприличную» мамбу на дискотеке старшего поколения).

Именно в тот момент началось преображение застенчивой девушки в бесстрашную женщину, которая решает помочь попавшей в беду танцовщице, а затем обретает свою любовь благодаря танцам. Именно она выполняет в финале фильма знаменитую сложную поддержку, которую мечтают повторить многие девушки.

В поддержке партнер может продемонстрировать свою силу, мужественность, показать, что ему можно доверять. А партнерша в этот момент особенно ярко раскрывается в своей грации и женственности. Она отвечает на ведение кавалера, показывая, что она полностью доверяет ему свою жизнь и здоровье, по крайней мере в рамках этого танца.

И если слова «доверить свою жизнь» могут показаться всего лишь поэзией, то совершенно серьезно стоит помнить о здоровье друг друга во время исполнения этого сложного элемента.

Начинающие танцоры зачастую делают поддержки неумело, рискуя серьезно повредить спину, причем как партнерши, так и для партнера. Регулярные неправильные поддержки могут дать о себе знать спустя несколько лет в виде протрузий и остеохондроза.

«Чтобы такого не произошло, в поддержке партнер должен выполнять функции стенки, о которую опирается партнерша», — сделал важное замечание Сергей на занятии.

В любой поддержке нужно обязательно прижать к себе партнершу, причем будет хорошо, если партнер в этот момент растянет свой корпус, то есть вытянется вверх, насколько это возможно, сказал Салтыков и сам продемонстрировал это движение.

Красота и слаженность любого танца, в том числе и хастла, зависит от способности партнеров двигаться своим центром, сказал Сергей на занятии.

Полезный совет от тренера:чтобы научиться следовать за своим центром, нужно воспользоваться ремнем или поясом, обхватить им своего партнера/партнершу на уровне талии и потянуть за него на себя. В таком положении легко можно понять, за какой частью стремится все остальное тело — это и есть наш «танцевальный» центр, сказал Сергей. Вот так выглядел мастер класс от Джонни Кастла:

Найти любовь и обрести уверенность в себе

Люди по разным причинам начинают танцевать. Кого-то приводят друзья, кто-то хочет поразить свою вторую половинку или же встретить ее на танцполе. Для тех, кто не бросил в самом начале, а продолжил заниматься, результат всегда есть — танцы меняют их жизнь. 

В начале фильма «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром и Дженнифер Лопес герой едет в электричке с поникшим, отсутствующим взглядом. Он размышляет о своей жизни и о том, что у него, казалось бы, все есть и желать чего-либо еще было бы наглостью. А в заключительных кадрах мы видим совершенно другого человека. С его лица не сходит улыбка. Кажется, он пытается ее сдержать, чтобы не смущать сидящих рядом людей своим счастливым видом, но у него не выходит. Начав заниматься танцами, он изменил и свою жизнь, и жизнь его жены, с которой они будто заново полюбили друг друга. Правда, герои занимались не хастлом, они танцевали бальные танцы, но суть преображения от этого не изменилась.

Как и бальные танцы, хастл покоряет себе и «большой» паркет — в России и в мире проводятся чемпионаты по спортивному хастлу, где пары могут блеснуть своими умениями в элегантных нарядах.

За кулисами танцев со звездами

Сергей Салтыков также известен своей тренерской работой в популярном проекте «Танцы со звездами» на телеканале «Россия», где он ставил трюки в паре Сергея Агапкина и Екатерины Осиповой. Сергей объяснил, почему он был постановщиком трюков, а не участником.

«Этот проект отнимает очень много времени. Каждую неделю нужно ставить новый номер в определенном стиле: вальс, танго, джаз модерн и т. д. Для этого надо практически прекращать всю свою деятельность на несколько месяцев и заниматься только этим. Каждую субботу были съемки тоже с утра до вечера. А помочь людям, которых ты лично знаешь, поставить с ними трюки, какие-то движения было интересно, я делал это с удовольствием», — рассказал Салтыков.

Сергей Агапкин в рамках проекта отзывался о своем наставнике как о единственном человеке, который может заставить его делать поддержки. На такое лестное замечание сам Сергей в разговоре с нами скромно ответил, что у Агапкина и ранее получались такие сложные элементы. 

«Сергей начал делать поддержки в Индии на Гоа, когда мы к нему туда приехали учиться йоге. Тогда у него был первый опыт на пляже. Он очень сильный человек, поэтому трюки для него не являются проблемой, тем более, когда объяснишь, как их делать. Так что с трюками у него проблем не было», — сказал Салтыков. 

Вспоминая свой опыт в популярном проекте, Сергей Салтыков заметил, что по сравнению с подобными западными проектами российскому шоу не хватает финансирования. 

«А проект «Танцы со звездами» на телеканале «Россия» был очень бюджетным. Он был бюджетным настолько, что когда во время съемки нас посадили как вип-гостей за столик и поставили бокалы, то налили туда напиток «Буратино». На мой вопрос «зачем?» мне ответили, что в лучах прожекторов это будет выглядеть как шампанское. То есть уровень проекта примерно такой. Это не значит, что участники не старались или танцевали плохо, но для того, чтобы сделать хорошее шоу, нужно соответствующее финансирование».

Семь рыцарских искусств

Сергей Салтыков отметил, что танцы испокон веков считались мужским занятием. 

«Во времена рыцарей было 7 рыцарских искусств, среди которых умение владеть оружием, умение ездить на коне, умение слагать стихи прекрасной даме и умение танцевать и т. д.» — сказал хореограф. 

Надо сказать, что Сергей из этих рыцарских искусств подчинил себе не только танцы. И хотя поэтом он себя не называет, сказки слагать он мастер. 

Недавно Сергей выпустил свою книгу сказок-притчей для взрослых, которая называется «Хитросплетения Судьбы. Истории моих снов». Одну из них автор прочитал для нас наизусть. 

«Он очень любил землю, быть может, потому что работал канатоходцем. Так приятно было, сняв тапочки, ощущать под ногами не тонкую проволоку, а мягкую траву. Каждый раз, рискуя жизнью, он думал об одном и том же. Ручаюсь, вы не догадаетесь, о чем. 

В этом же цирке выступала танцовщица на шаре — высокая, красивая. На ее изящные ноги засматривались все. Ей передавали корзины с цветами, бутылки шампанского, шоколад. В этих корзинах были записки с предложением провести вечер, а то и больше. Взгляды вокруг, взгляды. Но даже у шпрехшталмейстера месье Сержа теплел голос, когда он зычно объявлял: «Мадемуазель Мари!» Хотя ее звали просто Маша. 

В нее, только в нее был безумно и безнадежно влюблен канатоходец. Он был очень маленького роста, и у него не хватало смелости подойти в антракте к этой высокой красавице, окруженной черными цилиндрами. Но оттуда, из-под купола цирка, она казалась ему маленькой-маленькой, такой же, как он сам. И в то время, когда публика замирала от их трюков, его сердце замирало от мысли, что когда-нибудь они будут вместе».