Почему «Аэрофлот» любит Казань и невзлюбил Уфу?

«Аэрофлот» в июне сократил количество рейсов в Уфу, что возмутило соседей из Башкортостана. Авиакомпания дала им очередной повод сравнить себя с Казанью. Сохранили ли «Российские авиалинии» число рейсов из столицы Татарстана и почему, выяснял Sntat.

«Почему у них не так?!»

Ситуация с авиарейсами в Москву заставила жителей Башкирии вновь провести привычную параллель с татарстанцами. Неожиданно для клиентов «Аэрофлота» число уфимских рейсов этой компании в июне резко сократилось. Почему у «Аэрофлота» из Казани в Москву 6 рейсов в сутки, а из Уфы - один, удивился на своей страничке в «Фейсбуке» бизнесмен из Башкирии Андрей Шмергельский. События решили сравнить количество рейсов и разобраться в произошедшем.

Из Уфы «туда – обратно» за 22 тысячи

Стоимость на перелет из Уфы в Москву – премиальная. Слетать «туда – обратно» (1160 км прямым рейсом) в ближайшие выходные – 17,6 тыс. налегке и 22,3 тыс. рублей с багажом, а в одну сторону – 15,7 тыс. и почти 18 тыс. соответственно. Уже по более скромным ценам предлагают до четырех рейсов в день «Победа» и S7, а также «Уральские авиалинии» и Utair. В общей сложности из Уфы в Москву отправляются от 10 рейсов в сутки. Некоторые пользователи соцсети жалуются, что если путешествовать привычным им «Аэрофлотом», на стыковку приходится 23 часа. Кого-то не устраивает аэропортовая логистика, если лететь другими компаниями.

Что с рейсами в Казани?

В среднем из аэропорта «Казань» выполняется 16 – 18 вылетов в Москву в сутки, что соответствует уровню 2019 года, ответили в пресс-службе аэропорта. Расстояние от Казани до Москвы по воздуху – 700 км, стоимость перелета «Аэрофлотом» (туда - обратно) ниже примерно в два раза, по сравнению с билетами из Уфы, 9 - 10 тыс. рублей. Сотрудники татарстанского аэропорта не располагают информацией о возможном сокращении полетных программ из Казани, за исключением сезонных направлений. Более того, они фиксируют рост числа рейсов по уже имеющимся направлениям и запуск новых маршрутов (в Калининград, Петрозаводск, Саратов, Ереван, Каир).

«Из Казани летят больше и дальше»

Осведомленные уфимцы в комментариях напомнили, что эмиратские, чешские авиалинии в свое время отказались из-за тарифов на аэропортовое обслуживание - причина в них. «Аэрофлот» сократил свое присутствие в Перми, Уфе, Ижевске, Челябинске, Барнауле и Новосибирске, а «Казань свои рейсы отбила», привели примеры пользователи соцсети. То, что «Аэрофлот» оставил только один рейс, они списывают на невысокую инвестпривлекательность Башкирии – «медвежий угол остается медвежьим углом». Слово «туризм» в отношении Казани звучит в 10 раз чаще, чем в отношении Уфы или Новосибирска, «людей, которые летят из Казани дальше, больше, чем из Уфы», высказались в «Фейсбуке». «Аэрофлот» формирует выручку и денежный поток своим «дочкам», уверены уфимцы. Они сожалеют о том, что потеряют свои бонусы и не смогут пользоваться клиентскими картами, а также - что вместе с «российским стандартом авиационной отрасли» уйдет качество.

«Победа» станет «главной»

Новая стратегия до 2028 года у «Аэрофлота» появилась еще в прошлом году. Лоукостер «Победа» станет крупнейшей авиакомпанией в группе «Аэрофлот» и в целом в России. Если не случится новых потрясений с мире, через семь лет она должна увеличить число пассажиров в 6 раз (в 2019 году перевезла 10,3 млн). Самолеты «Победы» помогут снизить цены на билеты на 30 % и увеличить общее число пассажиров группы до 130 млн человек в 2028 году (в 2019-м - 60,7 млн). При этом лоукостер будет вынужден сокращать издержки, а пассажиры будут доплачивать за дополнительные услуги. Сам «Аэрофлот» сосредотачивается на дальнемагистральных рейсах, свыше 6 тыс. км, чтобы стать пятизвездочной компанией в премиальном сегменте. Компании «Россия» передадут все лайнеры «Аэрофлота» российского производства, в том числе Sukhoi Superjet. Она будет обслуживать социальные направления на Дальний Восток, в Калининград и в Крым.

Что с тарифами на обслуживание?

Авиакомпании ожидают резкое повышение сборов в аэропортах Уфы, Кемерово, Нового Уренгоя и Геленджика из-за их модернизации. Инвестиции в четырех аэропортах постройки 70–80-х годов прошлого века составят около 24 млрд рублей. В результате пропускная способность в каждом из них увеличится в два раза, повысится качество и безопасность обслуживания самолетов и пассажиров. Стоимость работ в аэропорте Уфы 2,6 млрд рублей, в прошлом декабре там завершили первый этап – реконструкцию терминала. По оценке Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в Уфе с учетом предложенных тарифов аэропортовое обслуживание пассажиров подорожает более чем на 70% в 2025 году. В результате некоторые авиаперевозчики повысят цены на 25–30% или откажутся от части направлений, считают эксперты. Но, например, от направления в Ростов-на-Дону отказалась именно «Победа». АЭВТ предложила увеличить сроки окупаемости инвестиций, как это сделали в других городах (правда, ростовскому Платову это не помогло), а также проработать реструктуризацию кредитов аэропортов.

«Ажиотажа на премиальный «Аэрофлот» нет»

На направлении Уфа – Москва работает много авиакомпаний, и это приводит к падению маржинальности, обратил внимание уфимский экономист Всеволод Спивак. На его взгляд, на таких рынках лоукостер работает эффективнее. Блогер Олег Арефьев уже давно не видел в Уфе самолетов в цветах самого «Аэрофлота». Утренние рейсы, по его словам, последнее время часто выполняла «Россия». Он вспомнил, что «Победа» уходила на время из Уфы именно из-за портовых сборов. А «Аэрофлот» сейчас уходит из городов, в которых менее всего заинтересован, оставляя пассажиропоток своим «дочкам» «Россия» и «Победа» на фоне большого количества запланированных мероприятий в Уфе, заметил эксперт по транспорту. По его мнению, это может создать неудобства для гостей, которые привыкли пользоваться привилегиями бонусной программы «Аэрофлота». При этом существенного падения цен Арефьев не наблюдает.

- Сколько он будет летать, один рейс с премиальными ценами и, возможно, условиями, сложно сказать. Ажиотажа нет. Лично мое мнение, «Аэрофлот» нужно было сохранять в первую очередь по причинам статуса. Сделать это можно было за счет снижения портовых сборов для авиакомпании. Но в Уфе нет людей, способных мыслить масштабно. Что еще характерно, «Аэрофлот» уже давно принял решение о передаче всех «Суперджетов» в «Россию». Знаю немало людей, принципиально отказывающихся летать «Джетами», - заявил эксперт.