Штурман-бабай: Водитель первого автобуса в Казани и летчик, сбивший 19 фашистских самолетов

Архивные воспоминания Александра Кармина, рассказы его правнука о жизни героя и откровения племянника, который пошел по стопам дяди и стал летчиком, – в материале ИА «Татар-информ».

Первое боевое крещение в 11 лет

Александр Леонтьевич Кармин родился 22 июня 1910 года в деревне Предтечино Чистопольского уезда Казанской губернии. Отсюда же родом и деды Александра Леонтьевича, рассказал правнук героя Николай Кармин.

«Большая крестьянская семья занималась ремеслами, многие из которых были связаны с Камой, вскормившей многие поколения крестьян. Александр Леонтьевич на всю жизнь сохранит любимое увлечение — ужение рыбы. По его словам, пригревшись на солнышке и всматриваясь в речную гладь, будто вновь оказываешься в босоногом детстве, но беззаботным оно не было».Правнук Александра Кармина

Отец Александра, Леонтий Гаврилович, участник Русско-японской войны, без вести пропал на фронтах Первой мировой войны в 1914 году. Мать Александра Григорьевна, чтобы прокормить семью, нанималась на различные заработки, крючничала на реке.

В 1920 году семья Карминых, гонимая голодом, покинула родные края и отправилась в Славгород, где служил старший брат Иван. Здесь Александр Леонтьевич стал воспитанником Первого Сибирского полка. Вскоре 11-летний юнец получил первое боевое крещение — чуть не погибнув, отразил нападение бандитов на бричку с хлебом для бойцов, которую он сопровождал. Позже семья Карминых вернулась в Чистополь.

Александр Кармин (слева) с семьей

Водитель первого казанского автобуса

Вступив в первую советскую пятилетку, в 1926 году Александр Леонтьевич получил билет ВЛКСМ. К этому времени он, как и сотни таких же молодых ребят, поднимал заводские корпуса Казанского авиационного завода.

По вечерам Александр Леонтьевич учился в автошколе, где освоил сразу две профессии — шофера и ремонтера-механика. Вскоре он стал первым водителем автобуса в Казани. Возглавляемые им автомобильные отряды работали на хлебоуборке в казахстанских степях и в регионах-соседях Татарии. В Бузулукском районе Оренбургской области Александр Леонтьевич обрел семью.

«Загорелся небом, твердо решив стать летчиком»

Приехав в Казань, Кармин возглавил автопарк жилой стройки нового Ленинского района города. И снова взялся за учебу — твердо решил стать летчиком. В результате Кармин без отрыва от производства овладел профессией авиамеханика.

В 1936 году Александр Леонтьевич стал курсантом открывшегося филиала аэроклуба при авиационном заводе Казани. Успешно окончив курсы летной подготовки в 1937 году, получил третью специальность — летчика-инструктора и стал начальником самолетомоторных мастерских Центрального аэроклуба города Казани. А с мая 1939 года Александр Кармин возглавил Чистопольский аэроклуб.

Благодаря примеру родственника продолжателем славной профессии военных летчиков стал и племянник Штурман-бабая Николай Кармин, который сейчас живет с семьей в Днепропетровске. Ему 72 года.

«Дело в том, что и мой отец был летчик-истребитель, участник войны, орденоносец. Все мое становление и взросление прошло на аэродромах и в военных городках. Какой пацан в то время не мечтал покорять небо! А тут еще и наглядный пример отца и дяди Саши».Племянник Александра Кармина

День рождения 22 июня омрачила весть о начале войны

По рассказам правнука, в 1941 году день рождения Александра Леонтьевича 22 июня навсегда омрачило страшное слово «война». С началом Великой Отечественной Чистопольский аэроклуб объединили с Центральным аэроклубом Казани, к нему же присоединили аэроклубы Москвы и Ленинграда.

Кармин был назначен начальником этого объединения аэроклубов. Ему доверили руководить большим хозяйством — десятками людей и самолетов. К 1942 году объединенный аэроклуб подготовил и выпустил около 400 пилотов для действующей армии. Среди учеников Кармина были Герои Советского Союза Борис Чекин, Анатолий Калашников, Кузьма Новоселов, Георгий Мосолов и многие другие.

8 июня 1942 года Бауманским РВК Казани Александр Кармин был призван на фронт. Переучившись в Саратове с учебных на боевые самолеты, в должности командира звена Кармин был направлен в 27-й истребительный авиационный полк. Сражался в небе Сталинграда, на Орловско-Курском направлении, в Молдавии и Румынии.

19 сбитых самолетов противника

31 мая 1944 года в небе над Яссами Александр Кармин принял свой последний самый трудный бой. Летчик сбил один самолет противника и на объятой пламенем «Аэрокобре» таранил второй «Мессер». Сам, раненный и без сознания, приземлился на парашюте. Так на боевом счету Кармина стало 19 сбитых самолетов.

Всего Кармин совершил 221 боевой вылет, в 31 воздушном бою сбил лично 19 и в группе 14 самолетов противника. За подвиги дважды награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.

В интервью киножурналу «На Волге широкой» 1975 года Александр Кармин поделился, что после Великой Отечественной войны продолжил общаться с боевыми друзьями. Свои письма Кармину они начинали со слов: «Здравствуй, Штурман-бабай!»

«Меня зовут Александр Леонтьевич Кармин. А вот боевые друзья прозвали меня Штурман-бабай».Александр Кармин

«К наградам я отношусь по-особенному»

Свои боевые награды Александр Кармин передал в Музей ТАССР.

«К наградам я отношусь по-особенному. Я передал их республиканскому музею Татарской республики. И вот почему. Самолеты делали нам рабочие. Пушки, пулеметы, боекомплекты — все это дело рук рабочих. Кормили, поили, одевали, обували нас также рабочие. И я считаю, что 90 процентов заслуг принадлежит именно рабочим и крестьянам, какая-то доля заслуг принадлежит в какой-то степени и мне», — поделился в 1975 году Александр Кармин.

По словам правнука Кармина, Александр Леонтьевич всю свою жизнь оставался очень скромным человеком и о своих подвигах и большой храбрости не рассказывал, считая, что на его месте любой поступил бы так же.

«В нашем семейном архиве хранится небольшая пожелтевшая книжица 1977 года. Писатель Рамзи Илялов написал повесть о жизненном пути Александра Кармина „Сокол не прячется в стае…“. Писатель подружился с ветераном, и ему удалось очень полно собрать материал о конкретных событиях и подвигах летчика-истребителя Кармина», — отметил правнук.

Кроме того, о Кармине в своей книге, посвященной авиаторам Татарстана в годы Великой Отечественной войны, рассказал писатель Анатолий Иванов. Он назвал его наиболее известным авиатором республики и подчеркнул, что вся жизнь Кармина — это подвиг.

После войны

После войны Александр Леонтьевич работал в аэроклубе, затем на строительстве автомобильных дорог. Был начальником машинно-дорожного отряда, получил звание «Почетный дорожник». После возглавлял Управление механизации по строительству сооружений инженерной защиты Казани и работал математиком вычислительного центра в Казанском авиационном институте.

После выхода на пенсию был избран председателем Совета ветеранов авиации, который возглавлял до конца своей жизни. Умер 7 апреля 1988 года в Казани. Похоронен на Аллее ветеранов на Самосыровском кладбище.