Казанский купец первой гильдии Александр Сергеевич Александров решил построить в центре Казани «доходный дом с пассажем и обывательскими квартирами», обязательно не хуже, чем в Европе.
В воображении ему представлялась галерея под стеклянной крышей с магазинами, фонтаном и бассейном. И по просьбе Александрова Санкт-Петербургское Общество архитекторов объявило конкурс, обозначивший одним из главных требований к проекту — сделать все в европейском стиле. Победителями стали молодые и амбициозные архитекторы из столицы — Владимир Суслов и Николай Поздеев 23 и 25 лет. Они с азартом взялись за проект и сделали своими девизом «И нам пора!», так как казанский пассаж должен был стать третьим в России после московского и петербургского.
К слову, Александровский пассаж в Казани стал единственным сохранившимся до наших дней зданием по проекту Суслова, ставшего впоследствии не только видным архитектором, но и экспертом в области реставрации. Другие его работы оказались безвозвратно утеряны.
Александров не ограничивал строителей в смете, требуя больше роскоши, богатства и всевозможных удобств. Руководил строительным процессом выпускник Императорской академии художеств Генрих Руш. За свою работу он получал по 100 рублей в день — сумма по тем временам весьма внушительная.
Было возведено прямоугольное здание с двумя закругленными углами и системой внутренних дворов. Углы были отмечены куполами. Главный ход украсили двумя скульптурами кариатид. Основное пространство двора отделялось от вестибюльной части колоннами. Простенки вестибюльной части завершались позолоченными фигурами русалок, служившими своеобразными кронштейнами. Интерьеры здания щедро украсили фигурами людей и лепниной. Внутренний двор накрывала стеклянная крыша.
«Пассаж должен был покорить казанскую публику букетом новшеств: водопровод, пневматические печи, один из первых в Казани лифтов, электрическое освещение, которое обеспечивал привезенный из Германии электрогенератор. Фасад украшали часы немецкой фирмы J.F. Weule in Bockenem. Строительство завершилось к ноябрю 1883 года. Он [пассаж] обошелся Александрову в 800 тысяч рублей — почти десятую часть его состояния. Но архитектурный шедевр оказался невыгодным предприятием, слишком недешево обходилось его содержание. Пришлось Александрову продать дом своей сестре — генеральше Ольге Сергеевне Гейнс», — рассказывает краевед и экскурсовод Екатерина Хабарова.
По городской легенде, часы, которые всегда отличались точным ходом, останавливались всего три раза — когда создатель пассажа Александров женился, когда у него родилась дочь и когда он умер. С тех пор вновь завести часы никто не смог.
Ольга Гейнс сначала заинтересовалась необычным зданием в центре города, но вскоре также поняла его экономическую несостоятельность. К тому же в 1890 году — через семь лет после открытия — просела его часть, по стенам пошли трещины. Поэтому пришлось вновь тратиться на укрепление фундамента.
Тогда Ольга Сергеевна продала пассаж городу за 500 тыс. рублей. Власти, вдохновленные необычной архитектурой, хотели разместить в здании первый городской музей, но в итоге решили использовать его по назначению — как торговое помещение, гостиницу и доходный дом. В пассаж потянулись арендаторы.
Здание начало медленно оживать, появились первые конторки, магазины и мастерские. В задней части Александровского пассажа открылся ресторан «Пале де КристалЪ», выходящий окнами в парк. По разным данным, в пассаже вместе с ним работали тогда три ресторана.
Двор строения украсили фонтаном в виде молодой женщины с ребенком. На самой скульптуре прохожие могли наблюдать надпись фамилии изготовителя — «Ф.Шопен». Местные жители часто шутили, что это тот самый великий польский композитор в детстве со своей матерью. Кроме нее в пассаже красовалась еще и скульптура рыцаря.
Ее, кстати, несмотря на вес, украли после революции — в начале 1924 года. «Красная Татария» тогда писала: «Из бывшего Александровского пассажа неизвестные воры похитили, вынув из дверей, два зеркальных стекла и бронзовую статую весом около 8-ми пудов…»
Гирш Розенберг, приехавший в Казань из Вятской губернии, открыл тут электротеатр «Пассаж». Долгое время он был популярнейшим в Казани. Отличал его от остальных гипсовый экран, который считался последним словом техники. «Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», — так писали в газетах.
В советское время здание тоже сначала занимали конторы, а потом и жильцы — часть пассажа отдали под коммуналки (по изначальному проекту тут были расположены семь жилых квартир). В годы Великой Отечественной войны пассаж принимал эвакуированных. Электротеатр же переделали в детский кинотеатр «Пионер». В 1977 году как раз в этом месте здание обрушилось.
Некоторые краеведы говорят, что случилось это 28 апреля и ночью, поэтому обошлось без жертв. Другие же утверждают, что в апреле по фасаду здания пошли лишь трещины. Часть стены «сползала» вниз долгое время — до лета. А отсутствие жертв связывают с начавшимся с появлением первых трещин выселением жильцов коммуналок.
До сих пор никто не знает, по каким причинам произошло обрушение. Люди спорят и винят то карстовые провалы под Казанью, то засыпку Черного озера, то неправильную эксплуатацию сооружения и даже подземный ход из Кремля. Кто-то вспоминает о том, как тряслось здание от трамваев — трамвайные линии проходили сразу у трех стен здания.
Завершилось обрушение пассажа грандиозным пожаром осенью 1977 года. 4 октября утром в здании заметили открытое горение, которое распространилось на кровлю. Приехавшие пожарные не только тушили пожар, но и оттесняли зевак, собравшихся поглазеть, на расстояние — была велика опасность, что хрупкие, уже пережившие обрушение перекрытия не выдержат и пассаж рухнет, погребя под собой толпу. Огонь удалось локализовать в аварийной части здания, дальше его не пустили. Причиной возгорания тогда предположили детские игры с огнем — полуразрушенное задние манило сорванцов со всей округи.
В 80-е, после пожара, вспоминает казанец Дмитрий Киселев, разрушенную и брошенную часть пассажа облюбовали люди без определенного места жительства: «Даже среди них пассаж считался особенным местом. Центр, красивейшее здание. На вопрос: „Где живешь?“ отвечали вальяжно: „В пассаже живу“. Конечно, такое соседство пользы зданию не принесло. Периодически к пассажу приезжали пожарные — тушить огонь, который они разводили. Трещины на стенах росли, обрушения продолжались, не столь масштабные, правда, как в 1977-м. К счастью, обошлось без жертв».
Что самое интересное, в наиболее сохранившейся части здания вплоть до 2000-х работали конторы и бюро, офисы больших и маленьких фирм.
После этого Александровский пассаж пытались отреставрировать целых семь раз.
В 2003 году началась очередная реставрация: в здании очистили мусорные завалы, накопившиеся за многие годы и заполнили цементным раствором карстовые пустоты. Для укрепления здания положили под фундамент грунтоцементную армированную плиту, толщиной 6 метров, а внутренние этажи посадили на каркас внутрь стены.
Менялись собственники, процесс то затихал, то начинался вновь.
Самое главное — польские специалисты, которые тогда занимались реставрацией, ликвидировали провал в кинотеатре, где ранее была обрушенная стена кинотеатра «Пионер».
«Перед Универсиадой прессу пригласили на осмотр здания на этапе реставрации. Тогда уже восстановили фасады и обрушенную стену кинотеатра. Я помню, как меня поразили виды внутри. Это при том, что реставрация закончена не была. Красивейший декор, к счастью, уцелел, лестницы изящные, стеклянная крыша чудесная», — рассказывает фотограф Рамиль Гали.
«Молодые архитекторы Суслов и Поздеев сотворили настоящее чудо. Подобное многофункциональное здание со стеклянным потолком впервые появилось в Казани, да, пожалуй, и во всем Поволжье не так много было похожих. Использовался Александровский пассаж как под магазины, так и под жилые помещения: гостиницы и квартиры. Хотелось бы отметить уникальные башенные часы с выносными бронзовыми колоколами. Их всего было 9, но в 1891 году один колокол украли. Остальные сняли и хотели вывезти в июне 2005 года. Еще одна особенность — чугунные опоры лестниц с изображением двуглавого орла.
Внешне пассаж выглядит очень хорошо, но внутри — завалы. Строение постепенно разрушается из-за очень глубоких подвалов. Имеется даже подземный ход до середины Кремлевской улицы. Межпотолочные перекрытия рухнули между вторым и третьим этажами. По подобным причинам в 1977 году произошел огромный провал, но его залатали, никто не пострадал.
К сожалению, сердце Александровского пассажа как будто перестало биться. Это строение приносило бы немалый доход в казну города. Считаю, что пассаж — самое несчастное здание в городе. Оно могло бы быть центром и культурной, и общественной и торговой жизни благодаря своему расположению и внешнему виду. Эта жизнь могла бить ключом», — комментирует историк и краевед Анатолий Елдашев.
Александровский пассаж сегодня официально все еще находится на реставрации, но, как рассказала помощник Президента РТ Олеся Балтусова, работы приостановлены «из-за проблем инвестора».
Нет комментариев-