Родители скрывают, а педагог не знает: в РФ может появиться понятие «педагогическая тайна»

В России для преподавателей могут ввести понятие «педагогическая тайна», которая запретит разглашать информацию о диагнозе детей с особенностями развития и семейный статус усыновленного ребенка. Об особенностях нового термина и мнении экспертов на этот счет читайте в материале ИА «Татар-информ».

Суть новой инициативы заключается в том, чтобы запретить педагогам афишировать диагнозы детей с ограниченными возможностями и статус усыновленного ребенка, как, например, врачам сведения о здоровье пациентов. Если новое предложение примут, то информацию об особенностях развития ребенка нельзя будет разглашать без согласия родителей.

Психолог: «Педагогическая тайна нужна, чтобы ученики не пострадали»

Информацию о состоянии здоровья детей, в том числе психического и умственного, разглашать неэтично, потому что это может нанести моральный вред ребенку, считает доцент Института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин.

«Огласка тайны о качествах и способностях ученика в школе считается с точки зрения школьной этики ненормальной», — сказал Гарифуллин.

Однако показатели об уровне интеллекта, психологические параметры и характеристики все равно просачиваются в процессе общения учеников между собой.

«Педагогическая тайна нужна, так же как и тайна в банковской сфере, в сфере здравоохранения, чтобы ученики не пострадали. Когда преподаватель клеймит и вешает ярлыки, то в итоге подсказывает ученикам, как обзывать ребенка. По статистике, часть оскорбительных обзывательств задается учителями», — добавил доцент КФУ.

Для решения проблем, связанных с тайной детей, которые обучаются в школе, необходимо развитие качеств педагогов, связанных с умением не оценивать ученика, но при этом уметь выражать свои чувства по отношению к нему, подытожил эксперт.

Член Общественной палаты РТ: «Сегодня учителя находятся под прессингом родителей»

Сегодня при инклюзивном образовании (форма обучения, при которой каждому человеку независимо от особенностей развития предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях) могут учиться вместе как дети с ограниченными возможностями, так и здоровые дети. И педагоги инклюзивного образования не получают достаточной информации об особенностях развития ребенка, потому что родители вправе не разглашать такие сведения, отметила член Общественной палаты РТ и директор дошкольного образовательного учреждения «Егоза» Наталья Реснянская.

«Если педагог не знает, а родители скрывают, что с ребенком, то им будет очень сложно выстроить взаимоконтакт. Мало того что учитель не тьютор и не специалист, он еще не понимает, что делать, если не знает реального диагноза», — подчеркнула Реснянская.

Эксперт считает, что должна появиться законная обязанность извещать педагогов о диагнозе ребенка.

«Потому что не всегда нравственные характеристики педагогов на высоком уровне, и закрепленные требования в законе не позволят им разглашать информацию. Эта проблема изнутри есть, и педагогу очень сложно, когда взаимодействие выстраивается не по траектории развития ребенка. А если понятие педагогической тайны появится, то родитель должен будет информацию проговаривать, а учитель не разглашать. Я думаю, начинать надо, но для этого нужно достаточно много времени, чтобы сформировалась культура», — рассказала Реснянская.

На сегодняшний день такие требования распространяются на психологов в школах и детсадах. Если они по каким-то благим намерениям решат рассказать об этом педагогу, то тогда психолог нарушит закон.

«Сейчас просматривается негативная тенденция со стороны родителей по отношению к образованию и школе, и главное чтобы это не стало дополнительным механизмом, когда родители смогут жаловаться на учителей по любому поводу. Важно, чтобы в понятии педагогической тайны всё было досконально прописано», — подчеркнула эксперт.

В аппарате исполняющей обязанности вице-премьера Татьяны Голиковой отметили, что предложение ввести новое понятие было, но рассматривать его в рамках координационного совета в ближайшее время не будут.