Новые правила на дорогах: водителям разрешили снимать инспекторов и отменили справки о ДТП

С сегодняшнего дня в России вступает в силу новый административный регламент МВД, касающийся большинства автовладельцев.

Отмена выдачи справки о ДТП

Одно из самых резонансных нововведений — отмена выдачи справки о ДТП. До сегодняшнего дня в случае ДТП водителю выдавалась соответствующая первичная справка и, кроме того, составлялся протокол об административном правонарушении. Документ в обязательном порядке прилагался к заявлению о выплате страховых компенсаций по полису ОСАГО в случае ДТП.

Исполняющий обязанности заместителя начальника Управления ГИБДД МВД по РТ Александр Разумнов рассказал ИА «Татар-информ», что отмена справки о ДТП позволит сотрудникам Управления избежать многочисленного переписывания одного и того же материала. 

«Составляются постановления страховым компаниям, а также участникам ДТП выдаются копии постановлений. Поэтому необходимости в дублировании этих документов в виде справки никакой нет», — поделился он мнением с ИА «Татар-информ». 

Свое отношение к нововведению в административном регламенте МВД выразил и вице-президент Союза страховщиков Республики Татарстан Рустэм Сабиров. 

«О том, что справки будут отменены, разговоры шли достаточно давно, как минимум в течение года. Предупреждало и руководство ГИБДД, и страховое сообщество. То есть, было время как-то с этой мыслью свыкнуться, может быть, перестроить как-то бизнес-процессы. На самом деле, могут возникнуть некоторые сложности в первое время. Потому что нужно внести исправления в ряд нормативных актов, в частности, регламентирующих выплаты по ОСАГО, и внутренних нормативных актов самих страховых компаний. Конечно, к справкам все привыкли. Наладить работу с учетом новых изменений будет, наверное, не так просто и быстро, как хотелось бы. Но раз решение принято, безусловно, оно будет исполнено», — заявил он.

Он считает, что такое упрощение процесса регистрации ДТП может привести к ряду негативных последствий. 

«Упрощать можно до абсурда. Другая сторона этой проблемы — проблема страхового мошенничества. Добропорядочному человеку, в принципе, не сложно справку получить, если все нормально и все в порядке. И страховая компания, соответственно, будет меньше времени тратить на проверку реальности этого ДТП. Однако это открывает определенные шлюзы для недобросовестных людей, к сожалению, они в большей степени заинтересованы в отказе от справок», — считает Рустэм Сабиров.


По его мнению, чтобы избежать этого, страховые компании будут вынуждены проводить больше проверок, которые потребуют дополнительных финансовых затрат и времени. 

«Поэтому это для удобства с одной стороны, а с другой стороны, возникают определенные сложности», — заявил вице-президент Союза страховщиков РТ.

Кроме того, он считает, что решения о таких административных изменениях должны решаться коллегиально: с учетом общественного мнения и страховых сообществ.

«Вполне возможно, нужны были какие-то переходные сроки. Это сейчас только появилась какая-то ясность, меры будут приниматься на основании принятого нормативного акта. В Татарстане также будут предприняты какие-то меры, какие именно — это лучше у самих страховых компаний спрашивать. Страховые компании вынуждены будут тратить и средства, и время на дополнительные проверки реальности страхового события. Видимо, протокола, который составляется при ДТП, будет достаточно. Но чем больше фактов, подтверждающих реальность ДТП, тем лучше», — добавил он в заключение.

Новшества в правилах освидетельствования

Согласно нововведениям в регламенте по этой части, инспектор ДПС обязан довести водителя до места, где было оставлено его транспортное средство при отрицательном результате проверки владельца автомобиля на алкогольное опьянение. 

«Раньше данная норма была никоим образом не регламентирована, теперь это действительно прописано. Инспектор должен довести водителя до места нахождения его транспортного средства. Это в случае, если факт алкогольного опьянения не подтвердился», — прокомментировал Александр Разумнов.

Правила съемки разговора инспектора с владельцем автомобиля

Водитель по-прежнему имеет право вести съемку разговора на мобильное устройство, либо на авторегистратор, либо на мобильное устройство. В то же время такое право остается и за сотрудником ДПС. 

«Введена норма совершения всех административных процедур со стороны сотрудников ГИБДД в поле зрения автомобильного регистратора. То есть, все процедуры должны осуществляться в поле зрения регистратора. Инспектор имеет право предложить водителю проследовать к патрульному автомобилю как раз для совершения этих процедур. В свою очередь, водитель имеет право отказаться от этого, и за это не последует каких-либо санкций, за исключением, если требования сотрудника полиции обоснованы, и это уже будет не предложение, а требование сотрудника для проведения личного досмотра водителя», — отметил и.о. заместителя начальника УГИБДД МВД Татарстана. 

По его словам, такая норма объясняется тем, что невозможно провести осмотр водителя, если он находится за рулем автомобиля. В случае отказа водителя именно от требования к нему будут применены санкции.


Поведение инспектора ДПС и запрет на курение

В новом нормативном акте подробно регламентировано поведение инспектора ДПС по отношению к участнику дорожного движения. Исключены высказывания и действия «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений». Курить сотруднику ДПС не запрещено, но и не разрешено. Как оказалось, в новом регламенте просто отсутствуют какие-либо положения, затрагивающие данный вопрос.

«Очень многих интересует вопрос по поводу курения. В социальных сетях сейчас говорят, что инспектору разрешили курить перед водителем. Никоим образом курение не разрешено. Как прописывает регламент, инспектор должен вести себя вежливо, корректно, не допускать каких-либо оскорблений либо дискриминации по разного рода признакам. Курение относится к этому положению именно с точки зрения этического поведения с участником дорожного движения», — объяснил Александр Разумнов. 

Кроме того, с 20 октября вступают в силу еще несколько нововведений согласно регламенту. Сотрудники ДПС получили право останавливать транспортные средства в любом месте дорожного движения, а не только на постах ДПС, как это было раньше. Далее — автоматические камеры теперь можно будет устанавливать в зонах ограничения скорости временными знаками по причине ремонта. Такая мера призвана снизить количество ДТП. Еще одно новшество — больше нет возможности изъятия водительских прав и снятия государственных регистрационных номеров — эти меры также исключены из законодательства и не будут применяться.

«Основные изменения в данном регламенте коснулись больше тех процедур, которые осуществляются сотрудниками госавтоинспекции в части надзора за дорожным движением. В частности, теперь в административном регламенте сокращено количество административных процедур, раньше их было 24, путем их объединения стало всего 6», — добавил в заключение и.о. заместителя начальника Татарстанского Управления ГИБДД МВД.

Согласно новым правилам, руководители подразделений ДПС получили право выбирать места для надзора за ПДД самостоятельно. Наряды полиции будут размещать в местах наиболее высокой аварийности на трассе в конкретной местности. Однако в правилах есть и существенные ограничения: теперь патрульный автомобиль запрещено прятать от водителей  в кустах.