«Есть 90 дней, чтоб определиться с перевозчиками»: в Челнах исполком берет транспорт на контроль

Развитие общественного транспорта наравне с дорожной безопасностью решает задачи увеличения пропускной способности дорог, экологической безопасности и проблемы парковок, считает глава челнинской ГИБДД Радий Кадиков.

Марш колясок и трамваи-ветераны

В Набережных Челнах еще кипят страсти в связи с уходом 190 автобусов с улиц. В соцсетях возмущаются мамы с колясками, которые делятся описанием своих «хождений по мукам».

Так, Гульназира Галиуллина рассказала, как добиралась со своей дочкой до поликлиники.

«Ребенок у меня тяжелый, на руках не поносишь. Санки-коляска в маршрутку не помещается. Постояла-потопталась, посмотрела в след двум „фордам“, которые прошмыгнули мимо меня, и пошла пешком. Мамочки, поделитесь, реально в маршрутку с коляской зайти?»Гульназира Галиуллина

Другая челнинка сказала, что задала этот вопрос водителю микроавтобуса, а тот ей в ответ: «А как вы думаете?» Еще одна мама поделилась наблюдением: «Стояла на остановке полчаса. Водители, завидев коляску, даже не тормозят. Уезжают, не забрав пассажиров. Машины идут битком. Пришлось идти четыре комплекса пешком».

В группе администрации города женщины с малолетними детьми даже устроили «марш колясок». Они скидывали фотографии своих колясок и спрашивали, как такую впихнуть в маршрутку? Представитель исполкома указывала, что лучше пользоваться услугами трамвая. На что челнинки с возмущением отмечали, что «у нас трамваи ходят не везде»: в Замелекесье их нет, на проспекте Чулман — тоже.Тем более, что трамваи старой конструкции имеют высокий подъем и зайти в них крайне тяжело даже пожилым людям.Татьяна Исламова, например, рассказала, как с ребенком весом в 20 килограммов чуть два раза «не навернулась», пытаясь зайти в трамвай. «Желающих помочь, к сожалению, не оказалось», — заявила она.

На фоне «оптимизации» общественного транспорта горожане начали выступать с предложениями: «А нельзя ли модернизировать и приземлить старые трамваи?» или «Может, перевозчикам убирать пару кресел в салоне и тем самым создавать площадки для колясок?» По мнению Гульнары Минхаеровой, «секвестром» кресел проблему не решить. «Ехала недавно в маршрутке, где убрали передние кресла. Так в этот пятачок сразу несколько человек запихнулось — пенсионер с тросточкой, студент и еще кто-то… Маршрутки идут набитыми, даже стоячих мест не хватает», — отметила пассажирка.

Не меньше возмущаются заводчане, которые с утра теперь берут штурмом маршрутки.

«Верните большие автобусы! Ехать приходится на одной ноге, да еще зубами за воздух держаться. А потом восемь часов после такого квеста работать как-то надо!»Горожанин

«Утром с Московского проспекта нельзя уехать. Опоздаешь на трамвай — все, на работе получаешь разнос с устным выговором и лишением премии. Сколько может продолжаться этот кошмар?» — оставила запись отчаявшаяся пассажирка в соцсетях

Вечером проблем не меньше, долго ждут траспорт на остановке с весьма призрачной перспективой нормально добраться до дома. «После 19.30 вообще невозможно уехать с кузнечного завода по проспекту Сююмбике. Автобусов просто нет. Я стоял 15 минут. Пришлось добираться с пересадками. Примите меры», — написал камазовец в одном из пабликов.

И, конечно, на фоне автобусного кризиса расцвела буйным цветом любимая тема всех челнинских пабликов — хамство водителей маршруток.

«На маршруте № 43 на остановке „Поликлиника“ пенсионерка чуть не попала под колеса автобуса из-за того, что водитель резко захлопнул перед ней дверь и нажал на газ».Надежда Имаева

Руководство ООО «Пассажирские перевозки» заявило, что водитель маршрутки уволен.

Заявление главного гаишника города

Справедливости ради, надо отметить, что исполком Челнов все последние дни прикладывал большие усилия для того, чтобы снизить градус возмущения горожан. В социальных сетях потоки извинений за предоставленные «временные неудобства» перемежались советами, как удобнее добраться до той или иной точки.

На пике народного недовольства мэрия организовала рейд по остановкам с участием журналистов, чтобы показать — транспортная доступность обеспечена.

Объезд состоялся в вечернее время, когда народ возвращался домой. И действительно на остановках «Автостанция», Замелекесье ажиотажа не наблюдалось, а вот в районе Пединститута скопление людей все же было. Челнинцы бегали за маршрутками, пытаясь найти более-менее свободные. Представители исполкома же утверждали, что автобусы подаются в достаточном количестве (действительно, маршрутки подходили через каждую минуту-две).

По словам гендиректора ООО «Пассажирские перевозки» Николая Тятюшкина, к 263 заявленным предприятие добавило 50 автобусов на основные проспекты, еще десять — на 26-й маршрут. По его словам, накал страстей наблюдается только в соцсетях, в реальности ситуация на дорогах вполне стабильная. «Сам недавно стоял на остановке заводского маршрута. Пассажиров в автобусах было не так много — заполняемость 40%», — заявил перевозчик. При этом Тятюшкин все же отметил, что работы прибавилось — водителям приходится нарезать дополнительные круги. «Скоро должно стать легче — начнем принимать в штат водительский состав МУП „Электротранспорт“», — заявил руководитель предприятия.

Между тем, глава челнинской ГИБДД Радий Кадиков, выступая на заседании в исполкоме, подчеркнул, что «пересадить город на маршрутки — это не выход». По его словам, в прошлом году по вине водителей автобусов произошло 19 аварий, в которых пострадало 22 пассажира, во время рейдов выявлено 5 тыс 321 нарушение у автобусников. Проверено 486 автобусов при выпуске на линию.Оказалось, что 165 автобусов имели технически неисправности. Несмотря на то, что на нарушениях попадались и большие автобусы, Кадиков заявил о необходимости их вернуть.

«Во многих странах инвестиции в развитие сетей общественного транспорта считаются инвестициями в безопасность. Они также продиктованы политикой сокращения личного авто. Развитие общественного транспорта, наравне с дорожной безопасностью, решает задачи увеличения пропускной способности дорог, экологической безопасности и проблемы парковок», — рассказал о мировых тенденциях глава гаишник Автограда. У нас пока все выглядит по иному, считает Кадиков.

По его мнению, возврат к маршруткам приведет к увеличению автобусов, перевозчики при этом будут бороться за выгодные маршруты и игнорировать труднодоступные, возрастет ажиотаж и нездоровая конкуренция на дорогах, что печально скажется на аварийности и травматизме.

«Считается, что главное преимущество автобусов малой вместительности — их маневренность при транспортных заторах. Но мало кто задумывается, что они эти заторы и создают. Стандартная маршрутка может перевозить от 17 до 25 пассажиров, а автобус большой вместимости — более 100. Значит, условно, каждый такой автобус сокращает поток в среднем на пять машин. Автобусы большой вместимости для нашего города нужны сегодня как воздух».Радий Кадиков

Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев на деловом понедельнике дал поручение подчиненным — к маю завершить процесс возвращения крупногабаритных автобусов на городские маршруты.

До этого момента работа общественного транспорта будет находиться под строгим контролем исполкома. Челнинцы как минимум не должны испытывать недостатка автобусов на бывших «оранжевых» маршрутах: обязательны для соблюдения требования как по интервалу подачи транспорта, так и по его доступности, распорядился глава города.

Одновременно исполком обязан активизировать подготовку конкурса на пассажирские перевозки с тем, чтобы уже в мае в город вернулись большие автобусы.

«У нас есть 90 дней для того, чтобы определиться с перевозчиками, которые поставят на освободившиеся маршруты крупногабаритный транспорт. Все консультации с заявителями, подготовка к аукциону должны пройти своевременно. Маршруты больших автобусов необходимо доработать с учетом потребностей жителей, в том числе и новых микрорайонов — Замелекесье, 63-й комплекс».Наиль Магдеев

«Давайте я поеду в Питер и нарисую им маршруты»

Однако, по мнению опытных специалистов, мало вновь пустить большие автобусы по проспектам города, надо выстроить работу общественного транспорта таким образом, чтобы она не давала сбоев.

«К сожалению, история повторяется. Это не первый случай, когда Челны оказались в шаге от транспортного коллапса. Вспомните, 2005 год, когда обанкротилось ПАТП-1. И в одночасье город лишился больших автобусов. И тогда все тяготы перевозок на себя взвалили частники. Мы и тогда были готовы работать, и сейчас. 15 лет назад нам городская администрация, можно сказать, дала карт-бланш. Сказали, хоть тысячу автобусов выводите на маршруты, лишь бы народ не топтался на остановках. Больше пяти минут челнинцы никогда не ждали автобусов. А в некоторых городах республики до сих пор интервал между подачами доходит до 30 минут!» — отметил перевозчик Хэмзэ Миннебаев.

По его мнению, 200 больших автобусов городу никогда не были нужны.«К сожалению, Набережные Челны не мегаполис, и тут оранжевые автобусы не могут похвастаться своей рентабельностью. У нас проспектов всего-то — на пальцах одной руки можно пересчитать», — отмечает транспортник.

С ним отчасти согласен начальник Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салават Ситдиков.

«Для того чтобы автобусы типа „НЕФАЗ“ были рентабельными, должна быть хорошая заполняемость салонов, — заявил журналистам начальник Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салават Ситдиков. — Проще говоря, в автобусе должны быть заняты не только сидячие, но и стоячие места. В Челнах в оранжевых автобусах такое можно было наблюдать только в утреннее и вечернее время. А они курсировали целый день, причем с коротким интервалом. Может, и надо было увеличить интервал. Но челнинцы привыкли к другому: если 10 минут нет нужного автобуса, уже идут жалобы».

Другой перевозчик недоволен разработкой новой транспортной карты. «Тут у нас, помнится, нанимали научных сотрудников из Санкт-Петербурга, чтобы они создали новую схему. Я тогда в мэрии заявил: „Давайте я поеду в Питер и нарисую им маршруты. Они там за головы не схватятся?“ Не может посторонний человек вникнуть в жизнь другого города. Так и получилось. Нарисовали схему, на которой автобусы едут по одному проспекту, а возвращаются по другому. Пассажиры так и не привыкли к этим хитросплетенным маршрутам. Это одна из первопричин, из-за которых обанкротился МУП „Электротранспорт“», — подчеркнул челнинец.

По его мнению, в Челнах есть профессионалы, которые еще работали в ПАТП и ПАК. Они прекрасно знают город, психологию водителей, автобусы, знакомы с нюансами организации труда, вопросами эксплуатации автобусов. Им и надо было дать карты в руки.

При возвращении же больших автобусов, которые в этом году обещают закупить и поставить на маршруты частники, им придется решать сразу несколько глобальных вопросов. В первую очередь крупногабаритному транспорту требуется производственная база — с ремонтными ямами и автомойками. «Будем просить у администрации города выделить землю, поскольку КАМАЗ после отзыва автобусов наверняка „отзовет“ и площадку, которую отдавал», — поделился размышлениями Николай Тятюшкин.

Что же касается газозаправочных автостанций, которых в Челнах явно не хватает, то тут частники убеждены — выход есть.

«Согласно федеральной программе по субсидированию газомоторной техники, те из городов, которые приобретают крупные партии, „Газпром“ обеспечивает дополнительными заправками. Надо только заявиться. Почему Челны по примеру других городов это не сделали — загадка. Мы этим шансом намерены воспользоваться».Николай Тятюшкин

Закрыть дефицит водительского состава частники хотят работниками расформированного МУП «Электротранспорт». При этом подчеркивают, что прежней вольницы у них не будет.

«В МУП в свое время отчасти ушли те, кого не устраивал жесткий контроль частников за дневной выручкой. У нас ведь существует жесткий план по сбору. Если он не выполняется, то должок перекидывается на другую смену. Поэтому возможность получать „левую“ выручку у наших подчиненных сведена к минимуму. В МУП „Электротранспорт“ такая возможность была. И это ни для кого не секрет», — заметил Тятюшкин.

Не согласен с известным перевозчиком бывший работник МУП «Электротранспорт». «Мимо кассы, конечно, работали, — рассказал челнинец. — Потому что в последние месяцы водители получали зарплату по 15-20 тысяч рублей. А жить как-то надо было. Хотя воровство никто не поощрял, глаза на такие факты не закрывал. Но правильно было бы сделать так, чтобы наличка в руки водителей вообще не попадала. Активнее надо было внедрять безнал, а это требует больших вложений», — отмечает транспортник.

Муповец целиком согласен с частниками: автобусы должны ходить в одном направлении и возвращаться по нему же. «Ехать по одному проспекту, а возвращаться по другому — это идиотизм. Конечными пунктами больших автобусов должны были стать Сидоровка и заводы, как прежде. Это сразу положительно сказалось бы на выручке», — отозвался о схеме движения специалист.

По его мнению, никакой критики не выдерживало качество самих «НЕФАЗов». «Пишут, что они были сырыми. Поверьте, это мягко сказано. У них тормозная система вообще была недоработана. Где это видано, чтобы водитель каждую смену лазил под автобус и стравливал воздух из компрессоров? Это же опасно — автобус-то был „танцующий“. Водители за свой счет покупали запчасти, чтобы только машина была на ходу. А сейчас в них летят упреки, что они неправильно эксплуатировали автобусы. Это бред. Все, что надо было делать по регламенту, делалось. У нас водители — бывшие работники ПАТП и ПАК, старая гвардия, у них опыта больше, чем у некоторых начальников», — заметил транспортник.

На вопрос, что же делать в ситуации, в которой оказался город.

«МУП надо возрождать. Для этого нужна политическая воля и понимание, что цивилизованный общественный транспорт — серьезная нагрузка на бюджет. И эту ношу придется нести».Экс-работник МУП «Электротранспорт»