Боишься жеребьевки – не едешь в Курган, или Триумф борцов Башкортостана на всероссийском сельском Сабантуе

Всероссийский сельский Сабантуй в Альменевском районном центре Курганской области проходил на высоком уровне – с участием руководства Татарстана и Курганской области. От праздника, проведенного по просьбе проживающих в этих краях ичкинских татар, пожалуй, самое большое духовное удовольствие получили местные татары и борцы из Башкортостана.

Прежде чем рассказать о борьбе и Сабантуе, несколько слов о виновниках этого праздника. В Курганской области проживает 17 тысяч татар, это 1,9 процента всего населения. Не очень много. Но они уникальны тем, что относятся к этнографической группе под названием «ичкинские татары». В Альменевском районе проживает около 10 тысяч человек, 33 процента указали себя башкирами, 23 процента – татарами. Глава района Дамир Сулейманов назвал проведение IX Всероссийского сельского Сабантуя «желанием народа».

– Провести какое-либо масштабное мероприятие в Кургане попросил народ, – сказал он корреспонденту ИА «Татар-информ». И выразил огромную благодарность организаторам, губернатору и главному спонсору праздника – Кукморскому району.

Не будем проклинать судьбу, или Путешествие в 90-е

В татарских районных центрах в области больших гостиниц не нашлось, поэтому приехавших на праздник гостей разместили в Школе олимпийского резерва в Щучанском районе. Было бы неправильно, приехав за тысячу километров, не ознакомиться с жизнью местного населения, поэтому мы отправились в Сафакулевский район, что 50 километрах от места нашего проживания.

Заранее прошу не воспринимать написанное как попытку поиска негатива. Это просто желание объективно рассказать об увиденном. Тем более такое происходит не только в Курганской области, так почти везде. И каждый раз, возвращаясь в Татарстан из других регионов, радуешься, как у нас все-таки хорошо.

Районные центры Щучье и Сафакулево напоминают начало 90-х. Как будто с времен появления рынков на улицах здесь так ничего и не изменилось. В центре поселка – рынок. Торгуют в тряпичных палатках. С асфальтом здесь не дружат. Где-то он есть, а где-то его и нет. А почва отличная – иссиня-черная, про такую у нас говорят – хоть на хлеб намазывай и ешь! И тут после дождя надо быть сапером: станешь ворон считать – даже на центральной улице перепачкаешься в грязи. В центре асфальт вроде есть, а отойдешь на улицы поменьше – нет. Хорошо, если застелено камнем, а чаще приходится идти по грязи. Обошел несколько улиц, новые дома встречаются очень редко. В Щучьем, если честно, атмосфера невеселая – везде заброшенные здания предприятий. В разбитых окнах – страшный взгляд нищеты.


Перед зданием администрации Сафакулевского района – парк. Здесь попытались что-то благоустроить – даже парочка аттракционов имеется, но ограды и оборудование остались с советских времен. На краю площадки перед зданием администрации красуется настоящее живописное болото с цветущей болотной флорой.

У нас ведь в районных центрах развернуться негде – везде постройки. А тут – пустошь. В центре поселка буйно растет ковыль – степное растение.

Здание администрации Сафакулево и центральная площадь

Конечно, жители не виноваты в запущенности этих населенных пунктов. Здесь нет работы. Молодежь уезжает в Челябинск. Кому же тогда строить новые дома? Наиль, наш проводник по здешним местам, сообщает радостную новость – в Щучанском районе открыли завод по уничтожению химического оружия. У нас в Казани митингуют против открытия мусоросжигательного завода, а тут люди на седьмом небе от счастья из-за появления завода, который, несомненно, будет отравлять природу и их самих. «Мы свободно вздохнули», – говорит Наиль. Как же, ведь теперь у них есть работа.


Центральная улица Сафакулево и базар

Искренние ичкинские татары

Ичкинские татары, как и другие народы Сибири, люди очень открытые. Суровые условия Сибири заставляли их держаться вместе, это стремление к единству отложилось и в характере народа. Отделяться, «задирать нос», иметь «единоличное хозяйство» и распространенное у нас чинопочитание здесь не принимается. Ичкинские татары очень простодушные, искренние. Что думают, то и говорят, чем могут помогают. Но при виде начальника никто здесь не бежит к нему на поклон.

Говор народа очень интересный. Сначала я подумал, что это башкиры. Вместо «ч» говорят «с», но в то же время не заменяют «с» на «һ», как в башкирском языке.

На вопрос: «Вы татары или башкиры?» – немного подумав, отвечают: «Татары! Мы – татары». Затем еще немного думают и добавляют: «Мы с башкирами, пожалуй, один народ».


На пятничный намаз в Сафакулевскую мечеть пришли около тридцати человек. Эту деревню можно назвать религиозным центром области. Здесь с началом перестройки открылась первая мечеть в Курганской области, это было в 1989 году. Сейчас, по словам имама села Рафката Ханова, идет подготовка к строительству новой соборной мечети, на 480 мест. Место выбрали и проект готов, только денег на строительство пока нет. Идет сбор средств.

Рафкат Ханов считает, что местные татары знают, кто они, и поэтому берегут и родной язык, и религию. Правда, оказалось, что в школе татарский язык не преподается. Нет учителя, и сами дети особым желанием изучать родной язык не горят. И население в селе многонациональное – это тоже дает о себе знать. А вот в местном музее влияние Башкортостана очень сильное. Герб республики – на самом видном месте. Герба Татарстана я не увидел. Сабантуй федерального уровня все же организует Татарстан.

Казанцы приехали в Курган, чтобы выступить перед казанцами

На Сабантуй Татарстан привез многочисленную армию артистов. Ансамбль танца «Казань», Хамдуна Тимергалиева, Зайнап Фархутдинова, Рустем Закиров, Айдар Габдинов, Фарида-Алсу, Резеда Шарафиева, Сирина Зайнутдинова… 13 июля этот состав выступил перед гостями Сабантуя, приглашенными из разных регионов, где самая большая делегация была из Татарстана. Но самое удивительное было то, что концерт сделали на территории Школы олимпийского резерва! Получилось, сами приехали из Казани, сами же и посмотрели концерт своих же татарстанских артистов. Но в Кургане... Господа, если уж вы так потратились, устроили концерт на открытом воздухе, разве нельзя было сделать это в какой-нибудь из татарских деревень? Стоило отъехать на 10 километров – и сделали бы сельчанам великолепный подарок. Ичкинским татарам было бы большой радостью увидеть настоящих татарских артистов. Но нет. Наши артисты дали два концерта в Кургане, один из них – для татарстанского зрителя.

Видимо, мне не дано понять логики поступков конгресса татар. Может быть, есть какой-то великий смысл в том, чтобы казанские артисты показали концерт перед казанскими гостями в Кургане? Пришлось утешиться мыслью, что, вероятно, татарский конгресс живет в параллельном мире.

На этом концерте искал жителей Кургана, очень хотел узнать их мнение. Не нашел. Насколько я понял, единственным представителем Курганской области был Ярамир Низамутдинов, и то потому, что он сам певец и выступал вместе с татарстанскими артистами. Спрашиваю у него: «Почему регионы России дают татарскому народу так мало исполнителей?» Он назвал две причины. «Во-первых, Татарстан должен помогать талантливой молодежи. В Кургане народ небогатый. Даже если ты хотел бы уехать учиться в Казань, то не можешь. Поэтому поступают в местные учебные заведения, устраиваются на работу, и талант пропадает. Во-вторых, и молодежь не сильно хочет. Я сам для того, чтобы поехать в Казань учиться, работал год, копил деньги», – говорит Ярамир.

Вот если бы казанские артисты спели не перед нами – гостями из Казани, а перед ичкинскими татарами, кто знает, может, и увидел бы какой-нибудь самородок этот концерт, загорелся бы желанием и подарила бы Курганская область татарскому народу еще одного Ярамира...

Кукмор – главный по празднику

14 июля – Сабантуй. Главный организатор – Кукморский район. Работники знаменитых кукморских заводов – валяльщики, производители посуды – проехали более тысячи километров, чтобы украсить праздник: на входе на Сабантуй они построили татарскую усадьбу. Семь деревянных срубов и даже небольшой водоем с мостиком посередине дворика! Собрали лучших в районе артистов, они распевают песни о родном Кукморе, тут же продают валенки, сковородки – красота. И это такой большой труд! Думал, глава района пожалуется, что тяжело пришлось, а он говорит: «Спасибо президенту, что доверил проведение Сабантуя».

– Эти срубы после Сабантуя – куда?

Глава, немного задумавшись, отвечает:

– Об этом еще не думали…

Кажется, он и вправду еще не успел подумать, что они будут делать с усадьбой, – наверняка думать было просто некогда. Сабантуй районного масштаба, и то требует большого труда, а ты попробуй устроить всероссийский Сабантуй!

Рядом с кукморской усадьбой – башкирская. «Здесь наверняка было не так тяжело», – думаю, глядя на их войлочные юрты. Татары изобразили оседлую жизнь, а башкиры – более древнюю. Оказалось, что «башкорт дустар» (башкирские друзья – Ред.) одобряют совместное проведение Сабантуя. «Это же наш общий праздник», – говорит заместитель руководителя Управления культуры Баймакского района Гульназ Зиганшина. Действительно, если это федеральный Сабантуй, почему бы его не провести вместе с Башкортостаном?

Но все не так просто. Есть свои сложности, какая-то ненужная шероховатость. Натянутость в отношениях. Та же Гульназ Зиганшина на мои вопросы на татарском языке упорно отвечает на ломаном русском. Да, есть разногласия.

Услышав о казанцах, местные татары приходят в восторг. Село Кызылбай – единственное татарское село в Шатровском районе. Директор Дома культуры Шарифулла Барнашев и его супруга Раиса рассказывают, что татарский язык когда-то начал было забываться, но сейчас вновь возвращается. Это радует.

В прошлом году в село приезжал Энгель Фаттахов (в 2013 – 2017 гг. – министр образования и науки РТ – Ред.), после этого в школе начали преподавать татарский язык. В Кызылбае татарский язык изучается, жители настроены оптимистично – село будет жить и татарский язык сохранится. На примере Кызылбая еще раз можно убедиться – чтобы сохранить нацию, в первую очередь надо улучшить материальное благосостояние населения. В Кызылбае живет более 1000 человек, говорят, молодежь не уезжает. Потому что в селе есть работа, одна из станций «Газпрома». Есть работа – уже нет необходимости думать лишь о материальном, появляется возможность думать и о духовной пище – языке, культуре.

Три машины на один Сабантуй

На Сабантуй почетные гости привезли три автомобиля. От губернатора Курганской области Алексея Кокорина победителю конных скачек – «Шевроле Нива». Приз забрал скакун из Воронежа. Татарстан подарил председателю татарского конгресса Курганской области Марату Юнысову «Форд-Транзит». Батыру Сабантуя – «Ладу Гранта» от Президента Татарстана Рустама Минниханова.

Курган – сельскохозяйственный регион, поэтому этот праздник ему особенно близок, говорит губернатор. Рустам Минниханов назвал Сабантуй самым красивым нашим праздником. Президент пожелал всем здоровья и благополучия. «Будем здоровы, будем идти вперед», – сказал он.


А министр культуры РТ Ирада Аюпова порадовала татарским национальным костюмом. Смотрится уже совсем по-другому!


Куда приводят обиды

Украшение Сабантуя – национальная борьба на поясах, «татарча корэш». Пока готовился Сабантуй в Альменево, на федеральном Сабантуе в Чебоксарах произошел небольшой скандал. В любом виде спорта постоянно возникают споры вокруг справедливости каких-либо решений. Но у татар есть одна черта – они не осмеливаются высказать мнение напрямую, предпочитают действовать скрытно, еще и обижаться любят, в итоге даже небольшой спор может получить более черные оттенки, чем это есть на самом деле. На футболе, хоккее споры бушуют, и никому до них и дела нет! А здесь скандал переходит в обиды. Играет свою роль и «закрытость» борьбы как вида спорта, то есть она не на виду широкой общественности, спорные моменты обычно бывают известны только знатокам этой области, и они годами лежат нерешенные, в «законсервированном» состоянии.

А разногласия в чебоксарском Сабантуе вышли в общественность, поэтому и решение появилось быстро. Когда над проблемой думает много людей, включая тех, кто к этой области не относится, ответ появляется быстрее. В Чебоксарах главный приз – автомобиль не отдали главному батыру – Мусе Галлямову, а разыграли по жеребьевке. Это вызвало недовольство у некоторых борцов, в том числе у Мусы Галлямова и еще одного спортсмена-тяжеловеса Раиля Нургалиева. В положении соревнований о жеребьевке написано не было. Вдобавок на жеребьевку в чебоксарском Сабантуе татарстанских борцов не пустили. Организаторы борьбы в Чувашии считают, что проведение жеребьевки создает стимул для борцов в регионах и главный приз перестает попадать все время к одним и тем же людям.

В борьбе в Альменево участвовали 15 команд из разных регионов, 44 юноши и 47 мужчин. Самые многочисленные команды из Тюмени и Башкортостана.

Из Татарстана были всего два борца. Из Нижнекамска Шамиль Лукманов (70 кг) и Наиль Зайнуллин (100 кг).

Почему же на Сабантуе, организованном Татарстаном, участников из Татарстана было так мало? Еще до Сабантуя один из наших борцов-тяжеловесов, не пожелавший называть своего имени, сказал: «Там будет жеребьевка, не поедем». Видимо, уверенный в своей победе борец хотел оставить машину себе, а не смотреть, как автомобиль у него забирают и разыгрывают «лотерею».

Наиль Зайнуллин назвал еще две причины. Расстояние дальнее, видимо, наши поленились ехать, сказал он. Потом сказал, что серьезной причиной является корэщ в Зюри (14 июля прошел корэш в рамках праздника “Питрау” в селе Зюри Мамадышского района РТ – Ред.) – наверное, борцы поехали туда. А в Зюри машину не разыгрывают по жеребьевке.

Наиль говорит, что разыгрывать автомобиль – справедливо. “Борцы в весе 60 – 70 кг так же борются, ходят на тренировки. Не надо обижаться на организаторов в Чебоксарах. Потом главный приз борьбы – это баран. А кому отдавать машины, решают организаторы”.

Шамиль Лукманов тоже сказал, что жеребьевка – честное правило. По его мнению, на его родине – Нижнекамске несколько лет была система жеребьевки, но потом почему-то от нее отказались. «Это уж давно обсуждается, все время побеждают только в тяжелом весе. Мы же тоже всегда на тренировках, все время работаем. Мы даже не записываемся на Абсолютного батыра. Какой смысл выходить против 120-килограммового борца? Можешь просто покалечиться. Среди тех, кто в тяжелом весе, кто-то уже успел по 15 машин выиграть. А нам хоть всю жизнь борись – нет. С возрастом об этом задумываешься», – сказал Шамиль.

Боишься жеребьевки – не едешь в Курган

Отсутствие лучших ребят Татарстана сделало свое дело. Альменевский Сабантуй превратился в триумф Башкортостана. Пять бравых ребят из соседней республики стали главными батырами в пяти весовых категориях! Это Рушан Ильясов (Башкортостан, 70 кг), Артур Зулькарнаев (Башкортостан, 80 кг), Айгиз Зайнутдинов (Башкортостан, 90 кг), Рустем Исламов (Башкортостан, 100 кг), Радиф Акчурин (Башкортостан, 120 кг).

Можно сказать, что и татарстанцы не подкачали. Шамиль Лукманов и Наиль Зайнуллин оба стали вторыми призерами в своих весовых категориях. Особенно интересным мне показался поединок Шамиля Лукманова и Рушана Акчурина из Башкортостана. Уже в первой схватке мне прокралась мысль, что Шамиль уступит. На лице Рушана была уверенность в себе, а Шамиль, прикусив губу, покачал головой. Ах, думаю, этот не верит в свою победу. Шамиль проиграл.

– Как воспринял проигрыш? – спрашиваю у него.

– Обидно уж. Значит, надо еще больше заниматься. Теперь соперника знаю. Поэтому в следующий раз придется больше стараться.

На борьбу за титул Абсолютного батыра решился лишь Артур Зулькарняев. Две секунды – и вот уже мы знаем имя Главного батыра. Это Радиф Акчурин.


Радиф Акчурин из Федоровского района Республики Башкортостан. «Очень рад. Всю жизнь в борьбе, не первая моя победа в этом году. Еще только на прошлой неделе выиграл коня», – рассказал он. «Тяжелая была борьба», – оценил он это соревнование. То, что все пять батыров оказались из Башкортостана, объяснил отсутствием сильных борцов из Татарстана. «В самом Татарстане проходит борьба, все сильные борцы там. Если бы они приехали, было бы совсем ”жарко”», – сказал он.

Самое интересное – Радиф, борец в тяжелом весе, оказался не против жеребьевки.

– Дали бы нам, борцам одного веса, соревноваться между собой, тогда было бы легче. Но когда жеребьевка, нашим ребятам в легком весе не будет обидно. Тут уже дело везения. Думаю, делать жеребьевку – правильно.

Чтобы приз не уходил все время в одни и те же руки?

Да. Потому что у борцов в легком весе практически нет шансов победить тяжеловесов.

Башкортостан забрал все чемпионские титулы. Рад?

Конечно, горжусь победой ребят из Башкортостана. Радует еще, что приехали мы впятером на одной машине, а уезжаем на двух.

Лотерея для главных батыров

Самое интересное – момент розыгрыша автомобиля. Батыры – победители в своих весовых категориях вышли на сцену. Сначала определили, кто первым будет вытаскивать шарики из лототрона. Потом в лототрон положили пластмассовые шарики. Во всех из них должны были быть бумажки – четыре чистых, на одной написано «автомобиль». Покрутили лототрон, и пять батыров взяли по шарику. Потом по очереди открыли их. Затем по указанию ведущего Инсафа Абдуллы поочередно разворачивали бумажки и смотрели. Открывает один – пусто, этот расстраивается. Второй открывает – тоже без записи, и у этого надежда угасает, а остальные нервно топчутся на месте – напряжение безумное!

Атмосферу накаляет Инсаф Абдулла своими выкриками: «Пусто! Пусто!», сыплет соль на рану проигравших. А на сцене ведь батыры! Как Инсафу Абдулле удалось сойти со сцены невредимым – до сих пор удивляюсь.

У четвертого батыра – Рушана Ильясова оказалась счастливая записка с надписью «автомобиль». Все за Рушана порадовались. Три батыра обняли земляка, один был слишком расстроен для объятий и чувства проявлять не стол. Кажется, он рассердился…

Еще раз напомним – Рушан к первому месту пришел, выиграв у нашего Шамиля Лукманова. Если бы в этот день судьба была милосерднее к Шамилю, может, и машина уехала бы в Татарстан…

Счастливый Рушан дал интервью телеканалу «Новый век» и «Татар-информу». Он родился 20 июля 1989 года в селе Морадым Авыргазинского района Башкортостана. Женат, в молодой семье ожидают первенца.

– Думал, что приз мне не выпадет. Довольно много лет в борьбе. В России пятикратный серебряный призер, дважды чемпион Башкортостана. Но такого счастья мне еще не доставалось. Я сам удивился, впервые испытываю такую большую победу и большую радость.

Как вам идея разыгрывать автомобиль по жеребьевке?

Думаю, что проводить жеребьевку правильно. Потому что наша весовая категория легкая, тяжело бороться с теми, кто весит 120 килограммов. У нас не будет возможности выиграть машину.

У тебя уже был автомобиль?

Вот только в январе купил машину.

Что будешь делать с этой?

– Эту, даст Аллах, думаю приехать и продать. Ипотека… Надо платить ипотеку.

Все пять батыров были из Башкортостана. Ну что, есть ощущение гордости – «башкиры – молодцы»?

Три дня назад договорились и приехали на одной машине. Не думали, что все пятеро станем чемпионами. От этого чувства даже показалось, что слезы на глаза навернулись. На одной машине же приехали. И все пятеро стали чемпионами, спасибо Аллаху.

Как думаете, по какой причине все пятеро смогли стать батырами?

Из Тюмени приехали сильные борцы. Но из Татарстана ведь основной состав не приехал. Если бы приехал основной состав из Татарстана, бороться было бы сложнее. И на чемпионате России мы в финалах с Татарстаном боремся за первые, вторые места, тяжело боремся. Это же наша татаро-башкирская борьба. Наши главные соперники – Татарстан.

Счастливого парня стали дергать операторы телевидения, фотографы. Снимали, приставив к его машине, затем велели сесть в машину. Каждый дает указания: «Открой дверь!», «Пройди вперед!», «На один метр назад!», «Посигналь!» Не дрогнувший в поединке Рушан беспрекословно делал, что ему скажут.

На обиженных воду возят

Вот что получается, когда наши ребята, обиженные на жеребьевку, перестают ходить на сабантуи. Приехали башкирские ребята целым «отрядом», дали жаркий бой и забрали предоставленный Татарстаном автомобиль.

Молодцы! Здесь есть о чем задуматься.

Очередной Всероссийский сельский Сабантуй пройдет в селе Камышлы Самарской области. Проведение Сабантуя такого статуса началось в 2010 году с Самары. Теперь он возвращается на родину.