Рафис Тимерханович, добрый день! Как и вся страна, мы переходим на дистанционные способы общения, поэтому приветствую вас в таком формате. Сразу начну с того, что за последние две-три недели у нас произошла вынужденная технологическая революция в организации учебного процесса, я правильно понимаю?
Добрый день! Абсолютно правильно. Возможно, когда будут последствия этой революции, я имею в виду хорошие последствия развития в технологическом плане, может быть, мы этот процесс назовем как-нибудь сильнее.
Помните, два года назад мы с вами общались, и вы говорили про влияние мобильных телефонов на обучение в школах? Насколько сейчас школьники связаны с мобильными устройствами, компьютерами, скайпами, какими-либо еще системами?
Тогда это было факультативно и не преследовало цели образования в полном смысле этого слова, а сегодня эти гаджеты, платформы и программы приобретают для каждого пользователя, мягко говоря, немного другой смысл.
Да, и выигрывает, получает конкурентное преимущество тот, кто с ними на «ты»?
Безусловно, причем не только ученик, но и педагог, родитель, да и любой пользователь. Мы с вами стали другими за это время. Мы уже по другому ко всему относимся, несмотря на то что такие возможности общаться были у нас и раньше, но ментальность наша не была готова к этому. Мы предпочитали собираться, проводить совещания. Я сегодня многим своим коллегам говорю, что не нужно этого делать, потому что есть вопросы общие, которые можно обсудить, как мы с вами, с «глазу на глаз», а какие-то решаются при личной встрече. Процентов 70 наших совещаний все-таки носят информационный характер, и если кто-то докладывает, то в той же программе Zoom все видят докладчика, слышат очень хороший звук, изображение, и мы к этому привыкаем, это экономит время, это во-первых. Во-вторых, можно общаться персонально с тем, кому ты задаешь вопрос, и он тебе отвечает.
Нет худа без добра, хотя, конечно, еще ко многому предстоит приспособиться, многое придется узаконить, потому что есть вопросы, которые в законодательстве протоколом оформляются. С точки зрения закона об образовании мы абсолютно легитимны, потому что обе формы: и очная, и дистанционная в законе об образовании прописаны. Сегодня мы находимся, в принципе, в нормальном учебном процессе, просто в дистанционной форме.
Скажите, как прошел переход? В таком формате мы работаем вторую неделю. Я знаю, что в первые два-три дня были очень большие сложности у педагогов и у детей.
Мы работаем не вторую неделю. Если брать с самого начала этого процесса, мы с 19 марта перешли на такую форму обучения в вузах и организациях среднего профессионального образования. Это нас во многом подготовило ко второму этапу, потому что мы первые шишки набили там. И видя те сложности технические, которые мы испытывали с интернетом, мы предугадывали, что когда добавятся еще 430 тысяч учеников и порядка 30 тысяч педагогов, то такая нагрузка очень сильно утяжелит интернет. К счастью, мои самые страшные опасения не сбылись, и интернет, как в народе говорят, крякнул, но выдержал. Мы к этому во многом приложили руку, что он выдержал. Объясню почему. Понимая, что эти возможности будут, мы 70 тысяч студентов СПО и 150 тысяч, переведя на платформу дистанционно, а это уже 220 тысяч, понимали, что еще добавить 450 тысяч и будут точно сложности.
Поэтому мы с коллегами из Минцифры РТ и «Таттелекома» пошли по каждой школе, проверили, в каком состоянии находится каждая из 1400 школ. А если брать все здания в этих школах с филиалами, то это будет 1800 зданий и сооружений. И мы пошли по каждому из них с ручкой, карандашом и тестерами с нашими коллегами из «Таттелекома», и посмотрели возможности. Где-то были решены вопросы по оптоволокну, и, соответственно, нам было довольно просто рассчитать и спрогнозировать, как ситуация будет продвигаться. Президент нам сразу сказал: «Ребята, смотрите в две смены». Было понятно, что этот трафик за один день двукратно, трехкратно не улучшим, потому что есть определенные технические вопросы, которые надо решать. И мы начали постигать все вместе эту науку. Почему я говорю «все вместе»? Потому что казалось бы 5-10 процентов у нас так и так были на дистанции: кто-то из интернета смотрел какие-то материалы, кому-то во время болезни преподавали, кто-то из спортсменов был на сборах, олимпиадах. Поэтому определенное количество педагогов, учеников и студентов были готовы к этой форме.
Когда нам надо было в один день перейти на дистант на сто процентов, мы, конечно, очень сильно переживали. Мы привыкли к тому, что скачиваем информацию из интернета. Нам в данном случае надо было контент отдавать от педагога ученику и наоборот. И оказалось, что разница в этих процессах в пять раз не в пользу педагога: входная мощность составляет 15 мегабит в секунду, а выходная – 3. Вы понимаете, что в этих условиях для нас очень много технических сложностей появилось. Но, к счастью, наши коллеги не бросили нас. На пульсе руку держал Президент и наши коллеги из Минцифры и «Таттелекома».
И все необходимые ресурсы, которые нужны были на этот момент, им были доступны. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления: сняли ограничения, которые сами в свое время наложили для того, чтобы дети, ученики и студенты, не заходили не на те сайты в Гугле, ВКонтакте, Ютубе. Мы их тогда ограничивали, а сейчас все раскрыли, потому что в учебных заведениях никого нет и заходить в эти ресурсы из школы некому. Это сразу дало нам очень большой дополнительный ресурс. Мы распределили по времени и по сменам каждый урок, каждый класс, разнесли по платформам, зная по каким платформам будут обучать педагоги, а у нас основных около десяти платформ. И в одной школе могли на всех десяти платформах обучать педагоги.
Почему вам понадобилось для работы столько платформ?
Дело в том, что у каждой платформы есть свои плюсы и минусы. К примеру, платформа «Модал» больше предназначена для технических дисциплин. В Учи.ру лучше размещать задания по гуманитарным дисциплинам. Платформа «Открытая школа» - наша совместная разработка с Московским институтом стали и сплавов, она больше насыщена анимацией и т.д. У них энергоемкость разная и каналы не совпадают, в этом плане это облегчало нам разнос по разным платформам. Мы прекрасно понимали, что с 19 марта вошли малыми силами, а с 6 апреля уже начинала учиться вся страна. Мы понимали, что такие платформы, как «Российская электронная школа», «Московская электронная школа» будут испытывать огромные сложности. Так оно и случилось.
В первый день «Российская электронная школа» просто откровенно зависла, но мы понимали, что нам надо будет переходить в различных ситуациях с одной платформы на другую, с одной сети на другую. И мы использовали несколько вариантов в запасе, вплоть до того, что просто рассылаем СМС. В СМС мы были все уверены, потому что ими пользуется вся страна, Вотсапом пользуется вся страна. Мы были уверены, что эти ресурсы, хотя бы номера упражнений и страницы передадут точно. Надо сказать, что многие очень серьезно к этому отнеслись, я имею в виду разработчиков платформ. За выходные они эти платформы очень сильно укрепили, особенно Zoom, который за неделю до начала всеобщего дистанционного обучения немножко подвисал.
Как отреагировали на новшество педагоги и родители?
В первый день мы были готовы к тому, что для учителей наших школ будет кошмар, потому что мы этот кошмар видели у наших преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений. Но мы знали, что этот кошмар у них перейдет к вечеру уже в рабочее состояние. Ещё был кошмар родительский, эта ситуация очень стрессовая для детей и для родителей прошла на третий день. В результате, посмотрев все свои возможности, педагоги сразу стали что-то менять. Мы предварительно провели несколько семинаров для наших преподавателей вузов и СПО с участием педагогов из школ. Они выступили, сказали, что ждет их коллег. Заведующие РОНО тоже были готовы оказать помощь, понимая, что не везде, может быть, интернет выдержит. У нас еще при советской школе была такая система обучения, когда надо было в затопленных селениях проводить занятия, или электричества не было, или были другие трудности. Сегодня это называется кейсы. Практически телефон работал везде, но и на селе всегда находился педагог, который мог бы с детьми позаниматься. Речь идет в основном о малокомплектных, начальных школах, где мы могли взрослыми подстраховаться.
Вы сказали, что 1800 объектов проверили на подключение. Разница между муниципальными школами, деревенскими, районными и городскими существенная? Это было для вас проблемой?
Везде по-разному. Мы подключались с участием Президента к дистанционным урокам. С деревней, которая находится в Балтасинском районе, на границе с Кировской областью, у нас была просто шикарная связь, хороший, устойчивый Zoom. А подключиться к Набережным Челнам мы смогли не с первого раза, и даже не со второго, и не с третьего. Казалось бы, с вечера мы все школы, которые в столицах, протестировали, было все нормально. Казалось, что платформы в крупных городах должны работать лучше, но наши коллеги из сел или из других городов говорили, что у них нет проблем. Видимо, мы еще не все тайны интернета при такой нагрузке знаем, но делаем свои выводы, и на будущее, конечно, будем составлять методику. Мы ведь еще методически не были готовы к тому, чтобы правильно давать дистанционное образование. Поэтому мы на ходу учимся.
Когда я Президенту в сердцах сказал: «Мы ведь еще не все умеем», он ответил: «Учитесь, ничего в этом страшного нет». И спасибо ему за то, что он дал нам первую неделю, сдерживал натиск со стороны общественности, родителей, СМИ, да и нас самих. Мы ведь тоже прекрасно понимали, что каждый педагог, который преподает дистанционно, он ведь еще и родитель. А это значит, что он тоже кому-то дает уроки, а чьи-то уроки должен был учить со своим ребёнком. Поэтому здесь взаимное обогащение происходило. Были какие-то упреки, которые люди друг другу посылали в различной форме. Вооруженность была везде разная, где-то были студии в вузах и СПО с хорошим, устойчивым интернетом, большими экранами, где весь класс видно в Zoom. Где-то с техникой было не особо густо. Мы каждый день мониторить ситуацию, усиливались. Спасибо Президенту за то, что он нас слышал, слушал и постоянно заходил на эти уроки.
Получается, что сейчас Президент может зайти в любой класс, в любую школу, присоединиться к уроку?
Он так и делал: уже заходил в две школы: городскую и сельскую, в Лениногорский техникум, университет. Вузы и школы дают свою ссылку, по которой заходит ученик, мы ее Президенту даем, он сам выбирает ссылку и заходит, как ученик или как третье лицо.
Были ли претензии от родителей? Я слышал, что от них собирали какие-то бумажки - согласия на дистанционное обучение. А были ли такие родители, которые написали отказ?
По закону положено брать это заявление. Родители в основном говорили, что мы не будем писать это заявление, боясь, что оно за собой что-то может повлечь в дальнейшем: аттестацию или еще что-то. Мы переговорили с Минпросом, договорились, что заявление может быть в произвольной форме. Мы эти вопросы потом сняли и сегодня все понимают, что это требование закона и уже многие успокоились. Мы приспособились к тем возможностям техническим, которые есть на сегодняшний день. Помимо того, мы усилили все, что могли усилить. Президент дал поручение к 1 сентября какие работы провести, они согласованы с Минцифрой, «Таттелекомом».
1 сентября вы собираетесь и дальше так дистанционно работать?
Мы должны быть готовы к различным ситуациям, а не только к вирусам и эпидемиям. Большие возможности интернета дают нам большие возможности для обучения. Мы можем брать материал, особенно по естественно-научным программам, который нас обогащает. Мы опыты какие-то можем смотреть и емкие программы, которые можем скачать для просмотра во время урока.
Сейчас у всех родителей в голове один вопрос: в школу ребенок вернется или нет?
Безусловно, вернется. Во-первых, он отучится сейчас по полной, без всяких сокращений. Мы в мае программу завершим. До 8 июня те, кто сдает ОГЭ и ЕГЭ, еще могут каким-то образом учебой заниматься. 8 июня будет первый экзамен ЕГЭ и 9-го – первый по ОГЭ. ОГЭ в этом году состоит из двух основных экзаменов: математики и русского языка.
Где школьники будут сдавать эти экзамены?
Будут сдавать в пунктах приема экзаменов, как обычно. Эта процедура прописана в законодательстве, и поэтому мы ничего менять не будем, чтобы потом ни в коем случае не подвергать сомнениям подлинность сдачи этих экзаменов и получения документов.
А если карантин продлят до этого момента?
У нас в принципе форма сдачи ОГЭ и ЕГЭ – дистанционная, просто мы будем соблюдать действующие на тот момент санитарные нормы и правила: будет это 1,5 метра, 1 метр или 2 метра. Мы соответственно рассадим школьников и разделим их на несколько потоков, если не будет хватать мест с такой рассадкой. 12 человек – норма, которая не уменьшалась в принципе с самого начала, по самым строгим правилам.
Вы не ответили на вопрос: те родители, которые были категорически против дистанционной формы обучения, что же с ними делать?
Категорических противников я на сегодняшний день не знаю. Есть противники этой формы, которые переходили на домашнее обучение. Но в законе прописано, что это законная форма, это первое. А второе - есть указ Президента, постановление Правительства РФ, на основании этих решений есть рекомендации Министерства просвещения, есть решения штабов: федерального и республиканского, которые предписывают самоизоляцию, поэтому все законодательно обосновано. А тот, кто с чем-то не согласен… Человек может вообще не ходить в школу в таком случае.
Кто не согласен, делает хуже своему ребенку?
Однозначно. В общем-то, мы сразу своих преподавателей настраивали на то, чтобы у нас был очень хороший мост с родителями, потому что родители в это время дома находятся. Возраст родителей, чьи дети сегодня обучаются, как раз тот, который на «ты» с гаджетами и компьютерами. Поэтому родители нас быстро поняли, стали помогать детям, благодаря этому очень многие вопросы сняли с двух сторон экрана.
Не все семьи имеют одинаковый достаток. Есть те, у которых один компьютер в доме, а есть и такие, у кого вообще компьютера нет, телефоны только. Этот вопрос неравнозначности по обеспеченности гаджетами как вы решаете?
Во-первых, мы ситуацию изначально понимали. Мы провели инвентаризацию, проверили поголовно каждого пользователя. Потом мы обратились ко всему сообществу, чтобы каждый позвонил в свою школу и узнал, нет ли в ней какой-то необходимости в помощи. Параллельно мы использовали все имеющиеся возможности, учебники тоже никто не отменял, учебники у детей есть. И пока мы отлаживали какие-то другие проблемы, а сегодня даже по телевизору идет обучение, использовали все возможные ресурсы. Мы тоже столкнулись с тем, что где-то хороший интернет, хороший экран, а где-то - нет. У нас ведь были нормы СанПиНа, которые предписывали в обычное время при очном занятии время, которое мы можем заниматься перед экраном. Я этот вопрос тоже не хотел бы замалчивать. Мы начали видеть усталость у детей, родители нам об этом говорили, потому что одно дело - сидеть в игрушках, а другое дело – в учебном материале. Наши коллеги стали уменьшать домашнее задание, потому что в первый день было очень непросто все сделать. Мы все привыкаем, приспосабливаемся к этой схеме.
Сегодня в начальной школе, например, есть выходные дни: пару дней дети учатся, один день отдыхают от экрана, занимаются по учебникам, какие-то задания делают. Мы посчитали наши многодетные семьи. Есть семьи, воспитывающие пятеро детей. В обычное время их удовлетворяло, что каждый по очереди мог что-то посмотреть на компьютере. Сегодня мы рассматривали семью, где двое детей учатся в техникуме, а трое – в школе. Понятно, что тем, кто в техникуме и колледже, им техника нужнее, ведь они специальность уже получают. Мы посчитали, сколько у нас малоимущих и многодетных, и всё-таки выбрали категорию, которая в этом году сдает экзамены, это 9-й и 11-й классы, посмотрели 10-й класс как переходный. На эти цели мы попросили у Президента помощь с техникой. Эта техника сегодня вся отправлена в районы, и на ней дети учатся. В первоочередном порядке этот вопрос закрыт, ну а дальше нам помогают выпускники школ и представители бизнеса. Думаю, что сегодня этот вопрос так остро не стоит, мы научились использовать различные формы.
А почему бы не взять компьютеры, которые сейчас стоят в школах мёртвым грузом, под расписку в эти семьи?
Передвижные комплекты мы разобрали в первую очередь. Всё, что можно было использовать, мы использовали. На сегодняшний день проблема остро не стоит. На сегодняшний день нет такого человека, который бы не мог получить задание, и передать его.
Если всё-таки такая проблема возникает, куда жаловаться родителям - в районный отдел образования, Министерство образования и науки РТ?
Согласно 131-му закону, это обязанность муниципалитета. Однако в республике создан центр координации этой работы, который сообщает всю актуальную информацию нам. Я регулярно провожу совещания на эту тему.
Рафис Тимерханович, у многих возникает вопрос: после перехода на дистанционный режим работы не потеряют ли учителя в зарплате? Ведь зарплата педагогов складывается с учётом разных категорий, дополнительных занятий, классных часов.
Согласно указу Президента, мы сохраняем зарплату, но при этом должны понимать, что нам нужно очень много вопросов соорганизовать, потому что сейчас встала внебюджетные деятельность, а у многих педагогов зарплата зависела от неё. Детские сады сейчас работают в режиме дежурных групп. В связи с этим Президентом было принято решение о компенсации арендной платы в детских садах. В абонентской плате у нас находятся такие категории, как нянечки, сторожи, заведующие детскими садами, а это 500 млн рублей в месяц. Поэтому эти деньги надо было находить в бюджете. Мы частично освобождаем вузы и СПО от платы за общежития и от других платежей, которые мы постарались не вешать в это время на плечи населения.
Некоторые вузы и СПО в настоящее время ведут дистанционную работу из аудиторий. На следующий неделе у нас все педагоги по решению по руководителей учреждений смогут по справкам ходить на работу в класс, чтобы вести дистанционную работу. Таким образом, наши педагоги в зарплате не потеряют, но бюджет понесет дополнительные расходы. Это сообщающиеся сосуды, поскольку зарплату мы получаем из бюджета. Поэтому дополнительные расходы на бюджет в дальнейшем нужно будет компенсировать. Учитывая то, что сейчас экономика на спаде, поступления в бюджет будут меньше. Поэтому Президент взял на себя большое дополнительное бремя, но он понимает, что сейчас нужно всем помочь, чтобы этот вопрос, в первую очередь, был снят. Ещё такого не было, чтобы все сидели дома: и родители, и дети, и педагоги – вся страна. Понятно, что у людей, запертых в четырех стенах, возникает дополнительное напряжение. Педагог это должен четко чувствовать. Мы рекомендуем педагогам разряжать ситуацию, даже если она не связана с обучением. Рекомендуем разговаривать с родителями. На педагогов легла дополнительная нагрузка, потом что им сейчас нужно дольше готовиться к урокам. Педагоги относятся к этому с пониманием.
Рафис Тимерханович, среди учителей велик процент людей в возрасте, особенно в сельской местности. Они справляются? Как вы им помогаете?
Сначала было видно, что те, кто постарше, нуждались в регулярной технической поддержке, но это поколение очень дисциплинированное и ответственное. Сегодня оно в строю, а через пару недель ещё и фору даст молодежи. Это люди, которые сидят в библиотеке и изучают те формы, которые могут взять на вооружение. Не так страшен черт, как его малюют. Раньше они пользовались техникой факультативно, но сейчас это необходимо, поэтому наши взрослые педагоги взялись за дело серьезно. Другое дело, что 65-летним мы рекомендуем идти на больничный, согласно рекомендациям Роспотребнадзора. Но если они работают из дома, то молодые коллеги им приносят все необходимое из школы.
Недавно была информация, что Минпросвещения РФ утвердило даты ЕГЭ. В какие сроки они пройдут?
Было совещание с участием представителей партии «Единая Россия» и министра просвещения. Было подтверждено, что 8 июня пройдут ЕГЭ, а 9 июня ОГЭ. Никаких переносов быть не должно, но мы должны понимать, что не можем точно предсказать дальнейшее развитие ситуации.
Не отразится ли переход на дистанционный формат обучения и в целом на режим самоизоляции на результатах ЕГЭ, которые традиционно были высокими в Татарстане?
Речь идёт об учащихся девятых и одиннадцатых классов. Ученики этих классов часто использовали дистанционную форму обучения для своей подготовки. К тому же они знают, в какие вузы будут поступать. Кто готовится в вузы, думаю, у них больших проблем не будет. Сильные ученики, возможно, сдадут экзамен даже лучше, но это только мои предположения. Мне бы хотелось, чтобы результаты не стали хуже, чем в прошлые годы, чтобы мы не потеряли качество нашего образования. Надеюсь, что появившиеся дополнительные возможности заполнят образовавшуюся брешь. Идёт четвёртая четверть, во время которой дети повторяют пройденный материал. Думаю, что мы не должны потерять в качестве.
Как будет организован летний отдых детей, будут ли работать летние лагеря?
Министерство образования и науки РТ отвечает за пришкольные лагеря. Думаю, что мы будем их открывать, дети будут проводить в них время, если не будет каких-либо предписаний штабов и Роспотребнадзора. Мы ведь все свои действия должны согласовывать. На сегодняшний день у нас почти 10 тысяч детей ходит в детские сады. Это наша самая неокрепшая, незащищенная категория, но мы придерживаемся всех необходимых норм и правил, которые Роспотребнадзор нам предписывает. В режиме дежурной группы работает более 700 детсадов, и эта цифра растет с каждым днем, потому что увеличивается количество тех категорий людей, которым штаб разрешает работать. Люди приводят детей в детские сады.
Работают ли сейчас малокомплектные школы в районах?
Да, действительно начали работать малокомплектные школы в некоторых районах республики. К примеру, в Спасском районе. Мы рассаживаем в школе по 15-20 детей - по два-три человека в классе. Мы соблюдаем рекомендации Роспотребнадзора, сажаем детей через парту, обучаем в две смены. Решение принимает образовательное учреждение и его учредитель – муниципалитет. Мы вместе с коллегами обсуждаем ситуацию в режиме дистанционного совещания почти ежедневно и даём свои рекомендации.
Какой бы вы совет дали родителям, учителям и ученикам на оставшееся время дистанционного обучения?
Я бы хотел попросить всех с пониманием относиться к сложившейся ситуации. Ещё хочу поблагодарить наших педагогов, которые выдержали эту нагрузку. Это был стресс для всех: детей, педагогов и родителей, и первыми приняли удар на себя педагоги. Прошло время, педагоги научились готовить контент, наладили контакт с родителями. Конечно, было непросто, но сообща мы решаем все проблемы. Мы этот процесс начали и его не сорвем, весь положенный материал дадим в обязательном порядке. Мы учимся каждый день: родители, ученики, учителя и все общество. Проблемы есть, но их нельзя решить одномоментно. Для решения ситуации Президент направил весьма солидную сумму. Это огромная сумма, которую он тратит на образование, понимая, что за образованием стоит наша экономика. В данном направлении разработана дорожная карта.
С переходом на дистанционный формат учебы намного ли увеличился трафик, как выстригается работа с провайдерами?
Мы работаем с «Таттелекомом», который закрывает примерно 60 процентов территорий, и с другими крупными российскими операторами. Мы обсуждали с ними данный вопрос, и они с пониманием отнеслись к нему. Выяснилось, что «МТС» готов подключать учителей бесплатно по нашей заявке. Президент распорядился, чтобы на месяц были закрыли расходы на интернет преподавателей. Президент собрал дистанционное совещание с операторами связи и мы сразу увидели эффект. Буквально на следующий день мы увидели раскрытие новых мощностей.
Рафис Тимерханович, мы сегодня обсудили с вами все основные моменты, теперь только остаётся ждать завершения карантина.
Думаю, что мы философски должны относиться к тому, что происходит. Да, мы все пережили стресс, но из этого дистанта мы выйдем совершенно другими. Мы теперь по-другому относимся к платформам, нас уже не проведешь. Мы сегодня по-другому относимся и к учебникам, и не только критиковали те, которые есть, но и открыли для себя новые, красочные учебники. Многие новые вещи будем теперь использовать в повседневной жизни и учебе. Нет худа без добра. Образование – это обучение и воспитание детей, эта та формула, в которой важно и то, и другое. Как сказал Президент, школа – это не только обучение, но и социализация.
Нет комментариев-