Корреспондент ИА «Татар-информ» осмотрела ожидающий преображения город и узнала, как бережется прошлое Чистополя вне проектов международного уровня.
В гранте дозволенного
Как пояснил агентству директор музейного объединения города Чистополя Александр Печенкин, для гранта определен только фрагмент исторического центра города – участок улицы Карла Маркса между улицами Бутлерова и Театральная, а также сама улица Театральная между улицами Ленина и Урицкого. Получается Г-образная территория, где в шаговой доступности расположены все музейные объекты, а также некоторые объекты культурного наследия местного и республиканского значения. Они будут впервые отреставрированы благодаря выигранному гранту.
«Это 16 музейных зданий – десять объектов культурного наследия (один объект может состоять и из двух, и из трех зданий). Плюс фрагмент исторического центра, где будет проведена регенерация исторической среды – воссоздание облика еще 34 зданий. А это 29 объектов культурного наследия, у которых будут отреставрированы фасады, кровли, окна и фундамент. Условиями банка сразу оговаривалось, что реставрируются только объекты культурного наследия», – акцентируя, пояснил Александр Печенкин.
При этом он подчеркнул, что отличительная особенность Чистополя – сохранившаяся усадебная застройка. Так, в грантовую программу попало одно из красивейших зданий города – дом купца Мельникова (Карла Маркса, 31), составлявший изначально всесте с другими постройками единый комплекс усадьбы. Однако лет десять назад, хотя сейчас здесь размещаются музейно-сувенирный салон, туристско-информационный центр и отделы дирекции Чистопольского музея-заповедника, некоторые постройки усадьбы были переданы в частные руки (и сейчас в их окнах зияют баннеры о сдаче помещений в аренду).
«Мы сейчас с этим, наверное, уже ничего не сделаем», – констатировал директор музейного объединения, заметив, что частная собственность не могла быть включена в грантовый проект, участниками которого стали только государственные и муниципальные объекты.
В рамках гранта будет также проведена реставрация «под ключ» здания на Карла Маркса, 40, где создадут музей с интерактивной лабораторией уроженца Чистополя – великого химика Александра Бутлерова. Кварталом ниже, рассказал собеседник, расположатся еще пять музейных объектов, а выше, за Скорятинским садом, – еще три. В том числе обновят мемориальный музей Пастернака, появится новое фондохранилище и новый выставочный зал рядом.
Из новых объектов туристической направленности Чистополь пополнится музеем купца Подуруева, музеем жертв политических репрессий и диссидентства, музеем Леонова – Сельвинских и так далее.
Реализация проекта рассчитана на шесть лет – с 2019-го по 2024 год. В этом году идет лишь подготовительная работа, оформление всех документов, которыми занимаются Министерство культуры России, Минфин России, привлеченный фонд, наше Министерство культуры, мы (музейное объединение города Чистополя – прим. Т-и) и Чистопольский район. Деньги будут выделять поэтапно, но понятно, что на средства банка (НБР – прим. Т-и) нельзя отреставрировать весь город. Однако с реализацией проекта жизнь не закончится. Наоборот, будет идти дальнейшее развитие города – и в экономическом плане, и в культурном… И мы в Татарстане уже имеем прекрасные примеры, когда масштабные проекты, в которые вложены значительные средства, начинают потом самостоятельно работать – Булгар, Свияжск. По Чистополю должно произойти что-то подобное», – поделился расчетами на перспективу Печенкин.
Как подчеркнул собеседник агентства, прописанные в проекте гранта объекты после реставрации будут приниматься Министерством культуры России и самим фондом. Кроме того, по поручению Президента РТ к завершению работ будет проведено и благоустройство территории, на которой находятся объекты наследия. На средства регионального бюджета за последние полтора-два года в Чистополе уже заменили магистральные коммуникации в историческом центре города.
По словам Александра Печенкина, в интересах Чистополя и республики было бы включение в грант всего исторического центра. Однако даже поданная первоначально заявка была усечена примерно на 5 процентов – при сохранении основного объема оказались исключены некоторые виды работ. Основой проекта развития Чистополя как малого города стала концепция создания и развития Чистопольского государственного музея-заповедника.
Чистое Поле – история федерального значения
Впервые в документах начали фиксировать село Чистое Поле в конце XVII – начале XVIII веков. Специалисты уверены, что название населенного пункта явно свидетельствует о том, что он относится к числу повторно освоенных территорий.
Сначала на этих землях собственное вольное поселение пытались создать беглые крестьяне. В начале XVIII века их отсюда выселили насильно. Выжившие и избежавшие ссылки снова стали отстраивать свои жилищ, но теперь уже в чистом (выжженном) поле. К ним примыкали и новые поселенцы. К 1761 году сохранившее название в память о большом пожарище село населяли уже более тысячи человек.
Как рассказал ИА «Татар-информ» настоятель Казанской старообрядческой общины старопоморского согласия отец Александр Хрычев, территория современного Чистополя – это неафишируемые бывшие владения производственников Демидовых (тех самых, что при Петре I, как раз в начале XVIII века, строили заводы на Урале и производили оружие в Туле), а также графов Шереметевых. Оба рода тайно покровительствовали старообрядцам. Шереметевы так и вовсе могут считаться уникальными землевладельцами – на всех их землях присутствовали старообрядческие общины.
Екатерина II, придя к власти, издала указ, согласно которому старообрядцы, любые религиозные объединения которых прежде были вне закона, отныне могли организовывать свои поселения, строить храмы и открыто иметь обособленные кладбища. Именно при ее правлении в Россию начали возвращаться староверы, ранее бежавшие из-за гонений за рубеж. В Чистополе время Екатерины II стало хорошим толчком для расцвета деятельности негласно проживавших здесь старообрядцев. В конце ее правления в городе официально возникло старообрядческое кладбище.
По ее же указу в 1781 году село Чистое Поле получило статус уездного города Чистополя с собственным гербом.
«Въ верхней части щита гербъ Казанскій. Въ нижней — золотой, клейменый четверикъ (мерная емкость для сыпучих веществ – прим. Т-и) въ зеленомъ поле, въ знакъ того, что въ семъ новомъ городе производится великій торгъ всякимъ хлебомъ», – сказано в историческом описании герба нового города.
Исторически старообрядцы, в том числе и жители Чистополя, преимущественно занимались хлеботорговлей или скобяным мастерством. Хлебный бизнес составлял в лучшие времена до 70 процентов всего чистопольского торгового оборота.
К концу XIX века город стал значимым в масштабах всей Российской империи центром торговли зерном. Одновременно благодаря купцам-старообрядцам он застраивался и разрастался. Появлялись не только усадьбы состоятельных семей, но и многие социальные и общегородские объекты – производства, гимназии, богадельня, административные здания. До Октябрьской революции Чистополь был по значимости вторым после Казани городом Казанской губернии.
В новейшей истории 7 августа 1918 года отсюда начал кровопролитное шествие по территории современного Татарстана красный террор. Во время Великой Отечественной войны город стал укрытием для ряда советских писателей – Бориса Пастернака, Леонида Леонова, Михаила Максимова, Арсения Тарковского и других.
Побороться за международный грант Чистополю помогло то, что 560 га города к настоящему времени признаны территорией исторического поселения федерального значения.
За периметром долларового гранта
Однако Г-образный участок в историческом центре Чистополя, вошедший в планы реставрации по гранту, существенно меньше 560 га площади исторического поселения. Сам центр города, обладающий статусом достопримечательного места и объекта культурного наследия республиканского значения, занимает 160 га. Две его улицы, к тому же лишь частично охваченные проектом, составляют и вовсе малую часть от всей исторически значимой территории.
Как сообщил Александр Печенкин, в 60-тысячном Чистополе насчитывается более 140 объектов культурного наследия. В список средовых совместно с Министерством культуры РТ и Татарстанским региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) внесены еще 95 объектов. Кроме того, по последнему приказу, в перечень выявленных объектов культурного наследия включены еще 57. Таким образом, 39 объектов культурного наследия, попавшие в грант, – это немногим более 10 процентов от всех 292 ценных исторических построек Чистополя.
Так, например, на обочине тенденциозного проекта по стимуляции туристического потока остался целый комплекс зданий на Нариманова, 56, входящий, впрочем, в границы исторического поселения федерального значения.
Несколько корпусов составляют комплекс старообрядческой богадельни (по сути это был подпольный старообрядческий монастырь). Он отстраивался с 1870-х годов на площади в 0,5 га купцом Василием Челышевым, а затем его вдовой Екатериной Челышевой. Площадь всех существующих по сей день помещений составляет не меньше 1000 кв. м.
С советских времен в здании находятся учреждения здравоохранения. В 2013 году часть построек передали жилому фонду – теперь корпус в середине двора, где до революции размещалась моленная, разделен на квартиры между 12 собственниками. Сюда же поместились еще три муниципальные квартиры. В постройках по периметру бывшей богадельни по-прежнему располагается медицинское учреждение – ряд отделений Чистопольской центральной районной больницы.
Статус объекта культурного наследия, причем лишь муниципального (местного) значения, у комплекса зданий старообрядческой богадельни появился только в 2011 году.
Стена плача по-чистопольски
Как подчеркнул преемник главы Чистопольской общины старопоморского согласия Андрей Орлов, комплекс богадельни – уникальнейший памятник архитектуры эпохи эклектики, выдержанный в так называемом «кирпичном стиле» (из-за недолговечности в нашем климате декоративная лепнина заменялась на резной кирпич). Кроме того, архитектурный ансамбль уникален по единству замысла и хорошей для полуторавековой истории сохранностью задний.
«Практически никаких утрат нет за годы советской власти, даже службы сохранились. Но проблема в том, что свою [функциональную] цельность комплекс во время различных потрясений ХХ века (революции, войны) сохранил, а теперь не переживает времени стабилизации. Он уцелел до нашего времени физически, но цельности комплекса уже нет: уже после выхода Закона о возвращении религиозной собственности (2010 год – прим. Т-и) в 2013 году сюда заселяют людей и, более того, позволяют им приватизировать квартиры в этом историческом здании. В то же время нам никто этих зданий не предложил. А мы откуда могли знать, что часть медицинского учреждения выселяют? Мы узнали только по факту, когда стали обращаться с просьбой вернуть церковную постройку», – пояснил Андрей Орлов.
Об общеисторической ценности комплекса и еще одном параметре его уникальности свидетельствует то, что храм (моленную) на территории богадельни было официально разрешено построить указом императора Александра III в виду заслуг купца Василия Челышева перед городом. При этом до 1905 года староверам законом запрещалось основывать монастыри, строить храмы с внешними религиозными атрибутами (крестами, куполами, колокольнями и так далее). Первое здание моленной, которое построили еще в 1872 году на углу квадрата комплекса богадельни (на первой линии улицы) наполовину из кирпича (низ), наполовину из дерева (верх), было по условиям указа разобрано. Новая моленная с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери появилась на новом месте в 1882 году. Таким образом, к 1906 году, когда была построена сама богадельня, храм оказался во дворе единого комплекса.
Все здания комплекса сохранили историческую кирпичную кладку, которая со временем была лишь частично обновлена. Уцелели и оригинальная мощеная дорожка, и все три первоначальных входа на территорию архитектурного ансамбля. Из утрат, пожалуй, можно назвать только подлинные западные ворота. Вместе с тем износ этих дореволюционных зданий, где никогда не проводился капитальный ремонт, по словам Ивана Султанова, доходит до 90 процентов.
Новые хозяева, жильцы приватизированных и муниципальных квартир в помещениях, десятилетиями при советской власти служивших медучреждением, с исторической постройкой не церемонятся: в некоторых квартирах взамен «родных» установлены пластиковые окна, пробиты отверстия для новых труб… При этом ставшие квартирами апартаменты не только комфортным, но и просто жильем XXI века назвать крайне трудно.
Они сами не рады, что здесь поселились, потому что крыша течет. А стоки туалетов выведены в выгребные ямы под окнами, потому что здесь нет канализации. То есть сейчас в храме – туалеты! То, чего не было при советской власти... А для нас это святыня. У евреев есть Стена плача, это вот – наша стена плача…» – с горечью констатировал Андрей Орлов.
Несколько десятков лет в этих стенах находились медицинские кабинеты, которые посещали пациенты с разными диагнозами, и до сих пор в соседнем корпусе располагается бактериологическая лаборатория.
На просьбу к администрации города вернуть здания богадельни старообрядцам верующие не раз слышали упрек в том, что якобы из корыстных целей подняли вопрос только после того, как часть помещений была передана под жилой фонд, то есть так или иначе предварительно отремонтирована. В реальности же ремонт в отведенных под жилье помещениях жильцы делали самостоятельно и за свой счет, поэтому помещения общего пользования до сих пор остаются в здании такими, какими их помнят медики и пациенты последних 70 лет.
«Какую-то активность, инициативу старообрядческая община стала проявлять буквально последние полтора, не больше, года. До этого зданием никто не интересовался, оно частично пустовало, и в это время была возможность его совершенно спокойно забрать. Тогда старообрядческая община не вышла с такой инициативой к главе города, чтобы забрать пустующую часть здания, а сейчас да – город там разместил жилье. Если частично медучреждение будет выведено, а людям будет предоставлено комфортное жилье, эта часть здания может перейти общине. Это вопрос времени», – пояснил ИА «Татар-информ» директор музейного объединения Чистополя.
Старообрядцы надеются вернуть комплекс богадельни и из постройки гражданского назначения переоборудовать его под религиозное сооружение, как и было задумано купцом Василием Челышевым. В действующем законодательстве нет конфессиональных запретов, поэтому в самых позитивных планах общины после возврата зданий впервые открыто установить на моленной символы веры – колокол и кресты.
Однако пока вопрос не решен. На деле, по словам Орлова, «в Чистополе чтят память, безусловно, известных писателей, поэтов, которые были здесь короткое время в эвакуации, а тем, кто созидал город, кто строил его, кто придал ему такой красивый облик, купцам, которые были настоящими его строителями, должной памяти не воздается».
«Грантовая поддержка направлена именно на развитие музейного дела, поэтому в рамках этого гранта комплекс богадельни Челышева восстанавливаться не будет. Это здание будет передаваться общине, но только по решению Президента РТ. Сейчас об этом ведутся переговоры. Под жилье было передано то, что было свободным. У нас пол-Чистополя такого жилья – город-то старинный. Выселяют из аварийного жилья – смотрят по оценкам экспертов (состоянию фундамента, строения). Но и остальные медики хотят лучших условий. Пока у нас идет ремонт поликлиники. Соответственно, пока структуры все тут. Центральная поликлиника будет сдана в следующем квартале. Если руководство республики посчитает нужным, то передаст это здание. Все документы отданы в Аппарат Президента РТ», – разъяснил видение ситуации городскими властями заместитель главы Чистополя Михаил Ксенофонтов.
Лоск для прессы
Чистопольские купцы-благотворители Челышевы (Василий Львович и его супруга Екатерина Васильевна), на чьи средства был построен вызывающий сейчас споры комплекс богадельни, похоронены на одном из кладбищ города, известном еще с конца XVIII века. Представительные надгробия из черного камня установил город в благодарность за благотворительную деятельность в Чистополе. Первоначально захоронения купеческой семьи находились в склепе, но с приходом советской власти ограда склепа, за которой когда-то горела лампада и стояла икона, а также его крыша были утеряны. Сами надгробия, несмотря на всю их мощь, оказались повреждены... Сейчас у захоронения Челышева статус объекта культурного наследия. Об этом напоминает табличка на воротах кладбища, установленная, правда, не администрацией города, а Русским географическим обществом.
В целом старообрядческое кладбище Чистополя, по словам Ивана Султанова, подвергалось масштабному разорению как минимум дважды. Так, в 1940-х и 1950-х годах для строительства машинно-тракторной станции разобрали каменную ограду исторического погоста. Позже, в 1960-е, при Хрущеве, отсюда вывезли несколько тонн надгробий, многие из которых, пожалуй, можно было считать не только мемориальными объектами, но произведениями искусства. Были перевернуты и даже частично разбиты и надгробия семейного склепа Челышевых. Захоронения по возможности были восстановлены силами общины лишь в начале 2000-х годов, когда с помощью погрузчиков на прежние места возвращали надгробные мемориальные камни. Однако «свергнутые» памятники до сих пор встречаются на территории кладбища среди деревьев, кустов и заброшенных могил.
Старообрядческое кладбище Чистополя – муниципальное. Община обратилась к администрации города с просьбой придать ему статус вероисповедального, чтобы иметь право проводить здесь самостоятельно какие-либо работы и, в частности, принимать меры по охране кладбища и регуляции посещений. Ответа, как сообщил Иван Султанов, так и не последовало.
Наш план – кладбище возродить, привести в божеский вид. Мы с муниципальной властью и по этому вопросу сотрудничаем. В прошлом году деревья вырубали, была договоренность, что они эти деревья будут вывозить. Увезли – один только раз. На все наши обращения такие письма пишут, что не знаешь, что с этими ответами делать. Например, в одном письме ответили, что на благоустройство кладбища в прошлом году 1 млн 700 тыс. потратили, 1200 погонных метров забора сделали. А тут не может быть 1200 – тут всего 300 метров…», – рассказал Султанов.
В буквальном смысле лежит на старообрядческом кладбище с октября прошлого года и сборный, но по-прежнему разобранный туалет. Его городские власти и обещали, и по документам уже даже поставили, потратив, согласно отчетам, несколько десятков тысяч рублей.
Минут через пять присутствия на кладбище, с которого начался визит репортеров «Татар-информа» в Чистополь, его территория оказалась наполнена крайне деятельными людьми. Со всех сторон по периметру до этого казавшегося забытым всеми погоста вдруг стали появляться рабочие – кто с пилами, кто с топорами. Постепенно еще через несколько минут кладбище, где в это время проходила заупокойная служба к столетию со дня убийства большевиками купцов-старообрядцев Андрея Курятникова, Афанасия Логутова и Федора Зайцева, оказалось практически «оцеплено» показательно трудящимися сотрудниками муниципалитета.
Впритык ко входу припарковался грузовик с размещенной на лобовом стекле «пояснительной запиской»: «Уборка мусора с кладбища». Замглавы города, которого старообрядцы, к слову, официально приглашали к участию в мемориальном молебне, присутствовать на панихиде не смог.
«Такие вопросы (присвоение кладбищу статуса вероисповедального – прим. Т-и) надо с главой решать. Какое решение он примет, такие будут дальнейшие действия. Руки и ноги без головы ведь не работают. Примерно так, как человеческий организм, и система муниципалитета работает. Старообрядческое кладбище муниципалитету не в тягость – у нас все кладбища в одинаковом отношении, без привилегий», – заверил разыскавший журналистов уже у комплекса богадельни Челышева замглавы Чистополя Михаил Ксенофонтов.
На что готовы старообрядцы
К слову, после смерти Василия Львовича Челышева его вдова Екатерина Васильевна Челышева построила городской водопровод и, в частности, водонапорную башню, ставшую одним из символов Чистополя. Башня изображается на многих сувенирных открытках, однако, как и комплекс богадельни, в проект международного гранта не вошла.
Пока звонком от Аппарата Президента РТ старообрядческую общину заверили, что в перспективе архитектурный ансамбль на Нариманова, 56 будет передан верующим. По крайней мере, часть, занимаемая сейчас Чистополькой ЦРБ. Расселение жильцов из здания моленной – задача более сложная, и для ее осуществления, как поговаривают, необходимо около 30 млн рублей. Намерение присвоить старообрядческому кладбищу статус вероисповедального к настоящему моменту даже предварительной поддержки в администрации не нашло.
«Если Чистополь хотят сделать еще одним центром туризма в Татарстане, то помимо запланированных грантом музеев было бы очень уместно воссоздать старообрядческую богадельню. Все работы и заботы община готова взять на себя», – подытожил представитель одного из старообрядческих родов Казани Роман Царевский.
Нет комментариев-