В Госкомитете РТ по туризму, памятуя о том, что каждый кризис — это возможность, предложили путешественникам в ситуации, когда лето уже здесь, а границы еще не открыты, обратить свой взор на родные края. В тур, рассчитанный на уикэнд, можно уехать в Елабугу, Чистополь, Болгар или Камское устье.
В цену в 2200 рублей входит завтрак и два обеда, ночь в гостинице и несколько экскурсий. И рассчитывать на него могут не только татарстанцы, ведь туристы в республику уже могут ехать без справок об отсутствии Covid-19 и прохождения обсервации.
«Татар-информ» первым отправился по вновь открывшемуся маршруту — в Елабугу.
Очередь к врачу и ритуал «на здоровье»
Межмуниципальные перевозки в Татарстане пока не разрешены. Поэтому к месту назначения добираемся своим ходом. В микроавтобусе не более пяти человек, в число обязательных условий входит не только ремень, но и маски с перчатками — приметы нового времени. От Казани до Елабуги около трех часов езды.
Первым нас встречает Музей уездной медицины имени Бехтерева. Вот уж где маски на музейных сотрудниках смотрятся действительно гармонично. Расположился он в историческом здании — хирургическом отделении земской больницы, которая была построена в уезде купцом еще в 19 веке.
И если вы думаете, что музей про медицину — это скучно, то знайте: в экскурсии Анастасии Агишиной есть даже знахарский обряд со свечой — на здоровье.
Заодно узнаете, что барином в старину называли чирей, а гостьей лихорадку, человеческий мозг в среднем весит 1,4 кг, но даже если и больше, это не значит, что его обладатель отличается выдающимися умственными способностями. А русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России родился в деревеньке Сорали близ Елабуги.
Не забыть: сфотографироваться в импровизированной очереди к земскому врачу. Ехали к ним издалека, везя иной раз в качестве платы за лечение яйца, молоко и хлеб.
Пирожки «Трактирные» и «муха» под стеклом
Театр-музей «Трактир» — это старинные буфеты, обеденный фарфор, горшки и супницы с историей. Жаль, отобедать прямо здесь нельзя — новый правила диктуют только «навынос». Гостей ждет летняя веранда напротив — у музейного магазина «Художественный салон».
В меню ресторана — вкус купеческой Елабуги. Настоятельно советую блины «Мещанские», пирожки «Трактирные», травяной чай с шиповником и не бояться выбрать что-нибудь еще.
Тут же расскажут об одном из главных елабужских сувениров — рюмке «мухе». Чтобы народ ходил в трактиры, отличающиеся от кабаков тем, что в них не только наливали, но еще и кормили, Петр I велел подавать гостям бесплатную рюмку водки. Трактирщики, чтобы не тратиться понапрасну, выкрутились, придумав рюмку «муху». В посудинку спиртного вмещалось чуть менее столовой ложки. А посетители трактиров опытным путем выяснили, что, обойдя несколько заведений, можно быть постоянно «под мухой».
Сама «муха» стоит, как и положено экспонату, под стеклом. На полках рядом громоздятся самовары и бульотка. Что это такое — в трактире тоже расскажут.
Не забыть: купить в качестве сувениров знаменитые елабужские пряники, которые выпекаются по рецептам XIX века, а также мясную продукцию местного комбината. Особенно советуют тушенку и колбасу «Московскую».
Звезда советского кино и чердачная находка
В живом уголке Музея истории города волнистые попугайчики за время карантина обзавелись потомством. Живой уголок, кстати, вполне может облегчить посещение музея с детьми. Они «залипают» тут надолго.
От экспозиции, повествующей об Ананьинской культуре — близ села Ананьино был открыт первый могильник народа, о происхождении которого до сих пор ломают копья археологи, проходим по шести залам, посвященным различным этапам жизни города.
В центре — портретная галерея исторических личностей, уроженцев Елабуги и знаменитостей, чьи имена связаны с историей города. Среди них — звезда советского кино Марина Ладынина.
«Где она и где Елабуга?» — удивляюсь я. Оказывается, девочкой будущая дива советских экранов побывала в Елабуге. В одном из своих последних интервью она рассказывала, что с этим городом связаны ее первые артистические впечатления. Ладынина играла главную роль в любительском спектакле, поставленном елабужской купчихой, и решила, что именно это занятие ей по душе.
«Тогда же она получила первые в своей жизни цветы, — рассказывает заведущая музеем Екатерина Кашапова. — Сын елабужского коммерсанта Вова Ватеркампф, вспоминала Ладынина, подарил ей розу».
Недавно в экспозиции музея появились копии фотографий из альбома, случайно найденного на чердаке деревенского дома летом 2019 года. Более 400 хорошо сохранившихся снимков, которые зафиксировали все подробности жизни дореволюционной Елабуги, ее быт в деталях. Некоторые их них были отсканированы и уже доступны широкой публике.
Расскажут в музее, что связывало елабужского гражданина Батолина с тем самым Генри Фордом, почему учениц местного епархиального училища называли воронами и как признаться в любви на языке марок.
Не забыть: отправить родным из музея открытку с приветом из Елабуги и сделать снимок с купеческой семьей за чаепитием. Ну и забрать ребенка из живого уголка.
Из гостиницы в гусарский бивак
Гостиница «Шишкинъ», как и другие, переживает трудный период. Владельцы, воспользовавшись отсутствием гостей, обновили обеденные залы. Новый дизайн, камин и мебель ждут постояльцев. Номера пустуют, а в гостинице обдумывают, как организовать питание по новым правилам Роспотребнадзора. На программу тура выходного дня тут очень рассчитывают.
Вечером вспоминаем про дополнительные услуги тура, стоимость из стартует с 500 рублей. Среди них, например, чаепитие на веранде в доме Шишкина с видом на пруды или ночная музейная экскурсия при свечах. Можно отправиться и в интерактивную мастерскую, где под руководством эксперта заняться лозоплетением, выжиганием, керамикой, скрап-букингом или даже порисовать в технике эбру. Рассчитаны такие мастер-классы в первую очередь на детей. А мы решаем поехать к гусарам.
В дворе музея кавалерист-девицы Надежды Дуровой, той самой, чья история легла в основу фильма «Гусарская баллада», для нас разбивают гусарский бивак. Пока на костре готовится «походное блюдо» — гречневая каша с тушенкой, играем в подзабытые ныне городки и бирюльки. Бирюльки, вопреки расхожей поговорке про «это вам не в бирюльки играть», оказываются делом не таким уж и простым. Крючочком из кучки фигурок надо вытаскивать одну за другой, не потревожив остальные. Проиграет тот, у кого кучка посыплется.
Каша тут невероятна вкусна. А чай из самовара крепок. Алеет мак во дворе музея, звучит гитара, и по забору крадется кот. И атмосфера такая, что начинаешь понимать первую российскую женщину-офицера Надежду Дурову, которая в зрелом возрасте оставила столичный Петербург и вернулась в уютную Елабугу. Доживала она тут свой век, носила мужское платье, курила чубук, елабужане уважительно величали ее господином Александровым — никак иначе нельзя было в отсутствии равноправия.
Не забыть: победу в городках, впечатления и вернуться от бивака в гостиницу.
Картина из подпола и авторская экскурсия
Веранда мемориального дома-музея Ивана Шишкина — это когда «пусть весь мир подождет». Вид простирающихся вдаль полей и лугов и синевы неба, кажется, должен быть в каждом трэвел-блоге.
Интересно, что немногие посетители музея могут сходу вспомнить название наиболее известной картины русского пейзажиста. Ответы варьируются от «Трех медведей» (на картине их на самом деле четыре) до «Утра в сосновом бору».
А вот самая, пожалуй, неизвестная картина кисти Ивана Ивановича как раз представлена в музее. Ее когда-то достали из подпола дома. И долго не могли поверить, что это произведение Шишкина — палитра и техника сильно отличались.
Как выяснилось, найденная картина была первой, написанной Шишкиным еще в 16 лет. Будущий великий художник был недоволен ею, поэтому и надежно спрятал. Как будто для следующих поколений.
Авторская экскурсия Андрея Иванова — еще один пункт тура выходных. Неспешно идем по центру Елабуги, лишь успевая крутить головой и ловить факты. Гид, конечно, помнит, что детский сад «Дюймовочка» ранее носил имя Розы Люксембург, а еще раньше был купеческой усадьбой, переживший городской пожар 1855 года, который уничтожил почти всю Елабугу. Показывает он, в каком здании выступал известный правозащитник Короленко, а в каком — Надежда Крупская, где были лавки, а где магазины, и какая между ними разница.
«Купцы Стахеевы входили в число богатейших семей не просто Елабуги, а России. В этом доме они открыли ресторан „Зельва“, — рассказывает Иванов. — Переводится с чешского как „Черепаха“. И до революции в меню ресторана постоянно присутствовал черепаший суп».
И еще интересный факт из авторской экскурсии — о том, как связана Эйфелева башня с другой известной елабужской фамилией — промышленниками Ушковыми. По информации Иванова, плитка завода Ушковых была положена в основании известнейшего сооружения Парижа, которое строилось как временный вход на Всемирную промышленную выставку. «Привет» от елабужских коммерсантов и сейчас там, только закатан в асфальт.
А вот детективную историю, связанную с эвакуированным сюда известным на весь союз оперным певцом Сергеем Лемешевым и агентами НКВД, установившими за ним слежку, наверное, лучше услышать от самого автора экскурсии. Разочарованы не будете.
Не забыть: найти минуту наедине с собой на веранде дома-музея Шишкина, подняться на колокольню Спасского собора, чтобы посмотреть на город с высоты. Услышать звон колоколов и омолодиться.
«Почему в Елабугу не едут казанцы?»
Генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко признается, что цена за «посткоронавирусные выходные» в 2200 рублей несколько напугала сотрудников музея, но сегодня это стоит воспринимать как маркетинговый ход и работу на будущее.
«После того, как нам разрешили открыть музеи, к нам приходило по одному, по два человека, иногда и никого. А нам казалось, что люди рванут после вынужденного пребывания дома, казалось, что семьями побегут к нам. К большому сожалению, не произошло этого, — рассказывает директор музея-заповедника. — Поэтому предложение от Госкомитета по туризму мы восприняли с радостью. Вдохновение есть, желание принимать есть. Я уверена на 90 процентов, что туристы, побывавшие в наших музеях, уезжают с выражением „вау“ и с желанием вернуться».
В музеях готовы разделять потоки посетителей, да и к маскам тут уже почти привыкли. Экскурсоводам, говорят, они не мешают, тем более что недавно для ведения экскурсий были закуплены устройства с микрофонами и динамиками — гостям будет слышно все.
Елабуга, где расположены 16 крупных музеев, всегда была востребована у российского туриста. Город, улицы и дома которого полны историей и легендами, принимал в год до 150 судов с туристами из разных городов. Но, удивляется Гульзада Руденко, родную и близкую Елабугу не жалуют казанцы. Может быть, задумывается директор музея-заповедника, в ситуации с закрытыми границами жители столицы республики обратят взгляды на нее? Елабуга не подкачает, обещают тут.
Нет комментариев-