Быть или не быть: 16 млн рублей за шлагбаум на железнодорожном переезде против девяти ДТП

Сегодня в Казани прошла акция-рейд «Внимание, переезд!»: сотрудники Горьковской железной дороги и Управления ГИБДД МВД по РТ выявляли нарушителей Правил дорожного движения близ железнодорожной сети, раздавали листовки и памятки об элементарных принципах поведения и управления автомобилем.
Как показали первые же минуты мероприятия, осознания опасности для собственной жизни хватает не всем водителям – не обращая внимания на предупреждающие сигналы светофора, некоторые рискуют проехать перед приближающимся поездом.


Стартовой точкой контроля стал переезд на 800-м км в поселке Дербышки с оживленным трафиком железнодорожного транспорта. За короткое время участок миновали три состава. В двоих случаях среди автовладельцев находились те, кто игнорировал светозвуковой сигнал светофора и предпочитал проскочить до появления поезда.


«Нужно понимать, тем более нашим автомобилистам, что мгновенно остановить можно только автомобиль, а тормозной путь поезда зависит от его характеристик – пассажирский он или грузовой. Но даже если машинист экстренно применяет торможение, тормозной путь составляет до километра, метров 800. Вопрос очень серьезный. На сегодняшний день с начала года на сети железных дорог (а их 16 в Российской Федерации) случились 182 ДТП, уже погибли 37 человек, именно водителей. Настораживает другое: 47 случаев с пассажирскими и пригородными поездами», – констатировал заместитель начальника ГЖД, главный ревизор по безопасности движения поездов Шевкет Асанов.


Так, напомнил собеседник, одно из последних ДТП на переезде, причем со смертельным исходом для нарушителя, произошло 11 сентября на перегоне Канаш – Ибреси (272-й км канашского направления, в сторону Алатыря). Вопреки запрещающему сигналу светофора во время движения по участку рельсового автобуса ГЖД (автобус на комбинированном железнодорожном ходу, по сути вагон – прим. Т-и), в котором находилось 11 человек, 20-тонный, хотя и порожний, грузовик решил опередить проходящий поезд. И, находясь на расстоянии 100 метров, начал движение.

«Скорость рельсового автобуса – 85 км/ч. Даже практически тормозного пути никакого не было – столкновение в результате. Железнодорожники остались живы, но водитель скончался по дороге в больницу», – констатировал Шевкет Асанов.

Во время рейда сотрудники ГИБДД составляли протоколы на нарушителей, а путейщики раздавали ожидающим открытия переезда автовладельцам памятки и листовки с напоминаниями о правилах поведения вблизи железнодорожной инфраструктуры.


К слову, согласно статистике, все аварии на переездах происходят именно по вине водителей – из-за нарушения ими ПДД. В этом году по всей России число таких происшествий увеличилось на 40 процентов, причем чаще стали происходить столкновения с пассажирскими и пригородными поездами. И это несмотря на то, что при фиксации камерой наблюдения переезда через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора на нарушителя налагается штраф в размере 1 тыс. рублей, при повторном нарушении – в размере 5 тыс. рублей, а если нарушение на месте зафиксирует сотрудник ГИБДД, водитель может быть лишен права управления автомобилем.

Только на Горьковской железной дороге в этом году зафиксировано семь ДТП на переездах, четыре из которых случились на территории Татарстана. 


«Хочу обратиться ко всем водителям, пешеходам, велосипедистам. Не нарушайте Правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов. Невозможно мгновенно остановить подвижной состав, скорости у нас высокие, ведь масса поезда может достигать 12 тыс. тонн. Выезжая на переезд под запрещающий сигнал светофора, нарушая дорожные знаки, вы ставите под угрозу не только свою жизнь, но и жизни тех пассажиров, которые едут с вами, жизни работников железнодорожного транспорта и его пассажиров. Мне бы хотелось эту боль и тревогу донести до каждого», – сказал заместитель начальника ГЖД по Казанскому территориальному управлению Александр Черемнов.

Как показал рейд, железнодорожные переезды часто пересекают на красный свет и пешеходы. Однако если остановить проход населения на красный свет представляется трудноосуществимым делом, то, казалось бы, для предотвращения ДТП с машинами можно было бы установить шлагбаумы.


«Нами ведется и профилактическая работа: на сегодняшний день работники ГЖД посетили за минувшие восемь месяцев больше 3 тыс. предприятий. Примерно с 160 водителями проведены беседы – на железнодорожных переездах и на предприятиях железнодорожного транспорта. Существует фото- и видеофиксация. Помимо профилактики мы проводим модернизацию переездов, доведение их до состояния, соответствующего всем требованиям. В этом году на переезды Горьковской железной дороги у нас запланировано выделить более 60 млн рублей. Но, конечно, основной вопрос, который нужно будет поднимать именно местным властям, – это развязки. В первую очередь будем уходить и сможем уйти от железнодорожных происшествий», – пообещал Шевкет Асанов.


Однако при этом, как пояснил собеседник, изолировать все переезды шлагбаумами невозможно из экономических соображений. Интенсивность движения на многих из них невелика, а стоимость только оборудования одного переезда (не считая дальнейшего обслуживания), по словам замначальника ГЖД, будет составлять около 16 млн рублей. При этом только в Казани насчитывается 26 железнодорожных переездов, на территории Казанского территориального управления – 81, лишь десять из которых обслуживаются дежурными работниками. По Казанскому региону железнодорожных переездов 197, из которых лишь 20 – с дежурными работниками. 


Однако на второй контрольной точке акции-рейда «Внимание, переезд!» – 1-м км в поселке Левченко, несмотря на низкую интенсивность трафика грузовых поездов (ветка ведет на «Оргсинтез», и проходят здесь максимум два поезда ночью и один-два днем) и подачу предупреждающего светозвукового сигнала светофором за 40 секунд до приближения состава, 3 сентября в ночное время произошло столкновение автомобиля KIA с тепловозом ЧМЭ-3. К счастью, обошлось без жертв.