«Казанский феномен» и борьба за суверенитет: в Казани открылась выставка к 30-летию «Татар-информа»

Автор уникальной фотовыставки – казанский фотограф Рамиль Гали рассказал, сколько стоил хороший фотоаппарат в советское время, а также об истории Татарстана, запечатленной им на черно-белых фотографиях.

Обновив гардероб к осени и совершив покупки для дома, жители Казани могут, не выходя из мегамолла, окунуться в историю Татарстана. Фотовыставка «Это наша с тобой история…», посвященная 30-летию информационного агентства «Татар-информ» и 100-летию образования ТАССР, проходит в эти дни в торговом центре «Мега». На ней представлена фотолетопись 1980 — 1990-х годов, созданная казанским фотографом Рамилем Гали. 

«На выставке собраны фотографии людей и различных мероприятий — Сабантуя, автогонок, посевных работ. Здесь представлен отдых людей, убранство квартир в советский период. Всего мною собрано сто работ, но они очень большие по размерам. В „Меге“ выставлены 22 работы, которые занимают 200 квадратов. Чтобы показать все работы, нужна очень большая площадь», — сообщил на открытии выставки корреспонденту «Татар-информ» ее автор.

Фотография — это целая история

Рамиль Гали — фотограф информационного агентства «Татар-информ», где трудится последние четыре года. Общий его стаж в фотожурналистике велик и составляет 33 года. За это время работы мастера выставлялись на множестве выставок и побеждали в различных престижных советских и российских конкурсах. В 1986–2016 годах Гали довелось трудиться на Родине и за рубежом: в газетах «Коммерсант», «Труд», «Комсомольская правда», глянцевых журналах США, а также в пуле Президента РФ Владимира Путина.

«Фотография — это документ, это целая история, которую очень важно сохранить. Эти негативы я снимал, будучи молодым журналистом, работая в „Вечерней Казани“, „Татарстан Яшьлэре“, „Комсомольце Татарии“, „Площади Свободы“. Эта коллекция выезжала в Москву, часть фотографий была опубликована в центральной прессе», — отметил фотограф.  

С помощью языка фотографии автор рассказывает о жизни людей в период драматических перемен, смен идеологий и сложных лет недавней эпохи. Как непосредственный очевидец тех событий, фотограф делится впечатлениями, эмоциями, размышлениями, подчас его снимки содержат глубокий философский смысл. Собранные вместе, эти работы составляют колоритный портрет ТАССР той поры.

«Мои работы прошли очень длинный путь. Я снял срез того времени — как мы жили. Здесь все по-честному, все показано, как и было, без грязи. Я благодарен руководству агентства „Татмедиа“ и „Татар-информ“ за возможность выставлять свои работы, сохраняя нашу историю», — подчеркнул Рамиль Гали.

Фотоаппарат стоил половину «Жигулей»

В серии уникальных черно-белых фотографий отражено непростое время «перестройки»: борьба за суверенитет и свободу вероисповедания, экономические потрясения, «казанский феномен» и многое другое. Фотоснимки сотрудники советских газет и журналов делали в основном на личные фотоаппараты.

«Я заплатил 3,5 тысячи рублей — это половина стоимости „Жигулей“. Многие фотографы крутили пальцем и виска и говорили: „Зачем ты покупаешь такой дорогой фотоаппарат, как Олимпус?“ Это была прекрасная камера с тремя объективами японской сборки, которую я приобрел в 1985 году», — вспоминает фотокорреспондент.

Тогда директор казанского Издательства обратил внимание на нехватку профессиональной аппаратуры у молодых специалистов и поручил решить данный вопрос. Рамилю Гали посчастливилось, фотографу выдали «Nikon F 3» в полном комплекте.

«Все мои работы сохранились на черно-белой пленке. Трудностей с их распечаткой сейчас нет, но есть трудности со сканерами. Дело в том, что сейчас не выпускают сканеры для пленок. У меня есть свой личный сканер. Кроме того, агентство „Татар-информ“ приобрело два сканера для работы», — говорит Гали.

«Пойди туда — не знаю куда»

Казанский фотограф говорит, что в советское время его работа напоминала сюжет из русской народной сказки «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

«Я приходил на работу, задания у меня не было. Редактор „Татарстан Яшьлэре“ говорил: „Рамиль, ты уже два дня в редакции, пора ехать в командировку“. Я за пять лет объездил весь Татарстан, был во всех городах, снимал сельское хозяйство, доярок, колхозы. Мы снимали события в городе, по нашим фотографиям журналисты писали тексты», — вспоминает он.

Работа фотокорреспондента в современной редакции совсем другая. К сотрудникам «Татар-информ» предъявляются самые высокие требования. За время работы в информационном агентстве с участием Рамиля Гали  удалось собрать громадный фотоархив со всей республики.

«Мы уже не ходим с протянутой рукой, наоборот, у нас все берут фотографии. В нашем фотобанке насчитывается около миллиона фотографий. Это чемпионаты мира, первый беспилотный „КАМАЗ“, спуск на воду катеров Зеленодольского завода… Каждый день мы привозим новые фотографии. Мы можем сделать срез республики за четыре года через фотографии по каждому дню. Фотопродукт „Татар-информ“ может конкурировать на любом уровне», — уверен Рамиль Гали.

Всего в информационном агентстве «Татар-информ» работает пять фотографов, каждый день они снимают по несколько репортажей. Фотографиями из фотобанка пользуются все филиалы «Татмедиа». В дальнейшем агентство планирует собрать материалы разных фотографов прошлых лет, чтобы их сохранить и передать последующим поколениям.

В день открытия фотовыставки «Это наша с тобой история…» Рамиль Гали прокомментировал события периода советских времен, запечатленные им на снимках.

Дорога в коммунизм. Актаныш. 1994 год

«Коммунистический строй имел свои лозунги, в их числе „Дорога в коммунизм“. Чем интересна данная фотография? Нам родители часто говорили „Вы будете жить при коммунизме“. И вот такая дорога, которая так и не стала асфальтированной, мы так и не дошли до коммунизма. Это интересный посыл в будущее, который остался недостигнутым».

Автогонки на приз КАИ. Старый ипподром. 1988 год.

«На старом ипподроме проходили российские гонки, где соревновались наши гонщики. Эти соревнования потом перенесли на Высокую гору. Наш Президент в то время был главой администрации Высокогорского района, он сделал первую трассу вместе с москвичами в Татарстане».

Автолавка на Сабантуе. Пестречинский район, деревня Конь, 1991 год.

«Это было время дефицита, советские деньги — рубли. А что было дефицитом в то время, помните? Масло, сыр, шоколадные конфеты, торты, мясо, колбаса. На фотографии запечатлен момент продажи дефицита на Сабантуе. Люди со всех сторон пытаются здесь что-то купить».

Борьба с преступностью на улицах Казани, 1993 год.

«Мы видим „казанский феномен“, лихие 90-е годы, борьбу с преступностью на автомобильных дорогах, задержание „авторитетов“. Преступники тогда очень любили вишневые „девятки“, а потом пересели на „БМВ“. Поэтому такие автомобили проверяли часто, на улицах работали автоматчики. Съемка происходила в центре города. Мы часто попадали в подобные рейды со „сокрой помощью“, милицией и пожарными. Это было боевое задержание. Водитель был недоволен, что его проверяют, поэтому правоохранителям пришлось применить силу, чтобы его утихомирить».

Гата Камский — шахматист из Ленинграда, в библиотеке, 1988 год.

«Действие происходит в здании казанского Издательства на 12 этаже, в библиотеке, где идет сеанс одновременной игры. На фото журналисты, более половины которых, к сожалению, уже нет в живых. Гата Камский приехал тогда с папой, который его готовил, хотел, чтобы сын стал чемпионом мира. На этом фото Гате лет 13-14, тогда он обыграл всех».

Президент Венгрии Арпад Генц в аэропорту Казани, 1993 год.

«Старый аэропорт не мог выполнять международные рейсы. Был построен новый аэропорт в Казани, мы фотографировали его строительство. На фото запечатлен первый прилет Президента Венгрии, первый международный рейс. Гостя встречает Президент, а цветы ему дарили журналисты, в их числе Римма Атласовна Ратникова».

Замена трамвайных путей на Ленинской дамбе, 1991 год.

«На фотографии вдали видно наше Издательство. Здесь показан женский труд того времени. Иногда женщинам приходилось поработать кувалдой. Трамваи и машины во время ремонта Ленинской дамбы не ходили, все было перекрыто, люди ходили пешком. Этот снимок был опубликован в центральной прессе».

Речной порт. Татарская свадьба, 1991 год.

«Отец невесты пришел ко мне и попросил поснимать свадьбу. Я сделал большую серию фотографий. Молодожены выезжали на остров на катере, посетили речной порт. Эта фотография не постановочная. Почему речной порт? В речном порту на теплоходах всегда можно было поживиться. В буфетах можно было купить хорошее вино и сладости, которые нельзя было купить в городе. Буфет укомплектовывался в Нижнем Новгороде, Москве — откуда шел теплоход. Мы очень часто пользовались буфетами теплоходов. В кадр попал мужчина с мешком капусты. Это портовый грузчик».

***

Фотовыставка «Это наша с тобой история…» организована галереей «Татмедиа» и информационным агентством «Татар-информ». В скором времени число представленных здесь работ увеличится. Выставка будет работать до 10 сентября.

Проект проведения выставок в новом формате — в торговых центрах получит дальнейшее развитие. В частности, планируется проведение аналогичных мероприятий в других городах Татарстана — Набережных Челнах, Альметьевске, Елабуге и Нижнекамске. Уже есть соответствующие договоренности с рядом торговых центров.

Мнения:

Руководитель Республиканского агентства РТ по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев:

«Первая подобная выставка открылась этим летом в парке Горького. Фотографии посвящены истории нашей республики. Мы видим, что выставка вызывает интерес у людей. Фотографии дают возможность вспомнить, как развивалась наша республика. Думаю, что у этого проекта будет хорошее и доброе продолжение. Надеюсь, что как можно больше жителей и гостей Татарстана увидят эти работы и получат хороший заряд энергии».

Гендиректор АО «Татмедиа» Шамиль Садыков:

«Информационное агентство «Татар-информ» на протяжении ряда лет проводит тематические фотовыставки на первом этаже в здании «Татмедиа». Эта выставка — экскурсия в прошлое, возможность довести до людей интересную информацию. Наша задача — идти в народ, поэтому в этом году было принято решение об их проведении в массовых местах. 

Фоторабота — самое главное, интересное и сложное в журналистике. Каждый журналист сейчас может считаться фотографом, но настоящих фотографов за прошедшие годы стало меньше. Хорошие фотографы — это штучный товар. Особенно мало осталось фотографов, которые работали в советское время. Наша главная задача заключается в том, чтобы сохранить их работы».