Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Автор методики скоростного чтения: «Один из моих учеников читал 9 тысяч слов в минуту»

Автор методики скоростного чтения: «Один из моих учеников читал 9 тысяч слов в минуту»
В свое время тренинги по скорочтению устраивались для членов КПСС, а сегодня обучение быстрому чтению популярно в качестве дополнительного образования для детей. О модном направлении ИА «Татар-информ» рассказал автор адаптированной для детей методики скорочтения и развития памяти Шамиль Ахмадуллин.

Шамиль, как вы считаете, почему скоростное чтение сейчас стало таким модным? Что дает человеку умение быстро читать?

Скорочтение было популярно всегда. В советское время для членов КПСС устраивали тренинги по развитию чтения и памяти. Я сам больше ориентируюсь на скоростное чтение для детей. Еще студентом интересовался методикой обучения, изучил ее. Затем адаптировал для детей, разработал упражнения по своей методике.

Многие понимают под скоростным чтением просто скорость. Это неправильное понимание. Мы не просто увеличиваем скорость, а даем толчок к запоминанию и хорошему пониманию прочитанного. В школе до 3-го класса у детей принимают нормативы по скорости чтения, но на понимание прочитанного особо не обращают внимания. В начальных классах по многим предметам успеваемость ребенка сводится именно к качеству его чтения и пониманию прочитанного.

А вы сами как пришли к этому? Почему решили создать свою методику?

Это очень длинная история. Я окончил 33-й лицей в Казани, довольно хорошо знал физику и математику. Еще студентом занимался репетиторством, готовил выпускников к экзаменам. В то же время интересовался различными образовательными методиками, для себя также изучил скорочтение. К тому же работал в различных детских летних лагерях. А в 2013-2014 годах открыл свой центр для детей. Интересующихся этой темой оказалось много, наш центр стал популярным. В 2015 году мы его изменили на «Школу скорочтения и развития памяти у детей по методике Шамиля Ахмадуллина». Затем одно из издательств предложило мне написать и выпустить книгу, и так появилась книга с упражнениями по скорочтению. Неожиданно она стала очень популярной, и мы ее издавали несколько раз.

Кто придумал эту методику? Откуда она пошла?

Методики скорочтения появились в 50-60-х годах прошлого века. Первую школу скорочтения в Америке открыла учительница Эвелин Вуд. Со временем эта область, конечно, претерпела изменения.

Я адаптировал эту методику для детей. В данном случае обучение должно быть интересным, в игровой форме, и учитывать возрастные особенности.

Основной принцип — научить детей, исходя из образовательной задачи, ставить перед собой цель. Например, в качестве домашней работы ребенку могут задать или рассказать параграф, или ответить на вопросы. Если ребенку предстоит ответить на вопросы, то в таком случае ему сначала надо прочитать вопросы в конце параграфа и попробовать на них ответить. Даже не ознакомившись с текстом, ребенок уже сможет что-то сказать. Но когда он начнет читать сам текст, в ходе чтения его мозг уже будет искать ответы на эти вопросы.

Предложенные в книге Струп-тесты (техника для развития памяти: названия цветов написаны другим цветом, надо назвать цвета без чтения слов. — Ред.) выполняются для расширения внимания.

Надо также заниматься тренировкой движения глаза, потому что большинство школьников «съезжают» со строки и им не удается быстро найти это место и продолжить чтение. Можно развивать навык непрерывного просматривания.

То есть с помощью этих упражнений можно любого ребенка научить скоростному чтению?

Это сложный вопрос. Это как научить любого человека кататься на лыжах — да, на лыжи встать могут все, но не каждый становится настоящим спортсменом. И здесь так же. В школе же всех детей учат читать — конечно, если нет мешающих этому факторов по здоровью. Сейчас ведь если ребенок пару букв читает с ошибкой, каждый второй родитель начинает переживать, что у ребенка дислексия, потому что это слово сейчас очень модно. А на самом деле этот ребенок довольно неплохо читает. Мы ведь перед собой не ставим каких-то высоких планок. Для нас самое главное — улучшить возможности по чтению. Повторюсь — не просто увеличить скорость, но и улучшить понимание текста.

В каком возрасте следует начать осваивать скорочтение?

В первую очередь ребенок уже должен уметь читать. Не по слогам, а по словам, примерно 35-40 слов в минуту. В таком случае уже можно начинать делать эти упражнения. А если по возрасту — наверное, 6-7 лет. Дети ведь тоже разные — кто-то уже в 3-4 года начинает читать, а кто-то может научиться только к 7 годам. Это не хорошо и не плохо. В этом случае не надо сравнивать своего ребенка с соседским. Это всего лишь означает, что мозг ребенка еще не развился, не созрел. Связано лишь с физиологией человека.

Если хотите заниматься скорочтением, сначала научите вашего ребенка читать по словам. Иначе скорость у него увеличится, но понимание может пострадать.

Скорочтение также связано с нашей артикуляцией. Невозможно произнести больше 200-250 слов в минуту. А во время чтения про себя мозг читает в два раза быстрее. Прочитанное про себя ребенок и понимает лучше.

Но если скорочтение связано с артикуляцией, могут ли им заниматься дети с дефектами речи? Например, если ребенок не выговаривает «р».

С этим вопросом надо обратиться к логопеду. Конечно, прежде чем приступать к навыкам скорочтения, сначала лучше убрать дефект речи.

Сейчас многие частные школы предлагают услуги по обучению скоростному чтению. Достаточно ли двух уроков в неделю, чтобы получить какие-то результаты?

В свое время я проводил много различных экспериментов с разными группами. В тестовые группы детей брали бесплатно, по согласованию с родителями, и, конечно, никаких положительных результатов обещать мы не могли.

Понятно, что сегодня родителям довольно трудно по вечерам два раза в неделю вести ребенка еще куда-то на дополнительное занятие. Одно занятие в неделю не дало хорошие результаты, развития почти не было. Наша задача была за короткое время достичь хороших результатов. Для этого нужны минимум 9-10 уроков. Мы занимались пять недель два раза в неделю, всего десять занятий. Результаты оказались хорошие. Конечно, помимо этого с ребенком надо заниматься еще и дома.

Шамиль, а сохраняются ли результаты после окончания курсов? Или надо эти упражнения время от времени повторять?

Скорочтение как навык сохраняется. Если человек умеет ездить на велосипеде, то он даже после нескольких лет перерыва может сесть и поехать. В случае скорочтения так же. Если не заниматься, может быть регресс, но не сильный. Например, ребенок, который до курсов скорочтения читал 100 слов в минуту, к концу занятий может читать 200 слов. Через два-три месяца показатели могут дойти до 150-170 слов в минуту. Это немного меньше лучшего результата, но уже не такие, как в начале занятий.

Большую роль играет учитель. Я сам обучал таких учителей-тренеров. Когда учитель по возможности уводит от сложностей и показывает, насколько обучение легкое, интересное, то и ребенку весело. Группы не должны превышать 5-6 человек. Потом, ребенок должен чувствовать, видеть, как его результаты подчеркивают. Не будет ошибкой, если скажем, что мотивация в этом случае играет самую большую роль. Результат зависит от мотивации.

В школе нам учителя всегда говорили: чтобы читать быстро и писать грамотно, нужно читать много книг. Это действительно помогает?

Я тут, исходя из научной точки зрения, немного поспорил бы. От того, что каждый день ходишь, мышцы на ногах особо не разовьются. Организм так устроен: чтобы мозг развивался, ему нужны дополнительные нагрузки. Что касается чтения, надо выяснить, где проблема, и попытаться ее решить. Конечно, должна быть практика — чтение. Но не думаю, что можно повысить мастерство лишь делая что-то в больших объемах.

Помогают ли навыки скорочтения в чтении художественной литературы?

Книга по скорочтению для детей 6-9 лет как раз ориентирована на литературные произведения. Ученики начальных классов в большинстве случаев работают только с художественной литературой. У тестовых отрывков в книге есть пусть простенький, но сюжет. Для начальных классов как раз чтение и пересказ этих литературных текстов, написание по ним сочинений, изложений и является основной задачей.

Шамиль, какие самые необычные результаты показывали ваши ученики? Какой рекорд по чтению среди них?

Некоторые мои ученики читали быстрее меня. Например, был мальчик, который читал 9 тысяч слов в минуту. Правда, до наших занятий он уже читал тысячу слов, его результаты и так были выше обычного. Это способность самого ребенка. Таких по пальцам пересчитать. Есть еще девочка Камиля Мустафина, она читала тысячу слов в минуту. Мы с ней ездили в Москву на передачу Елены Малышевой «Жить здорово».

Часто в рекламе можно услышать о каких-то заоблачных результатах. Если ребенок читает сто слов в минуту, то он к концу курса 10 тысяч слов читать не сможет. Это обман.

Мы видим, что скорочтение в целом вещь полезная. Неужели у него совсем нет минусов?

Отнимает время. Единственный минус. Если у ребенка есть какие-то неврологические болезни, то лучше проконсультироваться с врачом.

Автор: Лейсан Рахматуллина

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев