Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Быть истинной татаркой – удовольствие дорогое: во сколько обойдется национальный костюм?

Быть истинной татаркой – удовольствие дорогое: во сколько обойдется национальный костюм?
Прошедший недавно в Казани фестиваль «Печән базары» предоставил всем возможность получить подарок, придя на праздник в национальном костюме. Но на каждом шагу можно было встретить тех, кто проигнорировал дресс-код. В какую сумму встанет простой татарской девушке нарядиться в современный национальный костюм?

Встречают по одежке – провожают по уму. Народная мудрость. Не совру, сказав, что фестиваль «Печән базары» вернул нам национальные традиции. Уже никого не удивляет ежегодная ярмарка в Старо-Татарской слободе, и традиционное национальное облачение кажется нам естественным. Смело можем сделать вывод, что фестиваль достиг своей цели и внес изменения в размеренную городскую жизнь. Тому есть еще одно яркое подтверждение – даже руководители республики сейчас носят национальный рабочий костюм.

Капля за каплей – образуется озеро. Верю, что постепенно татары перейдут к национальной одежде. Пока же мы наблюдаем за первыми шагами в этом направлении, все чаще замечаем у татарских девушек и женщин серьги, украшения, калфаки, платки с национальным орнаментом… Когда же нашим татаркам представится возможность одеться в национальную одежду по выгодным ценам?

Татарские ежедневники

Приведи в порядок свои мысли, и ты увидишь этот мир другими глазами, порядок в окружающем тебя мире свидетельствует о том, что порядок есть в твоей голове и внутреннем мире. Вам часто приходится слышать эту мысль?

Когда беспорядок дома или в голове, мыслях, очень трудно изменить окружение, не так ли? В таких случаях очень помогает метод фиксирования своих мыслей, чувств относительно каких-либо событий и явлений. Лучше всего фиксировать их в ежедневнике, коих в книжных магазинах представлено в бессчетном количестве. Но есть ли на татарском языке?

Создатель первого татарского ежедневника Альфия Халиуллина помогла мне выбрать самый красивый ежедневник среди тех, которые пользуются у молодых девушек особой популярностью. Ежедневники она начала выпускать в 2016 году. Эти блокноты радуют глаз, едва открываешь обложку: на каждой странице узор в виде татарских орнаментов, народные пословицы, хадисы, цитаты. Обложка ручной работы. Парни, обращаюсь к вам, о таком ежедневнике мечтает каждая девушка!

«Ежедневники есть большие и поменьше. На этот год – уже третья партия. Эти сделаны с еще большим вкусом, из искусственной кожи разных цветов. Среди татарок очень популярны, спрос большой. Люди постарше покупают в подарок. С одной стороны – это национальный колорит, с другой стороны – современный подарок. Тираж три тысячи, продается за год без остатка», - рассказала автор идеи Альфия Халиуллина.

Цена ежедневника: 490-900 рублей.

 «Татарские платья не отправляли разве что в космос»

Среди магазинчиков, выстроившихся длинным рядом, взгляд тут же привлекла лавка с разноцветными национальными платьями. Фотограф тут же предложил: «Айда, бери тот, который больше по душе, сделаем несколько кадров!» Тут я почувствовала себя точь-в-точь как Гафифя, героиня спектакля «Беренче театр» Г.Камала – замучилась выбирать. Красное платье будет слишком ярким… Синее – слишком темным, подумала я, как Гафифя, и решила отхватить сразу два платья. «Хей, Зиля, выбирай одно, ту, что красивее», - сказал фотограф Рамиль Гали. Пока я колебалась в выборе, мне пришла на выручку дизайнер этих платьев Айгуль Сингатуллина. Рассказала о своем бренде.

По словам Айгуль, ассортимент платьев с татарским орнаментом обновляется два-три раза в год, выходят новые коллекции. Орнаменты и композиции Айгуль Сингатуллина придумывает сама. Думаете, эти платья расходятся только на фестивале «Печән базары»? Нет, заказывают их в Германии, и даже жители Нью-Йорка. «Татарские платья не отправляли разве что в космос», - шутит Айгуль. У них можно найти не только платья, есть даже комплект с татарским орнаментом для малыша. Выбирайте, к чему душа ляжет, девочки.

Стоимость платья: 5-6 тысяч рублей.

Национальные серьги, брошь и бусы

Украшения не только показывали утонченный вкус дам, но и показывали их статус в обществе. На ярмарке «Печән базары» был представлен широкий выбор национальных аксессуаров, цены зависят от того, из какого материала сделано украшение. Не спешите уходить, если увидели изделия из пластмассы – среди них тоже встречаются ослепительной красоты украшения.

От разнообразия цветов и форм сережек разбегаются глаза. По сравнению с этим, выбор платья покажется пустяковой задачей. Хорошо, что продавщицы готовы прийти на помощь в выборе, пока я стояла, разинув рот от многообразия, они уже подобрали: «Ханум, Вам отлично подойдут вот эти серьги!»

«Национальные серьги мы придумываем и сами, черпаем вдохновение в тамбурной вышивке. Эти изделия сейчас в моде. Мы их делаем уже больше 10 лет. Если бы не было спроса и не покрывались затраты, стала бы я этим заниматься? Дизайн наших украшений разрабатывается на основе национальных традиций. Среди наших постоянных покупателей много детей и молодых девушек», - поделилась с нами дизайнер Алия Аслямова.

Цена сережек: 400 -7 тысяч рублей.

«Орнаменты – дело моих рук», - рассказала еще одна татарский дизайнер Лилия Гараева. Среди брошей ее творения есть и в форме тюльпана, и в форме гуся или кошки. По словам дизайнера, эти образы взяты из мифов. Гусыня олицетворяет женскую нежность. Кошки – чтобы уберечься от сглаза. Лилия говорит, что на изготовление броши уходит примерно неделя.

«Мы хотим рассказать молодежи о наших орнаментах, чтобы их не забывали. Для этого мы их осовремениваем. У нас покупают не только женщины, но и мужчины», - сказала дизайнер. Вот это новость, господа. Если у какого-нибудь мужчины на деловом костюме заметите темного цвета брошь в виде тюльпана, знайте – это украшение куплено у Лилии!

Цена броши: 50-1500 рублей.

Что касается бус и браслетов, то их можно подбирать к сережкам. Есть обычные, есть из серебра. Если вы отдадите предпочтение последним, то превратитесь в изысканную даму из древних веков.

Цена бус и браслета: 400-20 тысяч рублей.

Татарский платок и калфак

Цена на платок варьируется от 350 до 1200 рублей. Самый дешевый калфак обойдется вам в 500 рублей, а самый дорогостоящий – в 9 тысяч рублей.

Национальная обувь

Если вы, как и я, думаете, что национальную обувь носят только танцоры – вас ждет разочарование. На казанских улицах можно встретить людей в чувяках и ичигах – сапогах. От одного лишь вида этой национальной обуви душа начинает петь. Чувство национальной принадлежности должно вызывать гордость!

«Раньше чувяки носили только бабушки», - заметил фотограф Рамиль абый. Да, помню я рассказы своей мамы. Если раньше их надевали только женщины старшего возраста, то сейчас они снова вернулись в моду. Но есть одно но. Ты долго ходишь между рядами, примеряешь, и уже вроде как определяешься с выбором, но, увидев цены, вынужденно ретируешься.

 «Ичиги покупают не все. Есть люди, которые остаются верны этническому стилю всегда, и мы делаем обувь с этническими орнаментами. Мы активно продвигаем ичиги в Инстаграм, их часто покупают для фотосессий. Таким образом, постепенно национальная обувь набирает популярность, я и сама их ношу. На улице люди оборачиваются, провожают их взглядами, делают комплименты. Не мне – моим ичигам. Вдохновляемся музейными экспонатами, историческими книгами, фильмами. Для того, чтобы создать некую композицию, нужны большие ресурсы», - рассказала мне дизайнер национальной обуви Айгуль Камилова.

Нужно уточнить главный момент: вся обувь изготавливается из натуральных материалов. В работе используются кожа, хлопок, бархат и шелк. Орнаменты делают из шелковых или хлопковых нитей, нити закрашиваются вручную.

Стоимость чувяков: 4-6 тысяч рублей.

Стоимость ичигов – 21-26 тысяч рублей.

Татарские камзолы

Национальные камзолы сейчас встречаются разве что в спектаклях. Увидев раз, они остаются в памяти как символ знатного рода, роскоши, а когда видишь их снова, уже хочется иметь эту одежду у себя в гардеробе. Камзол необязательно носить поверх национального платья. Достаточно просто надеть однотонное платье, камзол сядет на нее превосходно. Камзол и согреет, и покажет всем, что вы – гордая дочь татарского народа!

Подумала, что камзолы с меховыми вставками носят только богатые женщины. Неожиданно продавщицы одели такой камзол мне – и ведь сел как родной! Действительно, один лишь камзол, а придает своему хозяину солидности. «Все эти камзолы придумала я», - рассказала автор этих нарядов Альмира Бурганова.

Талант мастеров, делающих такие орнаменты – воистину, от Всевышнего. Наверное, этому нельзя просто так взять и научиться. Тут нужен особый дар.

 «Промышляю этим занятием более восьми лет. Когда на рынке кризис, Аллах Всевышний всегда помогает удержаться на плаву, ведь этот бизнес – не из легких. Материалы дорогие, требуют больших затрат», - говорит Альмира.

По словам Альмиры ханум, ее камзолы с удовольствием носят казанские девушки. «Обычно их покупают татары. Есть среди покупателей и туристы, москвичи так же берут. Туристы берут их для того, чтобы, уже вернувшись к себе на родину, можно было взять камзол и вспоминать Казань, Татарстан», - поделилась автор камзолов.

Материалы, используемые Альмирой ханум для создания камзолов, привезены из Шанхая. В этом крупном мегаполисе она побывала уже 16 раз. Когда в паспорте не осталось места для штампа, пришлось даже поменять документ на новый. «Я привожу оттуда шелк, жаккард (дорогостоящий материал) и парчу. Китайцы представляют эти материалы так, будто это драгоценности», - вспоминает Альмира ханум.

Камзолы с белым мехом больше подойдут молодым модницам, черный мех предпочтительнее дамам в возрасте.

Цена камзолов: от 7 до 18 тысяч рублей.

Национальная сумочка

В современном мире трудно представить женщину без сумочки. Они могут быть простыми, классическими, и в то же время с национальным колоритом.

«Я еще только учусь», - отмечает продавщица татарских сумочек Эльвина Давлиева. Каких только сумок здесь нет: от маленьких клатчей до больших саквояжей. Круглые, длинные, с орнаментами… Эльвина отметила, что ее мама занимается сумками уже более 10 лет. «Я и сама хожу с сумкой в национальном стиле. Удобно, красиво, и подходит к любой одежде. Как-то на улице ко мне подошли абсолютно незнакомые люди и спросили, где я покупала такую красоту. Поэтому, ношу свою сумку с гордостью», - рассказала юная девушка.

Цена на сумки: от 700 до 5 тысяч рублей.

А цены кусаются…

Если посчитать по самым низким ценам, облачиться в национальный костюм можно примерно за 18 540 рублей.

По максимальным ценам, национальный костюм встанет примерно в 81 400 рублей.

Что примечательно, все мои сегодняшние герои, рассказавшие о своих товарах, это – дизайнеры, создатели своего бренда. За бренд и авторские орнаменты покупателям приходится выложить больше денег, чем за товары масс-маркета. А все же так хочется, чтобы у нас работали госпредприятия, на которых бы тысячами производились национальная одежда и аксессуары, а народ массово скупал бы их с прилавков магазинов. Возможно ли это в ближайшем будущем? А почему нет?

 «Массовое производство продукта приводит к снижению ее цены»

Возможен ли в Татарстане запуск индустрии национальной одежды? Какие меры позволят снизить цены? Чтобы получить ответ на свои вопросы, обратилась к директору предприятия «Национальная торговая марка» Ильсуру Сафиуллину. Он считает нецелесообразным тиражировать подобный товар.

- Государственных фабрик сейчас не осталось. Поэтому национальную одежду могут производить только индивидуальные предприниматели. У нас есть проект «Алга» - парни представляют спорттовары с татарской атрибутикой. Спортивная одежда – товар массового потребления. Две девушки не захотят ходить в одинаковых платьях, им нужен товар, отличающийся от других. Для парней это не столь значимо.

Массовое производство продукта приведет к снижению ее цены. Для того, чтобы был массовый спрос, это должно войти в моду. Одно время пошла мода на джинсы-клеш. Если среди татар одежда в национальном стиле войдет в моду, спрос может возрасти. К сожалению, пока желающих не очень много. 

Мне кажется, что татары – народ европеизированный. Я считаю это преимуществом, мы изучаем английский язык, так же и в ситуации с национальным костюмом. А еще мода должна соответствовать климатическим условиям. В производстве одежды есть свои тонкости – дизайнеры знают их лучше нас. С их стороны есть предложение, но нужно создавать массовую моду среди потребителей. Президент Татарстана уже внес в это дело свой вклад, национальный деловой костюм начали надевать чиновники.

Есть у нас акция «Мин татарча сөйләшәм», которая тоже не особо прижилась. Запустить моду на татарскую речь легче, чем запустить моду на национальный костюм. Все они входят в единый комплекс: если мы начнем говорить на татарском языке, возродим былые традиции и обычаи, результат превзойдет наши самые смелые ожидания.

Чувяки и ичиги раньше могли себе позволить только состоятельные люди, и надевали их исключительно по праздникам. По технологиям того времени, эта обувь считалась лучшей. Сейчас материалы совсем другие, нельзя произвести обувь с вышивкой для повседневной носки. В современном мире потребители выбирают удобство и практичность.

Даже обувная фабрика «Спартак» шила свою обувь в Китае, потому что там это обходится в разы дешевле. Все сходится к одному. Чтобы чувяки и ичиги стали обувью массового потребления, дизайнеры должны придумать новые модели из современных материалов. Нецелесообразно тиражировать старые вещи. Сейчас молодежь ходит в кроссовках, туфлях. Легки и удобны в носке, доступны по цене. 

Русские или европейцы не станут покупать чувяки. Сейчас придумали сабо из резины – его выпускают на весь мир, потому что это носят все. И это нельзя назвать национальной обувью, оно функционально. 

Не хотелось бы на этом останавливаться. Сегодня мы еще не можем выпускать продукт всемирного потребления, - сказал Ильсур Сафиуллин.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев