Сабантуй в Хозесаново: чем живет родина муфтия Татарстана?

Как проходит Сабантуй в одной из татарстанских деревень после прошлогодней коронавирусной паузы? Чем она живет в 2021 году? Рассказываем в нашем репортаже из села Хозесаново.

Долгожданный праздник плуга и неожиданный гость из Казани

Отправляясь в деревню, в которой по последним данным живет 600 человек (хотя, в соседней и вовсе осталось 8 жителей), некоторые могут ожидать увидеть по приезде удручающую картинку из какого-нибудь телевизионного сюжета про «вымирающее российское село». Некая совокупная «российская деревня», может быть, и находится в упадке, но точно не татарстанское Хозесаново.

В этом селе Кайбицкого района республики, расположенном на берегу реки Инеш, кипит жизнь. Кипит, очевидно, в своем, отличном от городского, ритме, но тем не менее не допускающем ленности или безделья. 

Это особенно заметно в день празднования Сабантуя. На огромной открытой площади, обрамленной зеленым пейзажем, бурлит пестрая толпа, стоит шум, гремит музыка. Корэш, скачки, спортивные соревнования, милли-уеннар, выступления народных ансамблей и приглашенных артистов. Программа настолько насыщенная, будто организаторы хотели «отыграться» за потерянный прошлый год, когда праздник плуга отменили из-за пандемии.

Среди гостей Сабантуя был замечен муфтий Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин. Он посетил старинное мусульманское кладбище и прочитал суру «Йасин» на могиле основателя деревни Хозесаново легендарного Ходжахасана. Затем прибыл на праздничную площадку. Как удалось выяснить Камиль хазрат и ранее бывал в этой кряшенской деревне, в Хозесаново у него проживают родственники.

На празднике также присутствовал глава Кайбицкого района Альберт Рахматуллин. Он встретился с муфтием и участниками ансамбля песни и танца «Алабуга» под руководством заслуженной артистки РТ Диляры Мироваевой.

Легенда о трех братьях и Чувашия на горизонте

Хозесаново известно с 17 века. Есть у него и красивая легенда основания, согласно которой старик-отец собрал перед смертью трех своих сыновей: Хасана, Курбаша и Малика. «Идите дети мои, куда глаза глядят. Где ваш конь остановится, там и расположитесь», - напутствовал он их. Так, Курбаш основал деревню Курбаш (Кырбаш), Малик - Молькеево, а Хасан расположился у реки Инеш, где и возникло Хозесаново. Кстати, место захоронения Хужа Хасана можно посетить и по сей день, сохранилась даже часть надгробного камня. 

Село находится на границе с Чувашией. Стоящему на центральной площади Хозесаново, будет отлично видно ближайшую чувашскую деревню. В первые годы советской власти село вообще причислили к Чувашии, однако после обращения местных жителей в Москву, его все-таки вернули в состав ТАССР. 

Население его, хоть и состоит в основном из коренных поволжских татар, но исповедует православие: Хозесаново - одно из двенадцати кряшенских сел и деревень Кайбицкого района. Есть среди местных и чуваши, и русские. Вот чего нет, так это предубеждений друг к другу или распрей. Испокон веков люди разного вероисповедания жили на этой земле дружно. 

Микс технологий с курами и гусями

Хозесаново сегодня - наполненное жизнью село. Заезжая в него, сразу обращаешь внимание на ладные дома (к которым, к слову, проведены газ и вода), ухоженные сады и вполне неплохие дороги. 

В центре расположено здание администрации, а также одна из главных точек притяжения - сельский клуб. Его построили в 1986 году, последнее обновление прошло совсем недавно - в 2018-м. Сейчас там работает библиотека, проходят дискотеки (куда же без них) и различные мероприятия - будь то какой-нибудь праздник, памятная дата (день рождения Тукая, к примеру) или концерт народного ансамбля. 

Неподалеку - маленький частный магазин (всего их в Хозесаново два, и второй значительно больше по размеру) со вполне приличным ассортиментом. Захватив там воды и расплатившись банковской картой (!), мы вместе с нашей проводницей, бодрой председательницей местного Совета ветеранов Ольгой Михайловной Бояриной отправились на экскурсию по селу. 

Мы, по своей городской дикости, сразу пришли в восторг от пасущихся то тут, то там коров и коз, а еще, снующих рядом со дворами кур с гусями. Ольга Михайловна терпеливо объяснила, что практически все местные до сих пор продолжают держать скотину, многие пользуются программами господдержки для фермеров. 

Надежда на М-12, отток молодежи и дом за миллион

Из ее же рассказа мы узнали, что основной работодатель здесь - агрофирма «Кубня». Именно она помогает в организации сегодняшнего Сабантуя и спонсирует призы для победителей. Помимо этого, неподалеку строится трасса М-12. 

Как рассказала глава поселения Светлана Матвеева, к которой мы заглянули прежде, чем отправиться на экскурсию, местные жители относятся к стройке спокойно, особенно, если учесть то, что она не наносит большого вреда местной экологии (леса не вырубаются, а затронутые посадки будут высажены заново). Некоторые жители Хозесаново сейчас заняты в прокладке трассы, плюс, со временем она непременно обрастет инфраструктурой, что даст дополнительные рабочие места. 

Несмотря на это, отток молодежи не прекращается. Едут в основном в Казань, мало кого интересуют Чебоксары. Но есть и те, кто возвращается в Хозесаново, получив образование в большом городе, или же выйдя на пенсию. Некоторые покупают здесь дома и работают вахтовым методом. Кстати, капитально построенный дом, с водой, газом будет стоить от миллиона. Старый деревенский дом - без коммуникаций - можно найти и за 50 тысяч.

Плакаты ко Дню России от школьников и поход на озеро

За рассказами Ольги Михайловны, мы не заметили, как дошли до Музея крещеных татар Горной стороны РТ. Его создатель – уроженец Хозесаново Вячеслав Данилов. В музее собраны свидетельства новой и новейшей истории тех самых двенадцати кряшенских сел, однако посмотреть на них нам не удалось - в день нашего приезда он был закрыт. 

Буквально в паре метров от музея находится местная школа. Чтобы добраться до ее свежеотремонтированного главного здания, нам пришлось пройти по длинной аллее, вдоль которой раскинулись поля, засаженные картофелем, свеклой, луком и другой растительностью. Все это - будущие запасы для питания учащихся. За хозяйством следят сами сотрудники школы, а помогают им - в рамках практики - ученики старших классов. 

В день, когда мы гостили в Хозесаново, работал пришкольный лагерь. В одном из классов дети (кажется, без особого энтузиазма) рисовали плакаты ко Дню России. Ради забавы мы решили спросить у ребят, понимают ли они, что это за праздник. Одна из девочек лет семи не растерялась и тут же отчеканила: «Это наш главный государственный праздник!»

После этого учительница объявила сборы: «Все идут на озеро!». Ребята побросали кисти и фломастеры, выбежали на школьный двор и, выстроившись в шеренгу, шумно потопали до небольшого озерца. Как рассказала Ольга Михайловна, это любимое место сбора после празднования Сабантуя: «Уже вечером сюда приходят семьями, занят весь берег, шашлыки, костры…». И сегодняшний вечер вряд ли станет исключением.