Татарстан и Латвия: взаимодействие бизнеса, незаменимость российского туриста и прямой авиарейс

Латвия заинтересована в сотрудничестве с Россией, которое, в частности, можно развивать в таких сферах, как логистика, банковские услуги, информационные технологии, туризм и образование. Об этом казанским журналистам заявил директор Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Андрис Озолс во время пресс-тура в Ригу, организованного авиакомпанией airBaltic.

Директор LIAA назвал Латвию «страной услуг». «Позиционируем Латвию как выход на более крупные рынки. Несмотря на то, что у нас маленькая страна – всего 2 млн жителей, мы интересны как отправная точка для продаж в другие страны», – сказал он. 

Татарстан известен латышам как индустриально развитый регион России. Внешнеторговый оборот двух республик, согласно статистике LIAA, составляет около 500 млн долларов. «Мы у Татарстана больше покупаем, чем продаем. Латвия со времен Советского союза была центром исследования и развития новых товаров, но производственную мощь мы в большей степени утратили. У нас уже не создают микроавтобусы, радиотехнику, многие предприятия стали субподрядчиками. Нам интересно покупать продукцию для дальнейшего производства и готовый продукт продавать», – поделился информацией Озолс. 

По его словам, из Татарстана в Латвию в основном поставляются нефтепродукты, изделия из пластмассы, синтетического каучука и т.п., но совместная торговля в целом с Россией искусственно ограничена санкциями. 

Предприниматели обеих стран хотят продавать больше, а Евросоюз и Таможенный союз внесли определенные ограничения. Политики придерживаются мнения, что мы должны быть солидарны с Евросоюзом: если маленький брат начнет критиковать, то может потерять больше. Мы имеем многомиллионную поддержку от Европы. Но это не значит, что нас купили. Это действительно весомая помощь, например, по модернизации производства», – отметил собеседник казанских журналистов. 

При этом он считает, что изменения в курсе валют нанесли больший урон, нежели санкционные ограничения. «Падение курса валют делает нашу продукцию более дорогой. 

Предприниматели несколько преувеличивают ущерб от санкций. До их введения экспорт в Россию составлял 1,4 млрд евро, где санкции касались продукции только на 50 млн евро. Но и эта сумма, например, для "молочки"– большой удар. Пищевая индустрия ранима. Вкусовые качества наших шпротов подстроены под российский рынок. И если вы говорите “продавайте теперь ваши шпроты в Швецию”, то знайте, что тут такое не получится. Это все равно, что дать совет грузинам: если нельзя ваши вина продать России, то продавайте их Франции. Но попробуйте их там продать. Поэтому часть латвийский фирм переориентируется на другую продукцию», – констатировал директор LIAA. 

По данным агентства, за 2016 год торговый оборот Латвии с Россией составил 2,3 млрд евро, экспорт в Россию – 800 млн евро. «Россия – четвертый самый крупный партнер», – подчеркнул Озолс. 

Он также убежден, что у Латвии с Татарстаном есть все предпосылки для развития сотрудничества. «Есть взаимодействие между бизнесами – наши предприниматели приезжают в Татарстан, также как и ваши к нам. Я считаю, что в Казани нужно открыть наше представительство, но пока это несколько сложно. Буквально на днях открыли в США 20-й офис, сейчас нужно продемонстрировать отдачу», – сообщил директор Латвийского агентства инвестиций и развития. 

Не обошел он вниманием и Рижский свободный порт, который интересен многим странам. «Портовая инфраструктура находится в частных руках. Государство сдает территорию в аренду. Самый доступный и реальный способ заинтересовать российскую сторону – дать возможность быть владельцами портовой инфраструктуры в Латвии. Таким образом можно способствовать международной торговле. Транзит через Латвию выгоден, а вы достаточно известные индустриальные производители. Я верю в развитие железнодорожных контейнерных перевозок и их дальнейшее перемещение через порты», – заявил собеседник. 

Говоря о туризме, он подчеркнул, что в Латвии радушно принимают россиян, в том числе и татарстанцев, заверив, что не ставится задача «заменить российского туриста немцами или литовцами».  

К слову, общий прирост туристов в Латвию вырос за последние пять лет почти двукратно – в год на 20 процентов. 

Развивается не только международная торговля, но и туризм. Все больше растет значимость рижского международного аэропорта. Если в советское время у нас было 2 млн пассажиров, которые в основном летели в восточном направлении, то сейчас – более 5 млн. И Рига стала транзитным пунктом», – заключил Озолс. 

Аэропорт Риги соединит с центром города железная дорога за 110 млн евро 

Государственное акционерное общество Международный аэропорт «Рига» – крупнейший в Балтии транспортный узел воздушного сообщения. Его акционером выступает Министерство транспорта Латвийской Республики. 

«В Прибалтике – это самый крупный аэропорт. Наши основные конкуренты – аэропорты Вильнюса и Таллина. Но по инфраструктуре и количеству обслуживаемых пассажиров мы впереди», – рассказала директор Департамента авиационного бизнеса и развития аэропорта Риги Лиене Фрейвалде. 

Только в прошлом году рижский аэропорт обслужил рекордное количество пассажиров – 5,4 млн. человек, из них 28 процентов «транзитных». В планах на 2020 год – 6,2 млн пассажиров, в течение следующих десяти лет – 8 – 10 млн человек. 

«Открыто 89 прямых направлений, которые выполняют 17 авиакомпаний. В Россию осуществляется 90 полетов в неделю. Самый крупный перевозчик – латвийская авиакомпания airBaltic. В 2016 году она обслужила 2,8 млн человек. Доля рынка авиакомпании по пассажирам составила 50,2 процента», – проинформировала представитель аэропорта. 

Через аэропорт Риги в прошлом году было перевезено 20 тыс. т грузов. В топ-5 партнеров по импорту вошли Литва, Германия, Польша, Россия (622 т грузов в 2016 году), Швеция; по экспорту – Литва, Германия, Россия (930 т грузов), Великобритания и Швеция. 

Мы можем принимать все типы воздушных судов. К тому же в Прибалтике это единственный аэропорт, где возможна заправка самолетов через подземную систему топливопровода. Расширяя инфраструктуру, мы сохраняем авиационные сборы низкими», – отметила Фрейвалде. 

Крупный проект по развитию инфраструктуры аэропорта был реализован с 2013 по 2015 год общей стоимостью 93 млн евро. «В 2013 году завершено расширение ВИП-терминала. Созданы три дополнительных выхода на посадку на рейсы в страны, не входящие в Шенгенскую зону. Сейчас в "нешенгенской зоне" аэропорта можно воспользоваться ВИП-услугами – то, чего раньше не было. С прошлого года мы можем обслужить до 8 млн пассажиров в транзитной зоне», – констатировала собеседница. 

Кроме того, до 2022 года планируется вложить 45 млн евро в строительство нового терминала. Также в планах – реализация масштабного проекта, завершение которого ожидается тоже к 2022 году. Речь идет о строительстве железной дороги, соединяющей центр Риги с аэропортом.  

«Rail Baltica – высокоскоростное железнодорожное сообщение с терминалом аэропорта. Это будет отдельная линия от Центрального вокзала до аэропорта. Ориентировочная стоимость проекта – 110 млн евро. Дополнительно появится 30 тыс. кв. м, зал регистрации, багажная комплектация, парковка и коммерческие площади. За 12 минут можно будет попасть из аэропорта в центр города, а оттуда с пересадками можно будет добраться до других европейских стран», – подчеркнула Фрейвалде. 

Латвийская авиакомпания продала на борту самолета Mini Cooper 

«Мы с большой надеждой открывали рейс в Казань, поскольку видим в нем большой потенциал», – сказала региональный менеджер по продажам, представитель авиакомпании airBaltic Ирина Пелипенко. 

Напомним, что в ночь с 26 на 27 апреля латвийская авиакомпания airBaltic открыла полеты по новому маршруту Рига – Казань.  

Рейсы выполняются из Казани в Ригу по понедельникам и четвергам, обратно – по средам и воскресеньям. Стоимость билета в одну сторону на Boeing 737 колеблется от 109 евро, включая все налоги и сборы. Одно место сдаваемого багажа (до 20 кг) включено в стоимость билета. 

Самолеты авиакомпании летают по более 60 направлениям. Маршрут Казань – Рига обеспечивает удобные стыковки со свыше 30 западноевропейскими и скандинавскими городами через рижский аэропорт. В частности, с такими, как Амстердам, Берлин, Брюссель, Гамбург, Лондон, Милан, Женева, Биллунд, Вильнюс, Копенгаген, Осло, Стокгольм, Таллин, Прага, Варшава и др. Время ожидания в аэропорту между рейсами – от 1,5 до 2 часов. 

«Латвийский национальный перевозчик выполняет регулярные рейсы в Европу, Скандинавию, СНГ и страны Ближнего Востока. Главным акционером авиакомпании является Латвийское государство, которому принадлежат 80,05 процентов акций», – отметила Пелипенко. 

В настоящее время у airBaltic четыре типа воздушных судов: три Bombardier CS300, пять Boeing 737-500s, шесть Boeing 737-300 и 12 Bombardier Q400 NextGen. 

«К 2019 году наш флот будет иметь 20 самолетов серии Bombardier CS300. Думаю, что на данный момент мы являемся единственным перевозчиком, который использует это воздушное судно. Этот самолет очень тихий, экономный и более легкий. По сравнению с Boeing разница в весе составляет примерно 7 т», – проинформировала представитель авиакомпании. 

В 2014 и 2015 годах латвийская авиакомпания была признана самым пунктуальным авиаперевозчиком мира по рейтингу аналитиков OAG, отслеживающих точность выполнения более 50 млн авиарейсов. 

Телеканал СNN назвал авиакомпанию лучшей инновационной компанией среди глобальных перевозчиков за введение системы заказа питания «создай сам свой комплект еды». airBaltic стала первой авиакомпанией в мире, которая ввела новую систему предварительного заказа питания, позволяющую путешественникам выбирать еду, которую они хотят получить во время полета, как только забронировали места. 

Как пояснила Пелипенко, клиент может выбрать блюда на виртуальном подносе авиакомпании и составить свое собственное меню. Это дает возможность контролировать меню, исходя из предпочтений, диеты, медицинских показаний и религиозных соображений. 

Кроме того, airBaltic стала первой авиакомпанией, начавшей принимать к оплате биткойны. Также интересным фактом в истории перевозчика стала продажа Мини Купера на борту самолета в 2011 году во время полета по российскому направлению. Самый дорогой проданный авиабилет бизнес-класса в одну сторону был по маршруту Тбилиси – Рига и составил 1361 евро. 

Пилоты авиакомпании каждые полгода проходят обучение на симуляторе Boeing 737, расположенном в Тренинг-центре, который находится на территории рижского аэропорта. «Центр ведет начальную подготовку и переподготовку пилотов, стюардов. Здесь также обучаются пилоты со всей Европы. Есть специальные программы, которые дают возможность каждому пилоту за время обучения пройти все возможные маневры, необходимые для выполнения полетов с пассажирами», – рассказал руководитель стандартов обучения Тренинг-центра Агрис Калайс. 

К слову, попробовать себя в роли пилота, могут не только работники авиационной сферы, но и все желающие по предварительной записи.