Дорога во льдах: инспекторы ГИМС Татарстана рассказали, как безопасно перейти или переехать Волгу по ледовой переправе

В Татарстане открылась первая этой зимой ледовая переправа через Волгу – от Зеленодольска до Нижних Вязовых. Перед запуском ледовой дороги инспекторы ГИМС, сотрудники переправы и Госавтоинспекции учились спасать провалившихся под лед людей и вытаскивать затонувшие машины. О правилах безопасного поведения на льду эксперты рассказали ИА «Татар-информ».

На месяц раньше, чем в прошлом году, открылась ледовая переправа из Зеленодольска до Нижних Вязовых. Ежегодно в Татарстане работают четыре ледовые дороги: в Елабужском, Мамадышском, Зеленодольском и Верхнеуслонском районах республики.

По словам главного татарстанского инспектора по маломерным судам Юрия Венедиктова, обычно их открывают в третьей декаде декабря и действуют они около трех месяцев.

В прошлом году лед окреп только в январе. Погода начала этой зимы уже позволила оборудовать первую ледовую дорогу.

«Сегодня, согласно плану, мы проводим техническое освидетельствование ледовой переправы. Мы проверим проектирование, документацию и наличие согласования с министерствами и ведомствами. Переправа – это ведь не только лед», – объяснил Венедиктов.

Чтобы дать разрешение на запуск дороги, инспекторы проверили плотность льда с помощью специального прибора и измерили толщину ледового слоя, пробуривая лунки через каждые 7 метров.

Переправа организована так, что движение в оба направления проходит по отдельным полосам, которые расположены в нескольких метрах друг от друга – это позволяет снизить риск аварий. Ширина каждой полосы – 20 метров, а длина всего пути – 1,3 километра.

Двигаться по ледовой дороге разрешено со скоростью не выше 15 километров в час, при этом важно соблюдать расстояние между машинами в 20 метров.

«Безопасность людей должен обеспечивать организатор переправы. Тут будут дежурить спасатели ОСВОД, которых мы обучили еще летом в учебно-методическом центре МЧС Татарстана. У них на вооружении есть спасательные средства, это веревки, багры и лестницы – все то, что позволяет в случае чрезвычайной ситуации быстро оказать помощь», – отметил главный инспектор ГИМС.

Проезд по переправе будет стоить 170 рублей. Пока въезд разрешен только для транспорта не тяжелее двух тонн, но когда лед станет крепче, по ледовой дороге разрешат ездить автомобилям весом до трех с половиной тонн.

Добраться из Зеленодольска до Нижних Вязовых теперь можно в несколько раз быстрее, чем через мост. Наземный путь составляет 70 километров, а по замерзшей реке всего полтора километра.

Специальные тракторы для очистки

Порядок здесь поддерживает индивидуальный предприниматель – он отвечает за уборку снега, безопасность и техническое оснащение переправы – дорожные знаки, световозвращающие элементы и освещение.

«Для уборки снега мы используем специальные легкие тракторы не тяжелее трех с половиной тонн. Самые легкие весят порядка 400 кг. Каждый день здесь дежурит один тракторист, а во время метели приходится привлекать сразу три трактора», – рассказал начальник ледовой переправы Ильдар Насыров.

Сотрудники переправы уверяют, что тщательно следят за состоянием льда. Они проводят замеры ледового покрытия каждый день и заносят показания в специальный журнал.

«На переправе работает два поста на каждом берегу. На каждом дежурят пять человек и один постовой наблюдатель. Всего у нас работает 20 человек», – рассказал Насыров.

Происшествий на этой переправе, к счастью, не случалось уже давно. Последнее было то ли в конце 90-х, то ли в начале 2000-х – точнее никто не вспомнил.

«Тогда за переправой следили ЖКХ. Тракторист проехал, чтобы убрать снег, и ковшом зацепил лед – получилось, как будто сам под собой лед прорубил. Тракториста того искали дня три водолазы, а сам трактор только летом достали», – вспоминает охранник поста.

Спасение рыбаков и ДТП на ледовых переправах

«Согласно указанию МЧС России, ежегодно перед освидетельствованием ледовых переправ мы проводим тренировки. Обычно отрабатываем ситуации выхода авто за пределы трассы, частичный провал под лед и возгорание», – рассказывает Юрий Венедиктов.

По легенде учений, в девять утра на переправе столкнулись две легковушки. Один автомобиль выехал за дорожную полосу и одним колесом провалился под лед. Оба водителя получили травмы.

«Первыми о чрезвычайной ситуации узнали сотрудники переправы, которые вызвали спасателей. Уже через 15 минут на место прибыли спецслужбы. Силами спасателей была произведена эвакуация пострадавших на берег, которых потом передали медикам “Скорой помощи”», – рассказал руководитель ГИМС Зеленодольского района РТ Сергей Евсеев.

В спасательной операции участвовали спасатели МЧС, инспекторы ГИМС, ГИБДД и работники ледовой переправы. Справиться с задачей они смогли за 30 минут.

Следующими в учениях приняли участие водолазы. Им предстояло показать, как вести себя в случае, если лед под ногами треснул и человек оказался в воде. Они объяснили, как спасти себя самостоятельно и как прийти на помощь тонущему.

Сначала под воду «провалился рыбак». Рядом людей не оказалось, и спасаться ему пришлось самостоятельно.

«В такой ситуации надо постараться держать ноги по направлению течения. Держаться за край промоины, закинуть ноги на лед и, подтянувшись, вылезти из воды. Затем, не вставая, откатиться метров на пять-десять от места провала», – объяснил Сергей Евсеев.


По второй легенде на помощь «тонущему рыбаку» пришли спасатели. Для спасения они использовали конец Александрова – это тонкий корабельный трос, который не тонет в воде, длиной около 30 метров. На одной стороне петля, а на другой поплавки.

«Необходимо схватиться за веревку, накинуть ее на себя, если позволяют силы, а если нет – это сделает спасатель. Затем надо закинуть ноги на лед и также отползти на достаточное расстояние от места провала», – прокомментировал сотрудник ГИМС.

В этой операции приняли участие два спасателя. Один подполз по льду к «тонущему», обвязал вокруг него трос, а другой вытягивал обоих с безопасного от провала расстояния.

С начала этого сезона под лед провалились и погибли три человека. Все они пренебрегли правилами безопасности и отправились на зимнюю рыбалку по неокрепшему льду.

«Все эти случаи были зафиксированы в ноябре, когда лед был еще достаточно тонким – не больше 7 сантиметров. Сейчас на водоемах республики зарегистрирован ледостав. Даже на фарватерах Камы и Волги толщина льда уже от 10 см и выше, но ни в коем случае не надо самоуспокаиваться. Промоины и трещины есть всегда, даже когда температура достигает -40 градусов. Все они покрыты снегом и представляют особую опасность для рыбаков и для водителей снегоходов», – предупредил Юрий Венедиктов.