Повороты истории: как использовали православные храмы в Казани после революции

Корреспондент «Татар-информ» выяснила, во что превратились казанские храмы после революции и как их возвращали православию.

Анатолий Елдашев, автор книги «Казанские часовни», поделился лично собранными данными о казанских храмах. Историк-краевед, единственный в республике лауреат Макариевской премии, член Российского Союза профессиональных литераторов уже более 20 лет занимается изучением истории нашего города и знает о нем много интересных фактов.

До революции в Казани и пригороде насчитывалось 106 православных храмов. Многие из них представляли ценные памятники истории и архитектуры. К сожалению, революционные «заповеди» были равнодушны к истории и архитектуре. Главной целью было – упразднить религию во всех ее проявлениях.

В Казани и пригороде в 1917 году насчитывалось порядка 37 церквей. Среди них было много домовых церквей, тех, что располагались внутри учебных заведений, общественных организаций, богаделен, больниц и военных учреждений. В том числе 37 часовен, 4 из которых были деревянными.

Большое число церквей пострадали от действий латышского полка, который дислоцировался в Кремле с 1928 по 1936 год. Самой последней пострадала и была разрушена церковь Владимирской иконы Божией матери, которая находилась на углу сегодняшних улиц Московской  и Чернышевского.

Петропавловский собор был закрыт в 1939 году одним из последних. Является ценнейшим архитектурным памятником и одним из духовных символов Казани. Собор посещали многие  значимые исторические персоны, такие как Пушкин, Дюма и все российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II. В том числе и Петр I. В период своей жизни в Казани здесь часто пел на богослужениях Федор Иванович Шаляпин. После закрытия собор считался памятником архитектуры, и это не удивительно. Величественный, построенный на возвышенной местности, собор украшал город своим уникальным видом. К счастью, он сохранился до наших дней. Возможно, храм спасло то назначение, которое было предписано ему властями – его нижняя часть использовалась под планетарий, а в верхней части была реставрационная мастерская.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в память императора Александра III в Суконной слободе была построена в 1735 году для рабочих казенной суконной мануфактуры. Средства на строительство выделила Евдокия Микляева, супруга владельца суконной мануфактуры Ивана Микляева.

Церковь была закрыта в 1931 году и приспособлена под клуб. Были разрушены главка, верхние ярусы колокольни.

В 1954 году на втором этаже здания располагался кукольный театр, на первом – жилые квартиры. В 1970 году жильцов расселили, и здание полностью перешло театру.

Колокольня при храме простояла до середины 20-х годов, в ней находилась мужская парикмахерская, а затем была снесена, так как мешала проезжей части, которую надо было расширять.

Детский смех на театральных постановка был слышен здесь до 2012 года. Тогда комплекс церкви Сошествия святого духа был передан Русской Православной церкви, а 1 марта было открыто новое здание Татарского Государственного театра кукол «Экият».

При государственной поддержке и лично Рустама Минниханова была заново отстроена колокольня. Затем, в 2015 году, на нее были водружены двенадцать новых колоколов.

Интересная история, кому-то кажущаяся жутковатой, оказалась у здания часовни старой клиники медицинского факультета Казанского императорского университета. Строительство клиники велось в 1838-1840 годах. С 20 июля 1941 года  по 6 октября 1945 года здесь размешался эвакуационный госпиталь. В 1953 году в здании была организована Республиканская клиническая больница. Позднее здесь размещался НИИ математики и механики им. Н.Г. Чеботарева Казанского университета. Часовня, как в дореволюционные годы, так и в советское время, служила моргом, а ныне в ней находится одна из университетских кафедр.

Но все-таки самым варварским и кощунским образом использовалась Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницкой, построенная в 1566 году. Церковь сохранилась и по сей день и находится за Казанским кремлем на улице Большая Красная, д. ½. Здание церкви было отдано под расстрельную тюрьму, где было зверски замучено и убито не менее 2 тыс. человек. Тела была захоронены прямо во дворе церкви. После такого жуткого использования здания, его отдали под квартиры. Кто согласился там жить неизвестно, но, видимо, не от хорошей жизни. По словам отца Михаила Григорьева, бывшего настоятеля церкви,  большая часть из тел, а это около 700, была затем вывезены и захоронены на Самосыровском кладбище, а остальных упокоилои в братской могиле, где сейчас установлен мраморный крест.

Храм начал свою новую жизнь в 1993 году, тогда Министерство культуры начало восстановительные работы. Сейчас он полностью восстановлен, восстановлена и освящена колокольня, действует воскресная школа.


http://vasily-sergeev.livejournal.com

Церковь Макария Желтоводского в Адмиралтейской слободе –тоже пример не лучшей участи святыни. По сей день церковь используется как тюрьма, а именно СИЗО-2. Макарьевская церковь, как ее называют в народе, строилась с 1712 года и была достроена в 1890-е. Является образцом культовой архитектуры эпохи барокко. Была закрыта в 1936 году. Сейчас на территории церкви есть молельная комната в помещении бывшей часовни.

Храм Святой великомученицы Варвары, или Варварьинская церковь, находящаяся рядом с ТЦ Корстон была закрыта 16 января 1930 года. Храм стал местом культурного досуга, использовался как клуб трамвайного парка, кинематограф, а так же протезная мастерская. С 1963 года стал использоваться кафедрой компрессоров пневмоагрегатов Казанского химико-технологического института (КХТИ). Когда было принято решение вернуть церковь в 1994 году, все приборы лаборатории из здания попытались вынести. Но процесс усложнился тем, что тяжелое оборудование оказалось вмонтировано настолько основательно, что его демонтаж повредил полы и фундамент. После этого здание ожидали длительные восстановительные работы.

Интересный факт о доме номер 22 на улице 1 мая. В 1927 году на этом месте была построена часовня при военной Никольской Пороховой церкви, где был похоронен генерал Лукницкий, который погиб во время взрыва на пороховом заводе в 1917 году. Его прах так и не разрешили вынести рабочим порохового завода, и на этом месте была построена многоэтажка. Кстати, на постройку дома ушла часть церковных  кирпичей.

Общественный туалет, кабинет УЗИ, склад и архив – такая судьба постигла Храм Святителя Варсонофия при городском роддоме №3. Храм был построен в 1901 году на средства известного казанского мецената Ивана Алафузова. Храм был закрыт одним из первых в городе в 1918 году. Были утрачены роспись, иконы и церковная утварь. Лишь в 2010 году храм святителя Варсонофия обрел вторую жизнь.

Нельзя не упомянуть о Раифском Богородицком мужском монастыре, расположенном в пригороде Казани. Неоднократно монахи и жители, пытались вернуть монастырь. Немалый вклад в сохранение храма внесла профессура Казанского университета. С 1919 года в его стенах был организован лесной университет. В июле 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи. После полного закрытия монастыря в 1930 году было уничтожено большое количество ценной церковной утвари и икон, от богатой библиотеки, хранившейся несколько веков осталось лишь несколько рукописных книг.


http://vasily-sergeev.livejournal.com

Ансамбль Богородицкого женского монастыря был построен в 1877 году на улице Большая Красная дом 5. Там хранилась главная икона города – Казанской Божией Матери. В 1930 году с колокольни были сняты колокола, в том же году был взорван главный храм монастыря – собор Казанской Богоматери и стоявшая рядом колокольня. В 1931 году церкви бывшего монастыря были отданы  в ведение кинематографа – там расположилось «Востоккино», правда, только до 1934 года. Позднее, в 1946 году, в полуразрушенные здания монастыря были эвакуированы две табачные фабрики. Затем были пристроены гаражи к Крестовоздвиженской церкви, на протяжении многих лет здесь находился педагогический университет и общежитие.

Сегодня от всего ансамбля мало что осталось. Город утратил не только святыню, но и ценный архитектурный памятник.

– Церкви начали открываться после известной встречи товарища Сталина с тремя митрополитами и будущим патриархом Сергием Старогородским. Встреча состоялась 5 сентября 1943 года, и в феврале 1946 года у нас было открыто 2 церкви – это Никольская, связанная с Покровской церковью, и Казанской иконы Божией Матери в Царицыно, – рассказал автор книги «Казанские часовни» Анатолий Елдашев.