Казанские таксисты против «Яндекс.Такси», Uber и Gett: чем решится конфликт?

Сотни, а по некоторым данным тысячи российских таксистов приняли участие в общероссийском бойкоте крупнейших агрегаторов заказов такси.

В знак протеста против политики агрегаторов заказов такси российские водители объявили массовый бойкот популярным сервисам, таким как «Яндекс.Такси», Uber, Gett. Сотни, а по некоторым данным, тысячи шоферов по всей страны отказывались запускать приложения и работали исключительно с заказами местных диспетчерских либо «от борта», писала «Газета.ру».

Таксисты выступили против повышений комиссии сервисов за заказы. Также шоферы недовольны тем, что именно сервисы устанавливают тарифы на услуги таксистов, часто занижая их. В итоге возникают переработки, приводящие к ДТП.

Протесты не обошли стороной и Казань. Участник группы «ВКонтакте» «Яндекс Такси Казань» опубликовал в сообществе призыв ко всем, «кому небезразлична ситуация в такси», собраться на парковке «Парк Хауса». Однако, судя по более поздним сообщениям, акция не вызвала ажиотажа и собрала всего несколько десятков машин.

На запросы ИА «Татар-информ» в сервисах заказов такси не ответили.

30 процентов комиссии за один заказ

Таксистов устраивают необоснованные сборы сервисов за свои услуги, которые, по словам водителей, порой превышают 30 процентов, рассказал ИА «Татар-информ» представитель регионального отделения транспортного профсоюза Алексей Быстров.

«Эти сервисы не несут затрат, не имеют диспетчерской службы, у них есть только программа. Где-то комиссия увеличилась на 10 процентов, у кого-то — на 8. В Татарстане комиссия „Яндекс.Такси“ — 24 процента, в Москве она выросла до 30 процентов», — сказал Быстров.

Как рассказал агентству начальник отдела по связям с общественностью службы заказов такси «Максим» Павел Стенников, акция никак не повлияла на работу сервиса.

«Более того, она вообще не была направлена против сервиса „Максим“. Наша комиссия — 10 процентов. Она не меняется много лет, поэтому никаких проблем мы не испытывали. С нами вчера было такое же количество перевозчиков, как и в другие дни. Количество заказов было типичным для буднего дня, — отметил он. — Есть проблема других сервисов, которые увеличили комиссию. Сегодня они вынуждены отдавать почти треть стоимости заказов. Это сложная ситуация для перевозчиков».

Из-за этого во многих городах сейчас таксопарки переключаются на работу с диспетчерскими службами, добавил Стенников.

Водителям не дают всю информацию о платежах

Другая сторона конфликта — недостаточная информированность водителей о плате за заказ, пояснил Быстров. В особенности это касается сервиса от «Яндекс», когда пассажир может не указывать конечную цель поездки.

«"Яндекс" дает работу, но скрывает от водителя пассажирские требования. Бывает, с детьми едут. В приложении нет такого параграфа. Есть просто заказ. Надо подъехать, а потом все скажут. Может, водителю до пассажира доехать 3 км, а ехать всего 1 км», — продолжил собеседник агентства.

Отменить невыгодный заказ можно только подъехав к пассажиру.

Фейковые заказы коллегам

Тех же водителей, которые отказывались поддержать бойкот и выходили на линию по старой схеме, таксисты заваливали фейковыми заказами, отправляя их в максимально неудобные или отдаленные места.

В Казани два водителя создали около 10 ложных вызовов, рассказал начальник отдела по связям с общественностью службы заказов такси «Максим» Павел Стенников.

«Надо понимать, что они сотрудничают не только с нами, но и с другими сервисами. Они были заблокированы, и мы ждем их в офисе, чтобы они объяснили свою позицию. Они затрудняют работу своих коллег. Если они хотят продолжить с нами сотрудничать, мы пойдем к ним навстречу. Если нет — это их право», — подчеркнул Стенников.

По мнению Алексея Быстрова, фейковые вызовы — всего лишь происки конкурентов.

«Этим сервисам стоит скорректировать свою ценовую политику»

Волнения среди водителей не прекратятся, пока агрегаторы заказов не изменят свою политику, уверен Алексей Быстров.

«„Яндекс“ же всех заманил сначала, сказал: „Мы удобная программа, видите, откуда забираете пассажиров“. Потом позвонить даже пассажиру можно было только за километр. Потом убавили до 500 м, потом 200 м, потом вернули до километра. Бывают такие нюансы, через речку переплыть нельзя, а заказ идет», — сетует он.

«На самом деле это не игра. Водитель хочет нормальной стабильной работы. Подключался он два года назад — он шел на те условия, которые были», — добавил представитель регионального отделения транспортного профсоюза

Его мнение разделил Павел Стенников. «Этим сервисам стоит скорректировать свою ценовую политику, потому что мы находимся в условии конкуренции. Все понимают, что если перевозчики недовольны условиями сотрудничества с одной компанией, то они имеют возможность подключиться к другой. Мы можем отмечать, что количество таксопарков и индивидуальных перевозчиков, которые хотели бы с нами сотрудничать, увеличивается. Это нормальная конкурентная борьба», — сказал он.

В самих агрегаторах, кажется, и не видят проблему.

«Сервис работает в обычном режиме. Количество поездок, заказанных с помощью сервиса „Яндекс.Такси“, в Москве и в других городах растет. Увеличивается и количество водителей на линии: сегодня их больше, чем в этот же день в прошлые недели», — цитирует «Газета.ру» пресс-службу «Яндекс.Такси».

«Ни одна акция протеста не достигала своих целей»

Комментируя бойкот таксистов, Павел Стенников отметил, что, по их богатому опыту, «ни одна акция протеста не достигала своих целей».

«Этот способ неэффективный. Если есть недовольство перевозчиков — нужно консолидироваться и решать цивилизованным путем. Второе, по нашим наблюдениям, подобные акции никогда не бывают многочисленными. Это небольшая группа инициативных водителей, которые агитируют других перевозчиков присоединиться к акции. Но большинство перевозчиков понимает, что это неэффективно», — заключил он.