Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Башкиры на бумаге»: историк Дамир Исхаков о политике башкиризации татар в Башкортостане

«Башкиры на бумаге»: историк Дамир Исхаков о политике башкиризации татар в Башкортостане
Доктор исторических наук Дамир Исхаков в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о политике башкиризации татар в Башкортостане, о сословном и этническом смысле этнонима «башкиры», а также пояснил, что определение Ризаэтдина Фахретдина башкиром является показателем незнания истории.

«Среди башкир 150 тысяч татар»

— Дамир Мавлявеевич, скоро пройдет Всероссийская перепись населения. Какие прогнозы и опасения есть у вас на этот счет?

Это уже третья перепись после распада СССР. Как показывает практика, во время каждой переписи возникают проблемы, касающиеся татар.

Это очень интересный феномен. До сих пор этому нет полного объяснения. Я считаю, что это так или иначе связано с историей татарского народа и с тем, что татары — непростой этнос.

Есть одна особенность переписи населения. В России сейчас сложная демографическая ситуация. В первую очередь это связано с отсутствием демографического развития. Умирают много, рожают мало. Это проблема для политиков. Вот ты тут сидишь и красиво управляешь, а в то же время народ убывает. Поэтому всеми путями стараются нарисовать хорошие цифры численности народа.

В свое время была попытка определять нацию несколькими способами. Если смешанный брак, то пытались записать людей, учитывая возможность принадлежности и к русской, и к татарской нации, то есть к двум нациям одновременно. Мне кажется, попытка оказалось неудачной. Оставили только одну нацию. Вероятно, это в какой-то степени успех татар. Это напрямую нас касается — у нас много смешанных браков.

Наверное, все слышали, что люди смогут заполнить электронный листок учета. Это черный ящик. Как в прежние времена говорил Сталин, важно не как голосуют, а важно, как посчитают.

Этому есть свое объяснение: во время предыдущей переписи около пяти миллионов человек не участвовали в переписи. Треть жителей городов не впустили в свои квартиры переписчиков. Поэтому трудно представить, кто они. Среди них должно быть много и наших соотечественников. Позже их пересчитали, но только на основе милицейского учета. Но в этом случае нельзя упоминать родной язык и нацию человека. Думаю, во время предстоящей переписи постараются учесть эту часть населения.

Разделят ли татар на группы?

Разделение татар на группы остается сложной проблемой. Например, в 2002 году татар разделили на 45 категорий. Сейчас количество подгрупп уменьшили. Несмотря на это, различные подгруппы татар до сих пор есть в материалах инструкции.

В первую очередь кряшены могут указывать себя отдельной нацией, немного сибирских татар. Есть еще нагайбаки, их по российскому законодательству записали малой народностью. Была небольшая численность астраханских татар, мишар и совсем небольшая численность болгар. В переписи 2010 года численность различных этнических групп татар не достигла и одного процента. Это небольшие цифры, и то большую часть из них составили кряшены. Не думаю, что во время предстоящей переписи с ними возникнут большие проблемы.

Кем запишутся татары Башкортостана?

— Дамир Мавлявеевич, как вы считаете, в какую сторону во время переписи изменится ситуация касательно татар Башкортостана?

Новые подгруппы среди татар вряд ли появятся. Но кем себя запишут татары Башкортостана — вопрос очень сложный.

У этого вопроса есть и свои исторические тонкости. На западе Башкортостана живет большое количество татар, и там есть башкиры, смешанные с татарами.

В 1986 году я участвовал в социологическом исследовании под руководством московского ученого Владимира Пименова. Информация не была издана, но анализ производился. Выяснилось вот что: одна треть башкир, живущих на западе Башкортостана, состоят в браке с татарами. По численности смешанных браков Башкортостан находится на первом месте по России, и большинство этих семей — татаро-башкирские. Поэтому в западных районах Башкортостана трудно понять, кто башкир, а кто татарин — живя в одном населенном пункте, обучаясь в одной школе, они уже смешались.

Вот за эту группу населения между татарами и башкирами началась борьба. В 2002 году в Башкортостане, нарушив правила переписи населения, большую группу татар записали башкирами. Ученые подсчитали — это около 250 тысяч человек, может быть, даже 300 тысяч. Известный ученый из Москвы Александр Тишков назвал цифру 100 тысяч человек. Он признал наличие нарушений.

«150 тысяч татар сидят среди башкир»

В 2010 году, во время руководства Хамитова, таких нарушений не было выявлено. Часть населения, записанная ранее башкирами, вернулась обратно и записалась татарами. Но 150 тысяч татар продолжают сидеть среди башкир.

Из-за плохой демографической ситуации — если татары, заблудившиеся среди башкир, не вернутся обратно — численность татар рискует оказаться сильно заниженной. Для нас это не очень хорошо, потому что численность — это показатель, определяющий наше место в России. По численности мы стоим на втором месте в России.

«У этнонима «башкир» есть и этническое, и сословное значение»

— Поясните, пожалуйста, что значит сословное значение этнонима «башкир»?

Этноним «башкир» имеет и этническое, и сословное значение.

Например, создавая Татарскую энциклопедию, мы внесли два значения. Первое — это «башкиры», и второе — «сословные башкиры». Это две разные вещи.

Сейчас исторических данных собрано более чем достаточно. Начиная с XVI века татары переселялись на восток. Это происходило и после взятия Казани, и в процессе насильственной христианизации. В целом много народа бежало на восток. Постепенно сродняясь с башкирами, татары приобретали земли и входили в башкирское сословие.

Если покопаться в родословных «башкир» в Агрызском регионе, то выясняется, что это нукратские татары, переселившиеся в тот самый период. Все это подтверждено документально. Такие группы есть и в Мензелинском регионе. Внутри Башкортостана тоже есть такие татары. И не только татарстанские, но и ученые самого Башкортостана это подтверждают. Был известный историк Рахматуллин, он написал диссертацию о переселении народов в XVIII веке. Он открыто написал, что среди тех, кого называют башкирами, есть и татары, и даже некоторые другие народы. Об этом свидетельствуют документы, другими учеными так же была обнаружена такого рода информация.

Есть люди, которые издавна причислены к башкирам, но они башкиры только по паспорту. Их прадеды относились к башкирскому сословию, поэтому и в паспорте значились как башкиры. Не только в паспорте, но и в хозяйственной книге каждой семьи, которая хранилась в сельсовете, также указывали национальность. По этой причине внуки этих сословных башкир могут думать, что они и есть башкиры. Но ведь язык татарский язык. Культура та же, татарская. Народ смешанный — много смешанных браков. Поэтому пока человек сам не скажет, кто он есть, нельзя однозначно определить. Самоопределение человека должно происходить свободно, по его воле.

Мы ведь никого не можем насильно сделать татарином. Если он себя причисляет к татарам — он и есть татарин. Поэтому здесь критерий всего один: кем человек запишет себя, так оно и будет.

Возможно ли давление во время переписи населения?

Административное давление может быть. В Башкортостане мы уже стали свидетелями этого. В советские времена по приказу обкома, согласно инструкции, по телефону отдавали поручение — «в вашем районе должно быть записано столько-то башкир». Такой подход не имеет отношения к самоопределению народа, это всего лишь приклеенный ярлык. Народ ведь не поменяется, как люди жили — так и продолжают.

Я считаю, что в Башкортостане нет столько башкир, сколько указано по итогам переписи населения. В северо-западных районах определенное количество людей еще могут причислять себя к башкирам, но они сильно отличаются от настоящих восточных башкир.

Я был свидетелем одного случая. На побережье Дёмы есть четыре-пять башкирских деревень. Мне довелось погостить у них, и там в основном разговаривают на башкирском. Дочь хозяйки — аспирантка, окончила второй курс, изучает фольклор. Я поинтересовался, кем были их предки, знают ли свою родословную. Она улыбнулась и ответила: «В начале нашего рода стоит Идегэй». «Если родоначальник — Идегэй, то кем же вы тогда являетесь?» — спросил я. А записаны они башкирами. Грамотная девушка. Говорит: «Восточные башкиры называют нас татарами». Значит, этот род вышел из ногайцев. И даже если сейчас они числятся башкирами, настоящие, коренные башкиры их таковыми не считают. Они вышли из татар. Ведь Идегэй —представитель татарского племени Золотой Орды. И на западе Башкортостана таких татар очень много.

Я думаю, что в Башкортостане примерно 1 млн 250 тысяч — 1 млн 300 тысяч татар. И где-то 200-300 тысяч татароязычных башкир — точнее сказать нельзя, так как смешанный народ. Это большие цифры. В общей сложности 1,5-миллионная татароязычная группа получается. Сами татары и близкие к ним татароязычные башкиры.

Приведу пример, чтобы легче было представить татароязычных башкир. Мой друг, по происхождению выходец из кыргызского племени, доктор наук, экономист, в 1999 году был депутатом Курултая Республики Башкортостан. Во время принятия закона о языке выступил с заявлением, что он настоящий башкир, а его родной язык — татарский. Почему мой язык не является государственным? Почему вы делаете государственным только язык восточных башкир? Татарский язык так же должен получить статус государственного.

Рахимову это не понравилось, и моего друга сняли с должности. Понизили. Значит, есть и такие башкиры. Почему права одних башкир рассматриваются выше прав других башкир? Это непонятно. По языковому вопросу западные башкиры, 200 тысяч их или 300 тысяч, идут наравне с татарами. Потому что язык — один.

Был ли Ризаэтдин Фахретдин башкиром?

— Приходится слышать и такое мнение: по метрикам даже в татарских селах не было слова «татарин»…

Риза Фахретдинов жил и состоял муфтием в Уфе. Сохранилось его письмо руководителям, датированное 1924 годом. И в этом письме Фахретдинов дает пояснение на счет татар. К татарам он относит мишар, башкир, тептярей. Для него все они — татарская нация. Некоторые пытаются доказать, что этноним «татары» возник гораздо позже. На самом деле не так. Население Золотой Орды, с политической точки зрения, это элита татар. И они назывались «татарами» — это указано и в документах. И группа выходцев из них точно знала, что они — татары. Об этом и пишет Фахретдинов.

Среди простого народа существовали и другие названия. Например, некоторые называли себя «мусульманами». Это был синоним слова «татары». Например, в XIV веке часто упоминались две группы — «татары и бесермяне», то есть мусульмане. Мусульмане — это простолюдины, которые платили ясак, а татары — это элита. Поэтому татар указывали и русскими, и чувашами. Но к нынешним этническим чувашам они не имеют никакого отношения. Потому что слово «чаваш» означает «обрабатывающий землю», говоря по-русски — «крестьянин». Поэтому мы не можем утверждать, что среди них не было татар.

В XVII веке чувашей начали указывать как «ясачные татары». А еще были «служилые татары». Большую часть татар Уральского региона стали называть «тептярями». Но с этнической точки зрения они не изменились. А записывали вот так. Сейчас бы сказали, что существовала переписная категория. Поэтому порой возникает странная ситуация.

В паспорте Ризы Фахретдина он указан как «башкир». Но мы знаем, что его предки, мурзы — выходцы из горных районов Татарстана. Татарские мурзы. После переезда стали сословными башкирами. Но ведь от этого он не превратился в этнического башкира. И никогда себя не считал башкиром. В его записях есть такая информация. Это касается и многих других групп.

Просматривая старые документы, мы должны их правильно понимать. Речь идет о нации? Но в России национальность впервые стали указывать только в 1897 году. Раньше в учетных книгах, метриках, материалах ревизии не учитывали национальную принадлежность. В большинстве случаев указывалась сословная принадлежность — на основании земельного вопроса. А для крестьянина земля — это важнейший фактор.

У нас сейчас национальное самосознание превратилось в абстракцию. Никогда раньше такого не было. Люди мыслили конкретно. Поэтому в 1917-х годах были сельскохозяйственные переписи. Так и называется — «сельскохозяйственная перепись». Там видно, что группа «башкиры» была многочисленной, потому что они владели такой же площадью земли, как и башкиры. Только при советской власти этому настал конец.

После 1917 года с сословиями было так же покончено. Началась эпоха коллективизации. Земельные отношения остались в истории. И люди стали возвращаться в свой истинный этнос. Поэтому к 1926 году численность татар в Башкортостане резко возросла. Раньше башкир числилось больше. Но, как я уже пояснял, это были не настоящие башкиры и среди них было много «бумажных башкир».

Об этом говорю не только я. Выдающийся этнолог Равиль Гумерович Кузеев в свое время подробно об этом написал. Например, изучая материалы переписи населения 1897 года, он пришел к выводу, что в числе башкир было записано 350-400 тысяч тептярей и мишар. Это не мои мысли.

«Политическая элита желает выдвинуть башкир на второе место по численности населения»

— В чем причина такой пропаганды?

Если во время переписи башкирами запишут только настоящих башкир, то башкиры окажутся на третьем месте в Башкортостане по численности.

Татары, татароязычный народ на самом деле стоит на втором месте, на первом — русские. Элита Башкортостана желает сделать по-своему, то есть выдвинуть башкир на второе место по численности. Это нужно для того, чтобы укрепить тезис «мы хозяева в Башкортостане». Политика осуществляется за счет татар.

К сожалению, мы так и не дошли до уровня демократического государства. В ином случае провернуть такую политику было бы крайне тяжело. Народ сумел бы позаботиться о своих правах и интересах, восстать, определить свое место.

В перспективе такая политика не очень удачна. В частности, все это грозит усложнением татаро-башкирских отношений. В будущем не сулит ничего позитивного.

Нужно отметить, что и татарстанская сторона следит за процессом. Но решительного слова по поводу проводимой политики пока не прозвучало. Я понимаю это так: Татарстан старается сохранить дружеские отношения с Башкортостаном. Но для сохранения этой дружбы должна быть соответствующая политика с обоих сторон. Если мы хорошо относимся к башкирам и Башкортостану, то и они должны относиться к нам так же. Для этого они должны позаботиться об интересах татар Башкортостана. Только в этом случае можно вести речь о дружеских отношениях. Пока мы наблюдаем за обратным процессом.

По полученной нами информации (об этом уже писали СМИ), политтехнологам, ведущим политику против татар, выделены крупные средства. Сначала говорили о 9 миллионах, затем о 17 миллионах рублей. Сейчас называют и более крупные цифры. Наблюдая за их действиями, становится понятно, что на осуществление данной политики действительно направляются большие деньги. И в данном ключе возникает справедливый вопрос о том, почему Татарстан не реагирует.

Почему Татарстан, Всемирный конгресс татар остаются в стороне от всего этого — этим вопросом задаются татары, живущие в соседней республике. Говорят, почему мы не выражаем свою позицию. Хотим мы этого или нет, но народ потребует от нас ответа.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев