Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Будем работать столько, сколько сможем»: как во время коронавируса в Казани помогают бездомным

«Будем работать столько, сколько сможем»: как во время коронавируса в Казани помогают бездомным
В период режима самоизоляции и распространения коронавируса многие казанские бродяги оказались на улице без временной работы и средств к существованию. Куда им идти? Где искать ночлег и пропитание? О том, как изолирует своих подопечных, ИА «Татар-информ» рассказал руководитель Центра социальной реабилитации и адаптации

Период самоизоляции в стране в связи с профилактикой коронавируса коснулся без исключения всех. Не остались в стороне и самые незащищенные – люди без определенного места жительства, одинокие, безработные и просто попавшие в трудную жизненную ситуацию.

До ситуации с коронавирусом оставшиеся без крыши над головой могли обратиться в так называемые рабочие дома, где им предоставляли кров, питание и небольшие деньги. Сейчас такие дома вынуждены закрыть свои двери для бездомных, а те, в свою очередь, оказались в поисках нового пристанища.

Помощь бездомным, к примеру, оказывает бомж-центр «Милосердие», который рассчитан на 80 человек. Однако сегодня он переполнен и в условиях режима самоизоляции не может никого больше принять.

Кроме того, людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, принимает Центр социальной реабилитации и адаптации на Бурхана Шахиди, 26 в Казани. Сотрудники центра помогают обратившимся восстановить документы, найти работу или вернуться домой. В приюте можно бесплатно поесть, одеться и остаться на ночлег.

Начинался Центр социальной реабилитации и адаптации с нескольких бытовок, где хранились одежда и продукты. Сейчас их стало 12, в скором времени планируется установить еще. Руководит им член Общественной палаты Татарстана Азат Гайнутдинов.

По его словам, за два года работы приюта им удалось обеспечить огромное количество обездоленных одеждой и принадлежностями для гигиены, организовать для бездомных в общей сложности порядка 160 тысяч порций еды.

Сегодня в центре реабилитации имеется своя баня, ночлежка и необходимые медикаменты. Круглосуточно работает горячая кухня. Кормят весьма неплохо – до 13.00 можно успеть на горячий обед с мясом, после предоставляют супы быстрого приготовления и горячий чай.

«Центр начал функционировать в 2005 году, тогда мы еще не были официально зарегистрированы. Помогали ребятам, освободившимся из мест заключения, трудоустраивали их, предоставляли ночлег, помогали билеты домой купить. Уже в 2014 году при поддержке Общественной палаты, Уполномоченной по правам человека в РТ Сарии Сабурской мы официально зарегистрировались как общественная организация. Совместно мы усилили эту работу, потом к нам подключилась “Добрая Казань” при исполкоме города, фонд «Ярдэм» и другие организации», – вспоминает Азат Гайнутдинов.

Организация подписала договор с республиканским УФСИН и объявила сбор вещей для своих подопечных.

«Нужна была рабочая одежда на строительных объектах, и вот потихоньку к нам начали привозить эти вещи, потом женские и детские появились. Нашлись и те, кто стал оказывать нам помощь в виде продуктов», – рассказывает Азат Гайнутдинов.

Центр открыл в Лаишевском районе комплекс забоя жертвенных животных для Курбан-байрама. После праздника собиралось много мяса, которое сотрудники центра раздавали всем нуждающимся.

В центре говорят, что до ситуации с коронавирусом к ним за помощью обращалось много пожилых людей. Сейчас все чаще стали приходить крепкие, здоровые мужчины. Наплыв бездомных объясняют закрытием так называемых рабочих домов.

«Многие “рабочие дома” начали закрываться, работы нет, в основном там все люди без документов, алко- или наркозависимые. Организаторы таких домов нередко под предлогом смены обстановки увозят местных в другие регионы, а к нам везут таких же жителей со всей центральной части страны», – рассказывает Азат Гайнутдинов.

В городе на каждом шагу висят объявления: «Помощь в лечении алкогольной зависимости», «Помощь наркозависимым». По словам Гайнутдинова, люди «клюют» на то, что их могут вылечить, к тому же бесплатно, и соглашаются сменить место жительства, вырваться из порочного круга подальше от проблем. Так человек попадает в другой город. Его заселяют в съемную квартиру, в «рабочий дом», где и без того уже живут 15-20 человек.

Подопечным находят работу – устраивают, к примеру, подметать улицы или развозить тележки в гипермаркетах. Таким образом, бездомный оплачивает свое питание и проживание в хостеле, иногда получает небольшие деньги за работу.

По словам Гайнутдинова, у каждого «рабочего дома» свои правила – не разрешается употреблять спиртное, наркотики, нарушать дисциплину. Малейшая провинность – выставят за дверь и наберут новых. Не все «рабочие дома», по словам Гайнутдинова, занимаются лечением постояльцев с зависимостями, однако есть и такие, где действительно помогают навсегда завязать с пьянкой и наркотиками.

«Есть среди этих людей и такие, которые уже не могут жить вне этой коммуны. Они боятся инициативы, боятся создать семью. Только единицы способны выкарабкаться и начать свою жизнь с нуля. К сожалению, есть и те, кто спустя время все-таки ломается. Поэтому этим людям лучше находиться в таких сдерживающих условиях. Для голодных, обездоленных людей такие “рабочие дома” порой единственный шанс на выживание», – рассуждает Гайнутдинов.

Ежедневно за порцией горячего обеда и стаканом горячего чая в реабилитационный центр Азата Гайнутдинова обращаются порядка 120 человек. Приют – словно спасательный круг, место, где можно передохнуть и обрести уверенность.

«Я четыре года работал в Кирове в леспромхозе, последнее время нам стали платить с задержками, потом и вовсе начался кризис. На первое время нам предоставили общежитие, но в связи с эпидемией попросили выселиться. Заработанное обещали вернуть, ну а пока вот такая ситуация», – рассказывает Олег.

Мужчина родом из Старого Оскола, оказался в Кирове, а теперь в Казани. Добрался до столицы Татарстана на последние деньги, благодарен, что сегодня имеет возможность бесплатно питаться и получать все необходимое.

Гульнара приходит в приют уже в третий раз. Рассказала, что ушла из «рабочего дома», так как ее обманули и перестали платить. Несколько дней девушка ночевала на вокзале, потом узнала про центр Азата и обратилась за помощью. Гульнара мечтает поскорее вернуться в родной город, а трудные времена планирует переждать в Центре реабилитации.

Среди людей, которые сегодня приходят в приют за помощью, не только бездомные и люди с зависимостью. К примеру, молодой человек Талиб обратился в ЦРА, так как остался без работы и без средств к существованию.

«Сейчас у меня нет работы, платить за съемную квартиру нечем, денег в кармане осталось немного. Так душевно, что есть такие центры, куда можно прийти и поесть, получить необходимую помощь. Пусть этим людям воздастся свыше за всю их доброту и милосердие», – говорит молодой человек.

В период действия режима самоизоляции в работе центра возникли трудности. Если раньше иногородних бездомных отправляли в их родные города, то сейчас даже нет возможности восстановить их документы.

Решение проблемы Азат Гайнутдинов видит в организации лагеря с жилыми бытовками за пределами города на время эпидемии.

«Не думаю, что для этого необходимо много ресурсов. Достаточно, чтобы там было электричество, после нужно арендовать земельный участок, оградить его профнастилом, установить там бытовки, поставить баню. Это был бы идеальный вариант. Необходимо привезти туда квалифицированный персонал, который бы смог работать с такими людьми», – отметил Гайнутдинов.

К слову, почти 80 процентов сотрудников приюта – это бывшие заключенные. Среди них, по словам руководителя центра, встречаются очень способные, идейные и сильные духом люди.

С особой теплотой Азат Гайнутдинов отзывается о сотруднице центра Гульшат. Эта женщина-соцработник находит на улице бездомных, отмывает, кормит, заботится. Нередко в приют обращаются жильцы казанских многоэтажек с просьбой забрать в приют из их подъездов бездомных.

Реабилитационный центр также предоставляет убежище и женщинам с детьми, оказавшимся жертвами мужей-тиранов. Нередко в приют в прямом смысле слова подкидывают стариков и калек.

В условиях борьбы с коронавирусом приют соблюдает меры предосторожности – все сотрудники и подопечные обеспечены защитными масками, в бытовках и в обеденной зоне регулярно проводится дезинфекция, за постояльцами следят и напоминают, чтобы почаще мыли руки. За столом за один прием пищи могут находиться не более четырех человек. На днях у приюта поставили железные ворота, тем самым ограничили контакты постояльцев с улицей.

По словам Гайнутдинова, расходов на содержание центра достаточно много, однако благодаря помощи волонтеров, неравнодушных людей, общественных организаций и руководства республики им удается оставаться на плаву. Президент Рустам Минниханов выделил приюту здание, деньги на его реконструкцию и ремонт, выделил машину.

«Это огромная поддержка для нас, я езжу по всей республике, по всем колониям. Веду работу по общественно-наблюдательной комиссии, как раз мы смотрим за местами лишения свободы. Общественная палата выделила нам комфортный офис. Без поддержки государства мы бы эту работу в таких масштабах не смогли бы вести», – говорит Азат Гайнутдинов.

Азат признается, что нередко сталкивается с непониманием и осуждением со стороны окружающих.

«Мне часто задают вопросы, зачем мне все это. Скажу так – мы нашли свое признание, мы знаем, как с этими людьми работать, как вселить в них веру и надежду на лучшее», – говорит он.

По мнению руководителя реабилитационного центра, человечество способно пережить любой кризис, главное – не поддаваться панике, поддерживать друг друга и быть сплоченными. Азат считает, что только общими усилиями можно преодолеть все трудности и не терять веру в Бога.

«Самый страшный кризис – это кризис души! Мы пережили и голодные 20-е годы, и войну, и то, что сейчас происходит, я уверен, мы обязательно переживем. Нас даже война не сломала, смогли же мы подняться с колен. И здесь все обязательно будет хорошо!» – убежден Азат.

На вопрос о том, как долго приют сможет предоставлять нуждающимся ночлег и питание, Азат ответил: «На все воля Всевышнего! Все, что в наших силах, мы сделаем. Сколько потребуется, столько и будем кормить и предоставлять спальные места».

В приюте обеспокоены сложившейся ситуацией, однако верят, что скоро все наладится.

«У меня сейчас 150 человек сидят без дела, а совсем скоро нужно будет всем платить зарплату, также не стоит забывать и о налогах. Хорошо хоть, что 60 человек сегодня мы на стройки вывели, ситуация налаживается. Все обязательно нормализуется, это все временные трудности», – убежден Азат.

Как только ситуация в стране стабилизируется, планируется открытие еще одного своего пункта в Дербышках, где будет оказываться помощь нуждающимся. Глава администрации Советского района Казани одобрил предложение Азата Гайнутдинова и готов предоставить подходящее помещение.

Центр принимает продукты, одежду и обувь от всех, кто хочет и может помочь.

Вещи можно принести по адресу: Казань, ул. Бурхана Шахиди, 26. Номер карты для финансовой помощи: 5336 6903 1950 6152.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев