«Она лежала на кресле голодная»: как в Казани спасают пожилых людей от издевательств родственников

Какая помощь оказывается людям, попавшим в трудную ситуацию, в интервью «Татар-информу» рассказала директор Комплексного центра социального обслуживания населения в Казани Надежда Ибрагимова.

Надежда Викторовна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о работе вашего центра, какие у вас цели и задачи, с кем работаете?

Наш комплексный центр является одним из крупнейших поставщиков социальных услуг в Татарстане. Наша цель — это улучшение условий жизни людей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои потребности.

В структуре центра есть два отделения: надомного социального обслуживания и помощи семье и детям. В отделении надомного социального обслуживания оказывается помощь пожилым людям и инвалидам на дому, чтобы они проживали в привычных для них условиях как можно дольше. Мы оказываем социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические услуги, содействие в предоставление юридической помощи. Например, это такие услуги, как покупка продуктов питания, лекарственных препаратов, товаров первой необходимости, уборка дома. Практически мы являемся связующим звеном между ними и государством, если человек не выходит из дома, оказываем разностороннюю помощь. Это восстановление документов, проведение бесед по пожарной безопасности.

Если мы видим, что пожилой человек в критичных условиях проживает, оказываем всяческое содействие. Если мы не можем решить все вопросы, допустим, касающиеся улучшения жилищных условий, то выходим на руководство районов или находим благотворителей. Работаем в тесном контакте по всем направлениям с волонтерами «Душа России», которые оказывают благотворительную помощь в виде продуктов для малообеспеченных пенсионеров или семей с детьми, оставшихся без доходов.

Сотрудники отделения помощи семье и детям работают с семьями. Это семьи, которые попали в трудную жизненную ситуацию, находятся в социально-опасном положении, у чьих детей есть трудности с социальной адаптацией, а также где есть внутрисемейные конфликты. Наше министерство заключило соглашение со службой 112. Они сообщают нам о тех фактах, когда существует опасность, угроза жизни или насилия в отношении пожилого человека или ребенка, и мы сразу подключаемся.

Сколько у вас подопечных, и какая помощь им была оказана?

За 2020 год мы обслужили более 2,5 тысячи человек надомными услугами и около 4 тысячи человек из семей, в которых есть несовершеннолетние дети. Мы оказываем помощь всем, кто в ней нуждается, — семьям с детьми, одиноким пожилым людям, семейным парам. Услуги социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые.

Под социально-бытовыми услугами подразумевается покупка продуктов питания, оплата ЖКХ, доставка лекарственных препаратов, уборка дома, содействие в определении в стационар. При работе с пожилыми людьми мы вызываем врачей на дом, приглашаем специалистов узких специальностей. Точно также может быть выстроена работа с семьями, которым оказываются социально-психологические, социально-педагогические и социально-медицинские услуги. У нас в штате есть психологи, социальные педагоги, специалисты по соцработе.

К вам люди обычно сами обращаются, или вы их находите?

Это самый наболевший вопрос. Мы готовы оказывать абсолютно всем нуждающимся помощь, но гражданин должен сам к нам обратиться.

Наш центр в 2019 году стал активным участником по внедрению системы долговременного ухода в ходе проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Целью создания системы долговременного ухода является обеспечение людей, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, услугами по уходу, включающими в себя социальное, медицинское обслуживание и поддержку семейного ухода.

В ходе работы по надомному обслуживанию людей категории «70 плюс» мы обходим одиноких и одиноко проживающих граждан, которые непосредственно нуждаются в нашей помощи, проводим обследование, выявляем людей, которым необходима наша помощь, предлагаем свои услуги.

Кому помощь оказывается платно, а кому бесплатно?

Все зависит от дохода наших подопечных. Если доход гражданина меньше полуторакратной величины прожиточного минимума, то помощь оказывается бесплатно. Если у человека доход превышает эту величину, то ему услуги оказываются на частично платной или платной основе.

А на какой основе обслуживаются неблагополучные семьи? Они тоже сами должны к вам обращаться за помощью?

Услуги, которые касаются несовершеннолетних, предоставляются бесплатно. У нас есть информационная система «СОП» — «социально опасное положение в семье», в эту систему направляется сигнальная карта, мы рассматривается сигнал в течение часа.

В системе описывается проблема, которую выявил любой из субъектов профилактики. Либо это может быть просто звонок в наше учреждение. Мы в течение трех дней отрабатываем заявку полностью. С представителем организации, направившим этот сигнал, выходим совместно на дом, проводим обследование, выявляем проблему этой семьи.

Далее эта семья рассматривается на муниципальном социально-реабилитационном консилиуме, в состав которого входят все субъекты профилактики. Данные консилиумы созданы при администрациях в каждом районе нашего города. Мы можем дополнительно привлечь представителей всех необходимых служб, составляем индивидуальную программу реабилитации, выхода семьи из трудной жизненной ситуации.

Допустим, где-то есть неблагополучная, пьющая семья, воспитывающая детей. Возможно, родители занимаются рукоприкладством или плохо кормят ребенка. Как вы об этом узнаете?

Данную ситуацию может выявить любой из субъектов профилактики, неравнодушные люди, соседи. Минтруд РТ в прошлом году заключил соглашение со службой 112. В этой службе работают психологи и другие специалисты. Если они понимают, что в семье действительно есть угроза для жизни и здоровья ребенка, если родители скандалят, а дети плачут, то обязательно наши специалисты на следующий день после поступления сигнала выходят на место и все обследуют. Если мы видим, что это неблагополучная семья, есть угроза жизни и здоровью ребенка, то мы обсуждаем на муниципальном социальном реабилитационном консилиуме эту проблему и ведем с семьей необходимую работу.

А как ведется работа с этой семьей? Семья ведь не захочет, чтобы кто-то к ним приходил, влезал в их жизнь.

Подключаются социальные педагоги и психологи. Ситуации бывают разными. Если это неблагополучие, то мы, в первую очередь, на муниципальный социальный реабилитационный консилиум приглашаем родителей. Либо специалист по социальной работе самостоятельно пытается наладить взаимодействие с этой семьей. В первую очередь, мы начинаем работать с мамой.

Если оба родителя пьют, то для них существует такая программа, как «Точка трезвости». Это бесплатная программа излечения от алкогольной зависимости. Но для этого предварительно проводится большая работа, выявляется причина, от чего начали злоупотреблять спиртными напитками родители, почему к этому пришли. К примеру, в семье потеряли работу оба родителя. Муж стал выпивать, за ним стала выпивать жена, пошло неблагополучие, дети перестали посещать школу. Затем муж скончался. Наши специалисты подключились, отработали проблему с медиками и школой. Мамочку пролечили по программе «Точка трезвости», и сейчас это нормальная и благополучная семья. Таких примеров можно привести сколько угодно.

Еще примеры можете рассказать?

Недавно поступил сигнал о том, что женщина кричит из окна первого этажа, просит о помощи. Вышли тут же наши специалисты. Соседи сообщили о том, что они уже 10 дней подкармливают эту женщину, она выйти не может, ее родственники закрыли. Оказалось, что у женщины деменция — старческая болезнь, когда начинаются проблемы с памятью. Вся квартира была в фекалиях, женщина выглядела неопрятно.

Есть упущение в законе в том отношении, что если гражданин не является собственником, то мы не можем зайти в квартиру. Мы вызвали МЧС, участкового полицейского, но во вскрытии двери в квартиру нам отказали. Бабушку спасли, потому что это был первый этаж. Мы ее вытаскивали через окно, госпитализировали, определили в центр «Милосердие», где принимают людей без определенного места жительства. У бабушки документов на руках не оказалось, по нашей базе она прописана в Набережных Челнах. Пожилая женщина даже не помнит, что ее привезли в Казань, а ту квартиру продала внучка. Здесь квартиру приобрели и оформили совершенно на другого человека.

Бабушку закрыли и несколько дней к ней не приходили. Она сидела голодная. Потом мы выяснили, что это сделала внучка, под опекой которой находится также сестренка. Сейчас проводится дальнейшая работа с участием правоохранительных органов. Мы написали письмо для выяснения всех обстоятельств.

В этом году во время обхода категории «70 плюс» выявили слепого, одиноко проживающего гражданина. У него была захламлена вся квартира. Дело в том, что в свое время он находил какие-то старые вещи, восстанавливал и потом продавал. Из-за этого квартира была захламлена. Мы подключили волонтеров организации «Душа России». Квартира была отремонтирована. У него была катаракта на глазах. Пока ремонтировалась квартира, он находился в центре «Милосердие» в Казани, с нашей помощью сделал операцию на глазах. Человек вернулся в совершенно другую квартиру, благоустроенную, со зрением. В процессе сбора денег откликнулась его дочь, которая проживает в Сочи. Сейчас дочь ему помогает, они воссоединились.

Еще один пример: под нашей опекой находится одинокая мамочка. Они жили в семье, где спиртным злоупотребляла бабушка. Эта мамочка в тот момент имела двух детей и была беременна третьим, когда ушла от мужа из-за жестокого обращения. Мы благодаря волонтерам вылечили ее маму, она сейчас не пьет, отремонтировали квартиру, приобрели для малыша кроватку и коляску. Сейчас они являются получателями социальных услуг. С семьей работают психологи. У одного из ее детей обнаружены ментальные нарушения. Мы плотно работаем с коллегами из образовательной организации, хотим устроить ребенка в коррекционную школу.

Вашим сотрудникам приходится работать в непростых условиях…

Да, расскажу еще один случай из практики. В этом году к нам обратились жители Казани, они сообщили, что в одном из общежитий, на цокольном этаже живут дочь и бабушка, обе — пенсионерки. Дочери 56 лет, она выходит на улицу в совершенно нормальном состоянии, но бывает, что неделями не выходит.

Оказалось, что бабушка проживала в ужасных условиях. Она не может ходить, была голодная и лежала на деревянном кресле без матраца. Мы буквально вломились в квартиру, вызвали участкового, МЧС, «скорую помощь». Бабушка была вся в своих испражнениях, памперсов не было. Оказалось, что у нее деменция. В квартире был разбит унитаз и все, что стекало по трубе с верхних этажей, разливалось по полу. Оказалось, что дочь этой бабушки, когда получала пенсию, уходила в запой. В таких ужасных условиях она содержала свою маму.

Сколько человек у вас работает?

Наш центр очень большой: 610 человек по штатному расписанию. На сегодняшний день трудятся 467 человек. У нас есть заведующие отделениями, специалисты по социальной работе, социальные работники, психологи, социальные педагоги, два медика. Наши медсестры выезжают к подопечным, измеряют давление, температуру. У нас должно трудиться 75 психологов, но сегодня их 23.

Дело в том, что выпускники высших учебных заведений рассчитывают на то, что они будут работать в офисе, куда приходят люди. А когда к нам приходят на работу по окончанию высшего учебного заведения психологи, они сталкиваются с той проблемой, что им приходится самим выходить в семьи. Это нужно для того, чтобы наладить контакт с мамочкой, если она в социально-опасном положении.

А социальных работников у вас сколько?

На сегодняшний момент у нас трудятся 137 социальных работников. В будущем году мы снова войдем в «пилот» (пилотный проект — Ред.) по системе долговременного ухода. Республика в этом «пилоте» находится с 2019 года. Это система долговременного ухода «Старость — в радость». Благотворительный фонд вышел с предложением к Президенту РФ о том, чтобы внедрить такую систему, благодаря которой человеку будут не только предоставляться социальные услуги, а осуществляться полный уход за ним. Для этого налаживается работа с родственниками. Если человек заболел и прикован к постели, то решается вопрос — кто из родственников будет за ним ухаживать.

Полностью проект будет реализован в 21-м году. В Казани сейчас существуют четыре школы ухода, где обучаются правильному уходу социальные работники и родственники нуждающихся в уходе людей. Тренер обучает родственников правильному уходу за пожилым человеком. Это целая наука от слова «не навреди», чтобы не причинить боль тому, за кем ты ухаживаешь. Кроме того, существует куча приспособлений для того, чтобы облегчить труд ухаживающего. Это некие пояса, приспособления, специальная посуда, технические средства реабилитации, благодаря которым можно максимально создать комфорт для того человека, который болеет, и того, кто осуществляет уход. Наши сотрудники как раз обучают тех людей, которые осуществляют неформальный уход за больными родственниками.

Надежда Викторовна, какие коррективы внесла коронавирусная пандемия в вашу работу?

В конце марта на базе нашего центра мы создали колл-центр Минтруда РТ. Туда поступали звонки по телефонам «горячей линии». В открытии колл-центра принимал участие Президент РТ, он дал нам хорошую оценку.

Звонки приходили к нам со всей республики, учитывались все заявки. Наш колл-центр был создан для доставки продуктов питания, товаров первой необходимости и лекарственных препаратов для категории «65 плюс». Во время первой волны пандемии вышло постановление, что люди старше 65 лет не должный выходить на улицу. Социальные работники приходили на помощь как волонтеры. Это все делалось бесплатно. Они приносили на дом лекарства, продукты питания, товары первой необходимости. Мы не отказывали практически никому. Колл-центр работал до 1 августа и сейчас после перерыва он работает снова — с 23 сентября.

Сколько в первую волну пандемии звонков к вам поступило?

К нам поступило около 20 тысяч звонков, включая консультации. 8 тысяч получателей мы обслужили. Им была оказана помощь в покупке и доставке продуктов питания, лекарственных средств, предметов первой необходимости. Во вторую волну звонков меньше — 557 звонков на 10 декабря 2020 года. 207 обращений касались непосредственно доставки продуктов.

На какой номер могут позвонить жители республики, которым необходима помощь?

598-3-598. Звонить могут люди старше 65 лет, инвалиды. Если обратятся семьи, мы проконсультируем по мерам социальной поддержки. Если люди болеют Covid-19 и нуждаются в доставке продуктов, то им следует обращаться по номерам 8-800-200-34-11 и 537-51-51, и волонтеры из «Доброй Казани» привезут все необходимое.

В чем заключается ваше сотрудничество с «Душой России»?

Мы сотрудничаем с волонтерами «Души России» уже почти год. Из соцсетей поступают обращения к ним о том, что семья либо пожилой человек попали в трудную жизненную ситуацию. Руководитель этого волонтерского движения Юлия Хакимова связывается с нами и говорит, что есть такое обращение, нужно отработать. Таким образом, мы выявляем неблагополучие в семьях, либо с пожилыми людьми. Мы выходим, разбираемся в причинах и оказываем помощь. Допустим, человек остался без газа, отключили по каким-то причинам свет. Мы выясняем причину: отключили газ потому, что газовая колонка и плита — старые. Волонтеры «Душа России» приходят на помощь, приобретают оборудование, делают ремонт, если у человека нет средств к существованию, помогают продуктами питания. Мы недавно подсчитывали, что они помогли уже более 4 тысячам человек.

Какие новшества есть в вашей работе?

В республике презентован пилотный проект по созданию системы долговременного ухода, историю его создания, зарубежный опыт, практику реализации в регионах Российской Федерации, выступающих экспериментальными площадками. Этот проект стартовал в 2018 году благодаря совместным усилиям Минтруда и Минздрава России, Агентства стратегических инициатив и региональных администраций. Изначально был внедрен в шести регионах — Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях. В 2019 году к команде пилотных проектов присоединилась и Республика Татарстан. Комплекс организационных мер подразумевает широкий круг мероприятий. Это разработка методологии и единых стандартов, обучение специалистов, обеспечение материально-технической базы и взаимодействие между учреждениями социальной и медицинской помощи, подготовка социальных координаторов и другое.

Мы внедрили технологию «Школа ухода», направленную на укрепление, сохранение здоровья и повышение качества ухода за тяжелобольными гражданами пожилого возраста и инвалидами в домашних условиях. В 2018 году заключено соглашение городской поликлиникой № 21, в 2019 году — с городской поликлиникой № 10. Ежемесячно проводятся занятия по уходу за лежачими больными, обработке и профилактике пролежней, профилактике депрессивных расстройств у людей, ухаживающих за тяжело больными пожилыми людьми.

Комплексный центр социального обслуживания населения в городском округе «город Казань» стал одной из площадок по реализации пилотного проекта по предоставлению услуги «Сиделка» в 2019–2020 годах. Сиделки ухаживают за пожилыми людьми, оказывают помощь, кормят их, наблюдают за самочувствием и состоянием здоровья, обеспечивают досуг, поддерживают санитарные нормы.

Расскажите, пожалуйста, о планах работы на 2021 год.

Будем оказывать социальные услуги людям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с законодательством. Планируем увеличить охват социальным обслуживанием в полустационарной форме и на дому. Планируем повысить эффективность и качество услуг, предоставляемых семьям, в том числе воспитывающих детей-инвалидов.

В новом году мы продолжим работу по социальному сопровождению семей с детьми в соответствии с модельной программой на основе межведомственного взаимодействия, обеспечим системную работу кабинета трудовой реабилитации. Также планируем внедрение новых технологий и форм работы с получателями социальных услуг, в том числе дистанционных. Продолжим развитие клубной деятельности, в том числе для семей с детьми-инвалидами. Также в наших планах разработка проектов для участия в конкурсах и получения грантов.