«Сможем вместе»: мамы детей-инвалидов из Татарстана больше не одиноки

О социальном проекте «Сможем вместе» в интервью ИА «Татар-информ» рассказала заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева.

Дети-инвалиды активно вовлекаются во все сферы жизни Татарстана. Большой вклад в модернизацию жизненного пространства таких ребят вносит программа «Доступная среда». За семь лет в республике возведено 872 инфраструктурных объекта общей стоимостью 2,6 млрд рублей. В этом году число ребят-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования, увеличится до 40 процентов, а число детей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 68 процентов.

– Юлия Ивановна, в чем суть социального проекта «Сможем вместе»?

– Проект «Сможем вместе» реализуется в Татарстане Минтрудом РТ совместно с партией «Единая Россия». Он направлен на социализацию детей с инвалидностью, проживающих в республике. Это третий этап реализуемых нами совместных проектов. В их числе «Дорогой наш ветеран» и проект для детей из социальных приютов, нуждающихся в реабилитации. Сейчас мы говорим о социальной реабилитации и адаптации ребят с инвалидностью из центров реабилитации.

Всего в Татарстане 296 тысяч человек имеют инвалидность и нуждаются в помощи государства. В республике проживает 14,7 тысяч детей-инвалидов. Когда мы стали поднимать эту тему, выяснилось, что наши дети нуждаются в медицинских услугах, доступном образовании, им требуется помощь для участия в социальных и культурных мероприятиях, технические средства реабилитации. Чтобы общественность увидела и услышала таких ребят, чтобы мы поняли, какие проблемы стоят перед семьями, воспитывающими детей-инвалидов, мы решили реализовать данный проект. Сегодня в него вошли 13 детских реабилитационных учреждений, через которые ежегодно проходит около 6 тысяч детей, имеющих инвалидность. Они получают медицинскую и социальную реабилитацию.

По каким направлениям проект реализуется в республике?

– Мы выделили три основных направления. Первое направление «Мои способности – мои возможности» развивает возможности и способности ребенка. Мы помогаем родителям привить детям первичные бытовые навыки: научить их самостоятельно принимать пищу, мыть посуду, гладить вещи, покупать продукты в магазине, делать лечебную физкультуру. Ребенок этому учится самостоятельно, чтобы в дальнейшем ему было гораздо проще в жизни.

Направление касается профессиональной подготовки и профориентации ребенка. Детям с инвалидностью бывает трудно выбрать будущую профессию. Для этого проводятся тестирования ребенка, чтобы определить его возможности и направления для обучения. Дети должны выходить на экскурсии, чтобы увидеть, где и на каких местах будут работать, что им могут предложить работодатели. Исходя из индивидуальных возможностей и предпочтений, каждому ребенку старше 14 лет центры занятости республики дают персональные рекомендации.

Второе направление «Социальная инклюзия». Ребята, которые приезжают в наши реабилитационные центры, либо не посещают образовательные учреждения потому, что находятся на надомном социальном обслуживании, либо не могут это сделать в силу физических возможностей. Такие дети не ходят в детские сады и школы. Однако развитие ребенка лучше всего происходит в социуме. Для этого сейчас разрабатываются паспорта каждого муниципального района. В документах прописано, где могут получить образование дети, какой детский сад будут посещать, какие социальнокультурные мероприятия для них доступны.

Третье направление называется «Крепкая семья – счастливое детствво». С самого рождения ребенка с нарушениями развития родители испытывают психологические проблемы, потому что вся их жизнь должна теперь быть перестроена и подчинена вопросам ухода за ребенком. Они постоянно испытывают переживания за здоровье ребенка и его дальнейшую судьбу. В процессе роста ребенка у родителей появляются трудности в выборе образовательных и воспитательных методов.

Поэтому в рамках направления «Крепкая семья – счастливое детство» мы предлагаем предусмотреть такие мероприятия как консультативная помощь родителям по вопросам социализации детей, формирование основ их физического, нравственного и интеллектуального развития, проведение открытых уроков с участием родителей, направленных на оказание помощи в обучении детей-инвалидов навыкам самообслуживания, общения и контроля.

– Доступно ли на сегодняшний день для детей-инвалидов дополнительное образование?

– В рамках программы «Доступная среда» сейчас остро стоит вопрос по вовлечению детей в дополнительное образование. Это художественные школы, спортивные объекты, центры детского творчества. Вся инфраструктура дополнительного образования должна повернуться лицом к этим ребятам. В каждом районе республики должны работать учреждения, предлагающие свои услуги для развития детей с ограниченными возможностями. Особенно остро вопрос стоит в сельской местности. Очень трудно маме с ребенком-инвалидом добраться из глухой деревни до райцентра. Эти вопросы должны точечно решаться в каждом сельском образовании. Сейчас активно строятся сельские клубы и дворцы культуры. Все они должны быть нацелены на работу с особой категорией граждан.

– Какая еще социальная работа проводится с родителями детей с ограниченными возможностями?

– 40 процентов детей, приезжающих в социальные центры, воспитывают мамы-одиночки. Для семьи пережить рождение ребенка-инвалида непросто, поскольку люди не всегда готовы к этому психологически. У родителей начинается паника, они не знают, что делать. В таком случае возможно развитие негативных тенденций, когда папа под тяжестью груза проблем и ответственности уходит из семьи, а мама остается один на один с трудностями. Такие семьи нуждаются в психологической поддержке.

Когда ребенок проходит реабилитацию в нашем центре, с пациентом и его мамой работают специалисты. Маму учат основным принципам ухода. Курс реабилитации достаточно короткий, длится всего 30 дней. За это время даются основные навыки, чтобы мама дома могла продолжить работу по обучению и развитию ребенка. Также она проходит еще один курс – психологический, чтобы у нее не опустились руки. Самое главное, чтобы женщина не замыкалась на своем ребенке.

Многие семьи, воспитывающие детей с серьезными психологическими отклонениями, не хотят идти с нами на контакт, стесняются своих детей. Мы хотим, чтобы они были более открытыми, общались с другими мамами. Очень важно, чтобы человек мог выговориться, рассказать о своих проблемах, получить совет или помощь. Самое главное, что мы нацелены на информационную и дистанционную помощь, чтобы мама всегда могла выйти на связь со специалистом, задать интересующие вопросы и получить качественную консультацию. Также мы сейчас разрабатываем инновационные проекты – телеуроки для мам детей-инвалидов. Они направлены на то, чтобы научить женщин новым социальным технологиям.

– Как проходят встречи специалистов, задействованных в проекте?

– Проект будет реализовываться в свете проведения расширенных заседаний наблюдательных советов наших реабилитационных центров. Заседания проходят с участием спонсоров, представителей органов исполнительной власти. Планируется, что на каждом заседании будут выступать представители одного из министерств республики, рассказывать о помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Первое установочное совещание прошло в Елабуге. На нем были рассмотрены инновационные направления деятельности. Это подготовка детей-инвалидов по разным компетенциям, которые включены в программу конкурса «Абилимпикс». Следующее заседание пройдет в Набережных Челнах, на нем выступят специалисты Министерства образование и науки РТ. На встречу будут приглашены мамы детей-инвалидов, которые расскажут про свои насущные проблемы. Участники заседания обсудят возможные пути решения проблемных вопросов: дистанционное образование, открытие новых кружков и другие.

Следующие встречи пройдут совместно с представителями учреждений культуры, органов здравоохранения, представителей медико-социальной экспертизы, фонда социального страхования. Каждый глобальный вопрос будет рассмотрен на территории конкретного муниципального образования. По итогам встреч с участием заместителя Председателя Госсовета РТ Татьяны Ларионовой будут даны рекомендации по улучшению положения детей, имеющих инвалидность.

– Как финансируется проект «Сможем вместе»?

– Финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета Татарстана. В этом году мы планируем выделить на его реализацию 25 млн рублей. Эти средства будут направлены на капитальный ремонт наших центров реабилитации. Мы просим центры привлекать спонсоров и внебюджетные источники. Считаем, что на каждый рубль вложенных средств необходимо привлечь не менее 50 копеек из внебюджетных источников. Если бюджет дает 25 млн рублей, то мы надеемся, что 12 млн рублей удастся привлечь благодаря спонсорам, которые помогут в оснащении центров и организации мероприятий.

Приведу в пример опыт прошлого проекта. Государство вложило 37 млн в развитие социальных приютов. Тогда удалось привлечь 33 млн рублей из внебюджетных источников. Сегодня речь идет о больных детях, которые нуждаются в помощи. Думаю, что общественность нас поддержит, проект будет успешно реализован.

– С какими еще проблемами сталкиваются семьи, воспитывающие детей-инвалидов?

– Это проблемы образования детей. Дело в том, что не везде есть образовательные коррекционные учреждения. Существует проблема инклюзивного образования. Ребенок, попадающий в среду обычных сверстников, нуждается в заботе. Многие родители хотят, чтобы за таким ребенком был закреплен тьютор, который будет ему помогать. В системе дополнительного образования мало специализированных кружков, которые бы работали с особой категорией детей. Для этого необходимо провести переобучение наших специалистов.

Работа с особенными ребятами требует специального образования, понимания психологии ребенка. Есть проблема нехватки технических средств реабилитации, поскольку не все их вовремя получают. Есть вопросы ранней помощи новорожденному малышу со стороны медиков, социальных служб и специалистов органов образования. Важно выявить отклонения в развитии ребенка на ранних сроках и помогать семье в их преодолении. Проблемы комплексной реабилитации хорошо освещаются на федеральном уровне. Сегодня в стране выстраивается преемственная система с участием медиков, социальных служб и специалистов органов образования. Дети с ограниченными возможностями должны находиться в зоне постоянного контроля и быть окруженными вниманием всех структур.