Родители Арслана и врач-травматолог рассказали, чем может быть опасно для вашего ребенка развлечение на батуте.
«Без хорошей разминки пускать на батут нельзя»
«Сын давно просил отвести его в батутный центр, — рассказывает мама Арслана Танзиля Гилемханова. — Решили сделать ему праздник на 10-летие, пригласили родственников, друзей. Одиннадцать детей, сопровождали их мы, взрослые — я с мужем, моя старшая сестра и ее муж, с нами был отец одного из детей. Там же накрыли столы, детям очень нравилось, они с удовольствием прыгали на батуте, играли. Вроде бы всё было хорошо, поводов для какого-то беспокойства не было. Инструкторы приглядывали за детьми. Сначала провели разминку, чтобы дети разогрелись и размялись. Правда, тогда показалось, что разминка прошла слишком быстро, дети практически сразу пошли на батут. Уже потом, когда стала интересоваться, узнавать, оказалось, что к прыжкам на батуте надо готовиться более основательно, хорошенько размяться. Дети провели на батутах примерно шесть часов. Никто на травмы или боли не жаловался, все довольные разошлись по домам.
Наутро у сына болело тело, но мы подумали, что это просто с непривычки. Но у его одноклассника состояние оказалось хуже — с утра его рвало. Потом ему стало лучше, и он все же пошел в школу. Сын говорит, что в школе он чувствовал себя плохо, у него была слабость, на физкультуре просто сидел, не занимался. В итоге мальчик отпросился с уроков и пошел домой. Вечером его снова рвало. Его мама звонит мне: «Давление высокое, пульс 140, его рвет, я не понимаю, что происходит, он не падал?» Переживала, как бы сотрясения мозга не было. Они решили сходить в ДРКБ. Сделали рентгеновский снимок. Ребенку поставили диагноз «компрессионный перелом в 8-м позвонке» и тут же госпитализировали», — рассказала Танзиля.
Позже и остальные гости праздника были вынуждены обратиться к врачу.
«Дочь брата 8-летняя Малика тоже жаловалась на периодические боли в спине. Мы сказали им, чтобы обратились к врачу. Они сходили к травматологу, и после снимка выяснилось, что ребенок тоже получил компрессионный перелом позвоночника. Если не ошибаюсь, пострадали 5-й и 6-й позвонки. Они потом и в ДРКБ ходили, там сделали еще один снимок — диагноз подтвердился. В больницу ложиться не стали, заказали корсет. Сейчас они лечатся дома», — рассказала собеседница.
По словам Танзили, подобные повреждения получил еще один гость праздника. Предварительный диагноз врачей — «многочисленный компрессионный перелом». Чтобы поставить более точный диагноз, ребенку назначили МРТ. «Перелом позвоночника оказался не со стороны спины, а с внутренней стороны позвонков. В таких случаях на рентгеновском снимке плохо видно, нужно делать компьютерную томографию», — пояснила она.
Сам именинник тоже не избежал посещения врача — к счастью, у него переломов не обнаружили, только ушибы и растяжения. «Слава Аллаху, позвоночник цел, но все равно теперь надо везде быть осторожными, беречь спину, не допускать нагрузок», — говорит мама Арслана.
Вот так трое из одиннадцати детей после развлечения на батуте получили компрессионный перелом позвоночника.
«Врачи советуют писать петицию с требованием закрыть батутные центры»
После всех этих случаев Танзиля Гилемханова пришла к выводу, что батутные центры могут быть опасны для здоровья детей. Она хочет, чтобы об этом узнали как можно больше родителей.
«Врачи советуют написать петицию с призывом закрыть батутные центры. Они говорят, что очень много случаев обращения к врачам именно после батутов. Но я сама раньше никогда не слышала, что на батуте можно получить серьезные травмы. Про катание зимой на тюбингах слышала, там бывают переломы и даже смертельные случаи. У соседей в деревне есть батут, наши дети все лето там прыгают, и даже в голову не приходило, что это может быть опасным», — говорит собеседница.
Танзиля надеется, что родители сделают выводы и серьезно подумают, прежде чем отвести своего ребенка в батутный центр.
«Компрессионный перелом опасен еще и тем, что его легко не заметить, это скрытая травма. Я понимаю, дети просят, и родители, даже зная об опасности, могут уступить, понадеются, что это их не коснется. Поэтому, наверное, было бы лучше, если такие центры вообще закроются», — считает она.
По ее словам, предъявить какие-либо претензии к батутному центру они не могут.
«Мы даже в суд не можем на них подать. Ребенка на батуты пускают только после подписания соглашения. Получается, вся ответственность перекладывается на родителей. А сами они за здоровье ребенка не отвечают», — говорит Танзиля.
Таким образом, всего несколько часов развлечения могут стоить ребенку проблем с позвоночником в будущем. При компрессионном переломе ребенок должен соблюдать постельный режим минимум шесть месяцев, нужна физиотерапия, ЛФК. При таком переломе нельзя сидеть, нужно носить корсет. Таким образом, ребенок на несколько месяцев выключается из привычной жизни и вынужден пропускать занятия в школе.
«Компрессионный перелом может привести к кифозу или сутулости»
При приземлении во время прыжка нагрузка на позвоночник увеличивается и позвонки сжимаются. Такое же может произойти и при выполнении кувырка. Об этом рассказал травматолог-ортопед Детской республиканской клинической больницы Фанис Гибадуллин.
«Компрессионный перелом — это не как перелом кости. Позвонки состоят из губчатого вещества, они сжимаются, как бы сдавливая друг друга. Часто это происходит в грудной области позвоночника. Передняя часть позвонков немного садится, у детей это может быть даже в результате обычного падения. В зависимости от того, сколько позвонков сломано или травмировано, может развиться кифоз или сутулость.
Когда на тренировках дети падают друг на друга, кувыркаются, сильно прыгают на батуте, то чаще компрессируются 5-й, 6-й, 7-й позвонки. И такие переломы могут сначала остаться незамеченными, а обнаружиться случайно, например через год.
Такие травмы участились. Травмируются в батутных центрах, часто падают с турников, могут опрокинуться на тюбинге. Необязательно падать на всю спину, ты можешь опрокинуться на бок, и позвонки получают повреждение. Чаще всего сама травма остается незамеченной, только через 7-10 дней ребенок начинает чувствовать боль в спине. Или, например, резко садится, и это отдает болью в спину. Ребенок не сразу чувствует боль, потому что воспаление после травмы проявляется позже и защемляются нервные клетки», — рассказал Фанис Гибадуллин.
По его словам, встречаются и сложные случаи, когда одновременно повреждены с 3-го по 8-й позвонки. Компрессионный перелом может привести к неврологическим проблемам.
«Врачи больше смотрят на неврологические патологии. Если нет неврологических патологий, значит, не опасно. Если есть рвота, это больше связано с шейной областью позвоночника. Часто в батутных центрах случаются вывихи первого шейного позвонка, потому что ребенок делает сальто, нечаянно падает криво на шею, бывают повреждены мышцы шеи. В таком случае у детей может быть головная боль, головокружение, рвота. Ребенок может упасть и некоторое время не иметь возможности дышать. Это происходит, когда сильно падаешь на грудную часть спины или ударяешься», — пояснил врач.
По словам травматолога, компрессионный перелом рентгеновский снимок может и не показать, поэтому для подтверждения диагноза советуют сделать МРТ. При сильной деформации в дальнейшем могут развиваться кифоз, начальный остеохондроз, артроз. При легком ушибе, возможно, удастся избежать негативных последствий даже без лечения. Все зависит от степени повреждения позвонков.
«Самое главное — ортопедический режим. Самая сильная нагрузка на позвоночник происходит при сидении, поэтому шесть месяцев нельзя сидеть. Ходить в школу ребенок не сможет. Чтобы не сгибалась грудная часть, придется носить жесткий корсет. На ночь его снимают. Необходимы лечебная физкультура, физиотерапия. Ежедневные упражнения по растягиванию позвоночника. Хотя спортсмены переживают за пропущенные соревнования, мы предупреждаем, что в течение года никакие прыжки не допустимы», — пояснил Фанис Гибадуллин.
Он также привел статистику: сегодня примерно треть компрессионных переломов связаны с батутными центрами. «В месяц могут обратиться 15-20 пациентов. Этот вид травмы встречается очень часто. А многие ведь даже не обращаются, два месяца могут ходить и жаловаться на боли в спине, а к врачу не идут», — говорит врач.
О необходимости ограничить работу батутных центров Фанис Гибадуллин говорил ранее в интервью ИА «Татар-информ».
«Батутные центры я бы ограничил хотя бы по возрасту. Не младше 15 лет. Если не будет таких мест, желающих попрыгать тоже станет меньше. Если есть предложение, естественно, и спрос будет. И все делается под подпись родителей, получается, они сами на себя берут ответственность», — рассказал врач.
По мнению Фаниса Гибадуллина, опасность батутов надо освещать так же широко, как и опасность тюбингов. Нужно вести статистику по компрессионным переломам, больше говорить об этом, тогда будет результат, уверен врач.
Корреспондент ИА «Татар-информ» обратился в данный батутный центр с просьбой прокомментировать ситуацию и рассказать о правилах поведения посетителей и подготовки к прыжкам на батуте. Однако никаких комментариев не последовало.
Нет комментариев-