Финалист конкурса «Лидеры России» Светлана Котенкова: «Достаточно было рекламного ролика по телевизору, чтобы сказать, что это про меня»

В интервью ИА «Татар-информ» замдиректора по образовательной деятельности Института управления, экономики и финансов КФУ рассказала о том, как проходили отборочные туры конкурса, дала свое определение идеального управленца и объяснила, в чем, по ее мнению, сложности и преимущества быть женщиной-руководителем.

В интервью ИА «Татар-информ» замдиректора по образовательной деятельности Института управления, экономики и финансов КФУ рассказала о том, как проходили отборочные туры конкурса, дала свое определение идеального управленца и объяснила, в чем, по ее мнению, сложности и преимущества быть женщиной-руководителем. 

Что нужно для участия в конкурсе «Лидеры России»? 

— Чтобы стать участником конкурса, достаточно было обладать характеристиками по возрасту, это до 50 лет, и управленческий стаж. Соответственно, если вам до 35 лет, то достаточно было двух лет управленческого стажа, а если возраст больше, то это пять лет. Больше никаких ограничений для участия в конкурсе не было. Самое главное — это желание, мотивация, хочешь ли ты участвовать в этом конкурсе, не более того. 

Как было принято решение участвовать? 

— С одной стороны, решение было принято спонтанно, а с другой стороны, это зрело внутри меня очень долго. Потому что достаточно было рекламного ролика по телевизору, чтобы сказать, что это про меня, что я хочу в этом участвовать. Поэтому здесь меня поддержала вся семья, никаких сомнений насчет участия не было. Да, я хочу доказать, проверить себя и стать лучшим среди равных. 

Какой у вас стаж в управленческой деятельности? 

— На сегодняшний день это восемь лет, причем он весь в университете, потому что пять лет я была заместителем декана экономического факультета КФУ, затем заведующим Центром магистратуры, и вот уже доходит третий год, как я являюсь заместителем директора по образовательной деятельности нашего большого института. 

Как проходил отбор участников? 

— Испытанием, которое действительно подстегнуло меня к участию в конкурсе, стало записать видео в три минуты, ответив на два вопроса. Для себя я решила, что так как я преподаватель, то публичное выступление — это абсолютно не проблема. Но оказалось, что не так-то и просто уложиться в три минуты, учитывая то, что ты находишься в командировке. Задача записать видео на три минуты с одного дубля вызвала определенную сложность, но я с этим справилась. Дальше, конечно, интерес к конкурсу развивался все больше и больше. Почему? Потому что нужно было отвечать на вопросы по истории и географии, дальше по экономике с правом, что прошло для меня достаточно легко. Но, считая себя начитанным человеком и испытывая чувство дискомфорта во время ответов на эти вопросы, я задумалась, что нужно читать больше, нужно заниматься не только своей профессией, а расширять свои горизонты. Внутри появлялось такое чувство раззадоривания и хотелось идти дальше. 

Какие еще были задания? 

— Следующим этапом была проверка своих логических способностей. Это были задания на формальную логику, и, кроме того, были задания непосредственно на расчетные аналитические способности. Это графики, диаграммы, экономические категории, что полностью является моей темой. Каково же было мое удивление, когда, проходя ночью тест, на который давались сутки, я поняла, что не успеваю ответить на один вопрос. Хотя я человек, который считает на протяжении всей своей жизни, экономист, который всегда имеет с этим дело, но не успевает пройти тест. Мне был брошен вызов, и я понимала, что хочу идти дальше. Ну и, наверное, высшим пилотажем для меня был тест на управленческие способности, потому что это был очередной вызов. 

В чем была сложность? 

— Так сложилось, что все этапы конкурса я проходила не в Казани. Я была в командировках, и первый вызов был найти компьютер, чтобы пройти тестирование, так как с телефона это сделать нельзя. Одно из тестирований с чувством удовлетворения я завершила в пять утра в Екатеринбурге. На всех этапах основным интересом для меня было ответить на вопросы здесь и сейчас, с чистого листа. Потому что целью было посмотреть, кто я сейчас, провести такой независимый анализ своих сторон. А дальше был полуфинал. То чувство, которое переполняет, когда ты встречаешься с себе подобными и равными уже в очном споре, это ни с чем не сравнимо. Это адреналин и желание побеждать. Азарт разгорался, и это были, наверное, самые позитивные эмоции, которые только могут быть. 

Как вы себя оценивали? 

— До полуфинала была такая мысль, что это действительно мне по силам и все хорошо. А дальше я не знаю, как будет решаться вопрос, потому что не знаю, по каким компетенциям нас оценивают, непонятны сами механизмы. Соответственно, во время полуфинала ты понимаешь, что, во-первых, как здорово увидеть вокруг себя большое количество таких же, как и ты. Это чувство, которое я из этого вынесла. Я не одна такая, есть много людей, которым это надо и интересно, которые начинают к чему-то двигаться. Дальше с каждым днем я понимала, что все-таки могу побороться за финал, а самое главное, что именно во время самого полуфинала я осознала, что очень хочу пройти в финал. И это стало новогодним подарком, когда ты ощущаешь, что ты можешь, что у тебя должно получиться. Но ты не понимаешь всех тонкостей процедуры оценки, потому что я никогда не участвовала ни в каком ассессменте, для меня это все было в новинку. Появлялось желание и чувство уверенности, потому что, когда ты борешься каждый день в новой команде за лидерство, тебе становится интересно и понимаешь, что это твое. 

То есть не было никакой подготовки? 

— Абсолютно все с чистого листа. Потому что первая задача была именно проверить себя, хотелось именно внешней оценки. Там вообще никто со мной не знаком, никто не знает моего бэкграунда. Я та, кто я здесь и сейчас, без всяких там попыток к чему-либо подготовиться. И это, наверное, самое главное, потому что этим самым определяешь те точки, над которыми нужно работать. Я думала, что классические произведения в литературе, например «Мастер и Маргарита», это тоже мое все, но это не так. Вопросы по географии просто ошеломили меня. Задание расположить в последовательности устья рек просто вызвало фурор в моей голове. В этом отношении подготовки не было никакой, а интерес разгорался от тестирования к тестированию, потому что было еще очень важно следить за результатами, которые тебе приходили. И вот ты видишь внешний независимый отчет, с чем-то сразу соглашаешься или говоришь, что это не про тебя. Потом начинаешь думать, вчитываться, спрашиваешь про компетенции своих родных и коллег. И открываешь для себя новые точки для развития. Мне кажется, это ценно. 

Как проходила подготовка к финалу? 

— Очень активно, в этом отношении сочетать все параллельно — это очередной вызов, поэтому лозунг конкурса «докажи, что ты лидер». Соответственно, ты можешь преодолеть все те препятствия, которые возникают на твоем пути, и превратить в ступеньки твоего продвижения. При подготовке к финалу мы должны были написать эссе про себя. Было еще одно очень чудесное задание, которое, наверное, порадовало всех. Тестирование, ответ на который нужно было отправить в 8 утра, пришло в половину одиннадцатого вечера. И, просыпаясь от сообщения, ты проходишь тестирование. Дальше мы написали проект и начали готовиться к открытому уроку по лидерству, который будем проводить для школьников. Для меня это тоже вызов, несмотря на то что я работаю в образовательном учреждении. 

Как прошла встреча с Рустамом Миннихановым в Доме Правительства РТ? 

— Встреча прошла очень тепло, это, наверное, самое основное ощущение, которое я вынесла. Это была очень уютная домашняя обстановка, где можно было пообщаться, поделиться своими эмоциями и построить некие планы на будущее. Руководство нашей республики напутствовало нас, пожелало нам успехов в этом своеобразном пути, отметив то, что далеко не многие лица, на сегодняшний день занимающие определенные должности, готовы были бы принимать участие в таком конкурсе. Как сказал Рустам Нургалиевич, раз мы проявили эту характеристику, то уже многое доказали, что мы ввязались в эту борьбу, что мы боремся на протяжении этого периода. Мы рассказали, что готовимся к уроку по лидерству, на что руководство предложило взять у них соответствующие книги. Это действительно очень приятно, когда тебя поддерживают и дают некую такую опору, на которую ты, наверное, даже не рассчитывал. 

Какие у вас отношения с другими финалистами конкурса из Татарстана? 

— Мы все познакомились на региональном полуфинале в Самаре, и в этом отношении наша республика отличается таким дружеским компонентом. За пределами Татарстана мы все вместе, мы такое единое ядро, поэтому в этом отношении мы очень близко общаемся. Перед вылетом командный дух по-прежнему силен, и мы единым фронтом полетим в Сочи. 

Как планируете реализовать грант? 

— По правилам конкурса, если мы их все правильно трактуем, финалисты получают образовательные гранты, но это не сумма денег, на этот грант мы должны будем пройти образовательная программу. По тем правилам, которые нам сейчас уже прислали в наши личные кабинеты, мы осознаем, что нам необходимо пройти финальные испытания, мы не должны быть дисквалифицированы, только в этом случае мы получаем образовательные гранты. Мы будем учиться, как я понимаю, в следующем году, и все условия нам должны сказать в первый день нашего прибытия на конкурс. 

Какое дополнительное образование хотели бы получить? 

— У меня две траектории развития. С одной стороны, у меня есть определенный багаж управленческого опыта, кроме того, я имею профильное образование. По образованию я менеджер, и в этом я развивалась, но при продвижении вверх на определенных этапах ты осознаешь, что необходимо пересмотреть даже, казалось бы, те же знания, которые у тебя есть. Конечно, у меня есть тренд в двух направлениях. Первое — это что-то типа MBA, связанного с управленческими и лидерскими компетенциями. Вторая компетенция — это изучение иностранного языка, потому что разговорный — это одно дело, а профессиональный свободный — это другое. Это промежуточная цель, которая для меня сегодня существует, и я хочу ее реализовать. 

В чем особенность быть руководителем в образовательной сфере? 

— Здесь не может быть жесткой иерархии, потому что во всяком случае классический университет, в стенах которого мы с вами на сегодняшний день находимся, предполагает демократичный стиль взаимодействия. Почему многие преподаватели оставались в университете в свое время и почему я меняла свою траекторию с банковского развития именно на преподавательское? Это как раз свобода, это возможность творить, что является очень важными компонентами. И нет жесткой субординации в этом ключе. Поэтому управлять такими людьми, с одной стороны, очень интересно, но, с другой стороны, очень сложно. При этом нужно находить компромисс среди большого количества групп участников, зачастую имеющих совершенно противоположные интересы. Если абитуриент мечтает об одном, то тот, кто заказывает образовательную услугу, родители, мыслят совершенно по-другому. Работодатели воспринимают это совсем иным образом. Поэтому нахождение вот этой грани взаимодействия между всеми участниками — это то, к чему нужно относиться очень внимательно. 

Какие проблемы в сфере образования можете обозначить? 

— На сегодняшний день если говорить про студентов, то основной проблемой является полная трансформация подхода к образованию. Из проблем отмечаем снижение уровня естественного образования, соответственно уровень математической подготовки в среднем начинает снижаться. Мы понимаем, что без этого очень сложно выстраивать, во всяком случае, траекторию в экономическом поле. Среди проблем те нормативы, которые на сегодняшний день существуют в силу объективных обстоятельств, ставят под угрозу, допустим, такой класс в образовательной иерархии, как ассистенты. То есть на сегодняшний день существует угроза, и я ее четко для себя выделяю, что через несколько лет у нас средний возраст преподавательского состава может стать еще выше, чего бы нам абсолютно не хотелось. Кроме того, основной вызов в образовании на сегодняшний день — это попытка угадать тот стремительный век, в котором мы живем, а именно — что будет востребовано, если брать полную траекторию высшего образования, то, получается, через 9 лет. Когда студент поступает, нам нужно создать тот продукт, который будет востребован в дальнейшем. Но при этом мы понимаем, что в последние годы высшее образование трансформируется очень быстро. Есть огромное количество проектов, в которых мы участвуем, и мы переходим на новую ступень университетского образования. Я думаю, что уже в ходу такие термины, как университет 3.0 и 4.0, к которому мы стремимся. Это совершенно другой подход к образовательному процессу, поэтому работа становится интенсивнее, сложнее, но значительно интереснее. 

Насколько сейчас востребовано экономическое образование? 

— Я считаю, что очень востребовано, потому что на сегодняшний день мы понимаем, что это основы жизни любого гражданина. Без элементарной экономической грамотности невозможно существование даже не специалистов в экономике. И сколько бы ни говорили, что экономистов и юристов много, любой профессионал в этом сегменте скажет, что хороших юристов и хороших экономистов катастрофически не хватает. Кадровый голод, который на сегодняшний день ощущается, он просто огромен и поэтому здесь не хватает именно хороших экономистов. Этому надо много учиться. 

Кого из наставников на конкурсе вы бы выбрали? 

— При подготовке к финалу одним из заданий было выбрать 10 своих наставников. При выборе этих потенциальных лиц, которые мне интересны, я руководствовалась критерием их личностного характера, нежели их профессиональным детищем. В этом отношении, наверное, номер один списке — это, конечно же, Рустам Нургалиевич как пример того, к чему можно стремиться. Кроме того, для себя я считаю очень значимым, почему я попала на этот конкурс, почему у меня так все срослось. Поэтому это еще и Герман Греф. Сбербанк для меня открылся в очень тесном взаимодействии, и я каждый раз говорила, что хочу оценку со своей стороны. Это как раз тот флагман корпоративного образования, которое позволяет это делать, а самое главное, реализовать себя на протяжении всей иерархии, начиная от первого топа и заканчивая рядовым сотрудником. Я ему лично благодарна за тот пример, который он мне подавал в данном случае. Конечно, еще это профильные интересные люди для меня: Максим Орешкин, Сергей Лавров. Но при этом мой выбор пал и в другую сторону, поэтому это и Константин Эрнст. Мы не знаем технологию, как будут определяться наставники. 

Известна программа конкурса? 

— В чем интерес данного конкурса, так это то, что правила игры и условия выдаются порционно и ты их фиксируешь под себя, имея опыт по этапам, которые были. Сейчас мы в правилах конкурса увидели, что если в региональном полуфинале нас распределяли по группам и мы работали в командах, то сейчас нам предлагается распределиться самим. И это новый вызов, и участники очень активно начинают сейчас это обсуждать. Поэтому как будет проходить финал, мы не знаем, думаем, постепенно для нас откроется расписание дня из общих средств массовой информации. Мы знаем, что 8-го числа у нас будет День наставника, когда они будут общаться с нами и в том числе оценивать наши действия, а 10-го числа будет урок лидерства. 

Каких целей планируете достичь? 

— Первая цель, наверное, уже достигнута — доказать, кто ты, увидеть вот эту сумасшедшую атмосферу взаимодействия интересных, всесторонне развитых и отличных от тебя людей, это очень важно. Безусловно, самая главная цель — это победить, это даже не обсуждается. В этом отношении, как говорит моя семья, которая меня в этом всегда поддерживает, что если мы дошли до финала, то зачем ехать в Сочи, если не побеждать? Но, наверное, основная цель — это уже на протяжении всего периода выявить и ощутить черты, которые в тебе не развиты на сегодняшний день, и определить точки своего возможного роста в дальнейшем. Для меня сейчас очень важно наметить траекторию развития, я нахожусь на том этапе, когда происходит переоценка ценностей. Я должна спроектировать свою карьеру, что самое главное на ближайшие годы. Я думаю, что этот конкурс как раз тот спусковой крючок, с которого я начинаю свое развитие, потому что хотим мы этого или нет, но многие вопросы, которые были в простом тестировании на управленческий потенциал, крутятся в твоей голове, и ты постоянно пытаешься дать на них ответы. 

Как отреагировали коллеги? 

— Нужно отметить, что конкурс подарил мне общение со многими родственниками, с кем не было таких близких отношений на протяжении последнего периода. Люди звонили из разных уголков России, когда узнавали про конкурс, и поздравляли. У коллег основная реакция — это удивление, как все можно успеть при таком большом объеме дел, которые на сегодняшний день имеют место быть в образовательном учреждении. Больше всех радуется моя семья, потому что для многих это было очень личное событие, так как об участии в конкурсе до выхода в финал знали буквально 5–6 человек, очень близкие члены моей семьи. И в дальнейшем это нарастало как снежный ком. Коллеги идут по коридорам, встречают всегда с улыбкой и желают успехов. Зачастую удивляешься, откуда люди могут об этом знать. 

Кто такой хороший управленец? 

— Это человек, который думает о будущем, самое главное. Для управленца, безусловно, основной компонент — это работа в команде, без нее ничего не получается. То, чего мы достигаем на определенном этапе своего развития, это результат тех, кто был рядом с тобой, кто подставлял тебе плечо, кто помогал тебе развиваться. Самодисциплина — это очень важно для хорошего управленца, чтобы четко ставить цели и их достигать. И все-таки самая главная черта — это уметь вокруг себя образовать команду, которая идет за тобой. Потому что это очень важно — слышать того критика, который есть в твоей команде. Это вообще должен быть гениальный человек, к которому прислушиваешься. Есть команда — есть успех. Нет команды — как говорит народная мудрость, один в поле не воин, и это действительно так. 

У вас есть такая команда? 

— Да, команда у меня есть, и это очень приятно. Конечно, команда находится на этапе формирования, в моем случае это интересный процесс. Мы сейчас являемся центром экономического образования, я считаю, всего федерального округа. И вот на этом фоне, когда совершенно разные корпоративные культуры, совершенно разные взгляды на образование, на какие-то личностные характеристики, разные ценности, формируется команда. Это очень здорово, когда ты становишься тем объектом, куда притягиваются активные, мотивированные и яркие люди. Я не могу сказать, что команда полностью сформирована, но то, что она находится на стадии становления, это точно. Есть люди, которые в тебя верят и которые помогают тебе. 

Сложно быть женщиной-руководителем? 

— Стереотипы, безусловно, есть. Даже посмотрите на конкурс. Какой процент женщин и мужчин, буквально вчера открыла статистику, и получается, что в финале 16 процентов женщин. Если смотреть по гендерной характеристике, в полуфиналах нас вроде бы было даже меньше. С одной стороны, женщине сложнее, потому что женщина должна сочетать в себе и другие характеристики. Она никогда не будет успешным руководителем, если в семье плохо, если что-то не так с детьми, если что-то не так с личностным развитием, потому что, мне кажется, женщина творческое существо. И вот сложность заключается именно в умении согласовать все эти интересы. Но при этом женщина более интуитивно чуткая, она зачастую имеет нестандартные подходы относительно мужской логики в этом отношении. Поэтому она имеет определенные преимущества. Я считаю, что на сегодняшний день шансы у всех равны, если четко отдавать себе отчет в том, что нужно отдаваться во всех направлениях, и мужчины без этого тоже не могут. 

Какие наставления можете дать людям, которые боятся участвовать в таких конкурсах? 

— Ни в коем случае не бояться. Тот адреналин и те эмоции, которые я получила, вспоминая полуфинал, когда я вышла с него, шла по Самаре и улыбалась, это настолько прочищение каких-то внутренних энергетических полей. Зачем бояться? Конкурс ни к чему не обязывает. Люди, участвующие в этом конкурсе, даже могут не выйти из зоны своего комфорта, поэтому нужно пробовать. Конкурс составлен настолько интересно, что цепляет и выявляет самых мотивированных. Поэтому вперед, лично я советую абсолютно всем принимать в этом участие, потому что каждый может получить для себя очень много. Для многих важно познакомиться с новыми людьми, с действительно яркими, интересными, жаждущими, идущими, борющимися и так далее. Кто-то, наоборот, поверит в себя и скажет, что он может, так как происходит переоценка. Я думаю, каждый получит для себя сумасшедший опыт и только положительные эмоции. По ходу конкурса я не встречала никого, у кого были бы отрицательные эмоции, и по мере того, как начинаешь общаться, осознаешь, что огромное количество твоих знакомых людей принимали в нем участие. Значит, это интересно.