Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Он называл себя пастухом татарского народа…»: каким запомнился лидер татар Чувашии Фарит Гибатдинов

«Он называл себя пастухом татарского народа…»: каким запомнился лидер татар Чувашии Фарит Гибатдинов
Председателя Национально-культурной автономии татар Чувашской Республики похоронили в его родном селе.

7 июля татарскую общественность взбудоражило печальное известие: не стало Фарита Гибатдинова.

Было известно, что лидер Национально-культурной автономии Чувашии лежит в Чебоксарской больнице с пневмонией, и все искренне переживали за него, надеялись, что он выздоровеет.

О том, Гибатдинов болен, он сообщил в соцсети 21 июня.

24 июня он написал: «Друзья! Спустя семь дней мы сделали компьютерную томографию. Одно легкое поражено на 45, другое на 35 процентов. Я нахожусь в больнице в Чебоксарах».

29 июня. Пишет его земляк, журналист Рафис Замдиханов: «Состояние Фарита Гибатдинова: в Чебоксарах. Перенес инфаркт. К утру состояние стабилизировалось. Врачи сказали, что он выкарабкается. Одно легкое не работает на 45, другое на 35 процентов».

Наше последнее общение с Фаритом Гибатдиновым случилось этим летом. Я спрашивала его мнение о различных наградах и мерах поощрения. Он ответил быстро:

«Желание быть замеченным, получить награду живет в душе каждого человека. Редко кто отказывается.

Радость испытываешь во время процесса награждения, а потом награда валяется где-нибудь. В комоде или еще где… Ценно то, как награждают. Полученные грамоты фиксируются в личном деле. Если есть необходимость, можно его открыть и всё увидеть. Важно не то, где хранить, — дело в получении награды и в дальнейшей возможности ее использовать во благо.

Мы как общественное движение не жалеем грамот. Вот провели мы конкурс «Урмай-Зәлидә». Люди хотят участвовать. Почему хотят? Потому что художественным руководителям нужны грамоты. Поэтому мы не жалеем наград лауреатам I, II, III степени», — сказал он.

Мы говорили с ним 15 июня. На следующий день он спросил: «Написали?» Мы часто общались с Фаритом абый по работе, но я не помню, чтобы он когда-нибудь торопил. Обратишься за комментарием — всегда расскажет или напишет. Не нужно отправлять ему ссылку после публикации — сам найдет и обязательно выложит в ленту Фейсбука. В этот раз почему-то спросил. На следующий день снова написал: «Еще не опубликовала?» Ответила: «Ой торопите!» То, когда будет опубликован текст, зависит не только от журналиста. Он ответил: «Нет, не тороплю. НЕ ТОРОПЛЮСЬ». Когда текст вышел на сайте в тот же день, написал всего одно слово: «Хорошо»…

Народный поэт, депутат Государственного Совета РТ Ркаиль Зайдулла: «Да, мы были знакомы, мы дружили с Фаритом Гибатдиновым. Мы познакомились, когда в Чувашии еще только зарождалось национальное движение. Много раз я бывал у него дома в Урмаеве. Мы просиживали часами, обсуждая наши мечты и переживания. Он вырос сиротой, были времена, когда он испытывал финансовые трудности, работал на шабашках…

Я догадывался, что он не в лучшем состоянии. Он мне звонил — а у меня на даче мобильная связь плохая, я не увидел его звонка. Перезвонил на следующий день — абонент недоступен. Несколько лет назад он уже перенес инфаркт. Сказали, что сегодня утром случился еще один инфаркт. Я узнавал о его состоянии через родных. Два дня назад сказали, что он идет на поправку, и я успокоился.

Очень жаль, что такая личность, национальный деятель татарского народа ушел от нас так рано. Он всегда знал меру — во всем, он был адекватной личностью. У него были хорошие отношения с Правительством Республики Чувашия, его там уважали. Про Татарстан и говорить нечего. Настоящий патриот должен быть именно таким: уважать другие народы и любить свой наравне. Он не жалел ни времени, ни сил, самоотверженно трудясь во благо культуры своего народа, во благо его процветания.

Он первым рассказал миру о татарах Чувашии. До него о нас никто не знал. О татарах Чувашии через искусство рассказал Фарит Гибатдинов. И я не знаю, сможет ли кто-нибудь его заменить? Будем надеяться на лучшее. Он воспитывал своих учеников. Есть продолжатели его дела — Ильдус Шайдуллин и другие. Но нет настолько зрелого специалиста, зрелого и в плане искусства, и в плане организаторских способностей. Такая утрата…»

Журналист, общественный деятель, земляк Фарита Гибатдинова Рафис Замдиханов: «Короновирус это был или нет, но он точно перенес инфаркт, и это правда. Сердце его всегда беспокоило. Он был человек самоотверженный и все принимал близко к сердцу. Его не привлекали богатство и слава, он радел за свой народ. В других регионах таких осталось очень мало. Фарит абый был одним из лидеров еще в 1989 году, когда создавался первый татарский национально-культурный центр…»

Руководитель исполкома Всемирного конгресса татар Ренат Закиров: «Мы все в состоянии шока. Сердце болит. Он был золотой опорой нации, очень влиятельной личностью. Посвятил свою жизнь служению народу. Он как будто бы работал вместе с нами в аппарате конгресса.

Наверное, такие люди рождаются редко. Ничто не оставляло его равнодушным, он был всегда справедлив. Он борец за справедливость, и ничто не могло сместить его с выбранного пути. У него есть последователи, конечно. Ведь он работал со всем татарским миром. Его ансамбль «Мишәр» — бренд, ставший визитной карточкой татарского народа. В ансамбле — 70 человек разных возрастов. Они постоянно в пути — то в Стамбуле, то в Крыму. В прошлом году мы отметили его юбилей на сцене Татарской государственной филармонии в Казани. В зале был полный аншлаг».

Доцент Казанской государственной консерватории, фольклорист Геннадий Макаров: «В аккаунте на Фейсбуке Фарит Гибатдинов называл себя пастухом татарского народа. Мне очень нравится его определение. Ведь так и есть. Он был самым видным лидером национального движения в Чувашии. Наше знакомство началось еще 15-20 лет назад. Он переживал за народ, за национальное искусство, искал знакомства среди специалистов. Приглашал меня читать лекции, так завязалось наше творческое сотрудничество. Эти встречи доставляли большое удовольствие и мне. Думаю, они были полезны и для ансамбля «Мишәр». Фарит Гибатдинов старался сохранить местные традиции. И в то же время он внес новшество в фольклор. Он вышел на сцену с барабаном. До него такого не видели.

Как человек, связанный с наукой, могу уверенно заявить: Фарит Гибатдинов сделал это, опираясь на факты, — такое действительно когда-то было. Сейчас его нововведение кажется таким естественным. Барабаны сейчас представлены в национальном искусстве. Нужны будут масштабные исследования о вкладе Фарита Гибатдинова в татарское искусство. В новое время возник новый взгляд и новые ценности. Эта волна нового времени требует оценки. Я думаю, что вклад Фарита Гибатдинова в эту волну огромен».

Заведующий домом культуры с. Урмаево Ильсияр Зиятдинова: «Какие красивые слова есть на свете — Фарит абый достоин их всех. Я была его ученицей, участвовала в деятельности ансамбля «Мишәр». В последнее время мы преимущественно общались по телефону. Сказал, что пройдут онлайн-курсы по Сабантую, призвал участвовать — я согласилась. Сегодня мы проводили Фарита абый. В это невозможно поверить».

"Мы так скоро не сдадимся, это точно"

Осенью 2019 года в Казани состоялся юбилей Фарита Гибатдинова. Перед этим он дал интервью ИА «Татар-информ».

Отрывок из интервью:

Татарский народ будет жить, Фарит абый? Инкыйраз — исчезновение нам грозит или нет?

У всего есть начало и есть конец. Всевышний Аллах, как вам известно, сказал, что сохранит сильные народы. Наша надежда в том, чтобы быть сильной нацией.

Сегодня есть нации намного слабее нас. Вероятно, они уйдут раньше. Мы еще будем тянуть, тянуться, стремиться. Но мы так скоро не сдадимся, это точно.

Раз уж мы заговорили о пути… Фарит абый, скажем, в один прекрасный день вы устали жить и работать во имя нации. Допустим. Устали, и пред вами две двери. На одной написано: «Все, Фарит, инкыйраз. Заходи, отдыхай». И вторая дверь: «Фарит, тебе нужно еще 20 лет работать в таком же темпе». Какую из дверей вы выберете?

Такие двери представали передо мной не раз. Может быть, десятки. Возникал вопрос: «А может, хватит, тебе одному это нужно?» К тому же еще и жена добавит: «Хватит уже, тебе это нужно?» И ты вроде как соглашаешься, говоришь себе — всё, хватит, завтра начинаю новую жизнь. А назавтра, проснувшись и встав на ноги со словом «Бисмиллях», думаешь: «Как я мог вчера допустить эти дурные мысли, как можно вот так просто махнуть рукой на миссию, предопределенную для тебя Аллахом?!» Поэтому пусть не 20 лет, хоть и меньше, но хотелось бы продолжать идти по своему пути, оставаясь в здравом уме и памяти.

Гибатдинов Фарит Абдуллович (1959-2020) — член Исполкома Всемирного конгресса татар, директор МБОУ ДОД «Комсомольская детская школа искусств» Комсомольского района Чувашской Республики, председатель совета общественной организации «Национально-культурная автономия татар Чувашской Республики», член Совета по делам национальностей Чувашии, директор Международного фестиваля традиционной культуры тюркского мира «Урмай залида».

Фарит Гибатдинов похоронен в родном селе Урмаево. 

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев