Инопланетный десант
Первую скульптуру Дмитрий Шленкин «поселил» 12 июня на улице Профсоюзной, около руин гостиницы Дворянского собрания, вторую — дней через десять около парка Горького и дороги на мост «Миллениум». Последняя предстала взглядам прохожих в Ленинском садике в начале прошлой недели.
Всего десант металлизированных существ, по задумке Дмитрия, должен был состоять из семи подобных персонажей. Работать над ними ему помогала команда из десяти человек. Творили в его мастерской с конца марта.
Изначально ставили задачу сделать скульптуры с минимальными затратами. На одну фигуру уходило около трех мотков фольгированного скотча — это рублей 200 за моток, говорит художник. Им в несколько слоев обматывали стальной каркас. Его собрали из бесхозных железяк и мусора (если закупать, обошлось бы также рублей в 200). Сверху пришельцы покрыты металлической сеткой, цена которой около 800 рублей за рулон. На всех ушло 1,5 рулона. Элементы гуманоидов скреплены внутри монтажной пеной, из расчета «на одного чувака 1,5-2 баллона» по 300 рублей за штуку. Для объема внутреннюю часть каркаса наполнили пластиковыми бутылками, пленкой — перерабатываемым мусором.
«Семь — классное число. Столько разных персонажей было семь! Мне казалось, что семь — это такая прикольная банда, будет настоящее нашествие на Казань. Прилетели ребята откуда-то или из другого мира пришли каким-то другим способом. Но свободное время стало заканчиваться, решил остановиться на пяти. Кто знает, может, чуть попозже они еще где-нибудь будут новенькие появляться. Может, в будущем году», — предположил уличный художник.
Концепция внезапности
Образ «железных людей» сложился не сразу и претерпел множество изменений и доработок, прежде чем художник с помощниками изготовили матрицу. Когда она была готова, в мастерской появились сразу пять человекоподобных фигур, правда, без рта, ушей и кожи из фольги.
«Форма мужского тела для меня самая простая. Зверей мне делать гораздо сложнее. Делал оленя, всю голову сломал, тяжеловато было. Я сам пребываю в мужском теле на этой планете, мне проще сделать эту фигуру. Когда этот проект задумывался, мы предполагали, что это может быть какой-то туристический мини-маршрут, по которому можно будет пройтись и посмотреть их всех разом за час-два», — признался собеседник.
Кроме того, сразу же было ясно, что скульптуры должны легко переносить «переломы» и другие «травмы» — быть гибкими, неломкими, легковосстанавливаемыми. За три недели Дмитрий уже несколько раз залечивал их «раны».
«Скульптуру на Профсоюзной довольно сильно уже помяли, покрасили ее, таблички поставили, пару раз сильно загибали до земли. Думаю, что месяцок они еще постоят, а потом, наверное, лучше убрать — также неожиданно они пропадут, как и появились», — рассказал уличный художник.
Но пока Дмитрий планирует разместить в городе четвертую из пяти фигур. Причем если поначалу он задумывал расставлять их в парках, то теперь пришел к выводу, что необходимо более урбанизированное пространство с оживленным трафиком и другими элементами мегаполиса. Какое именно место это будет, художник пока не определился. Известно лишь, что последней точкой дислокации фольгированных существ будет парк «Эрмитаж». Здесь автор намеревался сначала разместить троих персонажей, но в ходе своего эксперимента решил оставить только одного. Здесь же недели через две появится подобие космического корабля, на котором «железные человечки» десантировались в Казань.
Диалог с new art: жители — за, Фишман — ?..
Такой акт уличного искусства, как называет свою инициативу Дмитрий, — своего рода тест общества на принятие стрит-арта и призыв к диалогу с ним. Установку фольгированных пришельцев он не согласовывал ни с администрацией города, ни с Дирекцией парков и скверов. Хотя попытки, причем неоднократные, договориться о сотрудничестве и совместной работе предпринимал, уверяет он, не раз.
«Существующая парковая скульптура несет в себе все время некий суперкомпромисс: она должна быть такой, чтобы всем понравиться — и бабушкам, и детям, — сказал художник, отвечая на вопрос, видел ли он металлические скульптуры животных в Горкинско-Ометьевском лесу, которые в чем-то подобны его человекоподобным существам. — В итоге такие скульптуры становятся незаметными, как часть ландшафта. А все-таки должна быть в этом какая-то шизовость, бредовость, непонятность. Я бы с удовольствием посотрудничал с теми, кто благоустраивает сейчас парки. Когда-то давно я приходил в офис к Фишман (Наталия Фишман-Бекмамбетова. — Ред.), говорил, что я хочу, могу, бесплатно давайте, хоть куда-нибудь, хоть как-нибудь. Готовые макетики распечатывал… Ждал ответа месяца три, но не получил его, писал ей в Инстаграм, через знакомых пытался пробиться… Надоело. Хочется творить, а не все эти хождения по кабинетам… И вот просто взял, сделал и поставил».
Сам автор самовольно установленных скульптур к возможному недовольству городских властей относится легко.
«Если будут претензии, убрать их [скульптуры] недолго. Даже тот, который появился в Ленинском садике, случайно там оказался. Где-то в том направлении мне и хотелось поставить очередную фигуру, даже пытались договориться с одним заведением на Пушкина, но это меня в итоге расстроило — все эти договоры, отношение администратора, просьбы согласовать с начальством… Вот и решил в итоге просто поставить его в Ленинском садике», — рассказал он.
«Тот, который в Ленинском саду появился, самый красивый. Хотелось его поставить так, чтобы его можно было поближе посмотреть. Наверное, следующий появится не на пешеходной дорожке. Чувачка, который стоит в парке Горького, сложновато сфотографировать. Он стоит возле дороги. Думаю приехать с лестницей и красиво его сфотографировать, но надо еще как-то смочь выйти на дорогу. Чувачок с Профсоюзной первый пришел. У него в руках маленький предмет, в конце этот же предмет станет их космическим кораблем или порталом, и у всей этой истории появится сюжет», — пояснил задумку Дмитрий.
По его словам, фотографии, прикосновения, попытки повредить или доработать фигуры и есть тот диалог общества с уличным искусством, на который и был расчет. По ощущениям и замыслу художника, существа из фольги не замерли, а на самом деле находятся в движении, просто иначе ощущают время. Они двигаются, хоть и очень-очень медленно. Наша жизнь для них слишком быстрая, потому что мы живем в другом временном измерении, вследствие чего не можем ощутить их жесты.
«Поверхностный смысл этих скульптур о том, что инопланетные или из другого мира существа прилетели, чтобы нас оценить, исследовать. Но на самом деле, если шире на это посмотреть, эти скульптуры про нас. Про то, насколько мы способны вести диалог с искусством на улице. Предварительно можно сделать вывод, что люди очень терпимы и с пониманием относятся к таким идеям. Я, честно говоря, ожидал, что будут сносить и крушить в течение недели. Понятно, что если бы где-то на Квартале поставить эти скульптуры, они бы меньше простояли — дня два. Здесь все классно, у нас в городе живут реально классные понимающие люди. Хотя есть те, кто негодует»Дмитрий Шленкин
Главная же цель проекта — «достучаться до тех, кому выделяются средства и силы, чтобы сделать наш город лучше, донести до идейных людей, что надо не просто делать ремонт, а и дополнять это еще чем-то художественным».
«Честно говоря, я понял, что никогда в жизни не найду в себе силы договориться с муниципалитетом, еще с кем-то, и просто решил ставить свои работы. Теперь я вижу, что этот эксперимент, судя по всему, удачен. Я вижу, что это заходит людям. Может быть, слишком высокомерно так говорить, но мне кажется, что сейчас может вполне начаться суперклассная волна уличного по-настоящему красивого и осознанного искусства, чем просто росписи стен граффити», — резюмировал художник.
В ближайшее время Дмитрий будет занят в кинопроекте по мотивам татарских сказок в жанре кибербанк как художник-постановщик (он окончил Институт культуры). Времени на создание новых скульптур не останется, но он обещает завершить задуманное, десантировав в город все пять фигур пришельцев и их космический корабль.
Нет комментариев-