Доверие к информационным агентствам растет, а газеты умирают быстрее: как пандемия изменила медиа?

Как СМИ изменились во время пандемии коронавируса, каким источникам можно доверять и почему газеты стали покупать все реже, обсудили на онлайн-конференции «Медиа-2020: перемены».

Пандемия ускорила смерть газет

Пандемия изменила мир и неизбежно затронула средства массовой информации. К примеру, из-за распространения коронавируса люди стали реже покупать газеты, рассказал медиааналитик, координатор Российской ассоциации футурологов, руководитель Школы эффективного текста Андрей Мирошниченко.

«Произошло качественное изменение тактильности миллионов людей, что кардинально повлияет на восприятие прессы. Люди перестали трогать посторонние предметы, с точки зрения медиа к ним относятся газеты»Андрей Мирошниченко

По его словам, к новым тенденциям, которые ускорила пандемия, также относится замещение электронными медиа всех прочих информационных ресурсов, а также замещение текста визуалом. Возросла популярность Zoom и TikTok, где упор сделан на визуальное восприятие, не требующее грамотности, усердия и усидчивости, чтобы потребить контент.

Коронавирус создал поле страха и ускорил распространение фейков

Еще одним изменением в информационном пространстве, которое повлекла за собой пандемия, стало ускоренное распространение фейковых новостей, считает медиаэксперт, историк и лектор Университета Лидса Илья Яблоков.

«То, что мы увидели с вышками 5G, — это невероятно! Как быстро из одной культуры в другую прыгали разные мифы, как быстро они переводились энтузиастами и находили свою аудиторию в новом национальном контексте и завоевывали людей. Такого раньше я не наблюдал»Илья Яблоков

Эпидемия создает поле страха, в котором у людей автоматически начинается малорациональное поведение. Из-за этого они могут стать заложниками чужих манипуляций и фобий, также считает старший научный сотрудник Анненбергской школы коммуникаций и журналистики в Университете Южной Калифорнии Василий Гатов.

Новым стандартом доверия стали информационные агентства

На фоне распространения фейковых новостей важно найти достоверный источник, который проверяет информацию и которому можно доверять. По мнению Василия Гатова, таковыми являются информационные агентства.

«Пока, как мне кажется, этот стандарт сохраняют крупнейшие информационные агентства. Они немного позже, чем обычные СМИ, задумались о том, чтобы себя переизобрести, но в отличие от газет и телевидения подошли к этому существенно более системно», — заявил он.

По его словам, крупнейшие информационные агентства выводят на первый план не вопрос сообщения новостей, а вопрос их верификации. К примеру, американские информационные агентства приобретают систему верификации видео или инвестируют ресурсы в создание онлайн-верификации аккаунтов в соцсетях.

Если вы читаете новость, но ее не опубликовали в крупных информационных агентствах, вероятность того, что это действительно произошло, равна нулю — либо это ниже информационного радара и не имеет никакого значения, либо это и вовсе не случилось, добавил эксперт.

«Если вы пугаетесь неправды, любое информационное агентство лучше, чем обычное СМИ»Василий Гатов

Кроме того, не стоит использовать в качестве источника информации частные мнения, в том числе мнения блогеров, считает эксперт. «На сегодняшний день, если вы хотите информационную аскезу, перестаньте читать мнения, лучше почитайте академические статьи, они хотя бы проходят верификацию», — заключил Гатов.