350 новых лифтов в сотне домов, двухэтапный выбор подрядчиков и обсуждение капремонта с жителями многоквартирных домов — что известно о программе капремонта в Татарстане

В этом году на программу капремонта многоквартирных домов выделено порядка 5,8 млрд рублей, больше половины из которых — средства собственников помещений в домах. На что пойдут эти деньги и как не допустить некачественного выполнения капремонта, рассказывает заместитель директора ГКУ «Главинвестстрой РТ» Айрат Абузяров.

Три района Татарстана не вошли в программу капремонта многоквартирных домов 2019 года

Какой объем капремонта запланирован в 2019 году? Больше или меньше по сравнению с прошлым годом?

— Есть небольшие отклонения в меньшую сторону: если в 2018 году отремонтировали 972 многоквартирных дома, то в 2019-м это 936 многоквартирных домов. При этом объем финансирования остался на том же уровне — 5,8 млрд рублей.

Есть некоторые виды работ, например установка лифтов, где объем финансирования и объем проведения капитального ремонта в этом году выше, чем в прошлом году. В прошлом году отремонтировано 312 лифтов в 86 многоквартирных домах, а в этом году у нас 350 лифтов в 101 многоквартирном доме на 724 млн рублей. В 2018 году первоначальная стоимость была порядка 600 млн рублей, но в результате проведения достоверности определения сметной стоимости, падения при торгах и сложившейся экономии в ходе капитального ремонта фактическое исполнение программы по ремонту лифтов составило 483 млн рублей.

Откуда поступает финансирование программы капремонта на 2019 год?

— Общий объем финансирования у нас, как я уже говорил, это 5,805 млрд рублей. Средства собственников составляют 3,7 млрд рублей. Остальное — это средства бюджета РТ и муниципальных образований.

А из федеральных источников?

— Федеральных источников у нас нет. В 2018 и 2019 годах не предусматриваются средства федерального бюджета.

Фото: архив / Егор Никитин

Какой объем взносов с населения собран в 2018 году для исполнения программ капремонта? Какой объем планируется собрать в этом году?

— Средства собственников в 2018 году — 3,891 млрд рублей, а в 2019-м — 3,708 млрд. Это приблизительно одинаковые цифры, что неудивительно. Каждый год программа реализуется примерно в одинаковых объемах.

Почему планка не повысилась? Нет желания или нет возможности взять большее количество домов? Почему на одном уровне в 2018 и 2019 годах?

— Программу формирует муниципальное образование, а не НО «Фонд ЖКХ РТ». По сформированным и утвержденным предложениям муниципальных образований мы финансируем и осуществляем ремонт. Значит, в этих районах либо нет необходимости в ремонте большего количества домов, либо средств достаточно только на такое количество домов. Например, в 2018 году у нас в программу не попали два района — Дрожжановский и Алькеевский. В 2019 году у нас не будет Атнинского, Кайбицкого и опять Дрожжановского районов. У них нет необходимости проведения капремонта в многоквартирных домах.

В 2018 году проведен двухэтапный выбор подрядчиков для выполнения работ по капремонту в многоквартирных домах

Расскажите об итогах капремонта жилья в 2018 году. Сколько домов отремонтировано и о каких объемах финансирования идет речь?

— По программе капитального ремонта в Республике Татарстан в 2018 году было отремонтировано 972 многоквартирных дома площадью 5,6 млн кв. м, жилищные условия улучшили 215 тыс. граждан. Общий объем финансирования составил 5 млрд 817 млн, из которых средства собственников — 3 млрд 891 млн, также есть средства бюджета муниципального образования, бюджета Республики Татарстан.

В 2018 году торги проводились в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 в два этапа.

Первый этап — это определение квалифицированных подрядчиков: уполномоченный орган — Минстрой РТ, а второй этап — из числа квалифицированных подрядчиков определяется победитель торгов, с которым впоследствии заключается договор на осуществление работ по капитальному ремонту.

Такая двухэтапная система еще какими-то ведомствами, министерствами в Татарстане используется?

— Этот Порядок привлечения подрядных организаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации и используется в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Есть здесь определенные сложности, в основном это касается временных затрат. Чтобы пройти первый и второй этапы, нужно время. Процедуры по прохождению этапов регламентированы Порядком. Сбор и согласование документов, необходимых для проведения торгов, также требуют времени. Также необходима проверка определения сметной стоимости, которую проводит ГАУ УГЭЦ.

Фото: Александр Эшкинин

Из-за двухступенчатой системы определения подрядчиков срок проведения торгов увеличился?

— Изначально все зависит от сроков предоставления документации для проведения торгов. Сбором документации, оформлением, актуализацией программы занимаются технические заказчики, в нашем случае это органы местного самоуправления муниципальных районов республики. Процесс непростой, так как работа сопряжена с согласованием жильцов, и получить одобрение жильцов — это наша первоочередная задача. Кроме того, техническую документацию согласовывают управляющие организации. Здесь есть определенные проблемы, трудности. Мы их решаем, в последующем пытаемся учитывать опыт прошлых лет. Так, в целях оптимизации времени торги на привлечение проектных организаций для изготовления проектной сметной документации на 2019 год мы провели в конце 2018 года.

Как новинка с двухэтапным определением подрядчиков повлияла на капремонт? Какой реальный эффект вы получили от этой системы?

— Я бы хотел отметить, что для включения в реестр квалифицированных подрядных организаций подрядчик должен соответствовать определенным требованиям. Это, например, отсутствие задолженности по уплате налогов, отсутствие аналогичных контрактов, расторгнутых по решению суда или по требованию одной из сторон, отсутствие процедуры ликвидации и т.д. Также он должен состоять в членах СРО — саморегулирующая организация, где есть определенные требования по количеству персонала, по возможным объемам. Естественно, не все организации соответствуют всем требованиям.

С одной стороны, стало легче, так как к выполнению работ допускаются серьезные, зарекомендовавшие себя организации, имеющие необходимый штат специалистов и базу. Но с другой стороны, это конкуренция, ведь в торгах могут участвовать все организации, прошедшие предварительный отбор, в том числе из других регионов Российской Федерации.

В 2019 году вы продолжите эту практику с двухэтапным выбором подрядчиков?

— Да, естественно. Это требование законодательства.

Казанской компании в рекордные сроки пришлось устанавливать 222 лифта по вине другого подрядчика

Лифты чьего производства устанавливаются в многоквартирных домах Татарстана?

— В Российской Федерации есть три базовых завода, которые поставляют лифтовое оборудование, — это Карачаровский механический завод, Щербинский лифтостроительный завод и Могилев (ОАО «Могилевлифтмаш» — прим. Т-и). Все остальные компании, которые участвуют в торгах, в основном пользуются дилерскими услугами и закупают у них лифты для установки по нашей программе капитального ремонта.

Фото: архив / Салават Камалетдинов

В прошлом году в программе участвовали только республиканские компании. Первый лот выиграл «Кзн-Татлифт», а второй лот был достаточно сложный. Карачаровский завод в установленный законодательством срок не смог обеспечить подписание договора, поэтому договор был подписан со вторым участником торгов — это «Лифт-Строй Компания». «Лифт-Строй Компания» провела работу и за оставшийся короткий срок в 4 месяца установила 222 лифта на территории Республики Татарстан.

Получается, с Карачаровским заводом больше не будете сотрудничать, раз он так себя отрицательно зарекомендовал?

— По решению Управления федеральной антимонопольной службы РТ Карачаровский завод был отнесен в список недобросовестных подрядчиков. Это не прерогатива фонда, это работа УФАС для того, чтобы определить зону ответственности того или иного подрядчика.

Основная сложность при проведении капремонта — сжатые сроки

Какие еще сложности в 2018 году были при проведении капремонта? С какими проблемами вы столкнулись? Какие недоделки были, как они устранялись?

— Основная трудность — это сроки реализации программы. Срок реализации программы зависел от условий законодательства в проведении торгов. В результате двухэтапного проведения торгов контракты, например, в Альметьевском районе или в Набережных Челнах были получены на руки в июле. Фактически по сезонности проведения работ, допустим, по замене кровли, по ремонту фасада — все эти работы необходимо было провести летом, и пришлось ускоряться в части реализации программы. Пришлось искать дополнительные рабочие силы, искать дополнительных подрядчиков, чтобы уложиться в сроки и не сорвать программу.

Нужно еще отметить, что важно не только построить, нужно еще качественно построить. У нас очень много надзорных органов — это и Жилищная инспекция, и различные органы власти: Министерство строительства и архитектуры РТ, Ростехнадзор, налоговые органы, прокуратура, антимонопольная служба, которые следят за нашей работой и вместе с нами стараются выполнить программу в те сроки, которые мы обозначаем.

Фото: архив / Ильнар Тухбатов

Дополнительных подрядчиков, которые помогают уложиться в срок, вы тоже ищете по тендерам?

— Как я уже сказал, генподрядчики определяются в ходе двухступенчатой системы отбора. В дальнейшем генподрядчик может привлекать субподрядчика, для этого рекомендуются организации органами местного самоуправления. Но ответственность перед Фондом ЖКХ несет генеральный подрядчик, и он должен найти для ремонта того субподрядчика, который сумеет достойно завершить работу, выполнить программу.

Есть ли подрядчики, которых вы не допустили к тендерам программ капремонта в 2019 году, потому что они не справились со своей работой в 2018-м?

— Как говорилось ранее, к торгам допускаются подрядчики из числа квалифицированных. Не допускать к выполнению работ подрядчика, выигравшего торги, НО «Фонд ЖКХ РТ» не имеет права.

Если такие подрядчики подаются на участие в тендере, как этот вопрос решается? Как не допустить недобросовестных подрядчиков к капремонту?

— Фонд ЖКХ РТ подает сведения о подрядчиках не исполнивших обязательства по договорам в УФАС РТ. Решение о том, добросовестный это подрядчик или нет, принимает УФАС.

Жителям домов, которые нуждаются в капремонте, приходится объяснять: бюджет не безграничен

Тему лифтов мы обсудили, а что по кровле, по системам холодного водоснабжения, горячего водоснабжения? Как эта часть работ будет проводиться в 2019 году?

— Программа капремонта формируется органами местного самоуправления, то есть техзаказчиками. В основном капитальный ремонт осуществляется в соответствии с решениями собственников помещений в доме. Работы по капитальному ремонту включают в себя полный комплекс работ: это и фасад, и кровля, и электроснабжение, и подъезды, и горячее и холодное водоснабжение. В основном набирается семь-восемь видов работ, которые необходимо выполнить в том или ином доме.

Фото: архив / Александр Эшкинин

Получается, нельзя сказать, что делается акцент на каком-то конкретном виде работ? В каждом случае все индивидуально?

— В процессе работы возникают некие вопросы, потому что мы прекрасно понимаем: денег зачастую не хватает, чтобы провести весь комплекс работ. Это работа органов местного самоуправления — грамотно и эффективно спланировать программу капитального ремонта. Мы же должны выполнить капремонт только в тех объемах, которые заложены по программе. Мы не можем профинансировать и отремонтировать больше того, что есть в программе.

По нашему совету, по рекомендации муниципального образования ведется разъяснительная работа с жильцами, чтобы определить необходимость выполнения тех или иных работ. Кровля, горячее, холодное водоснабжение, канализация — первоочередные виды работ, которые необходимо отремонтировать для того, чтобы нормально функционировал дом.